20 октября 2012Особое мнение
Обновлено 29.08.2023

Смерть консолей-1. О масштабном наступлении онлайна

Смерть консолей-1. О масштабном наступлении онлайна - изображение обложка
Смерть консолей-1. О масштабном наступлении онлайна - фото 1

В силу застоявшегося шаблона восприятия тяжело представить, что диски уйдут в прошлое, игры станут бесплатными, а на смену консолям придут сетевые сервисы, такие как Steam, Xbox Live, OnLive и Gaikai.

Какую-то пару лет назад западный рынок недоумевал, глядя на разработчиков из Южной Кореи и Китая. Сомнительная условно-бесплатная модель казалась скудной альтернативой проверенному временем боксовому стандарту. Работать несколько лет над проектом, привлекая инвесторов и вкладывая собственные ресурсы, чтобы потом отдать его игрокам абсолютно бесплатно? Не забывая о расходах на рекламу? Увольте.

Тем не менее модель оказалась жизнеспособной. Те немногие смельчаки, что несколько лет назад рискнули ступить в неизведанное, оказались пионерами громадного игрового сегмента, приведя free-to-play на Запад. Одним из таких относительных первопроходцев стала и наша компания, представившая миру World of Tanks , и мы рады оказаться частью, а в некотором роде и причиной бума f2p. Мы положились на новую модель задолго до того, как гиганты вроде Sony или Ubisoft поверили в ее потенциал.

Все больше разработчиков переходит с коробочных версий проектов на цифровую дистрибьюцию, с синглплеера — на социализацию. И все больше громких имен получают заветный постфикс «Online». Microsoft запускает сетевые free-to-play-проекты в рамках сервиса Xbox Live, Ubisoft анонсировала кучу всего онлайнового на gamescom 2012, а Crytek и вовсе заявила, что после окончания работ над проектами по контрактам компания полностью переключится на новый формат. Представьте: все игры стали бесплатными. Полная свобода. Выбирай. Качай. Играй.

Секрет успеха

Очевидно, что желающих бесплатно поиграть в AAA-проект гораздо больше, чем тех, кто пойдет и купит диск. Аналогично, немногие согласятся платить малоизвестной студии за подписку и уж тем более за коробочную версию. Потратить на новую игру пару гигабайт трафика вместо 50 долларов — почему бы и нет? Во что играть и как играть, платить или не платить — теперь это выбор игрока, а не постулат издателя.

В случае коробочного тайтла пользователь часто узнает о том, что игра недостаточно хороша, уже постфактум. Во free-to-play вы оцениваете продукт прежде, чем потратить деньги. В этом и кроется причина, по которой эта бизнес-модель предъявляет высокие требования к качеству, — игрока не так просто обмануть. Едва ли игру, которую можно оценить бесплатно, удастся вытянуть за счет рекламы и положительных отзывов прессы.

Это полноценная альтернатива игровому ретейлу, одинаково интересная геймерам, разработчикам и издателям. Но при всей перспективности условно-бесплатной модели действительно успешных f2p-проектов на рынке единицы. Почему большинство пользователей все так же готово платить за диск по полсотни долларов без возможности опробовать триал-версию? Два слова: доверие и репутация.

Сегодня free-to-play объединяет слишком много слишком разных игр. В этом разнообразии сложно выделить некую единую для всех формулу успеха, а вот самую распространенную ошибку — куда проще. Правильный выбор бизнес-модели еще не гарантирует успех.

Большинство f2p-проектов уделяет недостаточно внимания PvP-механике, социальному компоненту и мультиплееру — элементам, которые обеспечили бы им длительный интерес со стороны пользователей. Слишком многие не задумываются о жизни после старта.

Технический аспект важен, но вторичен. Не важно, как много пользователей войдут в вашу игру, если первое, что они увидят, — бесконечные дыры в дизайне и геймплее. Игроки будут играть ровно до тех пор, пока им не станет скучно, а платить — только за действительно ценные вещи или интересный контент. Залог успеха проекта — в удержании пользователей, а не в том, чтобы получить быструю отдачу и почивать на лаврах.

Философский камень f2p — захватывающая механика, грамотная монетизация и постоянное общение с игроками.

Социалочки и мобилочки

В последние годы популярность социальных сетей и мобильных платформ достигла своего апогея. Много разработчиков пришло в эти сегменты, но немногие получили ожидаемые прибыли.

Создание социальной игры, продвижение и удержание позиций на Facebook и в других соцсетях требует значительных затрат, а многие небольшие студии оказались к ним не готовы. Несмотря на кажущуюся простоту, социальная игра имеет сложную структуру и во многом похожа на большую ММО. Вы создаете круглосуточный онлайн-сервис, запуск которого — лишь первый этап на пути к успеху. Следующий уровень — всестороннее и непрерывное развитие.

Благодаря развитию мобильных платформ, цифровой дистрибьюции и облачных сервисов структура игровой индустрии неуклонно меняется. И вся эта огромная волна онлайн-развлечений готова в любой момент окончательно накрыть рынок консолей, положение которых еще вчера казалось незыблемым. Рыночная доля консольных игр постепенно уменьшается, и, соответственно, падает интерес к ним со стороны разработчиков.

По расчетам аналитиков, с выходом консолей восьмого поколения средний бюджет разработки увеличится почти вдвое. Сейчас, чтобы окупить стандартный консольный проект, необходимо продать порядка 500 000 копий. Представьте, сколько надо будет продать с приходом некстгена.

В то же время на iOS и Android работают армии небольших разработчиков, технические возможности смартфонов и планшетов динамично растут. Поддержка интерфейса Bluetooth 4.0, позволяющая подключать геймпады, и высокая популярность продуктов Apple открывают перед разработчиками широкие перспективы по созданию игр консольного уровня для iPad. Пока мобильные игры уступают в качестве консольным, но уже дышат им в спину.

Помимо мобильных платформ, еще один серьезный конкурент консолей — Steam. Основные его преимущества — политика низких цен, регулярные распродажи и поддержка независимых инди-разработчиков.

Открытые платформы вроде РС, социальных сетей и мобильных устройств продолжают развиваться. Казуальные геймеры переходят на планшеты и смартфоны, ядро консольной аудитории медленно, но верно переманивает цифровой дистрибьютор Steam.

Игровая индустрия движется в направлении тотального онлайна — во многом благодаря таким сервисам, как Steam или EA Store, в то время как у восьмого поколения есть все шансы оказаться последним.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь