Битва мнений. Нужны ли сюжетные квесты?

Битва мнений. Нужны ли сюжетные квесты?

Спец — Битва мнений. Нужны ли сюжетные квесты?
Нужен ли квестам в ММО сюжет, или достаточно сообщить: за убийство полусотни монстриков ты получишь пяток золотых монет и шоколадку?
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Спец
Битва мнений. Нужны ли сюжетные квесты?

«Битва мнений» — новая рубрика на «Игромании ХР». Здесь сталкиваются две противоположные точки зрения. Вам же предстоит оценить, какая из них вам ближе. Может быть, обе... или ни одна. Ведь только о вкусах и спорят, сами знаете!

В первом выпуске рубрики мы взяли тему, которая совсем недавно была в опросе на «Игромании ХР». Нужны ли сюжетные квесты? Обратите внимание, что речь идет только о сюжетных текстовках как таковых. Мы не говорим сейчас про сеттинг и про мир, про накрученность заданий и про атмосферность.

Нужен ли квестам в ММО сюжет, или достаточно сообщить: за убийство полусотни монстриков ты получишь пяток золотых монет и шоколадку? Не напрасно ли тратят свои силы и умения сценаристы, сочиняя истории, которые никто не читает? Или же в хорошей онлайновой игре обязательно должны встречаться задания, которые больше приличествуют сингловой ролевке?

Мнение №1. Расскажи мне сказку...

Светлана Нелипа: «Это приключение, которое втягивает игрока, постепенно раскрывая мир.»

Каждый раз, когда меня волею судеб и главного редактора забрасывает в игру, смысл жизни в которой сводится к простой формуле «убей 200 волков — и ты получишь оружие, которым сможешь убить 500 медведей», мой разум на очередной сотне зверушек отправляется в скитания. И начинает нашептывать мне: а вдруг вот сейчас, с двухсот пятидесятого медведя, выпадет что-то неожиданное… какая-нибудь оловянная цепочка. И я отправлюсь в деревню, и там аборигены мне расскажут, что такую носил внук старой леди с холма. А старая леди расплачется, увидев цепочку, и пожалуется, что единственный ее внук не вернулся из леса. Я отправлюсь назад, чтобы хотя бы тело его найти и вернуть доброй старушке. Но по следам, сломанным веткам и клочкам одежды доберусь до пещерки высоко в горах, в которой скрылся испугавшийся зверей ребенок. Убив по пути оставшуюся полусотню медведей, я вручу мальчика плачущей от счастья леди. Ну вот, день не пропал даром, удалось почувствовать себя героем!

В моем представлении сюжетные квесты — это не длинная речь квестодателя, идеологически обосновывающая необходимость убийства еще нескольких десятков чудовищ. Это приключение, которое втягивает игрока, постепенно раскрывая кусочек истории мира, рассказывая сказку.

В EverQuest 2 мы можем повстречаться с похищенной разбойниками девицей. Она тайком передаст нам записку с просьбой помочь собрать выкуп. Если мы согласимся, то очнемся уже втянутыми в эпическую линейку Двора Павлинов, которая начинается пробежкой по Мадж’Дулу, а закончится схватками с рейдовыми боссами.

Во «Властелине Колец Онлайн», заглянув на ферму вблизи Занорья, мы неожиданно для себя оказываемся в шкуре… курицы. Безобидную птичку нам предстоит провести чуть ли не по всему Средиземью, чтобы предупредить других животных о наступающей угрозе.

«Властелин Колец Онлайн». Если не читать — хотя бы наискосок — речи квестодателей, мы так не узнаем, что это за Наркил и какова его роль в происходящем.

Там же, во «Властелине», часть основного эпоса повествует о кровавой воительнице Амартиэль. Но отголосками этой истории пронизан ряд квестов, стоящих вдалеке от главной тропы. Поначалу я бранила за лень сценаристов, раз за разом подсовывающих похожие ситуации. Но когда все осколочки собрались воедино, то стало ясно, как умело меня заманили в ловушку! Пронзительная история о любви, ошибках, потере и возмездии составила бы честь любому синглу.

Да, в таких квестах много беготни, и награда за их выполнение обычно весьма скромна. Но это — то, что дает мне не чувствовать себя ботом, часами набивающим экспу на десятиметровом пятачке.

Пока я играю, я могу хвастаться уникальным оружием, мощными сетами, красивыми цифрами характеристик. Но потом, много лет спустя, мои многочисленные внуки и правнуки сбегутся к моему креслу-качалке и закричат: «Бабуля, а расскажи нам сказку!» И я расскажу им об отважной курице и о знатной пленнице, о жестокой Амартиэль и о ее отце, для которого она до самой смерти оставалась милой нежной Нармалет.

Мнение №2. Драматургия для убийцы выхухолей

Денис Давыдов: «Игроки — и есть сюжет онлайновой игры.»

Недавно на «ИгроМире» мы брали интервью у легендарного Дмитрия Гусарова, создавшего «Космических рейнджеров» и отечественную переработку King’s Bounty, а ныне работающего над онлайновой Royal Quest. По его словам, в MMORPG невозможно сделать сюжет, который сравняется с сингловой игрой. И хотя в Royal Quest — вы тут не подумайте дурного — сюжету уделяется масса внимания, вместе с тем совершенно очевидно, что до накала страстей, глубины драматургии и столкновений характеров никакой онлайновой игре пока что не дотянуть. Ни Royal Quest, ни WoW, ни SWTOR, ни нам с вами, если подадимся в разработчики.

В большинстве существующих онлайновых игрушек квесты сводятся к «убей-принеси». Иногда разработчики изобретают сложные модели велосипедов: «найди, где бродит тот, кого надо убить», «нажми двадцать рубильников», «оббеги пять персонажей тридцать раз по кругу» и так далее. На худой конец — «смастери мне Лук Разрушителя; добудь для этого 20 пшена, 50 корней сурепки, один задний глаз демона и наковыряй двадцать два гипофиза из ядовитых козодоев, живущих на холме выхухоля!».

Нельзя, физически нельзя делать сюжетно навороченные квесты в массовой игре. Квестодатель всегда будет торчать на одном месте, как доска почета. В лучшем случае — путешествовать. Его нельзя убить, он не может переместиться после ваших сценарных действий. Онлайновая игра всегда стоит на месте. В движении находятся только сами игроки.

Они — игроки — и есть сюжет онлайновой игры. Взаимоотношения, прокачка, подбор и заточка доспехов, война, достижения, радости и неудачи. Вот — реальный сюжет. А сама игра — мертвая вода, окошко «Макдоналдса», она не течет, она меняется с патчами и падениями серверов, но меняется целиком, она не может следовать сюжету, потому что, как бывалая шлюха, должна быть одинаково любезна к каждому следующему клиенту. Чувствуйте себя комфортно, раздевайтесь, расслабьтесь, наденьте доспех, убейте двадцать выхухолей... следующий...

SWTOR. Этот скриншот вы видели много раз. Внизу — три варианта ответа. Есть выбор, ура! Но так ли он важен для игры? Зато в SWTOR приходится следить за сюжетом. Даже если неохота или спешишь. Сингл в шкуре MMO?

Это — не любовь, это — секс. Это — не драматургия, это — чистая механика. «Убей-принеси» лишено души. Оплодотворяете игру — вы, игроки, а не писатели и сценаристы, рожающие «интересные» сюжетные перипетии вокруг очередного «принеси мне хвост мертвого ящера». Зачем читать терзания романиста-онлайниста, если можно поиграть в «Ведьмака», посмотреть «Начало», прочесть Толкина? Подставьте сюда любимые сингловые игры, фильмы и книги...

Итог. В большинстве онлайновых игр я пролистываю текстовки заданий, чтобы не тратить время на чтение. Исключения, конечно, бывают. Но мало. И меня расстраивает, если для выполнения задачи надо было прочесть ее описание. Не хочу. Меня уже ждут друзья, мы обсуждаем, какую комбинацию навыков подобрать для персонажа, впереди поход в подземелье, а тут вы с вашим... сюжетом и душевными страданиями вокруг чисто механистических заданий. Фальшь и трата времени.

Резюме

В момент написания мнений еще не было понятно, чем окажется Star Wars: The Old Republic. Сейчас уже можно говорить о том, что Bioware открывает новые сюжетные грани в MMO. И вместе с ними индустрия онлайновых игр делает первые шаги к смешению сингловых сюжетов и онлайна, когда сделанный игроком выбор действительно будет влиять на картину мира, а пройти очередное приключение будет интересно не только ради наград и опыта, но и ради того, чтобы узреть, чем же оно закончится. SWTOR, конечно, не идеален, и в наших первых впечатлениях вы можете прочесть критические замечания к квестовой системе. Но — и все же, и все же...

Насколько бы ни были авторы мнений правы, сейчас очень мало онлайновых игр, где сюжет — не волны текста, которые можно пролистнуть... и ничего не потерять.

Комментарии
Загрузка комментариев