Игры в материале
Nintendo Land
Nintendo Land
Mass Effect 3
Mass Effect 3
Journey
Journey
New Super Mario Bros. U
New Super Mario Bros. U
Dishonored
Dishonored
Sleeping Dogs
Sleeping Dogs
Forza Horizon
Forza Horizon
XCOM: Enemy Unknown (2012)
XCOM: Enemy Unknown (2012)
Assassin's Creed 3
Assassin's Creed 3
Far Cry 3
Far Cry 3
Игровые итоги 2012 года

Игровые итоги 2012 года

Итоги года — Игровые итоги 2012 года
Топ 10 * Спецноминации * Квартет года * Цитаты года * Личное дело
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Итоги года
Игровые итоги 2012 года

Подготовили: Алексей Макаренков, Илья Янович, Геворг Акопян, Линар
Феткулов, Антон Мухатаев, Ольга Анциферова, Максим Бурак, Ян Кузовлев,
Артем Комолятов, Кирилл Волошин, Александр Пушкарь, Максим Иванов

10-е место

Nintendo Land

Не то чтобы Nintendo Land была какой-то невероятно изобретательной штукой. Точно так же, как ей не была и великая Wii Sports — самая, пожалуй, влиятельная видеоигра уходящего поколения. Талант Nintendo здесь — в том, чтобы грамотно оформить простые и веселые вещи, подав их в таком виде, в каком их могли бы принять и переварить более-менее случайные люди. И это по-прежнему получается у них лучше всех. Nintendo Land развлечет компанию ваших подвыпивших друзей так, как не сможет ни один файтинг или вообще любая другая игра этого года, но настоящее достижение тут в другом: кого-то из этой компании она заставит искренне полюбить электронные развлечения. Wii Sports познакомила с видеоиграми десятки миллионов людей, которые никогда к ним не прикасались (или забросили где-то в эпоху Atari 2600), а Nintendo Land — это следующий шаг, после нее люди знают, кто такие пикмины и как выглядит Линк. После этого сборника они легко могут пересесть, например, на New Super Mario Bros. U, а после «Марио» — на любую другую игру в мире.

И в то же время ровно половина Nintendo Land посвящена исключительно одиночным развлечениям, что как раз идеально вписывается в озвученную идеологию Wii U, которая не перестала быть консолью про то, как «мы играем», но в то же время стала консолью про то, как «ты играешь». Должна стать, по крайней мере.

9-е место

Mass Effect 3

Ворчать на Mass Effect 3 можно бесконечно долго, и некоторые особо упорные форумные борцы за правду и справедливость занимаются этим на протяжении многих тысяч килознаков. «Концовку слили, RPG-элементов мало, ну и...» — и, собственно, все. На этом аргументы у крестоносцев кончаются и начинается пережевывание вымученных ранее доводов по второму кругу.

Правда в том, что BioWare удалось сделать нечто совершенно потрясающее, они создали собственные «Звездные войны» — настолько мощную, проработанную, богатую и чарующую вселенную, что дальше, кажется, некуда. Mass Effect 3 — это захватывающее завершение космической трилогии, достойное стоять рядом с «Местью ситхов» и «Возвращением джедая». По качеству кат-сцен, эмоциональному градусу диалогов, насыщенности действия и, черт побери, фантастической эпичности всего происходящего Mass Effect 3 оставляет далеко позади не только прошлые части серии, но и большинство других представителей жанра.

Признайтесь, когда вы будете вспоминать Mass Effect 3 через много лет, вы вряд ли будете предаваться ностальгии о тысячах форумных страниц, залитых надуманным негодованием. Вы вспомните непередаваемую атмосферу мира на грани вселенской катастрофы. Вы вспомните, как примиряли заклятых врагов ради победы. Вы вспомните о множестве жертв, принесенных на алтарь победы. Вы вспомните почти физически ощущаемый запах пепла на выжженной Земле. Вы вспомните удивительную историю о героях, самоотверженности, духе всеобщего единства и безумно дорогой победе.

8-е место

Journey

Мы и сами не знаем, каким образом Journey очутилась в нашем новогоднем топе. Меньше всего творение thatgamecompany походит на игру. Тут нет врагов, нет привычного сюжета, нет даже QTE. Journey нельзя назвать ни квестом, ни интерактивным кино — она вообще вне рамок и ярлыков. Это именно визуально-графическое произведение. Вы просто путешествуете по пустыне, элегантно скользите вниз по барханам, оставляя борозды в песчаных сугробах, и по ходу дела любуетесь пейзажами, вызывающими острое желание схватиться за кисти и краски. До thatgamecompany многие разработчики обращались к притчам и метафорам (вспомнить хотя бы «Анабиоз»), но ни у кого это не получилось так же здорово, как у студии Дженовы Чена.

Впрочем, Journey не совсем об этом. В первую очередь это диалог с самим собой, разговор по душам — настолько личный, что поделиться чувствами захочешь лишь с самыми близкими людьми. Эмоции, которые дарит Journey, стоят и волнительного финала Mass Effect 3, и переживаний за любимых героев в The Walking Dead, и это все при том, что ее прохождение занимает часа полтора-два. Приемы Дженовы Чена сложно назвать оригинальными, и тем не менее они работают. Journey будет одинаково интересна как хардкорным игрокам, так и тем, кто с индустрией знаком лишь поверхностно. И это, пожалуй, главное достижение игры. Может, она не способна увлечь так, как обычно увлекают видеоигры, но она не может не очаровать.

7-е место

New Super Mario Bros. U

Довольно иронично, что New Super Mario Bros. U неожиданно обогнала в наших итогах года Journey. Эта забавная ситуация довольно наглядно демонстрирует положение дел в индустрии. У инди-разработчиков (хотя игру, сделанную на деньги Sony и при поддержке студии Santa Monica сложно, конечно, назвать «инди») неплохо получаются визуальные инсталляции, получаются малопонятные эксперименты, получаются интерактивные метафоры, получаются причудливые музейные экспонаты, но редко получаются настоящие видеоигры. А New Super Mario Bros. U — это настоящая видеоигра. Большая, красивая, хардкорная. Если у вас нет детских комплексов по поводу того, что игра обязательно должна быть очень серьезная, а философии, политики, истории или, там, эзотерики вам хватает в книгах, кино и газетах, вы просто обязаны в нее поиграть. Она не может в одиночку продавать Wii U, но тех, кто консоль купил или собирается купить, увлечет надолго, особенно если у вас есть четыре друга, три из которых умеют правильно держать в руках контроллер.

New Super Mario Bros. U — первый «Марио» на лонче системы со времен Nintendo 64, но это, конечно, далеко не игра масштабов и значения Super Mario 64. Зато это идеальный выпуск для знакомства с серией, а также лучший плоский платформер после Donkey Kong Country Returns (которой, если что, уже два с лишним года). Nintendo сохраняет повестку дня в жанре, и мы этому, если честно, несказанно рады.

6-е место

Dishonored

Создатели Dark Messiah of Might and Magic, игры, которая, напомним, заняла в наших итогах за 2006 год призовое третье место, объединились с художественным директором Half-Life 2 Виктором Антоновым, чтобы сделать свой BioShock — только про крыс, пряничные домики и железную маску. В результате получился стилистически выверенный, но неработающий Thief, который, тем не менее, доставил нам немало приятных часов.

Откровенно говоря, Dishonored — это живая иллюстрация того, как игры делать не надо. Вспомните первый Crysis, который гордо выпячивал вперед миллион возможностей, но, когда дело доходило до режиссуры, тихонько втягивал голову в плечи. Dishonored, по большому счету, делает то же самое. Вариантов, как пройти уровень, — масса. Можно прятаться в тенях, заучивая наизусть маршруты охранников. Можно вселяться в крыс, аккуратно пролезая через тайные ходы. Можно оголить шашку, вытащить из-за пазухи пистоль и устроить дискотеку в духе той самой Dark Messiah. Можно много чего. Только не нужно.

В редкие моменты, когда авторы включают Hitman, механика работает как часы — без излишних телепортаций и slo-mo. Но уже на более-менее просторных локациях появляются проблемы. Dishonored не заставляет игрока пользоваться внутренним инструментарием, а лишь подталкивает к тому, чтобы он сам себя развлекал. В этом и главный недостаток игры, и главная ее прелесть.

5-е место

Sleeping Dogs

На бумаге Sleeping Dogs совсем не впечатляет — GTA-клон в декорациях современного Гонконга с драками как в Batman: Arkham Asylum (хорошо, как в True Crime: Streets of LA). Ну и что такая игра делает на пятом месте нашего топа лучших из лучших?

На самом деле все достаточно просто. На фоне предельно невнятных двенадцати игровых месяцев, наполненных неудачными экспериментами и неработающими механиками, Sleeping Dogs, как и Far Cry 3, наглядно показала, как нужно делать игры в открытом мире. Только если Ubisoft продемонстрировали нам практически идеальную песочницу, высшую точку развития жанра шутеров и седьмого поколения в целом, то Square Enix выступили с гораздо более скромным размахом. Они просто взяли и сделали лучшую игру в формате GTA со времен самой GTA, сумев избежать множества очевидных и неочевидных ошибок Rockstar.

Здесь не нужно отвлекаться на утомительные поездки до миссии, кривую структуру уровней и десяток ненужных персонажей. Sleeping Dogs — это предельно сжатая история про жизнь копа под прикрытием, которую пробегаешь на одном дыхании. Это яркие драки в формате «один против толпы», где в ход идут ножи с монтировками, а любого выскочку можно присмирить интеллигентным ударом автомобильной дверью. Это тренер по восточным единоборствам, неустанно напоминающий главному герою, что ему запросто накостыляет его внучка. Это сюита Шостаковича, играющая из салона прокачанной «японки», в которой сидят обильно татуированные китайцы с хмурыми будками. Это, словом, не просто увлекательный, но и предельно колоритный экшен, каких очень мало.

4-е место

Forza Horizon

То, что Horizon станет одной из лучших гоночных игр года, было понятно чуть ли не с первого трейлера: залитые солнцем прерии вместо скучных автодромов классической Forza, стены красного каньона вместо шикан и уносящаяся вдаль полоска дороги вместо извечных круговых трасс. Ни один автосимулятор еще так достоверно не передавал духа безграничной свободы, открывающейся за рулем просторного американского авто. Здесь есть огромный открытый мир, который непременно хочется изъездить вдоль и поперек, забыв про сюжетные гонки.

Впрочем, и с ними все в порядке. Действие разворачивается в штате Колорадо, где проходит ежегодный музыкальный фестиваль, сопровождаемый грандиозным автошоу. Один из участников — наш герой. Удивительное дело, эта история так хорошо вплетена в игровой процесс, что становится от него неотделима. Все, начиная от придорожных щитов, которые нужно сбивать за очки, и заканчивая нелегальным стритрейсингом, великолепно вплетено в «повествование». Это первая гонка, в мире которой действительно веришь не только в собственный автомобиль и загогулины дороги, но и вообще в весь контекст — в эти самые прерии и каньоны, в поля и деревья, и даже во все то, что находится за их пределами. Кажется, можно свернуть и уехать за три тысячи километров, а игра не остановится.

Но главное, что при всем романтизме и общем напускном легкомыслии Horizon вполне серьезный автосимулятор. Физическая модель ничуть не изменилась со времен Forza Motorsport 4, она по-прежнему такая же сложная и реалистичная, и даже профессиональный гонщик, кажется, будет чувствовать тут себя вполне комфортно. Ну и, конечно, сеттинг, дружелюбный даже к тем любителям автомобилей, которые далеки от автоспорта. Ведь это американская игра про Америку, а значит, здесь все должно быть, простите, в кайф. К вашим услугам — перемотка времени (в кайф), автоапгрейды (в кайф) и даже понижение уровня сложности (тоже, как ни странно, в кайф). А если любите грязь и трудности — добро пожаловать под капот.

Ведь Forza Horizon написана языком, универсальным для всех. Неважно, предпочитаете ли вы копаться в виртуальных запчастях, фотографировать малиновую «Феррари» на фоне осенней листвы, обклеивать бока винилом или гнать навстречу уходящему солнцу, опустив верх кабриолета, — здесь найдется занятие для всех. Именно поэтому такое высокое место в отчетном хит-параде у нас занимает гонка, что случается невероятно редко, и вдвойне удивительно, что случилось это при живом и неплохо себя чувствующем Need for Speed. Словно Gran Turismo (на которую она совершенно не похожа), новая Forza понравится даже тем, кому более-менее плевать на автомобили и автоспорт. Совершенно уникальное явление.

3-е место

XCOM: Enemy Unknown

Этот год выдался рекордным на всевозможные переиздания и HD-ремейки. Кризис идей наложился на нежелание издателей рисковать, и они положились на старые, проверенные временем игры в новой форме. Но, как показывает практика, чем старше игра — тем сложнее провернуть такой фокус. То, что работало десять или пятнадцать лет назад, сегодня вызывает недоумение: поглядев на висящие в воздухе провода в переизданном Silent Hill или навернув вхолостую несколько кругов в Sid Meier's Pirates! для планшетов, вы с большой вероятностью хмыкнете и вернетесь к современным играм.

Мы это к чему. Если бы 2K Games просто скопировали один к одному геймплей оригинального X-Com, получился бы очень нишевый проект — еще более нишевый, чем вышло в итоге. Рассчитанный на тех, кто готов по двадцать минут планировать каждый ход и вручную рассовывать боеприпасы по карманам двух десятков бойцов. Но Firaxis пошли другим путем. Правильным.

Описание XCOM: Enemy Unknown полностью состоит из взаимоисключающих параграфов. С одной стороны, это тот самый «икском» пятнадцатилетней давности: глобус — на месте, пошаговые бои — на месте, постройка базы, исследование пришельцев, охота на НЛО, выслуживание перед ООН — тоже на месте. Даже сектоиды помуркивают и цокотят коготками по полу точно так же, как в старые добрые времена.

И вместе с тем от старой игровой механики остались одни воспоминания, начинку осовременили и привели в соответствие с новыми стандартами. Бои из долгих и вдумчивых превратились в стремительные и быстрые. Солдат в отряде осталось всего шесть, они научились автоматически прятаться за укрытия, перестрелки стали позиционными и очень короткими.

На глобальной карте поубавилось возни с микроменеджментом. База осталась всего одна, десантный челнок на ней тоже один, и больше не нужно рваться пополам, чтобы успеть во все точки высадки пришельцев одновременно. Все равно не успеете. Игра выстроена так, что паника в странах в любом случае неуклонно растет, а игрок, соответственно, пребывает в постоянном напряжении — успею ли, справлюсь ли, получится ли?

Новый XCOM сумел сохранить романтичную атмосферу надвигающейся беды, остановить которую под силу лишь сильному лидеру. Немногие игры заставляют почувствовать ответственность за каждый сделанный выбор, здесь же чувство «а все ли я правильно сделал?» не покидает до самого конца.

Только там, в финале, когда летучая база пришельцев уничтожена, получается выдохнуть. Выдохнуть и недоуменно спросить — и это все? А где же Марс, где космический челнок, где управляющий нашествием гигантский мозг? Хочется верить, оставлены для грядущего дополнения. Вот когда оно выйдет — все звезды станут в ряд, ну а пока — честное третье место.

2-е место

Assassin's Creed 3

Мы, признаться, уже сдули пыль с верхней ступеньки нашего пьедестала почета для кожаных сапог Коннора, как неожиданно кто-то украл чемпионский титул. Подробности ждут вас на следующем развороте, а сейчас лучше поговорим о том, какую восхитительную игру про тайные заговоры, индейцев и американские треуголки сделали Ubisoft.

После исправления самых грубых ошибок первой части в Assassin’s Creed 2 французы, отыскав правильную формулу, стали с удивительным упорством мучить сериал. Что еще удивительнее — при высочайшем темпе разработки они не сделали ни одной плохой игры. Вообще. Что вторая часть, что Brotherhood, что Revelations заметно эволюционировали в мелочах, демонстрировали почти настоящие города разных эпох, простой и удобный паркур, хорошую боевую систему и, что важнее всего, обладали увлекательной историей. Это, вообще говоря, редчайший, даже исключительный случай для индустрии: хороших серий много, но не каждой из них удается за три года пополниться четырьмя играми такого высокого уровня.

Поэтому, когда выяснилось, что Assassin’s Creed 3 не просто хорошая, а лучшая часть серии, удивляться уже не было сил. Ubisoft выжали максимум из концепции, которую придумали еще в 2007 году. Все составные детали плотно прилегают друг к другу, а открытый мир с появлением охоты, внятной торговли, морских баталий и провинциального поместья заиграл новыми красками. По заснеженным лесам окрестных районов Бостона можно бегать и бегать, рассматривая прибрежные мельницы, лазая по деревьям и стреляя зайцев, наглухо забыв об основной сюжетной линии. А забывать не стоит. Сценаристы игры наглядно показали, как нужно работать с историческим материалом в фантастических произведениях. Assassin’s Creed 3 не стесняется жонглировать главными лицами и происшествиями американской революции семнадцатого века, меняя характеры и интерпретируя события на свой лад. «Пираты Карибского моря», «Последний из могикан», технотриллер, исторический эпос, философская притча и местами по-хорошему наивное, но неизменно масштабное приключение — здесь есть элементы десятка жанров, и все работают. Assassin’s Creed 3 вся такая — через не могу, навзрыд, на пределе собственных возможностей. И, кажется, именно поэтому она так цепляет.

Это фантастически красивый, шумный, атмосферный и дорогой блокбастер со сложной многоуровневой механикой и правильным сценарием. Так почему же не первое место? Дело в том, что все это было применимо еще к Assassin’s Creed 2 на момент ее выхода. Сериал планомерно идет вперед уже несколько лет, а мы в «Игромании» по возможности выделяем те игры, которые сдвигают материки и меняют ландшафт вокруг. AC3, к сожалению, на такое не способна. Ну и ничего, право слово, страшного.

1-е место

Far Cry3

Читатели со стажем наверняка знают, что в «Игромании» бывают разные игры года. Бывают игры вроде Fahrenheit, которые мы награждаем на эмоциях. Бывают колоссы вроде Half-Life 2, которые получают высшую журнальную награду просто потому, что умом и сердцем ощущаешь их сокрушительную мощь, которой нечего противопоставить. Far Cry 3 — совершенно другой пример. Мы прощаемся с седьмым видеоигровым поколением. Мы подводим итоги всему тому, что разработчики придумали и, главное, заставили работать за последние семь лет. Закрываем, простите, главу в истории.

И Far Cry 3 — это как игра-сборник всего того, что хочется отметить и отпраздновать. Максимально рациональная, математически выверенная игра года. Тут можно убивать, можно исследовать мир, можно охотиться на животных, можно сидеть в баре, можно придирчиво выбирать оружие у торговца — и все интересно. Смешно, но то же самое можно сказать и про Assassin’s Creed 3, которую мы как раз условно и пометили как «игру года» во всех редакционных планах сразу после выхода. А потом оказалось, что в Far Cry 3 и убивать, и охотиться, и исследовать еще интереснее, а еще это все-таки игра-сюрприз, от которой никто ничего особенно хорошего, если честно, не ждал. Все как мы любим.

Главное достижение Far Cry 3 — это первая, кажется, игра с открытым миром, которая выстроена правильно, нигде не провисая. Конечно, у Assassin’s Creed еще ко второй части была похожая победа, но это все-таки игра, построенная на контекстах. Песочница вроде бы есть, но каждое задание довольно строго привязано к какой-то конкретной механике: вот тут — стелс, вот тут — акробатика, а вот тут — простите, догонялки. Far Cry 3 же от начала до конца боевик про мужчину с автоматом, вокруг которого правильно расставили пальмы, лодочки и клетки с леопардами. Выяснилась простая, в общем-то, штука: чтобы свобода не утомляла, ее нужно аккуратно, внимательно, точечно, едва различимо ограничивать. Если поместить игрока в джунгли и дать оружие — это, конечно, весело, но если поместить игрока в такие джунгли, где его плотным кольцом окружает безумное множество заранее просчитанных и срежисированных ситуаций, то он совершенно точно не расстанется с игрой до самого конца. Но когда вы скачете по горам со снайперской винтовкой или тихо пробираетесь во вражеский лагерь по кустам — вы, что главное, не чувствуете никаких ограничений, никакого давления, и в этом-то вся магия.

Когда-то пятое видеоигровое поколение ушло на то, чтобы научиться правильно делать 3D-игры, а шестое — на то, чтобы правильно этим опытом воспользоваться. Не нужно было ничего изобретать, нужно было просто делать круто. О том, что главный тренд седьмого поколения — сендбокс, мы пишем чуть ли не в каждом номере, и Far Cry 3 — это логичный финал всей этой семилетней истории. Восьмое поколение уже случилось, но еще не вступило в свои права: большинство игр 2013 года лишь финальный занавес. Но в новом году обязательно будут намеки на будущее, и мы уже, если честно, сгораем от нетерпения. Все хорошо, будет интересно — и спасибо, что следите за всем вместе с нами.

1 2 3 4 5 Все
Комментарии
Загрузка комментариев