Natural Selection 2
ФОРМУЛА ИГРЫ
Natural Selection 2
75% Natural Selection
10% Killing Floor
10% Warhammer 40000: Dawn of War
5% надругательства над компьютером
Half-Life — словно озорной гуляка, у которого в каждом порту по отпрыску: Counter-Strike, Left 4 Dead, Team Fortress . Схема давно отработана — поклонники создают модификацию, та завоевывает популярность, Valve арканит тех самоделкиных в штат, и на свет появляется новая игра.
В другой раз, «Вентили»! Natural Selection эволюционировала в коммерческий проект без участия артели Гейба Ньюэлла. И пусть вас не смущает срок разработки. Подумаешь, шесть лет…
Ну, кому командирского тела?!
Фабула Natural Selection 2 незамысловата: крутые космические пехотинцы столкнулись с инопланетной расой кхараа, и их крутость тут же встала под сомнение. Противостояние высших приматов и разумной биомассы вроде Чужих или зергов из StarСraft 2 вылилось в командные баталии людей и пришельцев на пыльных тропинках далеких планет. Вернее, внутри тамошних баз и копей.
► Залез черт-те куда, теперь поди разбери, где верх, где низ!
В отличие от Aliens: Colonial Marines, идейно весьма похожей на NS 2, люди здесь едва ли сойдут за напуганных овечек. В Natural Selection встречаются, если угодно, паук и богомол: кто кого съест — это еще вопрос. Попутно проведем параллель с Left 4 Dead, хотя и тут сходство не полное: нет кампании, нет управляемого компьютером зомби-мяса, а роль AI-режиссеров берут на себя игроки-командиры.
Игрок, взваливший на себя обязанности военачальника, видит карту сверху. Для него боевик мутирует в стратегию, тактильно похожую на Warhammer 40000: Dawn of War. Только выбор построек поменьше, и подчиненные не всегда слушаются приказов — благо живые мыслящие игроки. Задача командира — обеспечивать команду поддержкой свыше. Он может построить арсенал для покупки оружия, лаборатории для улучшения пушек и брони, порталы, чтобы не бегать с базы на базу, рискуя головой… Побегать всегда придется — карты большие и запутанные.
За здорово живешь никто не палец о палец не ударит: команды сражаются за ресурсные точки, командные узлы и электрические щитки. Первые снабжают местной меновой единицей, вторые обеспечивают фундамент для запасного штаба. К щиткам же у команд отношение разное: людское оборудование не пашет без тока, а пришельцам напряжение только во вред — им подавай потемки.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: платформы добычи мигом обрастают инфраструктурой и обретают статус базы или ее филиала. Здесь становится очевидно, что стратегическая часть отнюдь не для красоты. Сможет ли (и успеет ли) командир так обустроить аванпост, чтобы солдаты сумели его удержать?
► Сей палисад с георгиной целиком построен горгом. Камушки — чтобы людишки застряли, а «цветы» — чтобы удрали восвояси.
Нелегка командирская доля: места для построек отметь, чтобы солдаты их смонтировали, технологии изучи, роботов-ремонтников закажи и пошли по нужному адресу, да не забудь накормить подопечных аптечками и патронами. Матка чужих отягощена сверх того еще одной задачей — заражением территории. Органические сооружения дохнут на асфальте или металле, потому перед застройкой нужно заразить землю вокруг, как это делала нежить в Warcraft 3. В объятиях зеленой рыхлой дряни инопланетяне растут, как внуки на бабкиных харчах, а управляемые игроками твари еще и раны зализывают с чудесной скоростью.
Бестиарий
С каждой стороны (помимо «рулящих» свыше командиров) выступает по пять классов. Сразу поиграть за каждый класс не дают — сперва командир платит за улучшение из общей казны, а затем игроки приобретают новый класс на собственные сбережения. И если у пришельцев с их видовым разнообразием все до предела наглядно, то людей приходится делить по рукотворной атрибутике — сиречь по оружию в руках.
Читать далее…
Люди
Homo Riflemanus
Человек с винтовкой — существо пугливое и встречается не только в Natural Selection 2, но почти во всех боевиках в мире. Слабый и до ужаса рядовой автомат хорош только в большой компании, но одинокий мужичок с ружьем — легкая добыча для большинства кхараа. Именно в этой роли появится только что зашедший на сервер игрок, но потом сможет «вырасти» до более крутых собратьев.
Homo Shotgunus
Свирепо огрызается на посторонние звуки человек с дробовиком! Он смел, решителен и жаждет схватиться с крупным хищником. Мелкие же кусаки вроде скалка ему что слону булавочный укол: один залп дробью в наглую пасть закрывает эту пасть навеки.
Homo Pyromaniac
Грозный зверь. Человек с огнеметом никогда не знает покоя: он рыщет в поисках потенциального шашлыка. Нередко в погоне за дичью попадает в западню и, матерясь, гибнет. Легко сжигает целые стаи мелочи и обращает в бегство даже горгов, но оносы ему почти не по зубам.
Demomanus Vulgaris
Очень серьезный хищник. Человек с гранатометом хладнокровно убивает даже самых жирных пришельцев. При некоторой доле везения завалит и оноса, особенно при поддержке сородичей. Склонен к непроизвольному суициду через бросок гранаты под ноги.
Exosuitus Rex
Бронированное чудовище, человек в экзоскелете. Величественно и степенно шествует к фронту в сопровождении человеческой свиты. Миниган и кулак весом в стиральную машину — отличный повод сломать хребет чему угодно. Одна беда: человек в экзоскелете считает себя неуязвимым и оттого часто страдает.
Кхараа
Skulk
Выбрав сторону пришельцев, вы начнете игру в форме скалка. Собакоподобное (вроде бы) животное. Бегает по стенам и потолку, ползает по вентиляционным шахтам. Плюется шипами, кусается. Прыгуч и быстр достаточно, чтобы удрать от любого врага. Опасен в стае.
Gorg
Неопрятная хрюшка, которая плюется спорами, лечит соратников и выращивает защитные «организмы» мелкого пошиба: непрошибаемые скалы и агрессивные цветочки. Ввиду массивности горг по отвесным поверхностям не ползает.
Lerk
Реактивная летучая мышь, рассекающая спертый воздух космобаз. Неудобная мишень — лерки почти никогда не парят на месте. Стреляют чем-то похожим на вишневые косточки и оставляют за собой ядовитый дымный след.
Fade
Адепт тактики «бей-беги». Фейд умеет «развоплощаться» и летать на небольшие расстояния в виде дымка из сериала LOST. Живая иллюстрация фразы «руки-крюки»: на передних лапах фейда только по одному кривому когтю.
Onos
Наверное, так и должен выглядеть слонасный ужопотам. Размером с носорога, характер — такой же скверный. От топота оноса барахлят турели и искрит проводка. Крохотные пехотинцы сжираются в один присест. Лучшее средство против этого исполина — мины. Потому что рядом с ним находиться вредно, а убивать как-то надо.
Вы — пришелец. Ваши действия?
Обычные игроки берут на себя роль «непослушных юнитов». С их точки зрения, NS 2 — командный боевик с долей ужастика для десантников и частичкой stealth-слэшера со стороны пришельцев.
Для обеих сторон боевиковая часть работает отлично. На баллистике чуть сэкономили — уж больно бутафорскими выглядят пушки, но в остальном как боевик NS 2 состоялся. Люди малыми группами крадутся по темным туннелям, тщательно осматривая каждый угол. По указаниям командования сооружают ресурсные платформы, активируют электрические щитки, строят турели, арсеналы, портативные лаборатории. Шугаются, когда «чужие» грызут проводку и вырубают свет (пока не включится аварийное освещение, в комнате будет царить беспросветный мрак). Догоняют удирающую шушеру и удирают от догоняющего оноса.
► Большой О. собственной персоной. Сейчас он встанет у точки возрождения и нанижет на рога всех, кому не посчастливится тут возродиться.
ЭТО ВАЖНО: поодиночке в Natural Selection 2 не живут. Кто-то заперся в тонированном экзоскелете и думает, что теперь неуязвим? Консервированного героя сжуют в один момент, если его чугунный зад не прикрывают друзья. То же относится и к пришельцам: засада в одиночку — почти гарантированный каюк.
Надоели пострелушки с космическим спецназом? Тогда вливайтесь в рой инопланетян кхараа. Каждый из пяти инопланетных видов предлагает совершенно разные сорта боевика. У скалка это импровизированный платформер без гравитации, у лерка — авиа-аркада, а игра за фейда заставляет вспомнить старенькую X-Men с Найткраулером и эксперименты с телепортацией в Dishonored.
► Кхараа вылупляются из яиц, напоминающих огромные проросшие фасолины. Эволюционируют в другие виды — там же.
В деле баланса Unknown World избежали зыбкой трясины: ни люди, ни пришельцы не имеют явного преимущества. Отчасти это достигается огромными и запутанными картами. Когда десантура стремительным «рашем» оккупирует три четверти уровня, их все чаще будут доставать вылазки чужих то в одном углу карты, то в другом. Кривые ходы внеземных баз усложняют игру командиру. Кто-то клянчит патронов — а ты найди этого челобитчика, пока его не съели!
► Лобовое стекло не пробить. Поэтому чужие стараются заляпать его своими потрохами — авось пилот потеряется в трех соснах. Часто работает.
Как правило, успех партии зависит от количества попавших в нее «отцов». И это норма для большинства сетевых игр — кто-то должен «тащить» команду. Баланс сохраняется, пока одна из сторон не доберется до вершины пищевой цепочки: оноса или экзоскелета. При прочих равных выиграть без такого козыря непросто. Но вместе с ним базу могут натурально затоптать: бегают четыре оноса и давят солдат сразу после воскрешения. В прочих играх это считается моветоном, но в NS 2 смерть на точке возрождения — это капитуляция.
Это наследственное
Увы, личные качества Natural Selection не нашли понимания среди публики: серверов уйма, но играют еле-еле на каждом двадцатом. В Unknown World этого ожидали. Арт-директор Кори Стрэйдер в интервью Rock, Paper, Shotgun сказал: «Мы старались привлечь людей, которые ищут нечто особенное, в то время как прочие покупают Call of Duty. Наша целевая аудитория заведомо мала, но, может быть, более лояльна».
► «Топливо огнемета кончается ровно в тот миг, когда вас вот-вот убьют» — закон игр №34.
Акцент на «своих» — хороший маневр. Особенно при том, что некоторые детали массам определенно не понравятся. Аскетичный стиль, геймплей, не прощающий ошибок (зазевался — умер), и… чудовищная оптимизация. Форумы ломятся от возмущений: «Это где ж такое видано, у меня видеокарта за 500 $, а эта свистелка тормозит даже на минимальных настройках!» На самом деле вполне понятно, куда утекают системные ресурсы, — освещение старательно нагнетает страху, а внеземная скверна очень натурально пульсирует и разрастается. Но графике, как и механике, тесновато в коридорах футуристических станций.
► У арсенала, где продаются пушки, всегда свалка. Стандартная винтовка — оружие неэффективное, и все избавляются от нее при первой возможности.
Natural Selection 2 — честная осовремененная версия «той самой» модификации для «той самой» игры. Командовать интересно, выполнять приказы или быть бунтарем — тоже. Да, бунтовать тоже можно: неповиновение не влечет за собой провала партии и нагоняй от начальства, как в стареньком стратего-боевиковом гибриде Savage: The Battle for Newerth.
К сожалению, вместе с хорошими вещами сюда перекочевал и полный перечень плохих. Карты все на одно лицо. Серость — как та, что уже месяц за окном. Ну а в сжатом сообществе безраздельно правят «отцы».
Но это, по правде говоря, не беда. Да-да-да.
Особые рейтинги
8/10
Кручу-верчу
Поединок двух видов часто сводится к взбалмошной карусели. Скалк носится вокруг человека, человек вихляет вокруг скалка. Один норовит укусить, другой — подстрелить. Круговорот теоретически бесконечен, если противники одинаково умелы. На деле же кто резче, тот и жив. Ну, или у кого пинг меньше. И компьютер новее.
3/10
Как пройти в библиотеку?
Первое, что вы сделаете в Natural Selection 2, — заблудитесь. Среди серых помещений с бетонными стенами, среди бесконечных, словно зацикленных коридоров, среди решеток и водопроводных труб. Без поллитры и карты найти путь на базу или к аванпосту сможет только экстрасенс или прожженный ветеран, которые пока еще не выкристаллизовались из общей массы игроков.
Вердикт
ОЦЕНКА САЙТА
8,0
ОТЛИЧНО
Интересное и атмосферное сочетание стратегии и боевика, где ни командир, ни подчиненные не остаются внакладе. Пусть мрачно, пусть тесно, пусть местами сыровато — но все равно оставляет по себе приятные впечатления.
- FPS и RTS делят одеяло четко поровну
- команды сбалансированы, хотя совершенно друг на друга не похожи
- головные боли командира и боевой азарт рядового.
- однообразное оформление карт
- тесно, негде развернуться
- игра может скушать hi-end-систему не поперхнувшись и все равно подтормаживать.
9/10
Геймплей
9/10
Графика
8/10
Интерфейс и управление
7/10
Звук и музыка
Выходи, подлый трус!
Не поддаваться на провокации и не покидать командный пункт, когда его бодают три оноса разом.