Краткая история WCG Часть I: 2001—2006 годы
Чемпионат World Cyber Games — турнир с более чем десятилетней историей. Историей побед и поражений, судьбоносных взлетов, горьких провалов и сухой статистики. За годы проведения чемпионата, бессменно организуемого компанией Samsung , Россия выиграла немало ценных медалей, а многие наши игроки стали легендами игрового сообщества. Пришло время восстановить в памяти дела минувших дней и вспомнить всех наших чемпионов.
Samsung сказал: «Поехали!»
2000 год — WCG Challenge, или Начало начал
Первым пробным чемпионатом от Samsung стал WCG Challenge , который прошел при поддержке Министерства культуры и туризма Южной Кореи в Сеуле в октябре 2000 года. В чемпионате приняло участие всего лишь семнадцать государств. Россия в их число тогда, к сожалению, не попала.
► Южная Корея — одна из самых развитых стран в мире и родина компьютерного спорта.
Главной задачей WCG Challenge было заявить о создании всемирной «киберолимпиады» и сделать, так сказать, первый шаг в неизвестность. Благо заявленные дисциплины подогревали интерес: на тот момент все эти игры — FIFA 2000, Age of Empires II, StarCraft: Broodwar и Quake III — были у игроков на слуху. «Пилотный» турнир со своей задачей справился, и следующий, полноценный, WCG 2001 оказался куда более масштабным.
2001 год — Корею посмотрели, себя показали
Количество официальных дисциплин в 2001 году увеличили до шести — в жанре шутеров, чтобы Quake III не было скучно в одиночку, добавились сверхпопулярная Unreal Tournament и «народная» Counter-Strike. Общий призовой фонд гранд-финала равнялся 328 000 $ США.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: отборочные игры на WCG 2001 проводились в тридцати семи странах: 389 тысяч игроков сражались за то, чтобы попасть в число четырехсот тридцати лучших спортсменов и принять участие в гранд-финале, который снова проходил в многомиллионном Сеуле.
Призовой фонд национального российского финала был куда меньше (50 000 $), но по сегодняшним меркам и он весьма впечатляет. Российские отборы прошли в трех дисциплинах, а на самом деле всего в двух. Кроме «Контры» был представлен Quake III, и вот в нем проводился как дуэльный турнир, так и командный TDM ( team deathmatch ). Почему в 2001 году в Москве рубились только в эти игры? Ответ прост — тогда вся страна, от Калининграда до Владивостока, болела всенародной «квакой», да и популярность CS росла не по дням, а по часам.
► Если в Корее национальным видом спорта был и остается StarCraft, то у нас в начале двухтысячных царствовал Quake Третий.
Чемпионство в дуэльном турнире тогда досталось легенде российского Quake Алексею Нестерову ( LexeR ). Две остальные квоты ушли представителю Санкт-Петербурга PELE[PK] и жителю Екатеринбурга b100.kik. В командном режиме путевку в Корею и одиннадцать тысяч долларов США завоевали ребята из ForZe , в финале одолевшие питерцев из T33-Noble Stand.
Доминирование питерцев над москвичами было замечено и в Counter-Strike, где счастливый билет вытянули молодые и талантливые M19 (NooK, MadFan, Rider, Alarik, KalagRib). Через год эти игроки, правда уже в другом составе, прогремят на весь мир… Вторыми финишировали ForZe (Myrz, 4e4en, Antikiller, Xenitron, Hostage).
► Алексей Нестеров (LeXeR) всю игровую карьеру был настоящей грозой для американских «квейкеров».
На мировых финалах, несмотря на поражение М19 в четвертьфинале от рук австралийцев из Synergy , лучшие отечественные стрелки не ударили в грязь лицом. Две серебряные медали в дуэльном (LeXeR уступил американцу Zero4 ) и командном (проиграли шведам) режимах Quake III — отличный результат для первого серьезного «выезда». По итогам чемпионата Россия заняла десятое общекомандное место, а чемпионами в медальном зачете стали хозяева — южнокорейцы.
2002 год — три корейских золота
В следующем, 2002 -м, году WCG перебрались из Сеула в полуторамиллионный Теджон (Expo Park). В гранд-финале приняли участие 462 игрока из 45 стран (против 37 государств в 2001-м), что свидетельствовало о росте популярности «киберолимпиады».
Поскольку прошлогодние российские отборочные были признаны организаторами из Samsung самыми качественными в мире, в 2002 году Российская Федерация получила значительно больше квот на мировые финалы. А региональные отборочные прошли уже в 19 городах страны (Самара, Нижний Новгород, Екатеринбург, Томск, Москва, Владивосток, Санкт-Петербург, Волгоград и другие).
► Сюжет о WCG 2002 в популярной телевизионной программе «Намедни». Это десятиминутное видео стало чуть ли не первым российским обзором, в котором шла речь о киберспорте.
На национальном финале в московских Лужниках («УКС Дружба») сражались уже в семи дисциплинах. Возможно, это стадион так подействовал на киберспортсменов, но по накалу страстей сражения в тот год вряд ли уступал боям финала Лиги чемпионов.
Победители российских отборов WCG 2002
- M19 (Counter-Strike)
- 34s.Askold (Unreal Tournament)
- c58.Cooller, b100.death, forZe.uNkind (Quake III: Arena)
- Ranger[pG], [3D]Androide (StarCraft: Brood War)
- (orky)Soul (Age of Empires II: The Conquerors)
- M19*Alex (FIFA 2002)
► Ивану Демидову (Soul) подвластно все — как стратегии Age of Empires и Warсraft III, так и профессиональный покер по самым высоким ставкам.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: чемпион по Age of Empires II Иван Демидов ( Soul ) ныне — один из самых успешных профессиональных игроков в покер. В 2008 году на мировой серии WSOP в Лас-Вегасе ( World Series of Poker ) он занял второе место и выиграл 5 809 595 $. В свое время Иван на профессиональном уровне играл и в другую популярную RTS — Warсraft III.
Если в 2001 году наши чемпионы только прорубили окно в мир большого киберспорта, то годом позже заявили о себе всерьез и надолго. Гранд-финал 2002 года стал для России самым успешным турниром WCG за все одиннадцать лет его проведения: было взято сразу три золота, в профильных для страны дисциплинах — Counter-Strike и оба режима Quake.
Так, питерцы из М19 (NooK, MadFan, Rider, Rado, KalagRib) в финале разделались с канадцами из nerve (13:9 на de_nuke) и стали единственной российской СS-командой, когда-либо выигрывавшей гранд-финал WCG.
► Всероссийский финал отборочных к WCG 2002 — с каждым годом CS в России становился все популярнее.
В самом хардкорном дуэльном шутере компьютерного спорта — Quake, чемпионом весьма неожиданно стал юный Алексей Смаев ( uNk1nd ), который на российских отборочных был всего-то третьим. Набив общекомандный сундук золотом, Россия в медальном зачете заняла рекордное второе место, а первыми традиционно стали хозяева турнира — южнокорейцы.
2003 год — раз на раз не приходится…
В 2003 году чемпионат вновь вернулся в Сеул , а количество участвующих стран возросло до 57. На мировых финалах в качестве официальной дисциплины WCG впервые появилась консольная игра — Halo. Но ее появление не так обрадовало наших игроков, как огорчило отсутствие «кваки» — от нее мы всегда ждали медалей. Мышь на гвоздь тогда повесило очень много наших ветеранов Quake…
► Динамичный шутер Halo от Ensemble Studios стал первой консольной игрой, попавшей на WCG в качестве официальной игровой дисциплины.
В отечественных отборочных приняло участие около четырехсот любителей компьютерных игр из девятнадцати регионов России. Всероссийский финал прошел в Москве с 7 по 11 сентября, и главной его целью было, как всегда, отобрать самых достойных для участия в гранд-финале в Сеуле.
Победители российских отборов WCG 2003
- ForZe (Counter-Strike)
- M19*Askold-34s, FM.Navigator, b100.Dracula.Omut (Unreal Tournament)
- Advokate[S2], PHellan[S2], FM.Gerich (StarCraft: Brood War)
- (orky)Flash, FM.Karma, SK.Soul (Warcraft III: Reign of Chaos)
- FM.Under ( Age of Mythology)
- Pika и M19*Alex ( FIFA 2003).
В традиционном спорте после очень удачного сезона у спортсменов обычно начинается и функциональный, и психологический спад. Что-то подобное произошло и с нашей сборной. В Сеуле российский улов на этот раз составил всего одну бронзу — в командном «Старкрафте».
► Француз elky, несмотря на очень плотный график покерных турниров, до сих пор позволяет себе иногда сыграть «партейку-другую» в StarCraft II.
В дуэльном турнире все три российских игрока завершили выступления на стадии 1/16 финала, причем Phellan[S2] уступил еще одной легенде мирового покера — французу Бертрану Гроспелье ( elky )
ЭТО ИНТЕРЕСНО: француз Бертран Гроспелье ( elky ) в начале двухтысячных считался чуть ли не единственным, кто может на равных бороться с корейцами. Прожив в Корее много лет, он вышел на очень хороший уровень игры, но в какой-то момент решил, что покер куда перспективнее… и не прогадал. На сегодняшний день elky — многократный победитель WPT и EPT и один из самых успешных покерных игроков в мире.
Неплохо выступала и наша пятерка в CS, но в сетке они попали на будущих чемпионов — шведов из SK Gaming. Прыгнуть выше головы не получилось.
► «Золотая» шведская пятерка из SK Gaming в том году находилась на игровом пике: остановить HeatoN и компанию было некому.
Удачное выступление в FIFA 2003 и Age of Mythology позволило Германии обогнать, казалось бы, непобедимую Южную Корею в общемедальном зачете. Россия не попала даже в первую десятку и окопалась на четырнадцатом месте.
2004 год — Welcome to USA!
В 2004 год гранд-финал World Cyber Games наконец-то собрал чемоданы и переехал из Южной Кореи на новый континент. Организаторы из Samsung решили осваивать другие перспективные рынки и провели глобальный финал в Сан-Франциско (Bill Graham Civic Auditorium).
ЭТО ИНТЕРЕСНО: американский турнир имел очень большой резонанс и вывел «киберолимпиаду» на другой уровень. Немного статистики американского WCG : 6 — PC-игр, 2 — на консолях (Halo, Project Gotham Racing 2 ), 63 страны-участницы и более чем 2 500 000 $ призовых.
Именно в 2004 году в списке официальных дисциплин появились первые гоночные симуляторы. Вдобавок организаторы решили опробовать Counter-Strike: Condition Zero; правда, та версия мало чем отличалась от классической 1.6 и положение лидеров не изменила.
► Американские организаторы делали все возможное, чтобы первый «некорейский» гранд-финал World Cyber Games удался на славу.
Россиянам, чтобы погреться в лучах теплого калифорнийского солнца, нужно было сперва выиграть WCG 2004 Russian Preliminary (так они именуются официально). Проводились они в шести по шести игровых дисциплинах и получили невиданный ранее призовой фонд в 75 000 $.
Победители российских отборов WCG 2004
- M19 (Counter-Strike), Navigator, BrazoR (Unreal Tournament)
- Androide[3D], Advocate[S2], EX (StarCraft: Brood War)
- Caravaggio, Soul, RangeR^ ( Warcraft III: The Frozen Throne)
- M19*Alex , M19*Wer (FIFA 2004)
- USSRx.Turboletik ( Need for Speed: Underground).
► Нет, это не трансляция футбольного матча в фан-зоне EURO-2012, это финал по FIFA 2004 в Сан-Франциско!
Казалось бы, больший призовой фонд, появление гоночных симуляторов и достаточное количество квот выльется в несколько завоеванных медалей, но в 2004 году Россия на гранд-финале WCG пролетела — видимо, акклиматизация во Фриско оказалась на порядок пожестче, чем в уже привычной Южной Корее. Забавно, что, завоевав в 2003 одну бронзу, Россия в общекомандном зачете рухнула на 14-е место, а в США, оставшись без медалей вовсе, поднялась на две ступеньки — 12-е место.
2005 год — все, кроме золота…
Представители 67 стран приняли участие в WCG 2005, который прошел в сказочно чистом Сингапуре. В локальных отборочных турнирах в том году приняло участие более миллиона (!) геймеров со всей планеты, но Suntec Singapore — именно там проходил гранд-финал — увидело лишь 679 лучших.
► Развитое юго-восточное государство Сингапур подхватило эстафету «киберолимпиады» в 2005 году.
Организаторы из Samsung продолжали держаться привычного формата «6+2», и той самой парой новых игр стали популярная и поныне RTS Warhammer 40.000: Dawn of War, а также отличавшийся от CS 1.6 Counter-Strike: Source. С новой версией вышла забавная ситуация: профессионалы многих европейских стран выступили против этой игры, и местные отборочные игрались… в версии CS 1.6. В результате титулованные команды, Source и в глаза не видевшие, стали в Сингапуре легкой добычей тех, кто месяцами тренировался в новой дисциплине. К примеру, сенсационное второе место заняли казахи из команды K23, о которых до этого знали разве что в самом Казахстане…
Если появление нового Counter-Strike в игровом сообществе вызвало множество дискуссий, то увеличение российских призовых до 100 000 $ наших бойцов однозначно порадовало: из них 25 000 $ ушли в регионы, а 15 000 $ — на подготовку и отправку в Сингапур сборной России.
► Квадратные «мониторы-ящики» и оптические мышки Microsoft почти за каждым компьютером — такими были наши отборочные в далеком 2005 году.
Всероссийский финал прошел в столице с 24 по 28 августа 2005 года. Помимо финалов отборочных в шести PC-дисциплинах, это событие запомнилось шоу-матчем лучших женских команд по CS и так называемым Eastern Challenge — играми наших топовых стратегов против именитых южнокорейцев. Это противостояние закончились для россиян полным провалом, но зрители вроде бы остались довольны.
► Команда Virtus.pro лишь в 2005 году смогла завоевать путевку на гранд-финал. Жаль, но в том году CS: Source помешал ребятам раскрыться на полную…
Результаты отборов можно, в принципе, назвать сенсационными. Так, в дисциплине CS 1.6 впервые победили Virtus.pro , которые уже несколько лет сражались на равных с М19, но никак не могли выиграть путевку.
Победители российских отборов WCG 2005
- Virtus.pro (Counter-Strike 1.6)
- Deadman , Neytpoh, Flash (Warсraft III: the Frozen Throne)
- Ex, Advokate, Androide (StarCraft: Brood War)
- USSRxMrKOT (Need for Speed: Underground 2)
- Armanius, Alex, Wer (FIFA 2005)
- ecLipser (Warhammer 40.000: Dawn of War).
То ли изголодавшись по медалям, то ли будучи под сильным впечатлением от города-государства Сингапур, но на этот раз россияне взяли два серебра и бронзу. Решающие матчи были проиграны в StarCraft: Brood War (Андрей Ершов — Androide) и в FIFA 2005 (Виктор Гусев — Alex), а в Need for Speed: Underground 2 MrKOT (Константин Ванисов) стал третьим.
Три медали разного достоинства позволили нам закончить WCG 2005 на седьмом месте. Общий зачет с двумя золотыми и несколькими медалями низшей пробы выиграли американцы.
2006 год — рев моторов в Монце
В 2006 году турнир от Samsung впервые посетил Европу — World Cyber Games принимала Италия, страна, в которой киберспорт развит хуже, чем в других крупных европейских государствах. Видимо, организаторы выбрали «сапожок» именно в целях популяризации, а официальным местом проведения стал небольшой город Монца (Autodromo Nazional Monza)
ЭТО ИНТЕРЕСНО: стотысячная Монца в основном известна благодаря своему автодрому и гоночным трассам, которые считаются одними из старейших в мире. Здесь с 1950 года и по сей день проводится один из ключевых этапов Формулы-1 (Гран-при Италии). Трасса в Монце считается самой быстрой в мире.
В Монце за звание киберспортивных чемпионов сражались в семи дисциплинах: после провала CS: Source организаторы вновь вернули СS 1.6. Также на гранд-финале играли в FIFA 2006, Need for Speed: Most Wanted, StarCraft: Brood War, Warcraft III: The Frozen Throne и Dawn of War: Winter Assault. Обладатели консолей могли стать чемпионами в Dead or Alive 4 и Project Gotham Racing 3.
► Нашему лучшему «виртуальному футболисту» Виктору Гусеву (Alex) всегда не хватало до чемпионского титула самой малости.
Число «семь» красной нитью шло через весь турнир. Судите сами — в октябре 2006 года на Апеннины прибыло 700 игроков из 70 стран мира: число стран-участниц неуклонно росло с каждым годом.
Победители российских отборов WCG 2006
- Virtus.pro (Counter-Strike 1.6),
- [3D]Androide, AFZ)EX(ROX, Notforu[S2] (StarCraft: Brood War)
- SK.Deadman, Xyligan, ROB (Warcraft III: The Frozen Throne)
- USSRxALAN, USSRxMrRaser (Need For Speed: Most Wanted)
- x4-Alexx, Xaxotun, Master Show (FIFA 2006).
На этот раз можно предположить, что наших спортсменов вдохновил знаменитый автодром, да и сама атмосфера Монцы, пропитанная столетним духом автогонок. Так, Алан Енилеев ( USSRxALAN ) и Николай Фронтов ( USSRxMrRaser ) обогнали весь мир и заняли первые два места в Need for Speed: Most Wanted, а Виктор Гусев ( x4-Alexx ) взял бронзу в FIFA 2006, лишь в полуфинале уступив румыну ovvy.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: чемпионом WCG 2006 по Dawn of War: Winter Assault стал кореец Кюн Хюнь Рё ( SeleCT) , ему принадлежит и золото WCG по «Вархаммеру» в 2005 году. Ныне SeleCT довольно успешно играет в StarCraft II и защищает честь британской команды Dignitas.
► Кореец SeleCT в прошлом двукратный чемпион по Warhammer, а ныне успешный терран в StarCraft II.
Три медали разных достоинств позволили нам вновь занять второе общекомандное место, и опять лучше нас оказались южнокорейцы.
А дальше?
Во второй части мы продолжим знакомить вас с российскими игроками, прошедшими отборы и попавшими на гранд-финалы WCG. Ближайший «пройдет» пять лет назад в Сиэтле. До скорых встреч!
В статье использованы фотоматериалы с сайтов cyberfight.ru и wcg.com.