25 октября 2011
Обновлено 17.05.2023

Reamde

Reamde - изображение обложка
Reamde - фото 1

Reamde — ультразлободневный технотриллер, одинаково уверенно освещающий взрыв жилого дома в Сямэне и культурный шок казуального игрока, впервые столкнувшегося с интерфейсом китайской MMORPG.

Вместо обычного для произведений такого рода молодого хакера, попавшего в скверную криминальную историю, главным героем Reamde является пожилой американский бизнесмен Ричард Форфраст. Завязав с преступным прошлым (контрабанда марихуаны через границу с Канадой), Ричард вместе с китайским партнером основывает игровую компанию Corporation 9592 и разрабатывает глобальную онлайновую игру T’Rain, успешно конкурирующую с World of Warcraft (да, с этого момента книгу можно смело считать социальной фантастикой).

Но Ричард берет на работу в корпорацию племянницу Зулу, бойфренд которой, сиэтловец Питер, — тот самый молодой хакер. И в результате действий Питера obshchack русской мафии оказывается в руках китайских голдфармеров из T’Rain.

Все это — лишь стартовая площадка для невероятно разветвленного сюжета 1056-страничного романа, зона действия которого охватывает Сиэтл, канадские лесные дебри и три азиатских мегаполиса, а колея событий сводит нос к носу колоритных русских гангстеров Иванова и Соколова, исламского террориста Абдуллу Джонса и проживающего в T’Rain персонажа-тролля по имени REAMDE.

Изрядная часть действия разворачивается в суровой современной виртуальности — с вопросами игрового баланса Ричард сражается не менее яростно, чем с похитившими Зулу террористами; все сведения друг о друге персонажи (включая британских секретных агентов) черпают из «Википедии». Но не ждите от Reamde наивного упоения таинственными хакерскими манипуляциями и излишне красочных описаний онлайновых баталий: Нил Стивенсон — писатель совсем иного масштаба, нежели Сергей Лукьяненко, Кори Доктороу или Уильям Гибсон.

Установка дистрибутива Linux на ПК в манильском интернет-кафе для Стивенсона — не сеанс черной магии, а всего лишь установка Linux. Виртуальные война и мир здесь рассматриваются живо, образно и трезво, в том же на удивление захватывающем журналистско-инженерно-юмористическом стиле, с помощью которого автор уже успел опровергнуть все привычные представления о классическом киберпанке («Лавина»), шпионском романе («Криптономикон»), исторической эпопее («Барочный цикл») и постапокалиптической фантастике («Анафем»).

Виртуальные и реальные линии книги сходятся не так часто, как хотелось бы, — хотя в одном запоминающемся фрагменте герои пытаются обналичить захваченное в игре золото на сумму в $2 млн, а в другом команда американских спецназовцев в свободное от охоты на Абдуллу Джонса время упоенно сражается в T’Rain и украшает трейлер изготовленными на трехмерном принтере фигурками своих героев.

Ничего критичного для сюжета в игре не происходит — венчает Reamde не битва за виртуальную экономику, описанию тонкостей которой посвящена первая четверть книги, а банальная перестрелка в глухом лесу между героями, отрезанными от Twitter и Facebook.

Спасет ли Ричард Зулу? Поймают ли дерзкого Джонса, планирующего нелегально проникнуть в США и ворваться с автоматом в казино Лас-Вегаса? Все это, конечно, интересно, но в финальных главах куда больше хочется узнать, чем все-таки кончилась война Ярких сил с Землянистой коалицией и не понерфили ли разработчики заклинание Comet Rider после битвы за Торгайские холмы с участием всемогущего Эгдода. Увы, все эти вопросы автор (в жизни в MMORPG не играющий) игнорирует как несущественные.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь