Один день до конца света. Quest for Glory

Один день до конца света. Quest for Glory

Спец — Один день до конца света. Quest for Glory
Станислав Степанченко напоследок решил погеройствовать: повоевать с черными магами, развеять несколько древних проклятий и пару раз спасти мир.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Спец
Один день до конца света. Quest for Glory

Каждый раз, когда меня просят назвать Игру с большой буквы, мне приходит в голову одно и то же. Эту игру можно запустить в космос, чтобы инопланетяне имели представление о человеческой культуре. Ее должен изучить каждый разработчик компьютерных игр, и она просто обязана быть в программе соответствующих учебных заведений. Даже апокалипсис — не оправдание, чтобы не знать о ней!

Эта игра (а точнее, серия игр) носит название Quest for Glory — или же Hero’s Quest. Как и большая часть игр, чье название начинается на «Quest», выпущена она была компанией Sierra в конце восьмидесятых — начале девяностых. Но от прочих тогдашних «квестов» она отличалась целым набором очень и очень существенных деталей. Которых не найти даже в лучших из ролевых игр нашего времени.

Высшее героическое образование

Завязка незамысловата — мы играем за блондинистого авантюриста (между прочим, выпускника-заочника школы Великого Авантюриста), который решил стать, ни много ни мало, настоящим героем. С этой целью он прибывает по объявлению («Срочно требуется герой, опыт работы необязателен») в небольшой городок Шпильбург, заваленный сказочными проблемами по самое не балуйся, — и разбойники наседают, и людоедистая Баба-Яга прилетела, и наследник престола пропал, и принцессу похитили. С этого и начинается первая часть его приключений — а будет их целых пять.

► Сад великой волшебницы Эраны. Пожалуй, единственное безопасное и мирное место в окрестностях Шпильбурга, где с героем ни за что не случится ничего плохого. ► Гоблины — противники слабые. Но они запросто могут взять главного героя числом — и в буквальном смысле измотать до смерти.

От типичных квестов «Сьерры» серия унаследовала интерфейс, управление, уйму диалогов и тенденцию ставить игрока в нестандартные ситуации с каким-нибудь остроумным решением. От классических ролевок того времени — ролевую систему из полутора десятка навыков, которые растут по мере использования. В получившуюся смесь добавили простенькую, но практичную боевую систему (которую потом меняли в каждой части) и фирменный легкий юмор. А привычные для квестов статичные локации, где ничего без сюжетного повода не меняется, обильно разбавили локациями, живущими независимо от действий игрока, — к примеру, городок Шпильбург, в котором едва наберется десяток сюжетных персонажей, окружен густым лесом, где легко напороться на совершенно несюжетных разбойников, диких зверей и опасных монстров.

► Вторую часть игры никогда не переиздавали в VGA-графике. Это пришлось долго и упорно делать поклонникам — зато и результат получился весьма впечатляющий.

В итоге получилось то, чего нынешние ролевые игры добиваются редко и с большим трудом, — не просто живой мир, а мир, в котором можно жить и нужно выживать. Персонажу здесь нужно есть и пить. Отдых — не средство для восстановления здоровья и маны, а естественная необходимость. Для сна нужно искать безопасное и более или менее удобное место. А вечером из города лучше вообще не выходить, потому что на ночь ворота обычно запираются, а по диким местам начинает лазить такое, что даже самого что ни есть откормленного персонажа сожрет и не заметит.

За много лет до Гаррета

Навыки у героя тут соответствующие — не владение тремя сотнями разных видов оружия, а куда более общие и полезные: ловкость, выносливость, лазание, метание... И развиваются они не только мечемашеством, но и при решении самых что ни есть житейских проблем — совершенно не героическая работа граблями на конюшне за несколько дней сделает силача даже из жалкого хлюпика.

Применять умения тоже нужно не только в бою. К примеру, вот простая задача — вытащить золотое кольцо из птичьего гнезда. Лезем на дерево — герой срывается и падает. Швыряем камень — промахивается. Пытаемся достать заклинанием — не дотягиваемся магическим захватом. Думаете, делаем что-то неправильно? Да нет, просто руки у кандидата в герои пока еще кривоваты. Надо или подрасти-подкачаться...

...Или пробовать, пока не получится. Сто раз булыжником промахнемся, зато на сто первый попадем. Заодно будем уверены, что теперь у героя навык метания на более или менее приличном уровне. И если вдруг попадется агрессивно настроенное гнездо — можно будет и в него чем-нибудь швырнуть, не промажем.

► В третьей части герой и выглядит лучше, чем во всех остальных, и крупным планом берется на порядок чаще. ► Племя магов-оборотней — «леопарды» — легко проникнется доверием к коллеге по магическим искусствам.

На звание героя, в зависимости от нашего выбора, будет претендовать либо воин, либо маг, либо вор — у каждого из них свой взгляд на игровые задачи, свой набор стартовых навыков и, как следствие, свой путь к славе. Воин решает проблемы методом, которым их и поныне решают почти все главные герои ролевок, — силой. Запертые двери открывает плечом, врагов встречает грудью и побеждает в честном бою, несговорчивых персонажей и лицом об стол приложить может. У мага хоть на логическую задачку, хоть на встреченного бандита найдется соответствующее заклинание — надо лишь понять, какое и как его применить. Вор вообще старается схваток избегать, проторенными тропками не ходить, врагов побеждать издалека и в спину, а между геройствованием не гнушается чистить карманы прохожих и обносить по ночам плохо запертые дома.

► К четвертой части серия обзавелась не только более или менее приличной детализацией персонажей, но и озвученными диалогами.

Через тернии к славе

По сути, каждая часть серии включает в себя три совершенно разных прохождения — пройдя игру всего за одного персонажа, вы не увидите и половины всего, что в ней есть. Да, и воина, и вора еще при создании персонажа можно научить колдовать, а потом и развить этот навык для применения в бою. Но только маг настолько полюбится старому колдуну Эразму, что тот порекомендует его для вступления в Институт магии.

Волшебник и вор могут гнуть подковы и жать от груди двести кило, но только воин сможет пройти испытание гильдии бойцов — голыми руками разорвать ржавые кандалы и одолеть вооруженного охранника. И какими бы ловкими ни были чародей с воином, но только вор везде найдет своих коллег по криминальному цеху, и только он всегда узнает, что скрывается за запертыми дверями «фоновых» домиков на заднем плане.

► Мрачные пейзажи четвертой части разительно контрастируют с солнечными саваннами из третьей. ► Паладин располовинил бы этого монстра парой ударов. Маг закидал бы заклинаниями издалека. Но мой герой — вор, и ему приходится туго.

Наш персонаж (как и все наши решения) пройдет через все пять частей серии благодаря импорту сохранений — сейчас этой очень хорошо забытой возможностью хвастаются разве что игры от BioWare. Герой побывает в пустынном Шапире, где столкнется с натуральной антиутопией о злом диктаторе. Предотвратит вторжение демонов на солнечные саванны Тарны и познакомится с тамошним аналогом индейцев. Вместе с нами натерпится страху в мрачных (и насквозь славянских) болотах Мордавии и, наконец, завершит свое путешествие на очень грекоподобном острове Сильмария. И тем, кто дойдет с ним до этого момента, будет очень грустно расставаться с героем. А еще с его друзьями и вообще с замечательным миром Глорианы.

► Идея глобальной карты промелькнула еще в третьей части, но реализована была только в пятой. ► Пятая часть издавалась уже в 1998 году, и игра перешла на модное 3D. Увы, графика от этого только проиграла.

* * *

Quest for Glory — это золотой эталон RPG, который, пожалуй, можно назвать первой по-настоящему ролевой игрой в мире. Где мы не просто развиваем персонажа и убиваем монстров, а отыгрываем роль. Погружаемся в нее до полного отождествления с персонажем. Чувствуем себя частью мира и сюжетной истории. И прорывы такого масштаба в индустрии можно пересчитать по пальцам одной руки.

Буквально на днях создатели серии, Лори и Кори Коулы успешно (хоть и на последних секундах) завершили кампанию по сбору средств для новой игры. Выглядит, конечно, далеко не так впечатляюще, как Quest for Glory, но тоже достойно. Будет обидно, если конец света накроет пожилую чету до того, как они успеют завершить проект.

Но знаете что? Лично мне будет куда обиднее, если конец света накроет меня — до того, как я успею перепройти всю историю героя с самого начала. Поэтому начну, пожалуй, прямо сейчас.

Комментарии
Загрузка комментариев