24 сентября 2012
Обновлено 17.05.2023

Что наша жизнь? Игра!

Что наша жизнь? Игра! - изображение обложка

Дар предвидения — вот что отличает настоящего фантаста от обычного графомана. Прозорливый литератор ухитряется заглянуть за очередной поворот истории и рассказать читателям, что же он там узрел. Американец Эрнест Клайн — без сомнения, достойный наследник Олдоса Хаксли. В его дебютном романе Ready Player One красочно описано видение будущего, построенного вокруг футуристической игры OASIS. Книгу будет экранизировать студия Warner Bros, а автора уже наградили премией «Прометей» — ранее ею были отмечены работы Терри Пратчетта, Нила Стивенсона, Роберта Хайнлайна и Джорджа Оруэлла. В России Ready Player One издает «АСТ».

«Игромания» выясняет, можно ли написать хороший роман о видеоиграх, и беседует с автором.

MMO-фантастика

Ready Player One — редкий пример фантастики «поколения Atari»: для этих людей видеоигры с детства были частью жизни. Впрочем, Клайн идет дальше, чем его предшественники. Дуглас Коупленд в «Рабах Майкрософта» и «jPod» только затронул игровую составляющую сегодняшнего мира, сделав главными героями своих романов молодых разработчиков интерактивных развлечений. Американский же коллега смело перешагнул черту виртуальности и показал, к чему такой рывок может привести человечество.

Что наша жизнь? Игра! - фото 1

[[BULLET]] Фанаты постоянно присылают автору свои версии главных героев романа, которые не так уж далеки от задуманного.

На дворе 2045 год. Все трещит по швам. Экологический кризис вальсирует с экономическим. Запасы природных ресурсов истощены. Люди ютятся в уродливых небоскребах, сделанных из поставленных друг на друга фургонов. Там и обитает главный герой — Уэйд Оуэн (псевдоним Parzival). Его мать умерла от передозировки наркотиков, отца застрелили во время ограбления магазина. Мальчик вынужден жить с тетей, которая держит его при себе только ради лишних талонов на еду.

Уэйд не отчаивается. Из найденных на свалке запчастей он мастерит технику на продажу. Каждый день юноша просматривает серию любимого шоу или листает комикс, а потом отправляется в свое убежище. Надев шлем виртуальной реальности и натянув сенсорные перчатки, герой плюхается в кресло и погружается в многопользовательскую игру OASIS.

Побег от реальности

OASIS расшифровывается как Ontologically Anthropocentric Sensory Immersive Simulation (рус. Онтологически антропоцентричный сенсорный иммерсивный симулятор). За этой аббревиатурой скрывается целый цифровой мир, охватывающий сотни галактик и миллионы планет. OASIS — огромный плавильный котел, вобравший в себя самые разные игры, фильмы и прочие фрагменты современной поп-культуры.

Что наша жизнь? Игра! - фото 2

[[BULLET]] Во время промо-тура по США писатель повидался с Тимом Шафером, который с удовольствием посидел у фантаста в машине.

Здесь есть сказочные миры с драконами, могучими рыцарями и мудрыми волшебниками; поклонники космических приключений предпочитают галактики, где бушуют межпланетные войны, а бластеры соседствуют со световыми мечами. Писатель одним махом переместил в свою вымышленную игру «Светлячка» Джосса Уидона, «Звездные войны» Джорджа Лукаса, «Властелина колец» Дж. Р.Р. Толкина, фрагменты комедийных сериалов и старые аркады.

Что наша жизнь? Игра! - фото 3

[[BULLET]] Настоящие фанаты «Назад в будущее» наверняка узнают дом, где проживал один замечательный изобретатель.

В дополнение к чисто игровым функциям (уровням, боям, квестам и перестрелкам) автор наделил OASIS социальными возможностями, и получилась своего рода помесь Second Life и Facebook. Жители виртуальной вселенной ходят на вечеринки, посещают цифровые концерты, смотрят фильмы в несуществующих кинотеатрах. В OASIS выстроены огромные супермаркеты, где вы вольны покупать что угодно: от новой одежды для аватара до свежей пиццы, которая будет доставлена прямиком к дверям квартиры. Большая часть населения работает в OASIS-индустрии — в технической поддержке, или как программисты, торговцы (в том числе ворованными базами данных), но для неимущего Уэйда этот мир закрыт. Ему приходится большую часть времени проводить на одинокой зеленой планете Лудус, где расположена его виртуальная школа.

Двойники

Ready Player One полна отсылок к современным играм и игровой индустрии. Здесь тоже покупают мощные артефакты на eBay , крупные корпорации предстают вселенским злом, а главные герои напоминают ныне здравствующих разработчиков и веб-персоналий. Игромания решила выявить реальных людей, ставших прообразами книжных персонажей.

Что наша жизнь? Игра! - фото 4

Саманта

Она же Art3mis, ведет блог, посвященный поискам пасхального яйца в OASIS. Виртуальная и реальная любовь главного героя. Знает все секреты игры и компьютерной реальности.

Ее аналог в жизни - SurferGirl - автор закрывшегося одноименного блога, куда сливали информацию о разных сенсациях в игровой индустрии. Кто именно публиковал заметки, не понятно, но все надеются, что это была симпатичная девушка.

Нолан Сорренто

Руководитель компании Innovative Online Industries, пытающейся найти пасхалку и заполучить в свое повсеместное владение бесплатный мир OASIS. Игроки его презирают.

Прообраз Нолана - Бобби Котик - руководитель Activision , поглотившей Blizzard и заполучившей в свои руки World of Warcraft. Поссорился с авторами Modern Warfare. Не любим в игровом сообществе за ряд резких высказываний.

Джеймс-Донован Холлидей

Cсоздатель OASIS и большой эксцентрик. С малых лет начал разрабатывать свои видеоигры и активно ими торговал. Замкнут, много работает.

На самом деле Холлидей - Ричард Гэрриот - легендарный Лорд Бритиш, придумавший Ultima. Отправил в большое плавание студию Origin и слетал в космос, как и его родитель.

Огден Морроу

Бывший партнер Холлидея, оставивший родную компанию. После смерти жены продолжает выпускать образовательные игры и сетовать на то, что мир ушел в онлайн, бросив Землю умирать. Раз в год устраивает в OASIS шумное празднование своего дня рождения.

Огден похож на Стива Возняка - основателя Apple и создателя легендарных компьютеров Apple II. После разрыва со Стивом Джобсом тратил миллионы и работал над маленькими проектами. Любит устраивать большие вечеринки и носит электронные ламповые часы NIXIE.

Правильное образование

Школа OASIS крайне далека от тех, где посчастливилось учиться нашим читателям, и гораздо ближе к той, где за партой сидела Алиса Селезнева. Здесь нет дедовщины, никто не списывает и не подсматривает, а учителя с радостью выполняют свою работу.

На уроке астрономии класс могут легко перенести в далекий космос, чтобы посмотреть на Нептун вблизи. Во время контрольной по истории на глазах оживет Древний Рим. В систему встроена мощная защита, не позволяющая школьникам непристойно ругаться, отвлекаться или переговариваться.

Что наша жизнь? Игра! - фото 5

[[BULLET]] Клайн давно работает сценаристом. Его единственный фильм «Фанаты» вышел в 2009 году и собрал внушительную кассу в США.

Уэйд, который прежде постоянно бывал бит до синяков в местной общеобразовательной школе, воспринял переход в виртуальный храм знаний как подарок. В сети он может спокойно общаться с друзьями, слушать учителей, а главное — без проблем предаваться своему главному увлечению, поиску редкого секрета (пасхального яйца), спрятанного в OASIS ее эксцентричным создателем Джеймсом-Донованом Холлидеем, покойным основателем компании Gregarious Simulation Systems (GSS).

Виртуальные войны

Что наша жизнь? Игра! - фото 6

Клайн далеко не единственный задумывается о будущем планеты, охваченной интерактивными развлечениями. Схожие картины уже рисовали японцы Мамору Хосода и Сатоку Окудэра - режиссер и сценарист знаменитого полнометражного анимационного фильма «Летние войны» (2009). В красивом семейном мультфильме изображена глобальная компьютерная сеть Оз, охватывающая, как и OASIS, все аспекты жизни современного человека, от развлечений до коммерческих операций. Подобные виртуальные оболочки были темами многочисленных фильмов, включая трилогию «Матрица» и «Авалон».

Последней попыткой взглянуть на будущее глазами игрока стала короткометражная работа Sight ( vimeo.com/46304267 ), снятая Эраном Мэй-Разом и Дэниэлом Лазо. Начинающие кинематографисты изобразили пугающий виртуальный мир, который полностью построен на игровых механиках, позаимствованных из разных проектов, включая Cooking Mama и симуляторы свиданий.

Золотой билет

У погибшего геймдизайнера не осталось ни детей, ни родственников. После известий о его кончине миллионы пользователей начали гадать, кому же богач оставит золотые горы и контроль над OASIS. Ответ на этот вопрос дал прощальный видеоролик Холидея. Миллионер предложил игрокам принять участие в соревновании за его наследство. Для этого нужно разгадать загадку, преодолеть череду удивительно сложных игровых состязаний ( Dungeons of Daggorath , Joust , Zork ) и найти спрятанную в глубинах OASIS пасхалку.

Что наша жизнь? Игра! - фото 7

[[BULLET]] Владелец знаменитого DeLorean DMC-12 оборудовал его как машину времени и грозу привидений.

Проблема в том, что загадки оказались для большинства пользователей слишком сложны. Чтобы найти ответ, нужно было обладать глубокими знаниями в поп-культуре восьмидесятых, разбираться в фильмах Джона Хьюза, японских мультфильмах, американских комиксах и даже рекламе с участием Капитана Кранча.

Главный герой с упоением окунается в эту историю и поглощает десятки терабайт материала, движимый единственной целью — разгрызть золотой орешек Холлидея. Но Уэйд не одинок в своем стремлении. В борьбу за наследство великого геймдизайнера бросаются миллионы человек, в том числе работники корпорации Innovative Online Industries , желающей заполучить права на игру и выжать из ее аудитории как можно больше денег. И корпоративный гигант ради чаемой цели не остановится ни перед чем.

Сказка без морали

Роман Ready Player One был хорошо принят критикой и читателями, но и первые, и вторые не могли не заметить, что автор, как и его герой, остался замкнутым в виртуальном мире OASIS. Картины неприятной реальности в книге появляются лишь в нескольких главах и ничего хорошего не сулят.

Ужасней всего выглядит существование Уэйда в виртуальном симуляторе. Герой использует гель, полностью останавливающий рост волос на теле, поэтому ходит без бровей и выглядит как Нео, только что вылущенный из энергетической фермы в «Матрице». Физическая активность для него ограничена упражнениями на тренажерах, вмонтированных в систему подключения к OASIS.

Что наша жизнь? Игра! - фото 8

[[BULLET]] Ричард Гэрриот, один из прообразов главного зачинщика охоты за пасхальным яйцом в романе, неравнодушен к технике.

Реальный мир, придуманный Эрнестом Клайном, подойдет лишь для японских хиккимори — отшельников, боящихся цивилизации и живого общения. Недаром Уэйд впервые влюбляется в девушку в онлайне и не мыслит себя без старых игр для Atari, популярной песни группы Men Without Hats и анимационного сериала Cowboy Bebop.

Ready Player One, как и вымышленная OASIS, в награду за глубокие познания в не самой важной сфере культуры рассказывает потребителю увлекательную историю о поиске сокровищ в далекой-далекой виртуальной галактике.

Назад в будущее

Очень жаль, но за пеленой знакомых названий в романе теряется фоновая картина, написанная Клайном. Его виртуальный мир заменил Землю, которая все сильнее погружается во тьму экологического апокалипсиса. Мы решили пообщаться с автором книги и выяснить, что для него важнее - виртуальность или реальность.

Что наша жизнь? Игра! - фото 9

Как давно вы увлекаетесь играми?

Мое детство прошло в маленьком городке Эшленд в штате Огайо. Я любил разные аркады: Defender , Black Tiger и Heavy Barrel. Atari 2600 для меня остается приставкой «номер один». Проходил Legend of Zelda , но гораздо больше времени ушло на Adventure для Atari 2600 и Dungeons and Dragons.

Из этих впечатлений и родилась идея Ready Player One?

Замысел появился из такого предположения: «Что, если бы Вилли Вонка делал не шоколад, а видеоигры, и его соревнование с «золотыми билетами» проходило бы прямо внутри игры»? А потом я решил связать все загадки и испытания в конкурсе с восьмидесятыми: кино, музыкой, телешоу и прочими аспектами популярной культуры. Вот так и родилась книга. Ready Player One вдохновили все мои многочисленные увлечения.

Один из главных героев книги, миллионер Джеймс Холлидей, списан с Ричарда Гэрриота?

Ричард был одним из прообразов, как и Говард Хьюз. А вот партнерские отношения Холлидея с Огденом Морроу были построены по аналогии с отношениями другой парочки, изменившей историю, — Джобса и Возняка. К их дружбе-вражде я еще добавил немного темпераментных перепалок Кармака и Ромеро.

OASIS можно воплотить в жизнь?

Такую систему действительно вполне смогут построить. Интернет и видеоигры с каждым годом развиваются все быстрее и затягивают пользователей все сильнее. Если технология будет прогрессировать на текущем уровне, через тридцать — сорок лет интернет вполне может превратиться в нечто напоминающее OASIS.

А в школе вы тоже мучились, как Уэйд?

Вовсе нет. У меня были хорошие учебники, сделанные вручную диафильмы и даже примитивные компьютеры TRS-80. Образовательная система в Ready Player One — попытка представить идеальное виртуальное обучающее пространство. Я хотел изобразить каждую классную комнату как огромную инсталляцию с голограммами, где учителя могли бы каждый день совершать со школьниками удивительные путешествия.

Когда вы впервые нашли пасхальное яйцо в игре?

Моя первая пасхалка, потайная комната в Adventure для Atari 2600, — первый игровой секрет в истории. Эта находка стала одним из кирпичиков в фундаменте Ready Player One.

Кстати, в тексте книги я спрятал собственную пасхалку — ссылку на сайт, где игроки получат доступ к трем очень сложным игровым испытаниям. Тот, кто первым осилит все загадки, выиграет мой личный автомобиль DeLorean 1981 , как в фильме «Назад в будущее». Я хотел одновременно прорекламировать книгу и воплотить свой замысел в жизнь.

А в современных играх, кажется, не хватает тех маленьких хитро запрятанных секретов, которые так радовали исследователей Doom?

Сегодня игры создаются командами из сотен обычных людей, таких как вы и я, которые выросли на классических интерактивных приключениях. Поэтому в любой игре всегда можно отыскать маленькие секреты и пасхалки. В том же World of Warcraft есть потайной уровень, где можно поиграть в трехмерную версию Joust. Не все потеряно!

Один из ваших персонажей, Огден Морроу, не особенно рад повсеместному успеху OASIS. Он полагает, что игра заменила людям реальный мир и что они просто не хотят решать насущные проблемы. Не кажется ли вам, что игры могли бы помочь нам сделать действительность чуточку лучше?

Возможно, но мне кажется, что у них совсем другая культурная роль. Они помогают скрасить монотонность будней, отвечают естественной потребности людей сбиваться в стаю, охотиться, собирать, решать загадки и исследовать окружающий мир. Всем этим сложно заниматься, когда целый день сидишь в офисе.

Как безвредный способ ненадолго отвлечься от реальности видеоигры очень полезны. Но бывает, что люди злоупотребляют виртуальным и полностью забывают о своей жизни. Это недопустимо.

Как вы относитесь к современному игровому рынку? Не кажется ли вам, что цифровые сервисы вроде Steam или Origin могут несколько обесценить игровую культуру? Перепродажа старых игр и коллекционные издания оказались под угрозой исчезновения в век доставки цифровых пакетов по сети.

Игровая индустрия всегда была бизнесом. Как и музыка, и кинематограф. Не думаю, что способ доставки может обесценить игру. Netflix ведь не обесценивает фильмы и телешоу? Классные коробочные наборы будут выпускать до тех пор, пока коллекционеры смогут их покупать.

У меня у самого уйма классических аркадных автоматов и консольных игр, все не перечислить. Из нового мне нравится Guild Wars 2. Я пару раз запускал бету. Очень занятно. Еще мне полюбился Quake Live — когда хочется просто пострелять.

Как продвигаются дела с экранизацией Ready Player One? У вас есть идеи насчет подбора актеров?

Фильм на ранней стадии производства, так что особых новостей пока нет. Мне кажется, лучше всего взять молодых неизвестных актеров. А еще было бы здорово увидеть в нем звезд восьмидесятых — например, Уила Уитона (он, кстати, зачитывал текст для аудиоверсии Ready Player One) в роли злодея Сорренто.

Машина мечты

Автомобиль DeLorean DMC-12 выпускался с 1981 по 1982 годы специально для американского рынка компанией DeLorean Motor Company. Это купе пользовалось огромной популярностью. Стоило оно 25 тысяч долларов (с учетом инфляции цена автомобиля на сегодняшний день составляла бы около 64 тысяч), но люди выстраивались в очередь, будучи не прочь приплатить десять тысяч сверху, только бы заполучить автомобиль с фантастическими дверьми-крыльями.

Что наша жизнь? Игра! - фото 10

К несчастью, в 1982 году компания обанкротилась, и выпуск автомобиля был остановлен, однако судьба уготовила машине вечную славу. В 1985 году на экраны вышел фильм Роберта Земекиса «Назад в будущее», где DMC-12 превратили в настоящую машину времени. Оснащенный по последнему слову техники, автомобиль Эммета Брауна стал мечтой всех мальчишек, увидевших приключения Марти Макфлая в прошлом, настоящем и будущем.

Что наша жизнь? Игра! - фото 11

Эрнест Клайн был одним из таких юных зрителей. Уже взрослым и состоявшимся автором он купил себе собственный DeLorean DMC-12 и оснастил его по своему вкусу, поставив механизм Flack Capacitor, который и обеспечивал перемещения героев «Назад в будущее» во времени, а также украсив машину декорациями из «Охотников за привидениями».

После переиздания Ready Player One в мягкой обложке Клайн разыграл свою машину среди читателей, которые сумели разгадать спрятанный в тексте секрет. Увы, он просто не смог расстаться с этим великолепным произведением американского автопрома, а потому купил еще одну такую же машину (сегодня на eBay DMC-12 продают за тридцать тысяч долларов) и оставил ее как приз для фанатов.

Конкурс ( www.ernestcline.com/rp1contest ) имел невероятный успех среди сорокалетних любителей аркадных игр. Уже проведено три этапа соревнования (последний стартовал 1 августа 2012 года). На момент написания этого материала главным соискателем приза значился человек, набравший 3219000 очков в Joust для Atari 2600.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь