Одиннадцать крупнейших скандалов 2012 года

Одиннадцать крупнейших скандалов 2012 года

Спец — Одиннадцать крупнейших скандалов 2012 года
В 2012 году случилось много неоднозначных историй. В этой статье мы собрали одиннадцать самых нашумевших.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Спец
Одиннадцать крупнейших скандалов 2012 года

С одной стороны, всем хочется, чтобы поменьше было грандиозных провалов, разгневанных игроков, внезапных увольнений, судебных разбирательств и тому подобных громких вещей. На шум ведь могут и политики подтянуться — а этим ребятам только дай повод покричать.

С другой стороны, скандалы — неизбежная часть игровой индустрии. Они были, они есть и будут. В спорах рождается истина, суды защищают правоту правых, а возмущенное бурление игроков — признак того, что есть люди, которым не все равно. Развития не бывает без конфликта, а рынок хорош конкуренцией. Так что в какой-то мере скандалы — признак того, что индустрия жива и здорова!

2012 год был богат на шумные истории и споры, и в этой статье мы собрали одиннадцать самых ярких.

11. Сорок Седьмой, монашки-убийцы и заказанные друзья

С чего началось
Рекламная кампания Hitman: Absolution пошла не так или, наоборот, слишком уж так. Два раза.

Вышедшая в конце осени игра о похождениях лысого убийцы со штрих-кодом на затылке оказалась в центре скандала дважды. В начале лета людей возмутил рекламный видеоролик под названием «Атака Святош». В нем Хитмен ловко расправился с командой боевых монашек, вооруженных до зубов и одетых в латекс.

Ролик был отличный, но многие на Западе усмотрели в монашках... нет, не богохульство, а сексизм и дискриминацию. Мол, зачем Сорок Седьмой дерется с красотками, наряженными в короткие резиновые юбочки? Где суровые монахи, размахивающие кадилами? Для IO Interactive всеобщее «Бу-у!» оказалось сюрпризом. Директор проекта Тор Блайстед извинился, но сказал, что такой реакции совсем не ожидал, тем более что в ролике воспроизведен сюжетный момент игры. Впрочем, не исключено, что вирусный эффект был спланирован заранее, ведь избиение монашек — все-таки не совсем обычный сюжетный ход, даже в играх про безжалостных убийц.

Второй скандальчик разгорелся совсем недавно. В сети Facebook появилось рекламное приложение, в котором можно было «заказать» друзей. Работала система так: человек выбирал друга, заполнял «особые приметы» и «за что его убить», а потом смотрел видеоролик с собственно процессом (при этом в видеоролик хитрым способом встраивалась фотография из социальной сети).

И все бы хорошо, но компания, которой заказали приложение, слегка напортачила с «особыми приметами», поместив в них весьма оскорбительные, связанные с прыщами, дурацкой прической, ну и... размерами отдельных частей тела. Скандал начал раскручиваться с первых же часов появления этой забавы на Facebook, к делу подключились игровые сайты. Однако издатели, похоже, решили, что ну ее в болото, такую славу, — и очень быстро приложение прибили.

Чем закончилось
Несмотря на смешанные чувства рецензентов, игра разошлась тиражом более двух миллионов копий. Сюжетные монашки в самой игре никого особенно не возмутили — правда, разработчики, судя по всему, чуть-чуть изменили уровень, «разбавив» латексных девиц бойцами мужского пола.

10. Восстание женщин индустрии

С чего началось
С невинного вопроса сотрудника Kickstarter Люка Крейна в твиттере: «А почему так мало женщин, создающих игры?»

Почему в игровой индустрии так мало женщин? Ответить можно по-разному. Например, указать, что их исторически мало в области программирования. Или заметить, что среди мужчин, как ни крути, больше игроков-энтузиастов, готовых жертвовать многим ради творчества и самовыражения.

Но на вопрос Люка Крейна неожиданно отозвались тысячи женщин — разработчиков игр, журналистов, сценаристов, художников. Они решили высказаться скопом и дали свои ответы в том же твиттере под хэштегом #1ReasonWhy. Главной проблемой выступающие назвали отношение к ним — сексизм и дискриминацию в преимущественно «мужской» индустрии, и не только со стороны коллег: припомнили и игроков, которые далеко не всегда положительно относятся к геймдизайнерам женского пола. Кто-то даже пожаловался на домогательства на игровых выставках.

К выступлениям женщин присоединились и мужчины, бывшие свидетелями эпизодов не вполне корректного отношения к их коллегам. С ними заспорили те, кто посчитал проблему сексизма в индустрии игр надуманной. В общем, обсуждение разгорелось жаркое и скандальное. Правда, ни к чему не привело. Но главное ведь, не результат, а процесс — обмен, так сказать, мнениями.

Чем закончилось
По мотивам выступлений женщин журналисты написали глубокомысленные колонки. Но, по большому счету, все осталось по-прежнему. Индустрия мужская, женщин мало, и что с этим делать (и нужно ли что-то делать вообще) — непонятно.

9. Морпехи, EA и военная тайна

С чего началось
Electronic Arts наняла в качестве военных консультантов нескольких спецназовцев из SEAL Team 6, в том числе одного лично участвовавшего в ликвидации «террориста номер один» Усамы бен Ладена. Казалось бы, ну чего тут такого, правда?

Наверное, нет ничего плохого в том, чтобы заплатить реальным бойцам за информацию, которая позволит сделать игру более реалистичной и исторически достоверной. Это хорошо и для игроков, и для рекламы — всегда можно сказать, что, мол, над игрой работали Те Самые Бравые Ребята, Которые Защищают Демократию За Океаном.

Однако участие в разработке Medal of Honor: Warfighter обернулось серьезными неприятностями для семи членов элитного боевого отряда морпехов SEAL Team 6. Они всего-то рассказали разработчикам Danger Close Games о службе и продемонстрировали свое военное снаряжение. Но журналисты американского телеканала CBS, проведя свое расследование, каким-то образом выяснили: бойцы разгласили секретные сведения. И все завертелось! После того как CBS опубликовал результаты, шум поднялся на всю Америку. Морпехов покарали. Дело дошло даже до суровых комментариев контр-адмиралов: «И пусть это наказание послужит всем ясным сигналом, что больше мы такой безответственности не потерпим».

Возможно, морпехам просто не повезло. Они попались не в самое удачное время: публика уже была накручена скандалом вокруг книги «Нелегкий день», написанной одним из участников штурма дома бен Ладена, — он тоже разгласил в этих мемуарах немало секретного.

Чем закончилось
Все «семеро смелых» получили выговор с занесением и удержанием части зарплаты. Фактически это означает крест на военной карьере. Игре же скандал помог мало — продажи в первые дни едва перевалили за скромные полмиллиона.

8. Греция, Bohemia Interactive и «дело шпионов»

С чего началось
Два разработчика из Bohemia Interactive поехали в Грецию отдыхать.

В начале сентября прошлого года как гром среди ясного неба прогремела новость: на греческом острове Лемнос арестованы за шпионаж разработчики ArmA 3. Главный дизайнер игровых карт Иван Бухта и его коллега Мартин Пезлар оказались брошены в тюрьму за то, что якобы фотографировали секретные объекты.

Пресса тут же предположила, что, раз уж остров ArmA 3 имеет некоторое сходство с Лемносом, то разработчики действительно что-то там военное снимали — для пущей реалистичности будущей игры. Но Bohemia это опровергла — Иван и Мартин никуда не ходили, никаких военных объектов не фотографировали, а просто ехали на машине, зацепив на видео краешек аэропорта.

Поначалу казалось, что таких бредовых курьезов в Европе быть не может и ребят скоро выпустят. Ну правда, какие же из них шпионы? Тем не менее время шло, петиции, все усилия адвокатов и поручительства не приносили результата. Сказалось и то, что в Греции из-за проблем с экономикой сейчас царит неразбериха и забастовки. «Шпионов» не отпускают, суда все нет, и когда он будет, неизвестно.

Чем закончилось
Пока не закончилось. Сотрудники Bohemia все еще сидят в греческой тюрьме, и что будет с ними дальше, предсказать трудно.

7. GameSpot, естественный отбор и несговорчивый Metacritic

С чего началось
На GameSpot опубликовали рецензию на многопользовательский боевик Natural Selection 2.

Рецензия GameSpot на инди-боевик с элементами стратегии сразу же привлекла внимание публики — и вовсе не отточенным слогом, а совсем даже наоборот. Фактических ошибок, допущенных автором-фрилансером, было много, одна позорнее другой. Свою роль сыграло и то, что в рецензии боевик обругали, поставив оценку в 60% и обозвав «разочаровывающим исполнением многообещающей комбинации шутера от первого лица и стратегии».

Руководство GameSpot быстро отреагировало на претензии читателей, извинилось, злополучную рецензию сняла и написала другую — уже от редакции, дипломатично поставив игре примирительные 80%.

И на этом месте скандал мог закончиться примирением сторон, если бы не упрямство Metacritic — сайта-агрегатора, собирающего оценки «с миру по нитке». Он уже успел разместить на посвященной игре страничке ссылку на первую, отрицательную, рецензию. Когда к редакторам сайта обратились с просьбой убрать ее и заменить на новую, они наотрез отказались это делать, мотивировав политикой «одной попытки». По словам представителей Metacritic, правило «не менять первую оценку» принято было не просто так, а для защиты рецензентов. Идея такова: если оценку, попавшую на Metacritic, отменить уже нельзя, у издателей становится меньше соблазна надавить на журналистов с тем, чтобы они снимали отрицательные рецензии или задним числом исправляли оценки.

Чем закончилось
Natural Selection 2 продалась тиражом в 144 000 экземпляров — неплохо для нишевой игры. А на страничке Natural Selection 2 сайта Metacritic так и осталась оценка 60% — пятном на репутации незадачливого рецензента.

6. GameLoft, твиттер и грязные танцы

С чего началось
С сообщения в твиттере о тотальном разврате, творящемся на рождественской вечеринке канадского отделения GameLoft.

Этот скандал случился уже под самые новогодние праздники, когда по всему миру захлопали пробками от шампанского корпоративные вечеринки. В Канаде местное отделение издателя мобильных игр GameLoft выбрало местом для праздника ночной клуб. Развлекать сотрудников была нанята труппа, выступающая в жанре бурлеска. А бурлеск — это по определению экзотические наряды и полуобнаженные женщины. Чем-то они пришлись не по нраву сотруднице компании — да так, что она в твиттере рассказала про гуляющих среди коллег дам топлесс, которые вдобавок служили живыми блюдами для десерта.

Игровая пресса, уже разгоряченная недавним шумом вокруг сексизма (см. скандал номер девять в рейтинге), тут же подняла шум и гам. Компания GameLoft начала оправдываться — мол, разделись женщины из бурлеска по своей инициативе, и их тут же выгнали за несоблюдение контракта.

Правда, анонимные источники заявили, что никого с праздника не выгоняли и приглашенные дамы светили раскрашенными бюстами чуть ли с начала вечеринки. Но публично обвинять начальство во лжи никто не стал, так что журналистам ничего не оставалось, как поверить в самовольное оголение и последующее справедливое изгнание.

Чем закончилось
Поднявшую в твиттере шум сотрудницу GameLoft уволили.

5. PAX, бензопила и декольте

С чего началось
На слете Penny Arcade Expo (PAX) девушка-косплеер оделась в розовый костюмчик Джульетты из игры Lollipop Chainsaw.

А эта история, тоже частично связанная с оголением, случилась в Сиэтле на августовско-сентябрьском геймерском слете PAX. Среди посетителей выставки оказалась Джессика Нигри — известная личность в косплеерских кругах. На этот раз она решила выступить в роли красотки Джульетты Старлинг — героини довольно своеобразной Lollipop Chainsaw (зомби, откровенные наряды, бензопилы и все такое).

Когда Джессика надела на себя классический наряд Джульетты — синюю юбочку и топ, — все было хорошо. Но стоило ей переодеться в розовый латексный костюмчик с вырезом в виде молнии, как начались неприятности. К ней тут же... то есть на второй день выставки подскочили секьюрити и официальные лица PAX, потребовав либо сменить костюм на более скромный, либо убираться.

Закончилось все тем, что Джессику-Джульетту с Penny Arcade Expo выгнали, объяснив это тем, что «у нас тут семейная атмосфера». Разозлившихся игроков такое оправдание не устроило: почему это игры с убийствами и жестокостью на PAX вписываются в «семейную атмосферу», а декольте — это сразу ужас-ужас-ужас? Припомнили организаторам выставки и давнишнюю войну E3 с полуобнаженными фотомоделями. Кто-то даже пришел к выводу, что выставка PAX уже не та и превращается не в место для встречи игроков, а в солидное корпоративное мероприятие, где веселью и декольте делать нечего.

Чем закончилось
Ничем. Игроки поворчали, пошумели и разошлись. А выставка PAX отныне прославилась как еще одна, где не приветствуются игривые наряды.

4. Лара Крофт и похотливые бандиты

С чего началось
На выставке E3 показали ролик из нового Tomb Raider, в котором Лара Крофт убивает бандита, пытающегося ее изнасиловать.

В начале лета на выставке E3 разработчики новой «перезагрузочной» части Tomb Raider показали ролик, в котором на связанную Лару Крофт нападает громила с недвусмысленными намерениями — с фатальным для него исходом. В интервью главный продюсер игры Рон Розенберг, рассказывая про образ героини, подтвердил, что «Лару попытаются изнасиловать».

Сразу же после этого поднялась буря негодования. Многие посчитали, что сексуальное нападение — не слишком хороший сценарный прием и что он может превратить игру чуть ли не в хентай и симулятор насильника. Тема была задета очень щекотливая, так что вентилятор заработал на полную мощность.

Едва ли в Crystal Dynamics ожидали такой реакции на ролик. Но поступили они, надо сказать, очень хитро: попросту дезавуировали слова Рона Розенберга и объявили, что никакого изнасилования тот бандит не имел в виду. У публики тут же наступил катарсис, ведь по ролику явно было видно, что громила не просто так лапает и бросает Лару на землю. Но разработчики на голубом глазу продолжали говорить, что ничего такого он в виду не имел. Что называется, попробуйте доказать обратное.

Чем закончилось
Полное отрицание сексуального подтекста в нападении на Лару в игровой сцене помогло разработчикам снизить накал страстей. Сцену менять они не стали. Скандал сошел на нет, а вот интерес к игре благодаря поднятому шуму заметно вырос.

3. The War Z, название и Steam

С чего началось
На Steam вышел многопользовательский зомби-боевик The War Z — и его описание не совпало с тем, что на самом деле было в игре.

Шумный скандал вокруг мультиплеерной игры про зомби The War Z очень необычен — он шел по принципу цепной реакции. Началось все с релиза игры на Steam. Купившие игру обнаружили, что в ней присутствует далеко не все, что есть в описании. Естественно, они возмутились.

В ответ разработчики признались, что игра пока не готова и проходит тестирование, а в описании — то, что ожидается в финале. Вдобавок они заявили, что, согласно опросам, игра «нравится 93% пользователей». Это не помогло. Скандал разгорелся еще больше, исправление описания не помогло, и разработчики вместе с Valve решили убрать The War Z из Steam, пока не будет готова большая часть фишек.

Тем временем оказалось, что кинокомпания Paramount давно снимает фильм World War Z и название The War Z якобы нарушает ее права. До сих пор точно не известно, придется ли разработчикам менять название, — разбирательства все еще идут.

Что будет дальше, покажет время. MegaLabs — одна из дочерних компаний «Мегафона» — приобрела права на издание The War Z в России. Они прекрасно осознают, насколько строптивого (и скандального) зверя приютили, и обещают как следует с ним поработать. Трудятся MegaLabs независимо от операторов английской версии, и можно надеяться, что они как минимум наладят общение с публикой. В таком случае это уже полдела.

С английской версией The War Z были связаны и другие скандалы, но тогда гул не пошел дальше форумных постов и обсуждений на Reddit. В любом случае, из-за поднявшегося вокруг игры шума о ней узнали гораздо больше людей, чем если бы ее создатели потратились на крупную рекламную кампанию.

Чем закончилось
Пока не закончилось. Игра по-прежнему в разработке. Если же War Z все-таки обяжут поменять название, мы об этом напишем.

2. Финал Mass Effect 3

С чего началось
Игроков, мягко говоря, удивил скомканный и короткий финал последней части трилогии Mass Effect.

Что же это делается, граждане? Мы старались, играли, принимали трудные решения, запускали сохраненные игры в продолжениях — одним словом, вживались в мир Mass Effect, отыгрывая роль командора Шепарда. В финале третьей части игроки ждали, самое меньшее, раскрытия всех тайн, подвязывания всех сюжетных нитей — в общем, полноценного, достойного, подробного завершения трилогии.

Ничего подобного, по мнению BioWare, верные поклонники серии не заслужили. Разочарование было необычайным. Финал Mass Effect 3 оказался коротким, малопонятным и туманным. Что стало с оставшимися в живых героями? Что стало со всей галактикой? Чем сердце успокоилось? Ко всему прочему, выяснилось, что выбор игрока почти не влиял на заключительные сцены игры. Даже окончание второй части в свое время было интереснее.

Разозлившиеся игроки излили горечь на форумах. Финал Mass Effect 3 стал примером того, как не надо заканчивать эпические игровые серии.

Чем закончилось
К счастью, сбор подписей с призывом к разработчикам изменить окончание игры принес пользу. Ошибку свою BioWare частично исправила, выпустив загружаемое дополнение с расширенным финалом.

1. Diablo 3 и ошибка 37

С чего началось
В Diablo 3 ради нашего же блага зашили защиту от копирования, требующую постоянной связи с серверами Blizzard.

И вот наконец наш победитель. Еще за девять месяцев до релиза долгожданной Diablo 3 компания Blizzard объявила, что игра потребует постоянного соединения с интернетом. Народ сразу заподозрил недоброе — благо опыт Ubisoft в этой области не предвещал ничего хорошего.

И действительно — сразу после того, как игра вышла, сервера Blizzard резко просели под наплывом шести миллионов проданных только за первую неделю копий Diablo 3. Десятки тысяч игроков, заплативших немалые доллары за возможность побегать по подземельям, вместо этого взирали на табличку «Ошибка 37. Сервер в данный момент занят».

Само собой, последовали громкие обсуждения, обвинения и горькие разочарования. «Ошибка 37» стала символом грандиозного провала и сильно подпортила впечатление от игры. Понятно, что пиратство — это плохо. Но от «онлайновой» защиты от копирования снова пострадали не пираты, а кристально честные покупатели.

Чем закончилось
Можно только гадать, увеличило «правило постоянного соединения» продажи Diablo 3 или, напротив, уменьшило их. Но осадок, как водится, остался.

* * *

Вот таким богатым на скандалы выдался прошлый год. В новом нас ждут новые конфликты и шумные разбирательства. Они, собственно, уже начались — чего стоит хотя бы шум вокруг банкротства THQ. И, пока живет и развивается индустрия, в ней неизбежно будут возникать скандалы. Так что садимся и запасаемся попкорном!

Комментарии
Загрузка комментариев