20 октября 2012Особое мнение
Обновлено 29.08.2023

Смерть консолей-2. О замене старого на новое

Смерть консолей-2. О замене старого на новое - изображение обложка
Смерть консолей-2. О замене старого на новое - фото 1

В моем детстве долго не было видеоигр. Потом дядя взял меня с собой к нему на работу, где я впервые смог поиграть на ЭВМ (как их тогда называли) в боулинг, артиллерию и другие игры, созданные при помощи одних букв и цифр, никакой графики. Им пришлось буквально отрывать меня от компьютера, потому что я плакал, кричал и царапался, так не хотел уходить. Через несколько лет я уже стоял в фойе универмага Sears и играл в Space Invaders по 25 центов за жетон. Дядин компьютер больше не мог меня ничем удивить.

Перенесемся еще на несколько лет вперед. 1980-е, Калгари, зал аркадных автоматов. Я спускаю всю свою зарплату разносчика газет на видеоигры. В подобных заведениях я оставил буквально тысячи долларов. После изумительных аркад на дешевые автоматы, стоящие в супермаркетах, смотреть уже не хотелось.

Настала эпоха консолей — Atari, Intellivision и других. Теперь я мог играть дома, потратив лишь десятую часть суммы, которую стоил аркадный автомат (картриджи продавали по $30, а аркады — по $300). Естественно, я перестал ходить в залы.

Почему консоли должны умереть

Консоли были сильны долгие годы, но теперь и у них появляются проблемы. Их тоже пора заменить на что-нибудь новое. Почему?

  1. Неправильное отношение к потребителю. Модель, когда ты должен заплатить $60 за игру, ничего, по сути, не зная о ее качестве, — себя изжила. Она работала раньше (других просто не было), но с развитием free-to-play ее ждет конец. Люди хотят знать, что получают, до того, как потратят деньги, особенно если игру нельзя вернуть обратно, как во многих магазинах США.

  2. Плохая розничная модель. Это тема для отдельной статьи, но, если коротко, магазины должны повысить ставку за место на полке, чтобы на видном месте были только по-настоящему классные игры, стоящие $60.

  3. Жадные вторичные рынки. В отличие от киностудий, издатели не получают денег с перепродаж и проката своих игр. Ни копейки. Поэтому сетевики вроде GameStop концентрируются на этом сегменте бизнеса, усложняя разработчикам жизнь. Индустрия бы изменилась до неузнаваемости, если бы мы получали свой процент с продажи б/у игр и проката.

  4. Плохая модель разработки. Долгие годы издатели с удовольствием продавали нам позавчерашние игры с новой графикой, что повлекло за собой стагнацию индустрии, клиническую смерть японских игр и общее отсутствие интереса к видеоиграм среди широких масс. Другая проблема заключается в том, что все издатели хотят продавать свои игры фантастическими тиражами, а потому делают игры только в популярных жанрах. Я могу их понять с экономической точки зрения, но здоровая индустрия должна вкладывать часть доходов на финансирование альтернативных, нетривиальных идей. Сегодня платформодержатели этим не занимаются.

Смерть консолей-2. О замене старого на новое - фото 2

[[BULLET]] Apple произвела революцию на рынке мобильных телефонов, изменив его до неузнаваемости. Сегодня в подобных переменах нуждается рынок консолей.

  1. Плохая модель создания контента. На мой взгляд, одна из самых недооцененных проблем, убивающая консоли, и основная причина, по которой вам следует помочь им умереть. Производители консолей стоят спиной к независимым разработчикам. Объясню. Стандартный договор между издателем и разработчиком выглядит примерно так: 1) издатель платит за стоимость разработки, рекламу и распространение; 2) эти деньги считаются «авансом в счет гонорара» (то есть издатель не имеет права потребовать с команды деньги, потраченные на разработку, но все равно считается, что на вас висит «долг», который вы обязаны выплатить с прибыли); 3) вам обещают в качестве вознаграждения от 0% до 15% прибыли с продаж игры (понимаю, что все это техническая информация, но потерпите). Прибавьте к этому тот факт, что издатель постоянно изменяет условия договора, и получите нынешний результат: разработчики не получают ни цента с продаж независимо от того, насколько удачной получилась игра. Отстаивать свои права? Американские суды в принятии решений руководствуются не справедливостью, а собственной выгодой, поэтому у независимых разработчиков нет никаких шансов на победу в таких делах.

Приведу простейший пример. Бюджет игры составляет $1 000 000, а наши роялти по договору составляют 10%. Каждый доллар с продаж идет в счет нашего миллионного «долга». К моменту, когда игра уже окупилась и заработала сверху миллионов девять, издатель меняет алгоритм расчета и распределения прибыли, и в итоге мы остаемся без денег.

Действующая модель единолично виновата в угнетении прав независимых студий, которое мы наблюдали на протяжении семи прошедших лет.

Но сегодня нам наконец-то доступны альтернативные платформы — телефоны и планшеты, социальные сети и MMO. Благодаря им у индустрии появилась новая надежда.

Новое будущее игровой индустрии

Чуть выше я объяснил, почему консоли и сопутствующая им бизнес-модель должны умереть. Теперь я расскажу о том, что бы хотел видеть в новой индустрии.

Ценность любого игрового устройства или компьютера определяется качеством софта, которое можно на нем запустить. А в случае, когда, наоборот, железо определяет уровень и характер софта, мы получаем стагнацию. Игры на мобильных телефонах задыхались на протяжении десятилетия, пока не появился iPhone. Рынку была необходима компания, которая могла целенаправленно изменить существующую модель.

Долгие годы издатели и производители железа диктовали разработчикам, какие делать игры. Но это в прошлом. Если смотреть на мир в целом (а не только на Европу, Америку и Японию, как сейчас принято), то мы увидим, что главными платформами являются не игровые консоли, а смартфоны и PC. За ними будущее игровой индустрии.

Выход из пещеры

Всю свою историю человечество переносило свою сущность, свою природу на технологии. Сейчас можно наблюдать обратный процесс. С тех пор как мы покинули пещеры, прошли миллионы лет, но люди остаются существами социальными и мобильными.

Когда появились первые компьютеры и консоли, нам было так весело на них играть, что мы позабыли о своей природе. Сегодня мы можем носить в кармане маленькое устройство, которое позволяет играть где угодно, во что угодно и с кем угодно. Вот почему социальные и мобильные платформы развиваются так стремительно. Кому нужен домашний компьютер, если ноутбук выполняет те же функции, но при этом его можно взять с собой в дорогу? Кому нужен ноутбук, если, чтобы пользоваться iPad, даже с кровати вставать не надо? Кому нужен iPad, если любой смартфон имеет те же самые функции? Социалки и мобилки, как их называют, — это не просто новые сегменты, это движение. Теперь мы хотим от технологий чего-то другого. Происходят фундаментальные изменения в сознании. И они начались отнюдь не сегодня.

Смерть консолей-2. О замене старого на новое - фото 3

[[BULLET]] Мистер Кастильо рядом с постером Rise of the Argonauts - игры, по которой в основном и знают его студию. Именно такие игры, по словам Эдварда, должны скоро умереть.

Уже в восьмидесятые в Space Invaders была таблица рекордов. Сегодня это называется «социальной интеграцией». Мультиплеер на четверых игроков появился еще в аркаде Gauntlet , за которой я и мои друзья провели кучу времени в 1986 году, а в первые портативные игры я тоже успел поиграть еще в 1980-х (моя Escape from the Devil’s Doom , не требующая батареек, окончательно сдохла только в прошлом году, я играл в нее целых 30 лет).

Видите? Еще 30 лет назад мы стремились взаимодействовать с другими людьми и носить игры с собой в кармане. Потому что это заложено в нас природой. Развитие технологий позволяет нам развлекаться где угодно, больше не нужно пристегивать себя цепью к компьютерному столу. Зачем оставаться в каменном веке?

Ouya — консоль будущего

Прежде всего: это не реклама, я ни коим образом не участвую в этом проекте и не получу никаких денег в случае его успеха.

Смерть консолей-2. О замене старого на новое - фото 4

[[BULLET]] Портативная LCD-игра Escape from the Devil’s Doom.

Ouya — будущее консолей. Ее создатели пытаются реализовать новую финансовую модель, которая будет учитывать интересы разработчиков. Ее легко взломать, она достаточно мощная и работает на Android OS. Открытая архитектура, доступная цена и свободный доступ для независимых команд. Очевидно, что первым делом на Ouya появятся эмуляторы большинства популярных консолей. Только представьте себе устройство, которое может запустить игры для всех консолей Nintendo, PlayStation 1, 2, 3, Xbox, Xbox 360, Neo Geo, Atari 2600, ColecoVision и других, включая ROM’ы старых аркадных машин. Просто фантастика.

Ouya вполне может стать важнейшим с культурной точки зрения игровым устройством за последнее десятилетие.

Let it die

Как геймер с многолетним стажем, я успел поиграть в сотни, если не тысячи компьютерных, карточных и настольных игр. В детстве я просто получал удовольствие от процесса, меня не волновало, кто и как сделал ту или иную игру. Когда я стал разработчиком, мне открылась полная картина: творческие люди неустанно борются с законами рынка и производителями железа, диктующими направление развития игр.

С развитием социалок на Facebook с играми познакомилась новая аудитория — люди, которые никогда не держали в руках геймпад, не слышали об Unreal Engine 3 и не играли в World of Warcraft. Неискушенные еще совсем недавно игроки стали переключаться с социалок на Halo и FIFA. После этого мне стало окончательно ясно — грядут перемены. Убедился я в этом, когда с появлением iPhone стал проводить 70% времени за игрой на телефоне, лишь 20% на PC и 10% на приставках. Играть на телефоне мне так же весело, как на PC и консолях, только я не вынужден таскать с собой лишнее устройство и платить по $60 за игру.

Смерть консолей-2. О замене старого на новое - фото 5

[[BULLET]] Едва ли сейчас кто-то отправился бы в торговый центр набивать очки в Space Invaders.

В консольном рынке я вижу гнилую бизнес-модель, которая убивает инновации и никак не поощряет старания разработчиков. Свобода, царящая в социальных и мобильных играх для телефонов, планшетов и PC, позволяет создать новое, энергичное сообщество креативных людей, которые, освободившись от запретов, смогут делать потрясающие, оригинальные игры.

Я наблюдал за развитием индустрии с самого ее рождения и работаю в этом бизнесе уже очень много лет, поэтому могу уверенно сказать — сейчас самый подходящий момент для того, чтобы поддержать новые начинания. Для меня важно, чтобы креатив поощрялся, а разработчики получали соответствующее вознаграждение за свои труды и идеи. И это должно быть важно и вам.

Если вы не хотите, чтобы ваши дети играли только в какие-нибудь Metal Bayonetta’s Halo 14 и Creed of War 15, то поддержите мобильные и онлайновые игры. Поддержите новые платформы, где проповедуется свобода творчества, и со спокойной душой позвольте умереть всем остальным.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь