Ключ на старт. Тестирование игрового руля Thrustmaster T500RS

Технические характеристики
Диаметр рулевого колеса: 30 см
Угол поворота: до 1080 градусов (регулируемый)
Коробка передач: подрулевые лепестки
Количество педалей: 3 шт.
Совместимость: ПК, PlayStation 3
Интерфейс: проводной (USB 2.0)
Материалы: резина, пластик, металл
Вес: 11,7 кг
Цена: 20 000 рублей
Рынок игровых манипуляторов переживает трудные времена. Если четыре года назад мы следили за битвой Thrustmaster и Logitech, устраивая сравнительные тесты джойстиков, геймпадов и рулей, то теперь — при самом хорошем раскладе — получаем по одному интересному устройству в год. Сегодня это Thrustmaster T500RS, дорогущий руль, который должен составить конкуренцию знаменитому Logitech G27.
Большой Джо
Поставляется T500RS в огромной коробке весом 18 кг! Внутри, помимо вороха инструкций и диска с драйверами, лежат здоровая панель с тремя педалями и сама рулевая конструкция.
Выглядит все стандартно. Колесо крепится к пластиковому основанию в форме носа болида «Формулы-1». На задней части корпуса расположены все контакты: питание, вход для педалей и кабель USB для подключения к компьютеру или PlayStation 3. Ось баранки закреплена под небольшим углом к основанию. Само колесо огромно. От металлического центра расходятся три спицы, удерживающие прорезиненное кольцо диаметром 30 см. Б о льшая часть кнопок расположена на самой баранке: копируют элементы джойстика PlayStation 3. Собрано все на отлично. Руль жестко сидит на оси, никакого люфта или поскрипываний.
Набор педалей — невероятных размеров металлическая конструкция с тремя «топталками». За поверхность она цепляется четырьмя резиновыми ножками. При желании педали можно перевернуть, переставить в верхнее положение — как в машинах класса GT.

Отдельной коробки передач у T500RS нет. Если Logitech G27 оснащен полноценным Г-образным рычагом, то у нашего героя за переключение скоростей отвечают только подрулевые лепестки, закрепленные на основании. Тем, кому все-таки нужна нормальная коробка, Thrustmaster предлагает купить блок TH8 RS Shifter : Н-образный переключатель с настраиваемым усилием сопротивления и длинным хромированным рычагом.
К столу T500RS крепится двумя способами. Самый простой — через струбцину, которая притягивает основание к столешнице. Ставим руль, затягиваем болт, готово. За счет приличного веса конструкция держится идеально. Если вы серьезно занимаетесь виртуальными гонками и не планируете снимать манипулятор со своего места, то T500RS можно намертво прикрутить к столешнице комплектными болтами. С педалями еще проще. Внушительный вес (7,3 кг) позволяет ставить их на любую поверхность, будь то гладкий линолеум или ворсистый ковер.
Чтобы подключить T500RS, нужно вставить в основной блок кабель от педалей, затем воткнуть в розетку здоровый БП и после этого соединить с компьютером/консолью по USB. При первом включении колесо немного покрутится, откалибруется и будет готово к работе.
Старт!
Для начала мы попробовали T500RS на консольной Gran Turismo 5 — впечатления незабываемые. Встроенный мотор Force Feedback мощностью 65 Вт и скоростью вращения до 3000 об/мин четко отрабатывает все, что происходит с машиной. Задели бордюр — получили мягкую встряску, ударились о бортик трассы — контроллер резко дернуло, прыгнули с горки — вот вам покачивание баранки. Удается T500RS и эмуляция особенностей управления тем или иным автомобилем. В машине класса NASCAR система блокирует радиус поворота баранки, при переходе на карт увеличивает поворачиваемость, а уж за рулем серийной малолитражки открывает все 1080°. При этом моторы точно подстраиваются под характер машины. В том же NASCAR джойстик становится жестким, а на Peugeot 207 позволяет крутить колеса без особого напряга.
Чувствуется с T500RS и скорость болида. Едете под 200 км/ч — ось еле поворачивается, отпускаете газ перед поворотом — и моторы ослабляют хватку. А уж как T500RS реагирует на заносы машины. Вот вы влетаете в поворот, руль железный и еле двигается, начинает сносить задние колеса, и моторчики отпускают баранку, позволяя вам самостоятельно ловить машину на трассе.
Второй круг
Интересно с T500RS и в более простых играх. Установив на компьютер Need for Speed: The Run и выбрав BMW M3 , мы прокатились до Лас-Вегаса. Впечатлений от борьбы с контроллером масса. Когда мощный спорткар заносит или он влетает с дрифтом в поворот, руль начинает не по-детски сопротивляться и заставляет приложить массу усилий, чтобы удержать авто на трассе. Десять минут такой езды — и отходишь от экрана с дрожащими руками и испариной на лбу.
Конечно, о реализме в Need for Speed: The Run не может быть и речи, но и тут профессиональный манипулятор дает массу преимуществ. Помимо того, что T500RS позволяет вытащить машину, казалось бы, из безнадежных ситуаций, он может похвастаться невероятной чувствительностью и точностью управления. Когда мчишься под 300 км/ч и на пути встречается проезжающая машина, достаточно легкого движения, чтобы изменить траекторию и при этом не сорваться в неуправляемый занос. На клавиатуре или дешевом руле сделать это не так-то просто.
Отдельно расскажем о педалях. Тормоз отлично сопротивляется нажатию и позволяет четко контролировать скорость машины. А вот с газом есть небольшие проблемы. Педаль слишком мягкая, и для правильного старта приходится сильно напрягать стопу.
Thrustmaster T500RS — новый король среди игровых рулей, который может выжать максимум из любой гонки. Конечно, многим может не понравиться резиновое колесо, а кого-то будет раздражать отсутствие комплектной коробки передач или излишняя шумность системы охлаждения. Но все это мелочи, которые никак не влияют на окончательное мнение: T500RS стоит своих 20 000 рублей. И пусть эта сумма кажется сумасшествием, настоящие любители гонок эту модель не пропустят.
ПЛЮСЫ:
мощный мотор Force Feedback
высокая точность
угол поворота 1080°
отличные педали
МИНУСЫ:
очень высокая цена
прорезиненный руль
занимает много места
Это интересно
— Кнопки на T500RS стоят достаточно далеко от рулевого колеса, обладателям маленьких рук будет тяжело до них дотянуться.
— Лепестки переключения передач не крутятся вместе с рулем. Если вы ездите на спортивном автомобиле с сильно ограниченным углом поворота, то достать до шифтов можно из любого положения. Но в симуляторе с поворотом баранки в несколько оборотов добраться до лепестков трудновато.
— Диаметр колеса T500RS составляет 30 см, это на 3 см больше, чем у Logitech G27, и на 8 см меньше, чем у русской «пятерки».
Как это работает

Одна из главных характеристик любого руля — система определения угла поворота/нажатия. В самых простых моделях используются резисторы. Через передаточные механизмы ось связывается с потенциометром (типа ручки громкости на музыкальном центре), который при вращении изменяет силу тока в электрической цепи. Способ этот древний, простой, дешевый и крайне ненадежный. Мало того, что в такой системе жестко ограничено количество шагов поворота, так еще и механическая работа приводит к быстрому истиранию подвижных контактов.
Второй способ работы рулей — бесконтактные датчики. До сегодняшнего дня использовались два типа. Первый — разработка Logitech. Через редуктор ось вращения соединяется с маленьким диском со множеством прорезей. С противоположных сторон этого круга располагаются источник и приемник света. Угол поворота рассчитывается исходя из количества пройденных перед датчиком прорезей. Такой подход позволяет не столько увеличить точность расчета, сколько обойти ограничения на максимальный угол поворота и повысить надежность за счет отсутствия соприкасающихся деталей.
Второй тип бесконтактных систем — магнитные резистивные датчики российской компании Gametrix. На ось руля устанавливается постоянный магнит с четким разделением полюсов. Напротив располагается датчик, считывающий угол поворота магнита. Такой подход позволяет снимать данные с точностью до сотых долей градуса и крутить руль хоть на 360, хоть на 1080°. К тому же такая система не может разрушиться под действием механических сил. Минус разработки — сложно установить Force Feedback. Мотор нужно экранировать, чтобы его собственное магнитное поле не влияло на показания датчика. Сейчас система Gametrix используется только в рулях компании-разработчика, однако в скором времени датчики должны появиться в устройствах Defender.
С выходом T500RS в списке появился еще один способ снятия угла поворота — известные по школьному курсу физики датчики Холла. Систему назвали Hall Effect Accurate Technology (H.E.A.R.T.). По принципу работы она чем-то напоминает разработки Logitech и Gametrix. К оси руля приделан проводник с током, вокруг которого выстроена система из двух изолирующих колец с прорезями. Рядом с ними стоит датчик Холла, который реагирует на магнитное поле проводника. При повороте к о льца периодически перекрывают поле и изменяют данные на датчике. По количеству этих изменений и рассчитывается угол поворота. Всего T500RS может снять до 65 536 значений, распределенных на 1080° (на 180° больше, чем у Logitech G27), а это значит, что точность расчета составляет 0,016°.