13 июля 2012
Обновлено 17.05.2023

Sid Meier's Civilization 5: Gods & Kings

Sid Meier's Civilization 5: Gods & Kings - изображение обложка

Для того, чтобы правильно воспринимать масштабы и значение Gods & Kings, нужно учитывать две очень важные штуки. Штука первая: это никакое не DLC, а классический, абсолютно староформатный PC-аддон для тех, кто еще помнит, каково это — поставить дополнение и обнаружить, что попал в совершенно новую игру. Штука вторая: оригинальная Civilization 5 была вовсе не эволюционным развитием Civilization 4, как того можно было бы ожидать, а совершенно новой игрой с совершенно новыми правилами. Один только переезд с клеток на гексы и возможность собирать на одной единице игрового поля несколько юнитов разных типов перевернули все с ног на голову, а то, что интерфейс теперь напоминал больше игру для Facebook, чем глобальную стратегию (это такой специфический комплимент), явно расширило потенциальную аудиторию не на одну и не на две тысячи обреченных жертв.

Только человек

Поэтому стандартные претензии о том, что аддон, по сути, не привносит в серию ничего такого, чего раньше, когда-то давно, там не было, — в этот раз просто несостоятельны. Их не было в Civilization 5 — значит их не было вообще, потому что под новую концепцию все пришлось переизобретать с нуля. Хотя шпионаж и религия (два ключевых нововведения) в серии действительно дебютировали не сегодня и не вчера; более того, религия, которая была в четвертой части, но пропала в пятой, почему-то стала для некоторых основной причиной эту самую пятую часть ненавидеть.

Sid Meier's Civilization 5: Gods & Kings - фото 1

Самое подлое в Civilization — это когда случайный варвар захватывает ваших рабочих и вам приходится расстрелять бедняг из города. Просто из принципа!

Только все почему-то забыли, что в Civilization 4 вера была глупой и неоправданно мощной силой, вокруг которой плясали и экономика, и дипломатия. Если вы приняли стародавнее конфуцианство в то время, когда еще орудовали палкой-копалкой, какое-нибудь более прогрессивное христианство в будущем тут же становилось для вас практически недоступным просто потому, что вокруг старой религии давно завязана вся социально-экономическая структура. Создавалось ощущение, что вашей цивилизацией резко стал править отряд из самых одиозных представителей РПЦ. Наконец, раньше никто не слышал ни о какой толерантности: джихад в Civilization 4 — такая же стандартная штука, как построить ферму или нанять скаута, а ведь воевать в «Цивилизации» никогда и никто не любил, помимо совсем уж отъявленных маньяков.

Sid Meier's Civilization 5: Gods & Kings - фото 2

Благодаря удачному военному походу к России недавно присоединились Хельсинки и Стокгольм.

В Gods & Kings религия более гибкая. Когда вы вступаете в какую-то веру (или не вступаете — игру легко можно пройти, не возведя ни одного храма и даже не изобретя теологию), вы сами определяете ее название и ключевые статуты — какие бонусы она принесет вам сейчас, а какие потом, по мере просвещения народных масс. Таким образом, религия существует совершенно обособленно, это просто еще один способ сделать своих людей счастливее и культурнее, а на мировой арене вера скорее повод дружить, чем воевать: какие-нибудь католики и евреи даже в средние века могут успешно сосуществовать, торговать и строить друг у друга посольства.

Нужные вещи

Тут, впрочем, нельзя не заметить, что для того, чтобы аддон начал восприниматься чуть ли не как новая номерная часть, нужно провести не одну и не пять долгих, глубоких, обстоятельных партий. Более того — для этого нужно совершать вполне осознанные действия. Только когда вы вспомните все свои отработанные ходы, приемы и тактики — вам захочется попробовать что-нибудь новое.

Sid Meier's Civilization 5: Gods & Kings - фото 3

Прошло полтора года, а Сулейман из Оттоманской империи все еще ходит в сутенерской шубе.

В таком контексте шпионаж смотрится еще скромнее. Вы можете отправить разведчика во вражеский или условно-вражеский город (перемещение занимает всего один год), а потом попытаться устроить там какую-нибудь диверсию. Впрочем, войны в Civilization 5 случаются редко и длятся недолго, поэтому в основном шпионы идут в ход, когда нужно поднять рейтинг у городов-государств, особенно если они находятся под протекцией чьей-нибудь крупной империи.

Sid Meier's Civilization 5: Gods & Kings - фото 4

Самые сложные войны — с магдебургскими городами, и не в последнюю очередь потому, что вас сразу же осудит все мировое сообщество.

О прочих изменениях и говорить как-то неудобно: новые юниты, девять новых цивилизаций (различия, как и раньше, в основном связаны с тем, что у кого-то аватары правителей смешнее, чем у других), стимпанковский одиночный сценарий с викторианскими цеппелинами и контент всех предыдущих DLC, среди которого, например, беспокойные вавилонцы и смешной Чингисхан с приклеенными усами.

Вам, вероятно, могло показаться, что ни шпионаж, ни религия, ни тем более кучка новых солдатиков особой погоды не делают, но это, конечно, не так. Во-первых, все зависит от вашего стиля игры. Во-вторых, Civilization 5 изначально — слишком сложная, большая и безупречно сбалансированная игра, практически абсолютный идеал. И втиснуть в эту мастерски отлаженную машину еще несколько шестеренок так, чтобы они встали как литые, — это нужен особенный талант. У Firaxis с талантом, конечно, все в порядке, поэтому не думайте о God & Kings как об условном наборе какого-то нового контента. Просто знайте, что чудесная игра стала еще чудеснее.

Реиграбельность:

Классный сюжет:

Оригинальность:

Легко освоить:

Геймплей:

9

Графика:

9

Звук и музыка:

10

Интерфейс и управление:

8

Дождались?

Не самый, возможно, содержательный, но предельно качественный аддон, благодаря которому великолепная игра стала еще чуточку великолепнее.

Рейтинг «Мании»: 9,0

«Великолепно»

Круги цивилизации

Деннис Ширк — главный продюсер Gods & Kings — в интервью «Игромании» о том, нормально ли играть в Civilization 20 лет и когда у игры уже будет свое шоу на ТВ

Sid Meier's Civilization 5: Gods & Kings - фото 5
Sid Meier's Civilization 5: Gods & Kings - фото 6

[[BULLET]] Деннис напоминает: Civilization — лишь игра и культурологический сборник. Как повернется сама история, зависит только от вас.

В Civilization 4 религия не сработала как следует, но вы решили все-таки дать ей второй шанс. Почему?

Мне кажется, религия в Civilization 4 все-таки имела какой-то смысл — по крайней мере, в контексте того, как там работала дипломатия. Когда же мы начали делать Civilization 5, Джон Шейфер, главный дизайнер, хотел повести дипломатию в другом направлении. И стало очевидно, что религиозная модель из четвертой части перестала быть интересной. Мы совершенно точно знали, что все-таки сделаем религию в Civilization 5, но нам нужно было понять, как сделать это в соответствии с изменившейся механикой игры. По-моему, религия в Gods & Kings работает потрясающе, она привносит множество новых факторов, которые необходимо учитывать, когда ты строишь свою цивилизацию. Что как раз соотносится с оригинальной идеей игры. Так что, отвечая на ваш вопрос, мы изначально знали, что дадим религии второй шанс.

Sid Meier's Civilization 5: Gods & Kings - фото 7

[[BULLET]] В том, что касается религии, Gods & Kings не хватает только Тома Круза, который пропагандировал бы сайентологию.

Вы, наверное, слышали недавно о парне, который играет в Civilization 2 уже 10 лет. Одну партию. У вас в команде, может, кто-то побил его рекорд? Или он, по-вашему, псих полный?

По-моему, этот чувак очень крутой! Рекорд мы его не побили. Насколько я знаю, его партия — самая длинная в истории.

А вы не думали сделать еще одну Civilization исключительно для консолей? Первая часть, Revolution, нам очень нравилась!

А нам, в свою очередь, очень нравилось работать над Civilization Revolution — и приятно слышать, что игра пришлась вам по вкусу. Вероятно, в будущем мы еще раз возьмемся за консольный проект.

Будем ждать! Но вот возвращаясь к механике оригинальной Civilization: на ваш взгляд, остались ли в серии еще какие-то аспекты человеческой культуры и жизнедеятельности, которые не представлены в игре совсем? Или, может, не представлены достаточно глубоко?

Прекрасный вопрос! Мы обозначили в игре много, очень много сфер человеческой деятельности, так что, думаю, можно сказать, что хоть как-то в игре представлено вообще все, чем занимались или занимаются люди, если не вдаваться в специфические детали. Но ловушка с такими играми, как Civilization, в том, что ты можешь бесконечно их усложнять, делать более комплексными, но это не значит, что играть от этого станет веселее. В первую очередь Civilization — видеоигра, она про радость и веселье, а это значит, что все ее компоненты должны работать ради этой цели. Иногда усложнять — это делать скучнее.

Sid Meier's Civilization 5: Gods & Kings - фото 8

[[BULLET]] Кстати о варварах: в Revolution они даже шли на какие-то переговоры.

Наверняка вы в курсе, что, например, разработчики спортивного симулятора FIFA часто используют свою игру для того, чтобы симулировать грядущие футбольные состязания и тем самым вроде как стараются предугадать результаты. Как думаете, Civilization 5, в свою очередь, можно использовать как симулятор развития человечества? Вот у вас в игре, например, ацтеки могут захватить весь мир — вы как думаете, такое могло бы на самом деле случиться при определенных обстоятельствах?

Идея крайне забавная, но все-таки Civilization должна оставаться игрой, а не какой-то моделью гипотетического развития человечества. Мы никогда не пытались сделать так, чтобы игра как-то всерьез соответствовала каким-то реальным историческим процессам . Наша цель — сделать увлекательную стратегию, которая держит вас у компьютера часы напролет после того, как вам пора уже было лечь спать. Отчасти Civilization такая веселая именно потому, что там случаются вещи, не имеющие ничего общего ни с какой, даже самой гипотетической реальностью — вроде ацтеков-евреев, которые запустили космический корабль на альфу Центавра, или Ганди, который направо и налево размахивает ядерной боеголовкой.

Забавно, кстати, что даже в свете всего этого Civilization нередко называют интерактивным учебником истории, но все при этом прекрасно понимают, что она не основана на каких-то исторических событиях, более того — позволяет самостоятельно все переделать и переписать. Как думаете, почему так происходит?

Sid Meier's Civilization 5: Gods & Kings - фото 9

[[BULLET]] Пожалуй, Civilization Revolution до сих пор остается нашей любимой частью — просто потому, что в нее можно играть на диване. А уж в DS-версию…

Мне кажется, это все из-за того, что в игре все-таки представлено довольно убедительное развитие человечества, пусть и подано оно специфически. А может, просто потому, что каждая партия в Civilization — своя отдельная история. Трудно, в общем, сказать. Но в любом случае это очень круто, когда ты поиграл в видеоигру, а потом у тебя проснулся интерес к истории.

Мы всегда считали, что сакральный смысл бытия, устройства мира и человеческих отношений скрыт в том, что в игре Civilization двум цивилизованным государствам, как известно, совершенно необязательно и даже очень вредно воевать, а вот с варварами, которые просто ходят вокруг и всем мешают, ничего сделать нельзя, только стукнуть топором. Это у вас такая сознательная метафора на жизненный уклад или все случайно получилось?

Хе-хе. Варвары — всего лишь элементы механики. Изначально их поместили в игру для того, чтобы уже со старта игроку противостояла какая-то сила, которую необходимо преодолеть, но не настолько мощная, чтобы ей можно было напрочь проиграться за несколько ходов. Повторюсь, Civilization — видеоигра, а видеоигры должны быть веселыми. У нас нет какой-то идеологии или какой-то идеи, которую мы хотим транслировать игрокам, потому что навязывать какие-то идеи — это сразу смерть всему веселью.

Как вы думаете, было бы круто, если бы матчи по Civilization транслировали по ТВ в качестве киберспортивных состязаний, а комментаторами-экспертами выступали политические аналитики, финансисты и историки? Мы давно о таком мечтаем!

Профессиональные политики, финансисты и историки, думаю, гораздо лучше меня расскажут, почему Civilization имеет мало общего с реальным положением дел в экономике или социуме. Это игра о том, как вы придумываете и воплощаете в жизнь свои планы по захвату мира, и я не уверен, что такое можно превратить в киберспортивную дисциплину. Civilization гораздо медленнее StarCraft, представителей MOBA-жанра или, например, шутеров. И не такая зрелищная. Но порой я видел на спортивных каналах гораздо более странные штуки, так что — кто знает? Может, однажды появится профессиональный Civ-канал. Пожалуй, мы назовем это Телевещательной Победой.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь