24 февраля 2012
Обновлено 17.05.2023

Феномен машинимы. Другое кино

Феномен машинимы. Другое кино - изображение обложка

Мы часто говорим, что современные игры вроде Mass Effect, Heavy Rain или Uncharted все больше походят на кино. По зрелищности, постановке и проработке сюжета они могут поспорить с лучшими творениями голливудских режиссеров. Однако говорить о стирании грани между двумя развлекательными индустриями можно и в ином контексте, имея в виду феномен машинимы, зародившейся в 90-х годах прошлого века. Давайте разберемся, что за явление скрывается под этим странным названием.

Мотор, камера!

Мы привыкли воспринимать игры как отдельный вид искусства, и, безусловно, лучшие из них заслуживают такого к себе отношения. Но игры могут служить и инструментом самовыражения — например, для создания настоящих анимационных фильмов.

Феномен машинимы. Другое кино - фото 1

[[BULLET]] Средняя продолжительность эпизодов Red vs. Blue — порядка пяти минут.

Благодатная почва для возникновения машинимы возникла еще в начале 1990-х, когда в Stunt Island и Doom появилась возможность делать записи геймплея. Естественно, многие игроки с удовольствием записывали свои прохождения, а потом показывали их друзьям, скажем, чтобы похвастаться мастерством или продемонстрировать запоминающийся эпизод. Конечно, подобный ролик был далек от кино, ведь ни о каком творчестве речи пока не шло, но первый шаг был сделан.

Полноценная возможность для творческой самореализации появилась у энтузиастов в 1996 году с выходом Quake , который позволял редактировать сделанные записи. Среди поклонников игры создание собственных видеороликов обрело повальный характер. Поначалу все сводилось к воспроизведению смачных сцен из сюжетной кампании, скоростных прохождений уровней или многопользовательских баталий, но представителям клана Rangers этого показалось мало.

Осенью того же 1996 года команда представила ролик Diary of a Camper , который принципиально отличался от всех подобных видео наличием сюжета. Пусть сценарий был простоват, но прежде ничего подобного никто не делал.

Феномен машинимы. Другое кино - фото 2

[[BULLET]] Альтер эго героев South Park в мире World of Warcraft.

Поначалу большинство поклонников Quake не придало этой работе особого значения, но команда Rangers не остановилась на достигнутом и еще до конца года подготовила несколько новых видео, которые значительно превосходили Diary of a Camper по продолжительности и проработке сценария. Особенно большой резонанс получил «фильм» Ranger Gone Bad 2: Assault on Gloom Keep. Именно он впервые продемонстрировал, что машинима — хотя подобного термина тогда еще не существовало — это не просто мимолетная забава для увлеченных фанатов, а новый способ самовыражения.

Феномен машинимы. Другое кино - фото 3

[[BULLET]] Хэнкок ушел с поста главного редактора Machinima.com в 2006 году, чтобы посвятить все свое время созданию новых фильмов.

Фильмы Rangers, а точнее, группы энтузиастов United Ranger Films , отделившихся от клана и занимавшихся только видео, вдохновили множество подражателей, и Сеть буквально захлестнула волна так называемых Quake movies. Если первые машинимы можно было назвать фильмами лишь с натяжкой, то последовавшие ролики стали настоящими полнометражными лентами и сериалами в самых разных жанрах, от боевика до комедии. Авторы зачастую не ограничивались теми возможностями, которые предоставлял им Quake, и вносили в программный код существенные изменения. Например, группа Clan Undead прославилась прежде всего тем, что в ее картине Operation Bayshield использовались созданные самими авторами текстуры и спецэффекты, а также появилась синхронизация артикуляции.

Виртуальный кукольный театр

Существуют два основных метода создания машинимы. Первый и, пожалуй, наиболее простой из них на английском называется digital puppetry (виртуальное кукловодство). Роль куклы в этом случае отводится персонажам, которыми в реальном времени управляют игроки, а все действия героев записываются на видео. С одной стороны, такой подход открывает простор для импровизации, но с другой - не дает никаких гарантий, что финальный результат будет соответствовать ожиданиям съемочной группы.

Альтернативный вариант подразумевает предварительную работу со скриптами. Таким образом, все, что происходит на экране, оказывается под полным контролем авторов, и это позволяет им создавать гораздо более сложные сцены. Однако и тут не обходится без проблем. Такой метод требует значительно больших затрат времени и сил, да и далеко не все разработчики позволяют игрокам копаться в своих играх.

Впрочем, как и в любом искусстве, в машиниме нет строгих правил. Никто не мешает комбинировать оба метода или, скажем, наряду с виртуальными персонажами и декорациями использовать живых актеров или классическую анимацию.

Machinima.com

Естественно, пример поклонников сериала Quake побудил заняться творчеством любителей других игр. Термин «Quake movies» перестал отвечать сути зарождающегося феномена. Тогда Энтони Бэйли один из первых осознал весь потенциал нового явления и предложил новый термин — «машинема», получившийся из сочетания слов «machine» и «cinema». Название подхватил и стал активно популяризировать другой энтузиаст зарождающегося направления киноискусства, Хью Хэнкок. Правда, он посчитал, что слово пока что не в полной мере отражает суть явления, и попытался сделать термин созвучным со словом «anime», которым обозначают японскую анимацию. Тогда-то жанр и обрел свое окончательное имя — машинима.

Феномен машинимы. Другое кино - фото 4

[[BULLET]] В 2007 году Хэнкок написал учебник для тех, кто хочет попробовать свои силы в машиниме.

Сам Хью Хэнкок трактует этот термин как «технику создания фильма внутри виртуальной реальности», то есть с появлением машинимы любой технически подкованный энтузиаст, используя ресурсы той или иной игры, получил возможность попробовать себя в качестве Джеймса Кэмерона или Стивена Спилберга. Желающих, естественно, оказалось немало.

Еще в 1997 году Хэнкок, будучи студентом Эдинбургского университета, основал вместе с Гордоном Макдональдом студию Strange Company. Она прославилась анимационными роликами для Electronic Arts и телеканала BBC. Попутно компания начала разработку на основе движка Lithtech 2 первого специализированного программного обеспечения для авторов машинимы — Lithtech Film Producer, однако этот проект так и не был доведен до конца.

Феномен машинимы. Другое кино - фото 5

[[BULLET]] BllodSpell от студии Strange Company — первая полнометражная машинима на движке Neverwinter Nights.

Но по-настоящему широкую известность Strange Company получила в 2000 году, когда она запустила сайт Machinima.com , который создавался с целью объединить стремительно формирующееся сообщество авторов машинимы. Ресурс был призван исполнять сразу две функции. Во-первых, сайт изначально предлагал внушительную подборку материалов, которые должны были стать подспорьем для начинающих энтузиастов, — например, статьи с советами более опытных умельцев и интервью с авторами популярных работ. Во-вторых, Machinima.com стал крупнейшим в Сети хранилищем для роликов, фильмов и сериалов, снятых любителями машинимы.

Одним из первых фильмов, опубликованных на новом сайте, стал Quad God , созданный на основе Quake 3: Arena. Прежде для просмотра роликов всегда требовалась та игра, где он и был создан. Quad God был записан в обычном видеоформате, и любоваться им мог любой желающий. Старожилы, которые помнили первые дни Quake movies, восприняли это новшество в штыки, но прогресс было не остановить, и машинима начала постепенно привлекать внимание широкой аудитории, к чему и стремился Хэнкок с единомышленниками.

Феномен машинимы. Другое кино - фото 6

[[BULLET]] Time Commanders начала выходить, когда Rome: Total War еще находилась на стадии разработки, поэтому The Creative Assembly предоставила телевизионщикам лишь раннюю версию движка.

Сегодня ресурс Machinima.com уже вышел за границы жанра, давшего ему название, и служит площадкой для публикации самого разного видео, связанного с индустрией развлечений. Например, сайт регулярно радует своих посетителей мировыми премьерами трейлеров к играм и фильмам. Например, сериалами Mortal Kombat: Legacy и Dragon Age: Redemption.

Право имею?

Феномен машинимы. Другое кино - фото 7

Творцы машиним вовсю пользуются в своем творчестве чужой интеллектуальной собственностью, что, естественно, остро ставит перед ними проблему авторского права. Например, создатели Red vs. Blue в свое время очень боялись, что, если информация о сериале дойдет до Microsoft , на них тут же набросится толпа злобных юристов и проект придется прикрыть. Редмондцы действительно практически сразу узнали о прогремевшей машиниме, но никаких претензий предъявлять не стали.

Большинство крупных издателей и разработчиков придерживаются в отношении машинимы той же политики, что и Microsoft. Они не возражают против некоммерческого использования их игр. Правда, это означает, что хотя свободу творчества правообладатели и не ограничивают, но заработать на своем видео, скорее всего, не удастся. Исключения вроде того же Red vs. Blue встречаются, но крайне редко.

Стоит отметить, что некоторые компании даже поощряют энтузиастов. Так, еще десять лет назад студия Epic Games , выпуская Unreal Tournament 2003 , добавила в игру специальный инструментарий в помощь тем, кто решит создавать на ее основе машинимы. Впоследствии этому примеру последовали и некоторые другие компании.

Пусть расцветают сто цветов

Как игры или кино, машинима весьма неоднородна, тем более что ее рамки достаточно размыты. Например, серия видеороликов Quake done Quick , как следует из названия, представляла собой просто скоростные прохождения, выполненные с применением всевозможных трюков. Можно ли считать подобные ролики машинимой — вопрос дискуссионный, что, впрочем, никак не умаляет их популярности.

Но все-таки основное направление машинимы подразумевает не просто запись геймплея, а творческое переосмысление той или иной игры. Тут и начинается настоящее разнообразие. Сложно найти такой жанр или популярную игру, которым бы создатели машиним не отдали должное. Военные драмы на основе Battlefield 1942 , фантастические боевики на движке Unreal Tournament , фэнтезийные приключения, созданные с помощью инструментария Neverwinter Nights , музыкальные клипы в декорациях World of Warcraft … продолжать этот список можно почти бесконечно. Любой зритель сможет найти себе что-то по вкусу среди бесконечного потока машинимы, однако самым востребованным жанром во всем этом многообразии остаются комедии.

Феномен машинимы. Другое кино - фото 8

[[BULLET]] The Strangerhood беспощадно высмеивал такие популярные сериалы, как «Отчаянные домохозяйки», «24» или «Остаться в живых».

Среди всех юмористических машиним выделяется сериал Red vs. Blue , стартовавший 1 апреля 2003 года. Его создатели уже пользовались в сообществе определенной известностью благодаря сайту с говорящим названием Drunkgamers.com (ныне не функционирует). Главный идеолог ресурса Барни Барнс и несколько его друзей развлекались тем, что подшофе рецензировали приглянувшиеся им игры и затем выкладывали свои видеообзоры в Сети. Конечно, со временем это занятие наскучило как товарищам Барнса, так и ему самому. У него родилась идея снять юмористическое видео с помощью мультиплеерного режима Halo: Combat Evolved.

Молодые люди тогда еще не слышали о машиниме, но сумели произвести в ней настоящую революцию. Главными героями сериала Red vs. Blue выступали бойцы красной и синей армий, которые вместо того, чтобы воевать, отсиживались по своим базам и постоянно попадали во всевозможные комические ситуации. Изначально Барнс с друзьями воспринимали этот проект не серьезнее, чем свои прежние обзоры игр, и собирались ограничиться всего несколькими эпизодами, но совершенно неожиданно сериал Red vs. Blue стал настоящим хитом. Только за первые сутки пилотный эпизод собрал порядка двадцати тысяч просмотров. И это только начало. Достаточно сказать, что на сегодня Red vs. Blue насчитывает уже девять сезонов. Многим популярным телевизионным сериалам о подобном долголетии остается только мечтать.

Феномен машинимы. Другое кино - фото 9

[[BULLET]] United Ranger Films, основанная авторами Diary of a Camper, стала первой студией, специализирующейся на создании машиним.

Пожалуй, главное отличие Red vs. Blue от прочих комедийных машиним того времени заключалось в том, что авторы этого сериала не ограничивались шутками, понятными лишь заядлым игрокам. Оценить их юмор мог и рядовой зритель, который никогда не видел Halo. Впрочем, Red vs. Blue примечателен даже не столько подходом Барнса и его коллег к сюжету, сколько тем, что этот сериал наглядно продемонстрировал всем скрытый потенциал машинимы.

Большой фестиваль

Феномен машинимы. Другое кино - фото 10

Весной 2002 года в ходе Game Developers Conference Хью Хэнкок, Энтони Бэйли и еще несколько пионеров машинимы объявили о создании организации The Academy of Machinima Arts & Sciences, которая займется популяризацией и продвижением жанра в массы. И уже тем же летом «Академия» при финансовой поддержке компании NVIDIA организовала под крылом выставки QuakeCon первый фестиваль машинимы. Главным его триумфатором стал фильм Anachronox: The Movie , завоевавший победу сразу в трех номинациях - «Лучший фильм», «Лучший сценарий» и «Технический прорыв».

Уже со следующего года фестиваль стал самостоятельным, а в 2008-м даже перерос этот формат, и теперь «Академия» проводит полноценные выставки The Machinima Expo.

Не только для забавы

До появления Red vs. Blue машиниму воспринимали в основном как творчество фанатов. Но когда студия Rooster Teeth Productions , основанная Барнсом и его друзьями, начала приносить доход за счет платной подписки и продажи сопутствующих товаров, машиниму стали принимать всерьез.

Феномен машинимы. Другое кино - фото 11

[[BULLET]] Алекс Чан доказал, что машинима может быть острой и злободневной.

Все сомнения в зрелости этого искусства развеялись в 2004 году. На выставке Е3 того года компания Electronic Arts демонстрировала вторую часть The Sims , релиз которой был намечен на ближайшую осень. Ознакомившись с игрой, сотрудники Rooster Teeth Productions пришли к выводу, что на ее основе можно создать прекрасную комедию, и предложили EA совместный проект. Боссы издательства вполне резонно сочли, что реклама лишней не бывает, и согласились на сотрудничество. Его плодом стал новый сериал The Strangerhood , остроумно парадировавший современную поп-культуру.

Строго говоря, это был не первый случай, когда машинима вышла за границы любительского творчества. Сам Стивен Спилберг, работая над фильмом «Искусственный интеллект», использовал движок Unreal Tournament, чтобы заранее прикинуть, как будут выглядеть те или иные сцены и спецэффекты. Кроме того, с 2002 по 2004 год на американском кабельном телеканале G4TV шла сатирическая машинима Portal , правда, широкой известности она не получила.

Именно работы Rooster Teeth Productions привлекли к машиниме общественное внимание и заставили крупные компании присмотреться к новому виду кино. Результаты не заставили себя долго ждать. Вскоре на канале BBC была показана серия документальных передач Time Commanders , видеоряд для которой создавался на движке Rome: Total War. Участники программы разыгрывали знаменитые битвы. Спустя некоторое время в эфире другого телеканала, HBO , состоялся показ документального фильма Molotov Alva and His Search for the Creator , посвященного виртуальной вселенной Second Life и созданного исключительно за счет ее ресурсов.

Феномен машинимы. Другое кино - фото 12

[[BULLET]] Заключительную часть Tales of the Past только за первые дни посмотрело более двухсот тысяч человек.

Дальше — больше. Автомобильный концерн Volvo заказал нью-йоркскому студенту, увлеченному машинимой, создание рекламного ролика своей продукции. Создатели сатирического мультсериала South Park , всегда оперативно реагирующие на все веяния современной культуры, использовали технику машинимы во время съёмок эпизода Make Love, Not Warcraft. Порой видео по мотивам собственных игр снимают и сами разработчики. Наглядным примером тому может служить серия юмористических короткометражек Meet the Team по шутеру Team Fortress 2 , подготовленная сотрудниками компании Valve.

Сам себе режиссер

Наверное, говорить, что машинима уже встала вровень с большим кино или хотя бы мультипликацией, пока рано, но одно бесспорно — она движется к этому семимильными шагами. Тем более что у машинимы есть ряд явных преимуществ перед классическими формами киноискусства. В первую очередь, она требует меньших вложений: небольшие ролики обходятся в копейки, да и на полнометражные «ленты» обычно хватает нескольких тысяч долларов, что несопоставимо с затратами голливудских студий.

Феномен машинимы. Другое кино - фото 13

[[BULLET]] Машинима Molotov Alva рассказывает о человеке, который, погружаясь в мир Second Life, постепенно утрачивает связь с реальностью.

К тому же, чтобы сделать машиниму, зачастую не требуется ни большой команды специалистов, ни многих месяцев упорного труда. В 2005 году огромный резонанс получила короткометражная лента The French Democracy , снятая на основе реальных волнений в Париже. Ее автор — молодой француз китайского происхождения Алекс Чан — первым доказал, что машинима может служить не только способом самовыражения, но и средством во всеуслышание заявить о своей гражданской позиции. Примечателен и другой факт: Чан сделал это видео в одиночку всего за четыре дня!

Конечно, ленты энтузиастов не всегда сняты «дешево и сердито». Среди бесчисленных крохотных любительских поделок нет-нет да и попадаются работы, которые размахом вполне могут поспорить с голливудскими блокбастерами. Одним из самых наглядных примеров может служить эпическая трилогия Tales of the Past , созданная на основе World of Warcraft. Сюжет этой машинимы закручен не хуже, чем у оригинальной игры, а в съемках батальных сцен принимали участие тысячи игроков. Впрочем, пока подобные эпические картины все же остаются большой редкостью. Даже среди энтузиастов находится не так много людей, готовых тратить многие месяцы, а то и годы на один проект, который к тому же вряд ли принесет иные дивиденды, кроме морального удовлетворения и уважения единомышленников.

В 1965 году компания Kodak выпустила доступные любительские видеокамеры, благодаря чему миллионы молодых американцев получили возможность приобщиться к волшебному миру кино. Для большинства съёмка осталась простым увлечением, но для некоторых молодых энтузиастов она стала делом всей жизни, и сегодня имена Стивена Спилберга, Джорджа Лукаса или Роберта Земекиса известны всему миру. Вполне возможно, что со временем в один ряд с ними встанет тот, кто сегодня пробует свои силы в машиниме.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь