Игра в материале
Silent Hill: Book of Memories
6Рейтинг
Игромании
4.5Рейтинг
игроков
Vita
Жанр: Приключение, Боевик, Ужасы, Боевик от третьего лица
Серия: Silent Hill
Мультиплеер:  Интернет, кооператив (до 4 человек)
Разработчик: WayForward
Издатель: Konami
Дата выхода: 16 октября 2012
Silent Hill: Book of Memories Silent Hill: Book of Memories
Silent Hill: Book of Memories Silent Hill: Book of Memories https://www.igromania.ru/game/11223/Silent_Hill_Book_of_Memories.html
Silent Hill: Book of Memories Silent Hill: Book of Memories Рецензия на Silent Hill: Book of Memories Ужастик, который поклонники сериала ждали с невыразимым трепетом, обернулся совсем не страшным ролевым боевиком. ФОРМУЛА ИГРЫ Silent Hill: Book of Memories 50% безостановочного рубилова 30% изометрического взгляда на мир 15% иронического детектива в cтиле мадам Донцовой 5% Silent Hill Поклонники серии культовых ужастиков от Team Silent усердно прыгают по тушкам современных игр со знаменитым городом-призраком в заголовках. Везде им видится отступление от канонов изначальной тетралогии, что и не удивительно, ведь Konami поручала разработку сторонним студиям. Последнее относится и к свежеиспеченному проекту исключительно для PS Vita. За его создание ответственны калифорнийцы из WayForward (в их портфолио уже хранятся A Boy and His Blob и BloodRayne: Betrayal). Как результат, портативный Silent Hill образца 2012 года меньше всего похож на японский — правильный — Silent Hill. Муки творчества и неожиданные результаты Разработчики осознанно создавали «нетрадиционный» Silent Hill. Они признаются, что хотели сделать проект узнаваемый, но при этом не похожий на все, что было ранее. Идея фикс — избежать восприятия новшеств как ошибок. Надо ли говорить, сколь болезненно относятся к таким решениям поклонники, привыкшие искать скрытый смысл в каждой текстуре? И все же на выходе мы получили игру, не имеющую почти ничего общего с прародителями. Теперь это изометрический ролевой боевик. Медитативное исследование темных коридоров под шипение радио, решение многоступенчатых головоломок и вздрагивание при каждом шорохе остались в далеком прошлом. Нынче бал правят драйв и прокачка стандартных для ролевых игр характеристик. Хватаем обломок металлической трубы и в компании четверых друзей несемся с остервенением дубасить представителей местного бестиария. ► Перекресток четырех дорог. Куда ни пойди — везде будут не рады. Культовый персонаж своими руками Буквально через пару минут после запуска игрок оказывается в гуще событий. Постепенного погружения в мир загадочного городка больше нет. Как нет и любимой всеми дорожной вывески «Welcome to Silent Hill», будоражащей кровь похлестче самих монстров. Город больше не заманивает жертву в свои сети. Жертву поручают создать нам. Злоключения начинаются с типичного ролевого элемента — настройки персонажа. На выбор предлагается пять архетипов-классов, между которыми нет никакой разницы, кроме внешнего вида: спортсмен, ботаник, рокер, гот и преппи (что-то вроде модника-мажора). Обширный набор причесок, оттенков кожи и аксессуаров позволяет при желании сгенерировать самого невероятного чудика, который будет смотреться в Сайлент-Хилле хуже, чем самопальные косплееры на Comic-Con. С другой стороны, было бы странно видеть в сетевом режиме четверых клонированных Джеймсов Сандерлендов. Мы выбрали гота-девчонку. Сами взгляните, что получилось. ► Главный герой может дать сто очков вперед любому монстру. Еще три жанра, где Silent Hill будет смотреться как корова в балете Симулятор парусного спорта Теплый июльский денек, солнышко изрядно припекает. На берегу озера Толука собрался весь честной городской люд. Скоро состоится регата, в которой принимают участие несколько команд. У дальней пристани разматывает тросы команда местной лечебницы. Они даже сюда пришли в форменных белых халатах и зачем-то со шприцами. Чуть ближе к нам водят хороводы вокруг яхты местные культисты, напевая очередную чепуху о пришествии нового бога. По их мнению, кубок за первое место — это «Святой Грааль», из которого нужно испить крови проигравших. А у нашей команды возникла неожиданная техническая неполадка. Кажется, я своим тесаком пробил дыру в днище, и лодка дала течь. Да еще паруса обмотались вокруг пирамиды и мешают обзору. Аркадный автосимулятор Буквально весь Сайлент-Хилл предвкушает уникальное зрелище. Нелегальные уличные гонки должны начаться с минуты на минуту. Машины уже на старте и ждут сирены, которая вот-вот завоет над городом. К сожалению, участников всего трое. Но не потому, что все боятся закона. С представителями правопорядка удалось договориться — последнего полицейского еще вчера благополучно распяли на кресте. Дело в том, что исправные автомобили еще поди найди. Поэтому участвуют полусгнивший американский пикап 1956 года выпуска, полицейский автобус, найденный на болоте, и инвалидная коляска. Большинство зрителей сделали ставку именно на последний болид. Техника проверена временем, гоняет даже без пилота. Компанейская танцевальная игра для Kinect Собрались с ребятами на квартире у старого знакомого — Генри Таунсенда. Этот закоренелый холостяк так и не заделал дыру в ванной. Говорит, что пришлось даже немного поработать киркой, увеличивая проем, а то новенький 55-дюймовый ЖК-телевизор не проходил. Дверью этот болван по-прежнему не пользуется. Его дело; нам главное — весело провести время. Танцевальная аркада Silent Hill: Danse Macabre, говорят, чертовски хороша. Все бодрые и зажигательные композиции Акиры Ямаоки при ней, а движения нужно повторять за призраками, медсестрами и плюшевым кроликом. Так и оказалось. Прыгали, плясали и горланили веселенькую «Theme of Laura» до трех часов ночи. Затем начали расходиться сквозь стены, пора ведь и честь знать. К тому же хозяин дома как-то приуныл. Или просто помер?.. [[VIDEOSPOILERID_196918]] Вспомнить все История начинается с визита старого знакомого. Говард Блэквуд — загадочный чернокожий почтальон, знакомый по Silent Hill: Downpour, — приносит посылку. На свертке красуется штемпель городка, которому он служит уже не одну сотню лет. В подарок ко дню рождения свежесгенерированному альтер эго неизвестный отправил титульную «Книгу воспоминаний». На ее пожухлых страницах отображены все ключевые события из жизни героя, включая недавний визит почтаря. ► «Скажите, это, стало быть, любую стенку можно так убрать? Вашему изобретению цены нет, гражданин интеллигент!» Портал в другой мир в собственной спальне. Так начинается каждый уровень. Интересная концепция в дальнейшем почти никак не используется. Вместо того, чтобы создать атмосферные сюжетные ролики с прочтением собственной жизни, разработчики раскидали по уровням сотню записулек, которые некие абстрактные люди адресуют друг другу. Портреты этих ребят нам показывают во время перезагрузки уровней. Однако вникать в перипетии любовного треугольника и псевдодетективной истории нет ни малейшего желания. Как и слушать диалоги протагониста с говорящими телевизорами, иногда встречающимися на уровнях. Когда в руке Эскалибур, а в округе добрая сотня кровавых медсестер, это только с ритма сбивает. ► Нечеловеческие пытки «Домом-2». Нарисованный очаг Буратино Каждый уровень представляет собой лабиринт из однотипных комнат, соединенных узкими проходами. Выходы из помещений затворяются футуристическими дверьми на манер тех, что обычно устанавливают на космические корабли в фантастическом кино. Заслонка молниеносно взмывает вверх, стоит только нажать соответствующую кнопку. Сложно представить такое чудо техники в психиатрической лечебнице из второй части, не правда ли? Некоторые двери нередко оказываются затворены, и к ним нужно отыскать ключ. Нет ничего проще — отмычки хранятся в шкафчиках и тумбочках, любезно расставленных вдоль стен. Поэтому загадка нередко переворачивается с ног на голову: ключик-то есть, непонятно, где дверца. Иногда герой вламывается в особые помещения, связанные с собственными воспоминаниями. При этом камера делает реверанс в сторону классических игр и фиксируется в одной точке, полностью меняя восприятие окружающей действительности. В таких комнатах можно либо наткнуться на девочку-призрака, которая будет бегать от вас и громко рыдать, либо насладиться помехами на дюжине старых телевизоров, которые картинно растворятся через несколько секунд. Лишь в эти редкие моменты удается нащупать вязкую атмосферу ужастика, погребенную под плитами боевика. ► В Silent Hill обитают весьма начитанные монстры. Только здесь каждый уровень содержит книгохранилище, где позволяют сохраниться. Но уже через мгновение судьба заносит в магазин, где, в лучших традициях ролевок, можно отовариться аптечками, комплектом ключей для ремонта оружия и прочей шелухой. Или продать. Шутка ли, но на кассе вас встретит тот самый чернокожий почтальон Говард. Оказывается, он еще и предприниматель. Интересно, платит ли он налоги в казну Сайлент-Хилла? ► Почтальон, бизнесмен и торговец оружием в одном лице. Хочешь жить — умей вертеться. Бить или не бить. Не вопрос. И все же главное — весело колотить медсестер и мертвых псов электрогитарой или кроликом Робби (помните его по парку аттракционов из третьей части?) по хребтине. Именно по ней, ведь основная тактика — заход со спины. Каждая комната — маленькая арена для расправы над десятью, а то и двадцатью монстрами. Бестиарий весьма разнообразный — мы насчитали более пятидесяти существ. Компанию старым знакомым составляют призраки, ядовитые насекомые, скорпионы, крылатые бестии и прочий потусторонний сброд. Мамочка — один из видов монстров — например, будет ежеминутно производить на свет потомство, готовое сожрать вас с потрохами. А закованная в подвешенную металлическую решетку бесформенная плоть умеет магически блокировать пути отступления и вызывать соратников на подмогу, пока вы не собьете клетку на землю. Не забыли разработчики и о любимце миллионов — палаче Пирамидоголовом. Появляется в кадре редко, но, как водится, метко. ► Два ножа, две медсестры. Перевес явно не на их стороне. Впрочем, далеко не все местные обитатели желают открутить герою голову. Безликое существо, укутанное в окровавленные тряпки, напротив, будет время от времени подкидывать бонусы в виде необычного оружия, а также выдавать дополнительные миссии. Старина Валтиэль (а это именно он), оказывается, большой любитель животных. Одним из заданий станет выгулять маленькую собачку. В усыпленном виде животное обратно не принимается, песик должен сохранить умение вилять хвостом. ► На лицо ужасный, но добрый внутри. Это как раз про Валтиэля. Опасаться стоит не только живности — то тут, то там на уровнях поджидают коварные ловушки. Из пола могут неожиданно выскочить шипы, некое непонятное пространство может высосать жизненную энергию. Но наша любимица — ловушка, замедляющая время. Попадая в нее, протагонист становится обреченной мухой в паутине. Смена декораций происходит через каждые три уровня, но только после битвы с боссом. Особого подхода к ним искать не приходится. Достаточно интенсивно колотить супостата всем, что попадется под руку, вовремя залечивать раны да успешно парировать удары и особые атаки. ► Огненный страж охраняет первые уровни с лавой. Он вам никого не напоминает? Под руку, кстати, попадается довольно много всего: от лопаты и бутылки вина до булавы, катаны, швабры и кирки. Холодное оружие можно сочетать с огнестрельным, взяв во вторую руку револьвер или пистолет-пулемет. Трюк проходит не всегда. Упомянутую выше электрогитару, огнемет или бензопилу приходится крепко держать обеими руками, что вполне укладывается в рамки логики. Вполне естественен и износ оружия. К сожалению, игровая условность все подпортила: не должен тесак мясника ломаться через пять минут рубки монстров на фарш! Страху это не добавляет, а вот раздражать начинает очень быстро. ЭТО ИНТЕРЕСНО: для серии очень много всегда значила музыка. После ухода из Konami Акиры Ямаоки за синтезатор посадили американца Дэниэла-Джеймса Лихта. В его карьере это уже второй Silent Hill (после Downpour). Альбом со всеми композициями вышел незадолго до релиза игры, и несколько треков все же достойны места в вашем плейлисте «ВКонтакте». Как минимум те, в которых поет великолепная Мэри-Элизабет Макглинн. Если где-то убыло, то где-то прибыло Неотъемлемой частью серии всегда были головоломки. Были гениальные, например — выстраивание книг Шекспира в ряд (чтобы решить загадку, нужно знать содержание), были и идиотские — откачать воду из гаража... Так или иначе, ключевое слово — были. В Book of Memories, к сожалению, от них почти отказались. Язык не поворачивается назвать загадкой однотипную расстановку фигурок по цветовой насыщенности в финале каждого уровня. Авторы не пытаются напрягать серые клеточки игроков даже поиском статуэток — те всегда сокрыты в синих парящих сферах, которые просто нужно разбить. Заветная кукла оказывается в кармане сразу после истребления обязательной волны атакующих. ► Классическая задачка для детей с задержкой психического развития: расставь фигурки по цвету. Но свято место пусто не бывает. Утраченное заменили прокачкой, коллекционированием артефактов и сетевым режимом. Особые надежды возлагались именно на мультиплеер. Естественно, концепция персонального чистилища из второй части в онлайн не вписывается, как не вписывается и история про религиозный культ. Игра заточена под прохождение в компании четырех друзей. Особенно это ощущается в борьбе с боссами: один отвлекает, второй атакует со спины. Динамичный игровой процесс еще сильнее поддает газу, превращая игру в натуральный dungeon crawler. Времени не остается ни на что, кроме выяснения отношений с монстрами. ► Увидеть четверых героев неподвижными почти нереально. Мультиплеер — это боевик в режиме нон-стоп. * * * «Монстры?.. Они кажутся тебе монстрами?» — загадочные слова Винсента, сказанные в библиотеке (Silent Hill 3), больше не имеют смысла. Silent Hill: Book of Memories ясно дает понять, что психологизма в этих тварях нет и в помине. Простое пушечное мясо, вытащенное из преисподней на потеху четверым друзьям-бейсболистам. С трепетом заглядывать за угол и всматриваться в темноту больше ни к чему. Да и темноты-то нет. Любое пространство за углом прекрасно просматривается благодаря подвешенной сверху камере, а фонарик и вовсе стал бесполезным. Прежнее обилие скрытых смыслов, подтекстов и ощущение страха, нарастающее ежеминутно от одного созерцания обшарпанных стен, выкинули за ненадобностью. Но почти ничего не смогли предложить взамен. На выходе мы получили молодежный псевдоужастик в духе Obscure. Порадовало Огорчило из почтальона пытаются сделать культового для вселенной персонажа; продолжительность игры по-настоящему велика; предусмотрено несколько концовок, в том числе и шутливая. следить за сюжетом нет никакого желания, а в мультиплеере герой еще больше обезличивается; к персонажу просто невозможно прикипеть душой и начать ему сопереживать; совсем не надо думать, только жать на кнопки. Главные рейтинги 4,5/10 Геймплей 5/10 Графика 6/10 Интерфейс и управление 7/10 Звук и музыка «Ачивка» редакции СИЛА ДУХА Отыскать комнату с несметными сокровищами и остаться честным человеком — прихватить с собой только ножик. Особые рейтинги 350р. Билетик в кино Оболваненный и усохший во всех смыслах Silent Hill с припиской Book of Memories отлично дополняет фильм Майкла Бассетта, который сейчас идет в прокате. Грустно признавать, но в картине даже больше Сайлент-Хилла, чем в первоочередном продукте — игре. 5/10 Полезный Vitaмин Разработчики не стали излишне эксплуатировать сенсорные навыки портативной консоли. Задняя панель не применяется, кракозябры на дисплее пальцем рисовать не заставляют. Приходится только тыкать пальчиком в элементы интерфейса и меню. Зато переносить на другие платформы, наверное, удобно будет! Вердикт ОЦЕНКА САЙТА 6,0 ХОРОШО Головоломки и атмосферу всеобъемлющего страха выкинули и предлагают попробовать на зуб мультиплеерную пустышку. Чтобы искренне получать удовольствие, нужно ничего не знать об «особом месте», озере Толука и культе, быть не знакомым с Джеймсом, Хизер и Алессой. Тогда игра покажется неплохим динамичным приключением с необычными монстрами и самобытным дизайном уровней. Есть лишь одна проблема — мы знакомы. Оценка поклонника серии: 3,0 Личное мнение Олег Чимде Редактор «Игромании.ру» и закоренелый сайлентхиллщик Нельзя просто взять и обозвать что попало «Сайлент-Хиллом». Тактика Konami в общем-то понятна — расформировав Team Silent после четвертой части (которая вообще изначально должна была стать отдельной игрой), они решили искать что-то принципиально новое, видимо, не очень-то понимая, за что «Сайлент-Хилл» полюбился людям. Book of Memories — очень смелый, но абсолютно беззубый эксперимент. Ему нечего предложить ни поклонникам, ни просто любителям кооперативных ужастиков. А ведь однажды такой вот смелый эксперимент все же увенчался успехом — после не слишком удачного Origins команде Climax, вероятно, развязали руки, и получился Silent Hill: Shattered Memories, вольное переосмысление первой части, психологический триллер, который натурально издевался над чувствами поклонников и делал это так хорошо, что даже приятно. Никакой концепции из первого Silent Hill — ни боссов, ни многоуровневых локаций с кучей запертых дверей, ни сложных головоломок, ни сюрреалистичных монстров — там не было. Вместо этого — лабиринты, которые нужно проходить на скорость, отсутствие действия, высокотехнологичный смартфон как средство общения с окружающим миром, сеансы с психотерапевтом и Далия, которая превратилась из религиозной фанатички в городскую танцовщицу. Shattered Memories проходится по всем значимым локациям из первой части, знакомит нас со всеми ключевыми героями, но при этом переворачивает известную историю так, что по спине натурально бегут мурашки. Знаете что? Этот «Сайлент-Хилл» совершенно точно имеет право на жизнь. Увидеть что-то похожее на первоначальные три части мы уже и не надеемся. Но, может быть, следующей команде, которой Konami поручит делать новый Silent Hill, тоже развяжут руки?
Silent Hill: Book of Memories

Silent Hill: Book of Memories

Рецензии — Silent Hill: Book of Memories
Ужастик, который поклонники сериала ждали с невыразимым трепетом, обернулся совсем не страшным ролевым боевиком.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Рецензии
Silent Hill: Book of Memories
ФОРМУЛА ИГРЫ
Silent Hill: Book of Memories
50% безостановочного рубилова
30% изометрического взгляда на мир
15% иронического детектива в cтиле мадам Донцовой
5% Silent Hill

Поклонники серии культовых ужастиков от Team Silent усердно прыгают по тушкам современных игр со знаменитым городом-призраком в заголовках. Везде им видится отступление от канонов изначальной тетралогии, что и не удивительно, ведь Konami поручала разработку сторонним студиям.

Последнее относится и к свежеиспеченному проекту исключительно для PS Vita. За его создание ответственны калифорнийцы из WayForward (в их портфолио уже хранятся A Boy and His Blob и BloodRayne: Betrayal). Как результат, портативный Silent Hill образца 2012 года меньше всего похож на японский — правильный — Silent Hill.

Муки творчества и неожиданные результаты

Разработчики осознанно создавали «нетрадиционный» Silent Hill. Они признаются, что хотели сделать проект узнаваемый, но при этом не похожий на все, что было ранее. Идея фикс — избежать восприятия новшеств как ошибок. Надо ли говорить, сколь болезненно относятся к таким решениям поклонники, привыкшие искать скрытый смысл в каждой текстуре? И все же на выходе мы получили игру, не имеющую почти ничего общего с прародителями. Теперь это изометрический ролевой боевик.

Медитативное исследование темных коридоров под шипение радио, решение многоступенчатых головоломок и вздрагивание при каждом шорохе остались в далеком прошлом. Нынче бал правят драйв и прокачка стандартных для ролевых игр характеристик. Хватаем обломок металлической трубы и в компании четверых друзей несемся с остервенением дубасить представителей местного бестиария.

► Перекресток четырех дорог. Куда ни пойди — везде будут не рады.

Культовый персонаж своими руками

Буквально через пару минут после запуска игрок оказывается в гуще событий. Постепенного погружения в мир загадочного городка больше нет. Как нет и любимой всеми дорожной вывески «Welcome to Silent Hill», будоражащей кровь похлестче самих монстров. Город больше не заманивает жертву в свои сети. Жертву поручают создать нам.

Злоключения начинаются с типичного ролевого элемента — настройки персонажа. На выбор предлагается пять архетипов-классов, между которыми нет никакой разницы, кроме внешнего вида: спортсмен, ботаник, рокер, гот и преппи (что-то вроде модника-мажора). Обширный набор причесок, оттенков кожи и аксессуаров позволяет при желании сгенерировать самого невероятного чудика, который будет смотреться в Сайлент-Хилле хуже, чем самопальные косплееры на Comic-Con. С другой стороны, было бы странно видеть в сетевом режиме четверых клонированных Джеймсов Сандерлендов. Мы выбрали гота-девчонку. Сами взгляните, что получилось.

► Главный герой может дать сто очков вперед любому монстру.

Еще три жанра, где Silent Hill будет смотреться как корова в балете

Симулятор парусного спорта

Теплый июльский денек, солнышко изрядно припекает. На берегу озера Толука собрался весь честной городской люд. Скоро состоится регата, в которой принимают участие несколько команд. У дальней пристани разматывает тросы команда местной лечебницы. Они даже сюда пришли в форменных белых халатах и зачем-то со шприцами. Чуть ближе к нам водят хороводы вокруг яхты местные культисты, напевая очередную чепуху о пришествии нового бога. По их мнению, кубок за первое место — это «Святой Грааль», из которого нужно испить крови проигравших. А у нашей команды возникла неожиданная техническая неполадка. Кажется, я своим тесаком пробил дыру в днище, и лодка дала течь. Да еще паруса обмотались вокруг пирамиды и мешают обзору.

Аркадный автосимулятор

Буквально весь Сайлент-Хилл предвкушает уникальное зрелище. Нелегальные уличные гонки должны начаться с минуты на минуту. Машины уже на старте и ждут сирены, которая вот-вот завоет над городом. К сожалению, участников всего трое. Но не потому, что все боятся закона. С представителями правопорядка удалось договориться — последнего полицейского еще вчера благополучно распяли на кресте. Дело в том, что исправные автомобили еще поди найди. Поэтому участвуют полусгнивший американский пикап 1956 года выпуска, полицейский автобус, найденный на болоте, и инвалидная коляска. Большинство зрителей сделали ставку именно на последний болид. Техника проверена временем, гоняет даже без пилота.

Компанейская танцевальная игра для Kinect

Собрались с ребятами на квартире у старого знакомого — Генри Таунсенда. Этот закоренелый холостяк так и не заделал дыру в ванной. Говорит, что пришлось даже немного поработать киркой, увеличивая проем, а то новенький 55-дюймовый ЖК-телевизор не проходил. Дверью этот болван по-прежнему не пользуется. Его дело; нам главное — весело провести время. Танцевальная аркада Silent Hill: Danse Macabre, говорят, чертовски хороша. Все бодрые и зажигательные композиции Акиры Ямаоки при ней, а движения нужно повторять за призраками, медсестрами и плюшевым кроликом.

Так и оказалось. Прыгали, плясали и горланили веселенькую «Theme of Laura» до трех часов ночи. Затем начали расходиться сквозь стены, пора ведь и честь знать. К тому же хозяин дома как-то приуныл. Или просто помер?..

[[VIDEOSPOILERID_196918]]

Вспомнить все

История начинается с визита старого знакомого. Говард Блэквуд — загадочный чернокожий почтальон, знакомый по Silent Hill: Downpour, — приносит посылку. На свертке красуется штемпель городка, которому он служит уже не одну сотню лет. В подарок ко дню рождения свежесгенерированному альтер эго неизвестный отправил титульную «Книгу воспоминаний». На ее пожухлых страницах отображены все ключевые события из жизни героя, включая недавний визит почтаря.

► «Скажите, это, стало быть, любую стенку можно так убрать? Вашему изобретению цены нет, гражданин интеллигент!» Портал в другой мир в собственной спальне. Так начинается каждый уровень.

Интересная концепция в дальнейшем почти никак не используется. Вместо того, чтобы создать атмосферные сюжетные ролики с прочтением собственной жизни, разработчики раскидали по уровням сотню записулек, которые некие абстрактные люди адресуют друг другу. Портреты этих ребят нам показывают во время перезагрузки уровней. Однако вникать в перипетии любовного треугольника и псевдодетективной истории нет ни малейшего желания. Как и слушать диалоги протагониста с говорящими телевизорами, иногда встречающимися на уровнях. Когда в руке Эскалибур, а в округе добрая сотня кровавых медсестер, это только с ритма сбивает.

► Нечеловеческие пытки «Домом-2».

Нарисованный очаг Буратино

Каждый уровень представляет собой лабиринт из однотипных комнат, соединенных узкими проходами. Выходы из помещений затворяются футуристическими дверьми на манер тех, что обычно устанавливают на космические корабли в фантастическом кино. Заслонка молниеносно взмывает вверх, стоит только нажать соответствующую кнопку. Сложно представить такое чудо техники в психиатрической лечебнице из второй части, не правда ли? Некоторые двери нередко оказываются затворены, и к ним нужно отыскать ключ. Нет ничего проще — отмычки хранятся в шкафчиках и тумбочках, любезно расставленных вдоль стен. Поэтому загадка нередко переворачивается с ног на голову: ключик-то есть, непонятно, где дверца.

Иногда герой вламывается в особые помещения, связанные с собственными воспоминаниями. При этом камера делает реверанс в сторону классических игр и фиксируется в одной точке, полностью меняя восприятие окружающей действительности. В таких комнатах можно либо наткнуться на девочку-призрака, которая будет бегать от вас и громко рыдать, либо насладиться помехами на дюжине старых телевизоров, которые картинно растворятся через несколько секунд. Лишь в эти редкие моменты удается нащупать вязкую атмосферу ужастика, погребенную под плитами боевика.

► В Silent Hill обитают весьма начитанные монстры. Только здесь каждый уровень содержит книгохранилище, где позволяют сохраниться.

Но уже через мгновение судьба заносит в магазин, где, в лучших традициях ролевок, можно отовариться аптечками, комплектом ключей для ремонта оружия и прочей шелухой. Или продать. Шутка ли, но на кассе вас встретит тот самый чернокожий почтальон Говард. Оказывается, он еще и предприниматель. Интересно, платит ли он налоги в казну Сайлент-Хилла?

► Почтальон, бизнесмен и торговец оружием в одном лице. Хочешь жить — умей вертеться.

Бить или не бить. Не вопрос.

И все же главное — весело колотить медсестер и мертвых псов электрогитарой или кроликом Робби (помните его по парку аттракционов из третьей части?) по хребтине. Именно по ней, ведь основная тактика — заход со спины. Каждая комната — маленькая арена для расправы над десятью, а то и двадцатью монстрами. Бестиарий весьма разнообразный — мы насчитали более пятидесяти существ. Компанию старым знакомым составляют призраки, ядовитые насекомые, скорпионы, крылатые бестии и прочий потусторонний сброд. Мамочка — один из видов монстров — например, будет ежеминутно производить на свет потомство, готовое сожрать вас с потрохами. А закованная в подвешенную металлическую решетку бесформенная плоть умеет магически блокировать пути отступления и вызывать соратников на подмогу, пока вы не собьете клетку на землю. Не забыли разработчики и о любимце миллионов — палаче Пирамидоголовом. Появляется в кадре редко, но, как водится, метко.

► Два ножа, две медсестры. Перевес явно не на их стороне.

Впрочем, далеко не все местные обитатели желают открутить герою голову. Безликое существо, укутанное в окровавленные тряпки, напротив, будет время от времени подкидывать бонусы в виде необычного оружия, а также выдавать дополнительные миссии. Старина Валтиэль (а это именно он), оказывается, большой любитель животных. Одним из заданий станет выгулять маленькую собачку. В усыпленном виде животное обратно не принимается, песик должен сохранить умение вилять хвостом.

► На лицо ужасный, но добрый внутри. Это как раз про Валтиэля.

Опасаться стоит не только живности — то тут, то там на уровнях поджидают коварные ловушки. Из пола могут неожиданно выскочить шипы, некое непонятное пространство может высосать жизненную энергию. Но наша любимица — ловушка, замедляющая время. Попадая в нее, протагонист становится обреченной мухой в паутине.

Смена декораций происходит через каждые три уровня, но только после битвы с боссом. Особого подхода к ним искать не приходится. Достаточно интенсивно колотить супостата всем, что попадется под руку, вовремя залечивать раны да успешно парировать удары и особые атаки.

► Огненный страж охраняет первые уровни с лавой. Он вам никого не напоминает?

Под руку, кстати, попадается довольно много всего: от лопаты и бутылки вина до булавы, катаны, швабры и кирки. Холодное оружие можно сочетать с огнестрельным, взяв во вторую руку револьвер или пистолет-пулемет. Трюк проходит не всегда. Упомянутую выше электрогитару, огнемет или бензопилу приходится крепко держать обеими руками, что вполне укладывается в рамки логики. Вполне естественен и износ оружия. К сожалению, игровая условность все подпортила: не должен тесак мясника ломаться через пять минут рубки монстров на фарш! Страху это не добавляет, а вот раздражать начинает очень быстро.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: для серии очень много всегда значила музыка. После ухода из Konami Акиры Ямаоки за синтезатор посадили американца Дэниэла-Джеймса Лихта. В его карьере это уже второй Silent Hill (после Downpour). Альбом со всеми композициями вышел незадолго до релиза игры, и несколько треков все же достойны места в вашем плейлисте «ВКонтакте». Как минимум те, в которых поет великолепная Мэри-Элизабет Макглинн.



Если где-то убыло, то где-то прибыло

Неотъемлемой частью серии всегда были головоломки. Были гениальные, например — выстраивание книг Шекспира в ряд (чтобы решить загадку, нужно знать содержание), были и идиотские — откачать воду из гаража... Так или иначе, ключевое слово — были. В Book of Memories, к сожалению, от них почти отказались. Язык не поворачивается назвать загадкой однотипную расстановку фигурок по цветовой насыщенности в финале каждого уровня. Авторы не пытаются напрягать серые клеточки игроков даже поиском статуэток — те всегда сокрыты в синих парящих сферах, которые просто нужно разбить. Заветная кукла оказывается в кармане сразу после истребления обязательной волны атакующих.

► Классическая задачка для детей с задержкой психического развития: расставь фигурки по цвету.

Но свято место пусто не бывает. Утраченное заменили прокачкой, коллекционированием артефактов и сетевым режимом. Особые надежды возлагались именно на мультиплеер. Естественно, концепция персонального чистилища из второй части в онлайн не вписывается, как не вписывается и история про религиозный культ. Игра заточена под прохождение в компании четырех друзей. Особенно это ощущается в борьбе с боссами: один отвлекает, второй атакует со спины. Динамичный игровой процесс еще сильнее поддает газу, превращая игру в натуральный dungeon crawler. Времени не остается ни на что, кроме выяснения отношений с монстрами.

► Увидеть четверых героев неподвижными почти нереально. Мультиплеер — это боевик в режиме нон-стоп.

* * *

«Монстры?.. Они кажутся тебе монстрами?» — загадочные слова Винсента, сказанные в библиотеке (Silent Hill 3), больше не имеют смысла. Silent Hill: Book of Memories ясно дает понять, что психологизма в этих тварях нет и в помине. Простое пушечное мясо, вытащенное из преисподней на потеху четверым друзьям-бейсболистам.

С трепетом заглядывать за угол и всматриваться в темноту больше ни к чему. Да и темноты-то нет. Любое пространство за углом прекрасно просматривается благодаря подвешенной сверху камере, а фонарик и вовсе стал бесполезным.

Прежнее обилие скрытых смыслов, подтекстов и ощущение страха, нарастающее ежеминутно от одного созерцания обшарпанных стен, выкинули за ненадобностью. Но почти ничего не смогли предложить взамен. На выходе мы получили молодежный псевдоужастик в духе Obscure.

Порадовало
Огорчило
  • из почтальона пытаются сделать культового для вселенной персонажа;
  • продолжительность игры по-настоящему велика;
  • предусмотрено несколько концовок, в том числе и шутливая.
  • следить за сюжетом нет никакого желания, а в мультиплеере герой еще больше обезличивается;
  • к персонажу просто невозможно прикипеть душой и начать ему сопереживать;
  • совсем не надо думать, только жать на кнопки.
Главные рейтинги
4,5/10
Геймплей
5/10
Графика
6/10
Интерфейс и управление
7/10
Звук и музыка
«Ачивка» редакции
СИЛА ДУХА
Отыскать комнату с несметными сокровищами и остаться честным человеком — прихватить с собой только ножик.
Особые рейтинги
350р.
Билетик в кино
Оболваненный и усохший во всех смыслах Silent Hill с припиской Book of Memories отлично дополняет фильм Майкла Бассетта, который сейчас идет в прокате. Грустно признавать, но в картине даже больше Сайлент-Хилла, чем в первоочередном продукте — игре.
5/10
Полезный Vitaмин
Разработчики не стали излишне эксплуатировать сенсорные навыки портативной консоли. Задняя панель не применяется, кракозябры на дисплее пальцем рисовать не заставляют. Приходится только тыкать пальчиком в элементы интерфейса и меню. Зато переносить на другие платформы, наверное, удобно будет!
Вердикт
ОЦЕНКА САЙТА
6,0
ХОРОШО

Головоломки и атмосферу всеобъемлющего страха выкинули и предлагают попробовать на зуб мультиплеерную пустышку. Чтобы искренне получать удовольствие, нужно ничего не знать об «особом месте», озере Толука и культе, быть не знакомым с Джеймсом, Хизер и Алессой. Тогда игра покажется неплохим динамичным приключением с необычными монстрами и самобытным дизайном уровней. Есть лишь одна проблема — мы знакомы.

Оценка поклонника серии: 3,0

Личное мнение

Олег Чимде

Редактор «Игромании.ру» и закоренелый сайлентхиллщик

Нельзя просто взять и обозвать что попало «Сайлент-Хиллом». Тактика Konami в общем-то понятна — расформировав Team Silent после четвертой части (которая вообще изначально должна была стать отдельной игрой), они решили искать что-то принципиально новое, видимо, не очень-то понимая, за что «Сайлент-Хилл» полюбился людям. Book of Memories — очень смелый, но абсолютно беззубый эксперимент. Ему нечего предложить ни поклонникам, ни просто любителям кооперативных ужастиков. А ведь однажды такой вот смелый эксперимент все же увенчался успехом — после не слишком удачного Origins команде Climax, вероятно, развязали руки, и получился Silent Hill: Shattered Memories, вольное переосмысление первой части, психологический триллер, который натурально издевался над чувствами поклонников и делал это так хорошо, что даже приятно. Никакой концепции из первого Silent Hill — ни боссов, ни многоуровневых локаций с кучей запертых дверей, ни сложных головоломок, ни сюрреалистичных монстров — там не было. Вместо этого — лабиринты, которые нужно проходить на скорость, отсутствие действия, высокотехнологичный смартфон как средство общения с окружающим миром, сеансы с психотерапевтом и Далия, которая превратилась из религиозной фанатички в городскую танцовщицу. Shattered Memories проходится по всем значимым локациям из первой части, знакомит нас со всеми ключевыми героями, но при этом переворачивает известную историю так, что по спине натурально бегут мурашки. Знаете что? Этот «Сайлент-Хилл» совершенно точно имеет право на жизнь.

Увидеть что-то похожее на первоначальные три части мы уже и не надеемся. Но, может быть, следующей команде, которой Konami поручит делать новый Silent Hill, тоже развяжут руки?

Комментарии
Загрузка комментариев