Удалите из профессии. Часть 2

Nintendo ds, конец 2006-го
Superman Returns
Издатель: Electronic Arts
Разработчик: Electronic Arts
В любой игре из нашего цикла можно найти что-то однозначно хорошее. Или, по крайне мере, попытаться это сделать. Но Superman Returns для Nintendo DS с первой секунды каким-то необъяснимым образом дает понять — это, черт возьми, не тот случай. Когда одна заставка сменяет другую, а затем из меню игрока выбрасывает на первый уровень — все вокруг мрачнеет и становится трудно дышать, а голову все никак не покидает одна-единственная мысль: что-то очень плохое должно произойти с минуты на минуту.

Даже если предварительно защитить две докторские по Супермену и четыре по вселенной DC, то у вас все равно не получится объяснить происходящее на экране. Игрок — остроугольный блестящий криптонит, задача — лететь по космической трубе и уворачиваться от заполненных тошнотворной кислотой метеоритов, опасливо посматривая на таймер. Безумная гонка за собственный рассудок продолжается недолго, и нам показывают на удивление приличную заставку (в сравнении со всем увиденным, разумеется). Странно, но начинает казаться, что впереди ждет игра, которую не просто можно вытерпеть, но и получить от этого даже какое-то извращенное удовольствие. Но надежда таится недолго: дальше перед нами предстает (внимание!) пошаговая стратегия, где человек из стали самоотверженно борется за сферы влияния в Метрополисе с различными оранжевыми и пурпурными злодеями. Едва ли кто-то мог себе представить, что игра про пуленепробиваемого человека, который стреляет лазерами из глаз и бегает быстрее ветра, предстанет какой-то псевдотактической тыкалкой, где нужно поочередно со всякими злыднями передвигаться по странным клеточкам и окрашивать их в красный цвет.
Переход на определенные клеточки может запустить какую-нибудь простую миссию, где нужно плавать черт-те пойми где или летать по коридорам (которые яркая фантазия разработчиков, видимо, представляла улицами Метрополиса), попутно тушить горящие машины, искать злых роботов из шестидесятых, а затем расстреливать их из глаз и заниматься другими, казалось бы, полезными для народа штуками. Но чего бы ни хотели от Супермена — игровой процесс всегда одинаковый: на время передвигаемся по жутко неудобным коридорам до отмеченных на непонятной карте точек и нажимаем нужную кнопку, пытаясь сохранить спокойствие и не сорваться из-за ужаснейшего управления, заставляющего чувствовать себя беспомощным ребенком, которого отправили работать на рудники, предварительно отрубив все конечности.
Раз в сто лет на тактическую доску сваливается какой-нибудь новый мерзкий суперзлодей, который нагло забирает у героя разукрашенные клеточки и пытается откусить еще немножечко сладкого и теплого Метрополиса. Битвы с этими гадами проходят по одной проверенной схеме: мы смотрим ролик, где два прямоугольных тела совершают какой-то тошнотворный брачный танец, и нажимаем нужные кнопочки, поток которых через 20 секунд битвы сравним только со звездопадом. И когда приходит понимание, что хуже уже быть не может, игра решает немного изменить перспективу — инвертирует управление. Супермен делает все то же самое, но зачем-то… перевернувшись на спину. Мол, заткнись и играй дальше, ведь жизнь супергероя, знаешь ли, тоже не сахар!
Назвать Superman Returns для DS самой плохой игрой про Кларка Кента не позволяет лишь факт существования Superman 64 , но о ней как-нибудь в другой раз. Просто от знакомства с этими двумя проектами эффект примерно одинаковый — хочется съесть горсть каких-нибудь цветных таблеток и, жутко вращая глазами, убежать в душ вымывать из головы увиденное.
Рейтинг «Мании»:
«Тюрьма «Бэйт»
PSP, Конец 2006-го
Dave Mirra BMX Challenge
Издатель: Oxygen Interactive
Разработчик: Left Field Productions
Dave Mirra BMX Challenge — еще одна игра по лицензии, прославляющая имя одной из ключевых фигур экстремального велосипедного спорта, многочисленного призера соответствующих соревнований, а также гонщика и бизнесмена Дэйва Мирры. В начале десятилетия одноименная серия, которой в основном занимались разработчики из Z-Axis , выглядела достаточно пристойно. Однако вместе с передачей лицензии Left Field Productions и выпуском игры на PSP и Wii что-то, мягко скажем, пошло не так. Более-менее веселая некогда игра про адреналиновые заезды на BMX-велосипедах при переносе на четырехдюймовый экран портативной консоли значительно потеряла в весе и лишилась… пожалуй, вообще всего. По крайней мере, всего, чего в принципе можно лишить игру про полигональные велосипеды.

В игре всего два режима — скоростные соревнования и режим трюков. В первом вы соревнуетесь с тремя противниками, и для перехода на следующий этап нужно добраться до финиша как минимум не последним. Второй режим не особо интереснее. За отведенное время нам необходимо заработать как можно больше очков, выполняя различные трюки. Будете вы третьим или первым, совершенно никакой роли не играет. Игра придерживается нехитрой схемы: проходим текущий этап — попадаем на следующий.
Самое интересное, что для обоих режимов используются одни и те же трассы, которых всего восемь. Мало? «Прошли начальный уровень? Попробуйте сложный!» — предлагает игра на загрузочных экранах. И ведь действительно — после прохождения восьмой и последней трассы вам подсунут абсолютно тот же набор треков, но с более высокой сложностью. А это значит, что ваши соперники стали еще быстрее (разумеется, благодаря подлым читам), а в трюковых соревнованиях за то же время нужно заработать еще больше очков. На самом деле есть еще одна, бонусная трасса, которую дают за полное прохождение всех режимов. Однако до нее доберутся либо самые упорные игроки, либо те, кого где-нибудь заперли вместе с консолью и единственной игрой к ней. Мы очень старались, но так ее и не увидели.

При этом нельзя сказать, что Dave Mirra BMX Challenge по сути своей очень уж сложная. Просто бороться с глупым управлением и еще более глупым дизайном трасс нет никаких сил. Представьте себе, что под конец комбинации из нескольких сложных трюков вы запрыгиваете на перила, которые почему-то ведут прямиком в океан. Или незадолго до финиша на одной из трасс игроков ждет абсурдный сюрприз — деревянные столбики, столкновения с которыми нужно как-то избежать (получается лишь чудом). Сложность скоростных режимов заключается еще и в том, что далеко не всегда понятно, куда именно нужно ехать. Поэтому некоторые трассы приходится предварительно изучать — и, следовательно, задерживаться на них гораздо дольше, чем того хотелось бы.
Вообще, главное, что нужно знать о Dave Mirra BMX Challenge: даже в GTA: San Andreas , где средство передвижения можно выбрать на любой вкус, кататься на велосипеде было гораздо интереснее.
Рейтинг «Мании»:
«Невеста монстра»
Playstation 3, конец 2006-го
Mobile Suit Gundam: Crossfire
Издатель: Namco Bandai
Разработчик: Namco Bandai
Объяснить, что такое Gundam , непосвященному человеку в двух словах практически невозможно. Со стороны это история о больших японских боевых роботах, которые стреляют друг в друга из всевозможных оружий непонятно из-за чего, — так случайный человек наверняка представляет себе половину всей японской медиапродукции. А вообще-то Gundam не просто очередной японский бренд и даже не отдельное направление анимации. Это самостоятельный культурный пласт, в основе которого — множество сериалов, циклов манги и полнометражных картин. Анимационная вселенная сериала разбита на свои временные эпохи, в каждой из которой есть свой набор сериалов и которые можно смотреть независимо друг от друга. В основе вселенной лежит раскол общества на две враждебные фракции. Самопровозглашенное княжество Зион, состоящее из выходцев дальних колоний, которые решили добиться своей независимости, и Федерация, сторонники которой пытаются удержать свои позиции. Бесконечный конфликт двух сторон — своеобразный антивоенный памфлет, который показывает бессмысленность и беспощадность войны, не жалеющей никого. Серьезное, короче, дело.

Но по достоинству оценить вселенную «Гандама» могут только посвященные, которые предварительно потратят несколько недель своей жизни на хотя бы поверхностное знакомство с внутренним устройством вселенной. Для большинства же сторонних наблюдателей это лишь странный мультфильм, в заставке которого что-то проникновенно поет мужчина средних лет. Ну а потом полчаса дерутся роботы — на таком материале, конечно, нельзя не сделать видеоигру. Из серии с переменным успехом неоднократно пытались сделать интерактивное переложение, однако Mobile Suit Gundam: Crossfire — штучная вещь, вышедшая к тому же в самом начале текущего поколения консолей (она была среди тех игр, которые купил Антон Логвинов на запуске PS3). В игре есть те самые роботы, а точнее — мобильные доспехи, пилотируемые в сериале живыми людьми со своими проблемами и историями и… все. Разве что во время прохождения не покидает то самое чувство бессмысленности. Только в случае с Crossfire эта бессмысленность выходит за рамки военного конфликта и распространяется почти на все составляющие игры. То есть неважно, разбираетесь вы в хитростях вселенной или нет, за Crossfire все равно будете чувствовать себя последним дураком.

В основе Mobile Suit Gundam: Crossfire лежат события «однолетней войны» 0079 года Универсального века (серьезно!), когда человеческие фракции за сравнительно небольшой промежуток времени умудрились изрядно потрепать друг друга. Сам сюжет в игре, впрочем, отсутствует. Нам дают возможность выбрать одну из сторон и изредка снабжают информацией о происходящем вокруг, однако такая подача истории выглядит просто как необязательная подпорка для неловкого чередования миссий.
Crossfire делится на две части. Экшен-составляющая, где игрок управляет мобильным доспехом с видом от третьего лица, и микроменеджмент, которым приходится заниматься в перерывах между выполнением заданий. В пошаговом стратегическом режиме мы разбираемся со всякой военной рутиной — на вырученные за прохождение миссий очки покупаем новую технику и ремонтируем старую, делаем апгрейды, нанимаем безликих пилотов (одного из них зовут Леонид Кулаков) и выбираем себе очередное задание.

Кстати, за этим безрадостным действом придется провести большую часть игрового времени. Потому как миссии, которых в игре около двух с половиной десятков за каждую из сторон, не то что не отличаются особой оригинальностью и редко предлагают что-то помимо уничтожения вражеского объекта или защиты собственности выбранной стороны, так еще и невероятно короткие по продолжительности. В среднем на выполнение задания уходит около пяти минут. Причем большую часть из этого времени приходиться тратить на попытки совладать с теми самыми мобильными доспехами. И вовсе не потому, что у нас в руках оказывается сложное высокотехнологическое устройство, которое нужно изучать и осваивать. Просто кажется, что управляешь гигантской банкой со шпротами. Когда два доспеха сходятся в рукопашной схватке и начинают испытывать друг на друге оружие ближнего боя, невольно вспоминаешь старый советский фильм «Остров ржавого генерала»: создается ощущение, что у тебя в руках не передовое оружие и последняя надежда на победу в бесконечной войне, а плохо смазанный механизм, подчиняющийся своим законам.

По качеству картинки игра безнадежно застряла где-то посередине списка не самых лучших игр из библиотеки PS2. К тому же игра умудряется заметно подтормаживать, особенно когда в кадре оказывается какой-нибудь очередной низкокачественный взрыв. Но это все, конечно, не имеет особого значения, когда свирепый в теории экшен про большие механические костюмы каждый раз оборачивается смешным цирковым представлением. Вы вертитесь в кабине, пытаясь освоиться с управлением очередного робота, случайно стреляете какой-то пушкой в даль, вдруг появляются танки из-за кустов, потом по вам с далека хреначат артиллерией, вы куда-то убегаете, и тут пишут, что миссия провалена. Что, как, откуда, почему? Ответов мы не знаем, но в рамках этого цикла обязательно поиграем в страшную вещь за названием Dynasty Warriors: Gundam — возможно, истина скрыта где-то там.
Рейтинг «Мании»:
«Ночь, когда плакало привидение»