26 августа 2012Особое мнение
Обновлено 30.08.2023

Любовь и ненависть в парижском метро. О здоровой конкуренции и о том, почему Battlefield 3 победил Modern Warfare 3, хотя и продается хуже

Любовь и ненависть в парижском метро. О здоровой конкуренции и о том, почему Battlefield 3 победил Modern Warfare 3, хотя и продается хуже - изображение обложка
Любовь и ненависть в парижском метро. О здоровой конкуренции и о том, почему Battlefield 3 победил Modern Warfare 3, хотя и продается хуже - фото 1

Для многих заядлых игроков в Battlefield октябрь 2011 года ознаменовался выходом третьей части сериала и концом серии в ее привычном виде. Невероятно напористая девятимесячная рекламная кампания Battlefield 3 сулила возвращение к истокам — старые идеи на новом движке, масштабные карты для баталий и великолепную графику. Разработчики хотели одновременно порадовать старых знакомых и привлечь множество новых лиц в игровое сообщество.

Такая задача направила шведов на скользкую дорожку: попытка сорвать банк, скрестив механики полумаргинального Battlefield 2 с дискотекой сверхпопулярной Call of Duty , предполагает точное чутье и отсутствие права на ошибку.

Разработчики, впрочем, знали, где давить. В 2010 году на PC вышло ответвление сериала Battlefield: Bad Company 2 , ощутимо отличавшееся от классического Battlefield. Но время для заигрывания с конкурентами тогда еще не настало.

Внедрение одиночной кампании и кооперативных миссий в Battlefield 3 озадачили давних поклонников сериала — неужто DICE решили пойти по пути копирования идей своих прямых конкурентов и предать идеалы Battlefield? Закрытый альфа- и бета-тест шутера только подтверждал худшие догадки: игрокам предлагалось побегать по небольшой и довольно-таки линейной карте «Операция Метро». Бои в тесных коридорах парижской подземки были больше похожи на скоростную мясорубку Call of Duty и меньше всего напоминали квадратные километры пространств Battlefield 2. DICE бросили перчатку конкуренту точно в лицо.

В ходе рекламной кампании на форумах развернулись настоящие битвы между поклонниками Battlefield и Call of Duty. Маркетологи умело свели в лобовую две крупных аудитории. Издатели регулярно подливали масла в огонь противостояния, то и дело пиная конкурента:

— Вам не стыдно десять лет кряду мусолить давно устаревший движок?

— Мы, в отличие от вас, делаем хорошую коммерческую игру, а не слепо стремимся быть на острие прогресса!

Форумные войны приобрели поистине эпический размах, зачастую выходя за пределы сообщества. Слова «батла» и «калда» в лагерях противников стали ругательными, а подозрение в связях с врагами превращало уличенного в посмешище.

Релиз Battlefield 3 доказал: качественно сделанная игра с грамотным контентом, если ее правильно подать аудитории, способна привлечь на свою сторону больше людей, чем любая реклама, информационный шум и цветастые знамена. Чутье не подвело DICE — Battlefield 3 без особых проблем откусил солидный кусок аудитории конкурента. Потрясающая графика, быстрый геймплей, простота и «Операция Метро» стали главными приманками для переселенцев из Call of Duty и новичков.

С другой стороны, громко ненавидимая поклонниками карта «Метро» — по сути, единственный реверанс шведов в сторону новой аудитории. И его оценили. В студийном блоге DICE поведали, что «подземка» — самая успешная карта Battlefield 3. Хитрость в том, что остальные карты как раз гораздо ближе к исконным масштабам, а дополнение Back to Karkand так и вообще призвано ублажить коренных фанатов.

Играя с обеими своими аудиториями, DICE ловко чередует выход дополнений. Только что выпустив абсолютно коридорный и быстрый Close Quarters , на сентябрь они назначили выход Armored Kill — танковые побоища на масштабных картах в духе «настоящего» Battlefield.

На фоне такого разнообразия даже форумы поутихли, и я, как человек, который на одном из таких форумов постоянно сидит, среди первых учуял дух примирения: о чем спорить, когда грань между «калдой» и «батлой» почти стерта?

Но это все так, пересказ истории, которую вы и так все, наверное, знаете. Важно другое: Battlefield 3 не удалось превзойти Call of Duty по продажам, но он вдвое превосходит конкурента по среднемесячному количеству играющих. И вот это уже — довольно уникальная ситуация. Call of Duty покупают по инерции, и продолжаться так бесконечно не может, а вот в Battlefield 3 люди остаются надолго. И именно лояльная база игроков и определит победителя на новом витке гонки продаж. Следующее столкновение двух великих серий будет интересным как никогда.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь