Игра в материале
World of Tanks
?Рейтинг
Игромании
7.1Рейтинг
игроков
PC   X360
Жанр: MMOG, Боевик, Симулятор
Мультиплеер:  Интернет
Разработчик: Wargaming.net
Издатель: Wargaming.net
Дата выхода: 12 апреля 2011
Дата выхода в России: 12 августа 2010
Танки рвутся в киберспорт!

Танки рвутся в киберспорт!

Киберспорт — Танки рвутся в киберспорт!
На одной чаше весов — популярность, уникальность и упорство разработчиков, на другой — рандом, донат и «неспешная» динамика.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Киберспорт
Танки рвутся в киберспорт!

Способна ли World of Tanks стать солидной игровой дисциплиной, как второй StarCraft или DotA 2? Есть ли у игры шансы сделаться постоянной участницей таких мировых форумов, как ESWC и WCG? Сможем ли мы увидеть грандиозные танковые сражения на фестивале DreamHack?

Эти вопросы будоражат прогеймерское сообщество, пожалуй, с того турнира «Стальной шторм» (июль 2010 года), где WoT заявил о себе как о дисциплине. Мы решили самостоятельно изучить «киберспортивные» перспективы игры с учетом сильных и слабых сторон проекта.

Популярность

Игра, официально увидевшая свет 12 августа 2010 года (англоязычный релиз состоялся 12 апреля 2011-го), казалось, была обречена на успех, поскольку заняла пустующую доселе нишу сетевых командных симуляторов.

► «Тук-тук-тук, кто в киберспорте живет? Пустите к огоньку!» — словно говорит нам танк.

К ноябрю 2010 года «экипажами машин боевых» стали около 700 000 человек, а 5 января 2011 года был поставлен новый рекорд Гиннеса среди ММО-игр — на русскоязычном сервере одновременно играли 91 311 игроков. Почти через год, в декабре 2011-го, в World of Tanks зарегистрировалось уже свыше 18 миллионов, а на недавней E3 вовсю говорили о тридцати миллионах.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: как тут не вспомнить LoL, которому прочили и до сих пор прочат уход на вторые роли в киберспорте после релиза DotA 2, a League of Legends меж тем стала самой популярной игрой на PC, подвинув даже StarCraft II, и где — в Корее! С такой армией преданных поклонников детище Riot Games как дисциплина вряд ли пострадает от выхода основного конкурента.

► В WoT смену одному ушедшему бойцу приходят, как правило, полтора новых. А то и два.

Но для успеха на киберспортивном поприще одной популярности мало. Чтобы долго оставаться на плаву, играм необходим постоянный приток свежей крови. С этим у World of Tanks проблем нет и в ближайшее время не предвидится — вводятся новые ветки танков, юные любители милитаристических игрищ толпами валят на сервера WoT, аудитория продолжает расти.

Итак, бешеная популярность приносит танкам первый условный плюс.

Заинтересованность

Wargaming всерьез заинтересован в том, чтобы World of Tanks стал киберспортивной дисциплиной, — почти все турниры по WoT прошли именно под их покровительством. На самом деле это не столько самореклама, сколько родительская опека, позволяющая дисциплине встать на ноги. К примеру, гиганты игростроя из Valve в свое время никак не помогали Counter-Strike 1.6, а, наоборот, «топили» ее, выпуская все новые и новые версии. CS 1.6 выжил тогда скорее вопреки Valve. А чего достигла бы «контра», имей она такую же поддержку, как World of Tanks, — остается только догадываться.

► После взгляда на этот скриншот уровень патриотизма у всей редакции подскочил на 50%.

Стремление продвинуть игру постепенно приносит плоды. WoT в качестве «промо-игры» появится на гранд-финале WCG 2012, который пройдет с 29 ноября по 2 декабря в китайском городе Кушан. Кроме того, игра уже второй год представлена в лиге StarLadder, о LAN-финале первого сезона которой мы рассказывали. подробно.

Узнаваемость и уникальность

Представьте себе шоу-матч в большом столичном торговом центре. Помимо тех, кто пришел на событие специально ради игр, за происходящим наблюдают толпы людей, которые просто не в курсе, что такое киберспорт и с чем его едят. Люди подходят ближе и видят на больших экранах эффектные хэдшоты в Counter-Strike, динамичные сражения в StarCraft II, фейерверк магических заклинаний в DotA 2 или League of Legends. Если в CS-перестрелках они еще худо-бедно разберутся, то врубиться с нуля в остальные перечисленные игры обывателю будет непросто.

► Идиллическая картина, как будто с полотна советского художника: танк на страже Родины. Сразу и не скажешь, что это сессионный сетевой симулятор.

С World of Tanks ситуация противоположная: модели танков мужская аудитория знает гораздо лучше, чем облик старкрафтовских отрядов. Как двигается танк и как он стреляет, зрители тоже примерно представляют: советские фильмы про войну до сих пор любят многие, особенно из тех, кому за тридцать. WoT может с ходу заинтересовать даже многодетного отца, пришедшего в ТЦ за смесителем и пивом, — за счет эффекта узнавания.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: в свое время и World of Warcraft пытался закрепиться в роли киберспортивной дисциплины. Творение Blizzard было даже на IEM, но дальше дело не пошло — сейчас на крупных турнирах игры нет, и, признаемся честно, она там уже не появится.

Еще одним преимуществом игры можно назвать ее киберспортивную уникальность. На сегодняшний день в компьютерном спорте есть несколько MOBA-игр, несколько командных или дуэльных шутеров, но — ничего похожего на танковые баталии.

Кланы и команды

Сам принцип игры способствует возникновению кланов и команд. В игре есть глобальная карта, разделенная на зоны, каждую из которых контролирует определенный влиятельный клан, получая за это игровое золото. А с тугой золотой мошной в WoT можно купить почти все: от премиум-танков, которые дешевле ремонтировать, и до расходными материалами.

► Суровый логотип The Red — самого известного клана и игрового сообщества в СНГ.

Самым масштабным и известным кланом на территории СНГ уже давно считают The Red. Это сообщество насчитывает 2500 участников — и 3000 игроков, входящих в так называемый «Красный Альянс». У клана даже есть собственный TS3-сервер, на котором по вечерам собирается до полутора тысяч танкистов. Благодаря структуре сообщества в его рамках существует много стабильных и не очень команд, которые участвуют в различных чемпионатах.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: помимо всего прочего, World of Tanks — еще и неплохой образовательный проект. В игре больше полутора сотен видов танков и САУ. При создании моделей разработчики консультировались с известными историками, в том числе с автором популярного сайта о бронетехнике Василием Чобитком.

► Вот за такую кучу малу World of Tanks зрители и любят.

Так, самая сильная команда Европы — The Red: Aces, в начале июля присоединилась к мульти-игровому проекту Virtus.pro. Совершив переход, «тузы» (или «асы»?) стали, пожалуй, первым танковым коллективом, который влился в ряды традиционной киберспортивной организации. Появление тяжелой техники в рядах тех же mouz, EG или Empire — вопрос времени?

Турнир по WoT — как это выглядит

Что такое турнир World of Tanks и чем он отличается от соревнований в других киберспортивных дисциплинах? Wargaming предлагает заглянуть за кулисы театра военных действий.

Танковое закулисье

Театр начинается с вешалки, а турнир — с анонса. Одновременно происходит открытая регистрация команд, которая длится одну-две недели. Желающих, как правило, много, количество участников не ограничено. Поэтому организаторы каждый раз колдуют с форматом соревнования, стараясь, чтобы и асы были сыты, и новички успели ухватить свой кусочек пирога. У вас уже есть команда? Тогда пробуйте.

А вот турниры под эгидой StarLadder подходят к командам системно — здесь, как в футболе, несколько лиг, и, чтобы добраться до высшей, нужно приложить уйму усилий.

► Страсти турнирные: у команды слева, судя по улыбкам, дела идут гораздо лучше.

Даже крупный турнир, как правило, не занимает больше недели. А танковый матч обычно идет до двух побед и может продлиться от 15 до 70 минут. В игре предусмотрена ничья — а это шанс, что и обязательные поединки, и дополнительные закончатся худым миром. Затем назначается «серия пенальти» — бои в ответственной стадии. Сейчас разработчики тестируют вариант лобовой атаки — режим «Встречный бой», в лучших традициях голливудских боевиков.

И наконец, самый любопытный абзац — для тех, кто любит считать свои деньги и не забывает о чужих. Географически отечественные турниры по WoT поделены на три зоны: запад, центр, восток. Западу, как всегда, повезло больше — 50% общего призового фонда, тогда как двум другим регионам досталось по «четвертушке». И дело тут не в происках ZOG — просто на западных территориях больше команд и выше конкуренция.

В бою не без рандома

А теперь поговорим о недостатках, которые могут помешать World of Tanks стать полноценной кибердисциплиной.

► Танкист в WoT подобен средневековому рыцарю — на оружие, обмундирование и обучение приходится тратить свои кровные.

Сама игра дает возможность достичь вершин и тем, кто с легкостью тратит большие суммы реальных денег, и тем, кто привык добиваться результатов, не вкладывая ни копейки. Здесь разработчики WoT постарались никого не обидеть и не ущемить.

Но киберспортивный дьявол кроется в мелочах. Например, в статистике, которая якобы должна тешить самолюбие игрока, и не более. Без реальных денег очень трудно добиться внушительной разницы в соотношении побед и поражений. Пустячок? Не очень.

Дело в том, что без положительной статистики с хорошим заделом в самые сильные кланы не берут. Такой фритуплейный подход немного расходится с понятием киберспорта, где игроки-участники должны быть в равных условиях. Автоматы Калашникова игроков Fnatic в Counter-Strike 1.6 ничем не будут отличаться от оружия начинающей команды из глухого райцентра, если «фанатики», допустим, сыграют с ними тренировочный поединок. Да, профессионалы могут похвастаться отличными мышками, ковриками и наушниками, но в игре они не имеют никаких внутренних преимуществ перед любой другой командой. Все решает только личный навык.

Конечно, на турнирах все в равных условиях, но, чтобы попасть в топовую команду, вам все же придется покупать что-то за кровные. Вариант вроде «я талант, просто приду на LAN и там в равных условиях всех перестреляю, а потом меня заметят и возьмут в хорошую команду» возможен, но маловероятен. Чтобы побеждать опытных бойцов, нужен опыт — то есть придется откатать не одну тысячу боев в онлайне, а без вложений ваша статистика не будет очень уж яркой.

► Не вложил кровные? Привыкай к обычной статистике!

Взять, к примеру, официальные правила лиги StarLadder. Да, ради баланса в них запретили использовать некоторые модели (например, JagdTiger mit 8.8cm KwK 43 L/71), танки и ПТ-САУ можно брать не выше восьмого уровня, а АРТ-САУ — не выше пятого. Зато «допускается использование премиумных танков, снарядов и расходников».

Другой немаловажный фактор — геймплей с некоторой долей случайности. Один и тот же танк в одинаковых условиях может нанести как 280 единиц урона, так и все 400, и это фактически ни от чего не зависит. Вы можете представить себе, что в решающем бою финала ESWC по StarCraft II (Stephano vs. MaNa) все ультралиски Stephano перемерли от одного залпа, поскольку колосс поляка из Mousesports «удачно попал» и в целом у этого бойца выдался отличный денек? Лично мы — нет.

► Непрошеному гостю (дальний танк слева) остается надеяться только на Великий Рандом.

С другой стороны, взять хоть карточный Magic: The Gathering, хоть покер, где многое зависит от выпадения нужной карты. Эти игры живут и здравствуют, и никто не жалуется на создателей, что не той масти вдруг карта пошла. Фактор случайности порой не отрицает, а подчеркивает реализм, поэтому многие игроки придерживаются мнения, что именно он делает чемпионаты интересными и слегка непредсказуемыми.

Игровая динамика

Кому-то нравится жаркое действие и быстрые сражения, а кто-то может месяцами играть в пошаговые экономические стратегии. Но киберспорт все же требует динамики. Многие из тех, кому танки еще в новинку, говорят, что весь игровой процесс сводится к «выехал из-за куста, стрельнул — и назад в кусты минут на десять». Это не совсем верно, но выбор идеальной позиции, подстерегание врага за естественным или рукотворным барьером и прочие тактические нюансы здорово тормозят динамику боя.

► В ближнем бою главное — захватить на тот свет как можно больше противников. А еще и выжить при этом — уже роскошь.

В отличие от многих других, мы считаем, что у игры есть киберспортивное будущее, своя «фишка», и жаль будет, если танки не смогут закрепиться в прогейминге.

► Примерно так и выглядят танковые баталии. Запись игры между GOW-S и RED_M на втором сезоне StarLadder.

Поэтому, чтобы игра могла всерьез претендовать на звание полноценной кибердисциплины, Wargaming стоит задуматься над тем, как сделать ее более динамичной и быстрой. Вероятно, проблему поможет решить серьезная доработка ныне существующих турнирных правил.

Вопросы знатокам

Так «Игромания.ру» за или все-таки против новой кибердисциплины? На этот раз мы решили не подбивать итоги — время покажет. А чтобы каждый игрок смог сделать личный вывод, привлекли в качестве третейских судей специалиста по eSport-направлению компании Wargaming Алексея Кузнецова и главного редактора сайта Virtus.pro Кирилла Овсянникова. Читайте, оценивайте, прикидывайте перспективы. На сегодня ясно одно — World of Tanks хочет задержаться в киберспорте всерьез и надолго.

Алексей Кузнецов, eSport Team Lead, Wargaming.net

[Игромания.ру] Какой вы видите дисциплину World of Tanks через несколько лет? На что нужно поставить основные акценты?

[А.Кузнецов] Конечно, хочется, чтобы росло количество участников, появилась глобальная лига, состоящая из большого количества турниров. Чтобы трансляции велись не только в интернете, но и по ТВ, как это часто бывает в Южной Корее; рост числа зрителей — важнейшая составляющая развития игры на киберспортивном пространстве.

Вдобавок требуется (и мы уже над этим работаем):

  • увеличивать количество и качество соревнований — создавать как турниры «Большого шлема» (по аналогии с теннисом), так и локальные, местные, турниры;
  • тесное сотрудничество с командами и организаторами;
  • общие правила по турнирам во всех регионах и странах;
  • больше международных турниров.

[Игромания.ру] Кстати, на каких турнирах, помимо WCG, мы сможем увидеть World of Tanks в этом году?

[А.Кузнецов] В сентябре у нас запланирована «Уральская сталь-2012». На турнир приедут лучшие команды со всего мира, и можно будет посмотреть на игру настоящих профи, оценить стратегии и подходы к игре. Еще мы будем проводить мастер-классы и, конечно же, разыграем массу ценных призов. Всех секретов пока разгласить не могу, но, поверьте,  это будет незабываемое мероприятие. Всех неравнодушных приглашаем в Универсальный спортивный комплекс ЦСКА в Москве. Турнир проводится во второй раз, и нам приятно, что он уже становится хорошей традицией. World of Tanks — официально признанная дисциплина, и мы постоянно участвуем как в крупных турнирах, проводимых организацией ESL, так и в локальных, таких как Asus Cup, starladder.tv, «Время танков».

[Игромания.ру] Дорабатываются ли нынешние турнирные правила? В чем основные сложности при проведении турниров по этой игре?

[А.Кузнецов] На данном этапе развития игры правила всегда требуют некоторых корректировок, и мы постоянно тестируем различные регламенты. А основная сложность — обучить игроков формату 7х7. Привыкшие к рандомным боям 15х15, игроки не всегда сразу понимают, почему так и что происходит во время игры.

[Игромания.ру] Прокомментируйте заявления некоторых игроков: дескать, без «доната» невозможно пробиться к вершинам World of Tanks, имея при этом хорошую статистику.

[А.Кузнецов] Конечно, так будут говорить всегда. Хорошая статистика поднимает уровень игрока, но на возможность побеждать в серьезных соревнованиях намного больше влияют опыт, тактика, умение играть в команде. На крупных турнирах мы кроме ценных призов всегда дарим бесплатные ЕИЗ (единицы игрового золота) в качестве поощрения и компенсации затрат. Можно сказать, что чем лучше ты играешь, тем больше зарабатываешь как игрового золота, так и реальных призов.

[Игромания.ру] Многие сетуют на то, что у игры вялая динамика и нужно сделать игровой процесс порезвей. Как вы оцениваете подобные заявления?

В связи с вводом «французов» могу сказать, что в динамике дисциплина прибавила неплохо. Стоит учитывать и некий «шахматный» подход в игре, все же это не Counter-Strike и не другие FPS-подобные игры — здесь многое зависит от тактической расстановки.

Кирилл Овсянников, Virtuspro.org, главный редактор

[Игромания.ру] Недавно вы приютили у себя сильный состав по World of Tanks. Верите в перспективы этой дисциплины?

[К.Овсянников] Мы считаем, что игра имеет очень серьезные шансы стать полноценной киберспортивной дисциплиной, иначе зачем нам ею заниматься. Но на текущий момент казуальная составляющая в World of Tanks перевешивает прогеймерскую, и мы лишь в начале пути популяризации соревновательных баталий виртуальных танкистов. Но интерес к игре действительно очень велик, а кроме того, она сама по себе — добротный продукт, с которым можно полноценно работать.

[Игромания.ру] Чего, по вашему мнению, до сих пор не хватает WoT? Над чем стоит поработать?

[К.Овсянников] На самом деле игра и правда тяжеловата для просмотра. Зрителям нужно больше заводных и жарких боев, больше взрывов, отчаянных перестрелок. Долгое выцеливание врага и разведка — зрелище для профессионалов или заядлых любителей. Лично я вынудил бы команды действовать в более аркадном и быстром стиле, хотя такое мнение, соглашусь, априори будет очень субъективным.

[Игромания.ру] На каких предстоящих турнирах мы сможем увидеть вашу команду? Подписание коллектива по «танкам» — проект долгосрочный, или это первые пробные шаги в данном направлении?

[К.Овсянников] После LAN-финала второго сезона StarLadder мы ожидаем успешного выступления наших ребят в третьем. Верим, что команда решит все свои проблемы с составом и сможет показать отличную игру и подняться выше третьей строчки. О других турнирах, в которых будут играть танкисты Virtus.pro, вы сможете узнать на нашем официальном сайте. Для нас WoT — очень интересный проект, но многое здесь подчинено простой логике: если дисциплина вызывает интерес аудитории — она будет, если же нет, мы от нее отказываемся.

[Игромания.ру] Играли ли вы в WoT сами? Если да, то что понравилось и запомнилось в ней больше всего?

[К.Овсянников] Скажу честно, в саму игру заходил в лишь три-четыре раза, но видео и трансляций посмотрел изрядно. Как я уже сказал, игра сделана на совесть, а это, кстати, бывает на игровом рынке далеко не так часто, как всем нам хотелось бы. И если у меня будет чуточку больше свободного времени, я планирую углубиться в World of Tanks всерьез.

Комментарии
Загрузка комментариев