Привет, блондинка! Что значит быть женщиной со светлыми волосами в компьютерных играх прошлого и настоящего?
Если в жизни блондинка — обидный стереотип (за рулем, в законе, у компьютера), то в искусстве она важный архетип с прочно закрепленным набором функций.
Что бы делали книги, фильмы, комиксы и сериалы, а потом и видеоигры без дамочек с льняными, платиновыми, пепельными волосами на обложках, постерах и разворотах? Именно их распиливали пополам фокусники на сцене (впервые это сделал английский иллюзионист Персиваль Томас Тибблс 17 января 1921 года), именно таких прекрасных леди приносили в жертву маньяки в черных балахонах, именно они издавали сначала немые, а потом и звучные крики в первых киносериалах.
От дикого вопля Фэй Рэй, зажатой в черной лапе чудовища в оригинальном «Кинг-Конге» (1933), легко провести прямую линию к похищенной гигантской гориллой Полине из оригинальной аркады Donkey Kong (1981).
Подобно Елене Троянской (волосы которой на позднейших картинах подозрительно отливают русым оттенком), легкомысленная блондинка в красном платье становится ударно-спусковым механизмом первых аркадных игр жанра beat 'em up. Пусть в большинстве версий Double Dragon (1987) украденная бандитами Мэрион — шатенка, ее коллеги Джессика Хаггар из Final Fight (1989), Кэйт из Vendetta (1991) и Катерина из Riot City (1991) поголовно белокурые бестии.
И только наша индустрия успела свыкнуться с мыслью, что светловолосая женщина в игре — это не более чем повод идти с кулаками на бейсбольные биты, пистолеты, автоматы, нунчаки, пустые бочки и динамит, как на телевидении началась эра «Баффи, истребительницы вампиров» (1997-2003).
В начальной сцене первого эпизода этого замечательного сериала скромная школьница-блондинка оказывается вампиром, а зловещий бледный брюнет — ее невинной жертвой. К тому времени, как в город Саннидейл прибыла золотоволосая Сара Мишель Геллар с осиновым колом в модном рюкзачке, правила игры успели поменяться и на телевидении, и в кино, и в компьютерных играх (задолго до выхода экшенов Buffy the Vampire Slayer (2002) и Buffy the Vampire Slayer: Chaos Bleeds (2003) на Xbox).
Космические амазонки
Сегодня героини-блондинки в играх крайне редко оказываются глупыми и ни на что не способными. Виноваты в этом вовсе не феминистические идеалы разработчиков, а элементарные требования рынка. Несчастная Полина из Donkey Kong так никогда и не превратилась в играбельного персонажа, не смогла стать символом сериала, зато с этими задачами успешно справляются принцессы Пич из Super Mario Bros. и Зельда из The Legend of Zelda.
[[BULLET]] Своего Шепарда в Mass Effect каждый игрок сооружает самостоятельно, но, увидев красотку Шепард №5, стало понятно — всю нашу жизнь мы пытались построить именно ее!
Чтобы игру покупали, она должна соответствовать ожиданиям публики: до Баффи публика ожидала беспомощных девушек из группы поддержки школьной футбольной команды, после Баффи — героических амазонок в сверкающей броне.
Главной амазонкой нашего времени, безусловно, стала женская версия командора Шепарда из сериала Mass Effect (даром что в рекламе первых двух серий разработчики вообще стеснялись признаваться, что в их игре можно выбирать пол героя). В июле 2011-го на Facebook-странице BioWare был устроен конкурс красоты на лучшую официальную версию Шепард: «лайкать» предлагалось одну из шести моделей. В итоге коллекционное издание игры украшает рыжая девушка. Не всем понравилась идея сделать командора блондинкой. Героиню обвиняли в похожести на Барби, в PC Gamer опубликовали статью «Смерть блондинке Шепард», а в Twitter появился тренд #whyblondeshepwhy.
Прямой прототип женского воплощения Шепарда — Сэмус Аран из платформеров Metroid , Super Metroid и Metroid Fusion , шутеров Metroid Prime 1-3 и ретроэкшена Metroid: Other M. Это тоже очень сильная женщина. По официальной биографии, простая девушка с шахтерской планеты К-2L сумела выбиться в профессиональные охотницы за головами.
На протяжении всего оригинального Metroid (1986) по экрану сновала фигурка в желто-красных доспехах. Только после того, как игроку удавалось пройти игру за 3-5 часов, фигурка снимала шлем и перед его изумленными глазами рассыпала по плечам великолепную копну пока еще рыжих волос.
Если игру проходили меньше чем за 3 часа — Сэмус выходила в трико, а если меньше чем за час — в мини-купальнике, окончательно снимая все сомнения в своей половой принадлежности. В финале покоренного за 3 часа Super Metroid (1994) Сэмус наконец-то обзавелась волосами цвета спелой ржи.
Разработчики Metroid лепили героиню по образу и подобию Рипли из «Чужих» (1986) Джеймса Кэмерона. А вот в блондинки Сэмус выбилась под влиянием киноактрисы Ким Бейсингер из любимого фильма дизайнера Йошио Сакамото «Девять с половиной недель» (1986). В отличие от принцессы Пич, мисс Аран не теряется и в кроссовер-играх: в серии файтингов Super Smash Bros. она один из самых интересных бойцов.
Наша индустрия готова к образу бесстрашной амазонки, но способны ли компьютерные игры сделать следующий шаг и превратить блондинку из воительницы в психологически достоверного персонажа?
Главные героини
Пока единственным случаем по-настоящему глубокого анализа образа блондинки в компьютерных играх стала игра So Blonde (2007), выпущенная для PC компанией Wizarbox и придуманная бывшим дизайнером серии Broken Sword Стивеном Инсом (видимо, уставшего от брюнетки Николь).
Героиня игры, семнадцатилетняя Санни Блонд, начинает квест как профессиональная наследница из богатой семьи. С круизного лайнера она попала на необитаемый остров в Карибском море.
Кругом ни одного торгового центра, отеля нет, телефон не работает, но через пару минут Санни превращает косметичку, пилочку для ногтей, крем для загара и кредитную карточку в предметы из комплекта для выживания. На наших глазах стереотип превращается в настоящую героиню, этакую женскую версию неунывающего лузера Гайбраша Трипвуда из Monkey Island.
Редкой блондинке удается выбиться в героини собственной игры и спасти своего экс-спасителя - как это делает Пич в Super Princess Peach. Жаль, что платформер (совсем как феминистические вестерны) не пользовался особой популярностью.
Армрестлинг с пиратами и дуэль на анекдотах про блондинок («Почему шутки про блондинок такие короткие?» — «Чтобы их могли запомнить брюнетки!») настраивают на несерьезный лад, но ближе к финалу игры Санни решает настоящие сложные квестовые пазлы и разгадывает загадки, которые могли бы поставить в тупик Индиану Джонса.
В образах других светловолосых героинь тоже наблюдается прогресс: та же принцесса Пич (на Западе — принцесса Мухомор) начинала как жертва похищения в Super Mario Bros. (1985), затем стала играбельным персонажем наравне с Марио, Луиджи и Тоадом в Super Mario Bros. 2 (1988) и закончила как героиня собственного платформера Super Princess Peach (2005) на Nintendo DS (там она уже спасает похищенного Боузером Марио). Но настоящего психологического развития тут нет.
[[BULLET]] Блондинке NPC (вроде Триш из Devil May Cry) в играх доверять нельзя… если это, конечно, не четвертая часть знаменитого сериала.
Нина Уильямс из серии Tekken — более интересная кандидатка в серьезные героини. Она наемная убийца ирландского происхождения, специалистка по айкидо и единственная женщина, появлявшаяся во всех сериях файтинга, с оригинального Tekken (1994) и заканчивая Street Fighter X Tekken (2012). Сюжеты файтингов — это нечто среднее между американским рестлингом и мыльной оперой со всеми полагающимися атрибутами (потеря памяти, криогенная заморозка), так что Нине есть о чем рассказать: во время одного из периодов анабиоза между турнирами она оказалась мамой британского боксера Стива Фокса.
Кроме того, Нина первой (и пока последней) из героев Tekken обзавелась собственной игрой Death by Degrees (2005) для PlayStation 2. Трехмерный экшен рассказывает о похождениях Уильямс на круизном лайнере в Бермудском треугольнике, где Нина сражается с кибернетическими ниндзя и собственной сестрой Анной Уильямс.
Файтингами и аркадами дело, конечно, не закончилось. Жанр survival horror преподнес нам несколько запоминающихся блонди. В Parasite Eve (1998) и сиквеле Parasite Eve 2 (2000 ) для первой PlayStation участвовала сотрудница нью-йоркской полиции и большая любительница оперы Айя Бреа, в финале оказавшаяся гигантской метахондрией. Как вам такое развитие характера?
[[BULLET]] Елена Фишер из Uncharted — классический пример хичкоковской блондинки, которую до конца фильма могут и не убить, но на нервы главному герою она успеет подействовать обстоятельно.
Семнадцатилетняя Хизер Мейсон из Silent Hill 3 также интересна своей абсолютной непримечательностью. Она — идеальное игровое воплощение «блондинки из фильмов ужасов», которая благодаря мастерству игрока не погибает в первой половине фильма (как в «Психозе», «Крике» или «Хэллоуине»), а благополучно доживает до заключительных титров.
NPC — друг человека
Помимо героинь-блондинок, нам встречалось множество второстепенных персонажей с белокурыми волосами, которые смело нарушали шаблон.
В японской массовой культуре, выросшей из черно-белых комиксов, выбор цвета волос и характера для спутницы главного героя невелик — это либо скромная японская девушка (черное), либо распутная европейская фам фаталь (белое). В серии Final Fantasy присутствует целая коллекция блондинок: маг-лучница Роза Джоанна Фаррелл из Final Fantasy IV (золотистый плащ и заостренные наплечники), танцовщица-механик Пенело из Final Fantasy XII (косички и кожаные напульсники), вор и алхимик Рикку из Final Fantasy X и Final Fantasy X-2 с болтающимися на шее очками. Не забудем и девятнадцатилетнюю Ашелию Б’наргин Далмаска (также известную как Аше) из Final Fantasy XII , и восемнадцатилетнюю Селес Шир из Final Fantasy VI. Последняя, кстати, оказалась крайне важным игровым персонажем, воткнувшем меч в главного злодея.
В качестве NPC блондинки легко меняют отношение к главному герою. Испускающая молнии светловолосая Триш — враг в Devil May Cry , секретный играбельный персонаж в Devil May Cry 2 и верная партнерша Данте в Devil May Cry 4. Иностранная корреспондентка и супруга Натана Дрейка Елена Фишер из Uncharted 1-3 сражается бок о бок с Дрейком в одном ролике между уровнями и отказывается разговаривать с будущим/действующим мужем в следующем.
В японских видеоиграх цвет волос персонажа не просто выполняет эстетические функции, но еще и многое говорит о характере героя.
Чистых злодеек среди блондинок не так много (раз блондинка занята в роли спутницы главного героя, негодяйку лучше сделать брюнеткой или рыжей), но бывают и такие случаи. Тут вспоминаются возглавляющая синдикат своего имени негодяйка Леблан из Final Fantasy X-2 , глава оружейного отдела корпорации Shinra Скарлет из Final Fantasy VII и архивраг Лары Крофт Аманда Эверт из Tomb Raider: Legend. Прекрасная арийская снайперша Вульф из Metal Gear Solid прямо спрашивает у Снейка: «Знаешь ли ты, что две трети лучших наемных убийц в этом мире — женщины?..» Нам остается добавить: «…и блондинки».
В недавнем хоррор-фильме «Хижина в лесу», снятом по сценарию создателя Баффи Джосса Уидона, показано, как мыслительные процессы перекрашенной в блондинку студентки-медика искусственно замедляются добавленными в краску для волос химикатами. Видеоигры, где цвет волос героини поменять проще простого, пока не доросли до такого уровня жанровой иронии. Это простительно, ведь ни одна из нынешних супергероинь-блондинок изначально не была светловолосой. В эпоху игровой консоли NES использовалось всего по три цвета на спрайт, и желтые волосы просто сливались бы с желтой кожей.
Так что прически героинь предпочитали делать красными или коричневыми (черный тоже исключен), поэтому принцессы Пич и Зельда (как и Сэмус с Полиной) изначально были рыжеволосыми. То же самое касалось и героев: Линк начинал с коричневыми волосами, и даже Люк Скайуокер (самый знаменитый блондин всех времен!) возмутительно рыж в восьмибитной версии Star Wars. Данный исторически-аппаратный казус подчеркивает, насколько все-таки условно разделение героинь компьютерных игр по цвету волос — особенно если мы не знаем о них практически ничего, КРОМЕ этого факта.
Хочется надеяться, что совсем скоро авторы многочисленных интерактивных развлечений все-таки научатся видеть глубже классических стереотипов, и тогда роль блондинки в играх уже не будет ограничиваться амазонкой в меховом белье или пышногрудой беспомощной принцессой.
Кричащие королевы
Четверка самых знаменитых блондинок из фильмов ужасов
1933-й: Фэй Рэй
С дикого вопля канадско-американской актрисы Фэй Рэй (1907-2004) в оригинальном «Кинг-Конге» началось звуковое кино ужасов.
Большую часть картины бедняжку Рэй используют в роли отчаянно вопящей куклы в лапе гигантской черной гориллы. В лучшей сцене фильма Кинг-Конг торопливо перебирает (и брезгливо отшвыривает) половину блондинок Нью-Йорка, предсмертные крики которых звучат как-то НЕ ТАК. Цвет волос героини здесь важный сюжетный элемент (именно из-за белокурости актрисы Энн Дарроу туземцы решают принести ее в жертву Конгу).
1960-й: Джанет Ли
Любивший поиграть с ожиданиями публики режиссер Альфред Хичкок решил внезапно принести одну из своих знаменитых блондинок в жертву Энтони Перкинсу на 45-й минуте фильма «Психоз».
Джанет Ли (1927-2004) в роли нечистой на руку блондинки-секретарши Марион Крэйн издает отчаянный крик и мучительно погибает в самой знаменитой сцене убийства в истории кинематографа.
Каждое из ритмичных движений ножа под аккомпанемент издаваемых Ли душераздирающих звуков привело к появлению специфической разновидности фильмов ужасов (позднее их стали называть слэшерами) в 70-80-х годах, включая знаменитый «Хэллоуин» с Джейми Ли Кертис.
1996-й: Дрю Берримор
В главной роли в первом в мире ироническом слэшере «Крик» (создатели которого собирались как следует поиздеваться и над Хичкоком, и над «Хэллоуином») должна была сниматься рыжеволосая Дрю Берримор.
Но из-за проблем со съемочным расписанием простую американскую школьницу Сидни Прескотт сыграла брюнетка Нив Кэмпбелл, а Берримор в платиновом парике отвечает на вопросы о своем любимом страшном кино, погибает от ножа и оказывается повешенной на дереве в двенадцатиминутном прологе фильма.
Именно незабываемый пролог «Крика» вызвал к жизни волну подражаний и пародий, в то время как от всего остального кино осталась лишь тройка невнятных сиквелов.
1997-й: Сара Мишель Геллар
Первым подражанием «Крику» стал малоудачный подростковый хоррор «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», примечательный только тем, что одной из жертв вооруженного рыболовным крюком маньяка там оказывается королева школьной красоты Сара Мишель Геллар (1977 г.р.).
На малом экране Геллар (в жизни — убежденная брюнетка) успела попробовать себя в пилотном выпуске сериала «Баффи, истребительница вампиров» в роли пустоголовой красавицы-блондинки Корделии.
Вместо Корделии Геллар досталась роль собственно истребительницы вампиров — и вот так стремительно из аксессуара для гигантской гориллы хрупкая светловолосая леди превратилась в амазонку и достойную угрозу для всех героев саги «Сумерки».