Доска почета: лучшие турниры в истории

Доска почета: лучшие турниры в истории

Киберспорт — Доска почета: лучшие турниры в истории
CPL, ESWC, Intel Extreme Masters и миллионник по League of Legends — в нашем новом материале о лучших турнирах в истории киберспорта.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Киберспорт
Доска почета: лучшие турниры в истории

Сегодня мы хотим рассказать вам о самых знаковых и престижных чемпионатах в истории компьютерного спорта. Некоторые из них уже давно канули в Лету, оставив после себя лишь хорошие воспоминания, а некоторые успешно существуют и по сей день.

► Лучшие чемпионаты — это в первую очередь хорошая организация, солидные призовые и тысячи зрителей, а потом уже все остальное.

Временем зарождения киберспорта принято считать 1997 год. Тогда на пике популярности находилась Quake II, легендарная игра id Software и родоначальница киберспортивного FPS-жанра. В том же памятном году в Далласе, штат Техас, была основана и первая серьезная профессиональная лига по компьютерным играм — Cyberathlete Professional League (CPL).

C нее мы, пожалуй, и начнем.

Cyberathlete Professional League

Официальной датой рождения CPL принято считать 26 июня 1997 года, а появились соревнования на свет благодаря американцу Эйнджелу Муньозу. Он долго занимался организацией полупрофессиональных чемпионатов по видеоиграм, а набравшись опыта, решил «выстрелить» со своим амбициозным проектом CPL.

► Ни одна лига в мире не смогла сравниться с CPL в популярности в период ее наивысшего расцвета.

Первой официальной дисциплиной турнира стал тот самый Quake II; впрочем, турниры под эгидой CPL больше всего запомнились нам состязаниями по Counter-Strike. Первые соревнования по легендарной «контре» прошли в 2000 году. До этого в Далласе регулярно играли только в Quake II, Quake III и один раз — в фантастический авиасимулятор Descent III.

Переход на Counter-Strike на заре третьего тысячелетия неожиданно совпал с ростом популярности Cyberathlete Professional League за пределами Штатов. В этом смысле 2000-й можно назвать вторым годом рождения лиги, ведь тогда CPL сумел заручиться поддержкой Razer, а в списке дисциплин впервые появились гонки (Midtown Madness 2). К сожалению, очень ненадолго.

► Именно Quake II мы должны благодарить за развитие компьютерного спорта. Все начиналось с нее.

В 2000 же году свое первое золото в Quake III взял легендарный американец Джонатан Вендел (Fatal1ty), имя которого вскоре станет в киберспорте нарицательным. В общей сложности Fatal1ty выиграет четыре турнира серии CPL, причем в четырех совершенно разных играх. Так, после триумфа в Quake в 2001 году ему покорится Aliens vs. Predator 2, в 2002-м — Unreal Tournament 2003, а в 2005-м — всеми позабытый Painkiller.

Период с 2001 по 2005 годы — время фантастической экспансии американской лиги по всем ключевым направлениям. С каждым годом география чемпионатов расширялась, и мелкие отборочные турниры CPL прошли в очень многих странах: Бразилии, Японии, Турции, Сингапуре, Испании, Швеции, Румынии, Греции, Италии и других.

► Многочисленные победы так прославили Fatal1ty, что некоторые производители даже начали выпускать мышки, наушники и материнские платы с его именем.

Целью всех этих соревнований было популяризовать компьютерный спорт. Именно поэтому на многих из них разыгрывались путевки на главные чемпионаты. А таковых существовало два — зимний (CPL Winter) и летний (CPL Summer). Они проходили раз в год в Далласе, и попасть туда мечтал каждый профессиональный игрок в Counter-Strike, Quake или Warсraft 3.

К 2006 году на всех чемпионатах серии CPL суммарно разыграли около трех миллионов долларов. Тогда казалось, что турнир вечен и остановить такую махину никому не под силу, но мы ошибались. Вскоре по лиге очень больно ударил экономический кризис в США, что на порядок усложнило поиск возможных спонсоров.

Владельцы лиги устали от жесткой конкуренции и раздробленности в компьютерном спорте и в итоге просто плюнули на все это дело. Последний крупный турнир состоялся зимой 2007 года (CPL Winter), а уже 13 марта 2008-го было объявлено о прекращении деятельности некогда лучшей лиги в мире.

► Прошлогодний китайский чемпионат в подметки не годится тем, давним, в Далласе.

Памятуя о былом величии CPL, лигу несколько раз пытались воскресить усилиями различных компаний. Так, в 2010 году она была продана сингапурской компании WoLong Ventures PTE, которая в 2011 и 2012 годах провела турниры под эгидой CPL в китайском Шэньяне. Играли там в League of Legends и StarCraft II: Wings of Liberty, но триумфального возвращения не получилось — особого внимания на те турниры никто не обратил.

Electronic Sports World Cup

Говоря о причинах кончины некогда великого CPL, мы упомянули об ужесточении конкуренции среди чемпионатов. Так вот, в 2003 году в Париже возник знаменитый чемпионат ESWC. С каждым годом он становился все лучше и лучше и пять лет (2003—2007) был главным конкурентом Cyberathlete Professional League.

► Логотип парижского чемпионата хорошо знаком всем, кто следит за событиями и новостями компьютерного спорта.

Формат ESWC был схож с форматом Олимпийских игр и по типу немного напоминал детище Samsung — World Cyber Games. Чтобы попасть на гранд-финал в Париж, лучшим игрокам приходилось выигрывать национальные отборочные. Так, в отборах к ESWC 2003 участвовало свыше 150 тысяч игроков из 37 стран мира. Правда, на мировые финалы во Францию попали лишь 358 сильнейших.

Первыми официальными дисциплинами были выбраны Quake III, Warсraft 3: The Frozen Throne, Counter-Strike 1.6 и Unreal Tournament 2003. Общий призовой фонд ESWC 2003 равнялся 156 000 $, что сразу поставило ESWC в один ряд с CPL и WCG. Приятно, что часть этих денег досталась тогда и двум нашим соотечественникам — Антону Синьгову (Cooller) и Алексею Нестерову (LeXeR). Первый в Париже взял золото, второй довольствовался бронзой.

► ESWC — это не только соревнования по видеоиграм, но и тысячи зрителей, различные конкурсы и рекламные стенды всемирно известных компаний.

Первый чемпионат мира от ESWC пришелся по душе и зрителям, и участникам, и все с нетерпением ждали следующего. И турнир 2004 года не разочаровал — в нем участвовали уже 400 игроков, а призовой фонд был увеличен до 210 000 $.

Желая привлечь к турниру побольше внимания, организаторы расширили список дисциплин, и теперь в Париже также играли в Painkiller и Pro Evolution Soccer 3. Виртуальный футбол от KONAMI и вечный конкурент игр серии FIFA стал одной из визитных карточек ESWC. Парижский чемпионат долго был, пожалуй, единственным крупным турниром, где играли в PES, тогда как все остальные организаторы выбирали FIFA.

► Трейлер одного из чемпионатов ESWC

Кроме всего прочего, с 2004 года в Париже регулярно разыгрывались медали в женском турнире по Counter-Strike. Женский чемпионат существует поныне, и это самое главное событие в киберспортивной жизни стреляющих геймерш.

В 2008 году мировые финалы ESWC впервые прошли не во Франции — их принимал Сан-Хосе. Владельцы пожелали расширить географию чемпионата и популяризировать его за океаном. Для европейских фанатов придумали турниры помельче — Masters of Paris и Masters of Athens. Призовой фонд последнего составлял 30 000 $.

► Женские команды по Counter-Strike 1.6 сильнее всех ждали ESWC, ведь больше играть им было негде.

Как и в случае с CPL, экономический кризис настиг в 2009 году и ESWC. Организаторы сначала отложили парижский гранд-финал, а потом и вовсе от него отказались. Единственным турниром под эгидой ESWC в том году был китайский Masters of Cheonan с призовым фондом в 54 000 евро. Спустя месяц владелец ESWC, компания Games-Service, объявила о своем банкротстве и продала бренд агентству Game Solution.

Новые владельцы смогли дать ESWC вторую жизнь, и в 2010 году он вернулся во Францию и прошел на территории Диснейленда. В том году список дисциплин был расширен аж до десяти, а призовой фонд составил 213 000 евро.

► Чемпионат в Сан-Хосе. Многие считают его лучшим среди всех турниров под эгидой ESWC.

Подробно говорить о турнире 2011 года не имеет смысла, лучше ознакомьтесь с нашим специальным материалом на эту тему. Скажем лишь, что устаревшие Warсraft 3: The Frozen Throne и Defense of the Ancients в позапрошлом году исчезли с парижского чемпионата, и вместо них там рубились в StarCraft II: Wings of Liberty и Dota 2.

► В 2010 году все лучшие игроки мира посетили Диснейленд. Нет, не ради аттракционов и Микки Мауса, а ради чемпионата мира по компьютерным играм.

О прошлогоднем чемпионате мы рассказывали в двух материалах. Первый был посвящен турниру по Counter-Strike: Global Offensive, а второй — прочим дисциплинам.

• Кадр с одного из немногих чемпионатов, где золото не досталось россиянину Антону Синьгову (Cooller).

Чемпионат 2012 года нам в целом понравился. Огорчил лишь турнир по Dota 2 — отборочные провели в таких экзотических для киберспорта местах, как Косово и Алжир, но забыли о России, Германии и других ведущих державах. В Париж не приехали ни китайцы, ни малазийцы — их не устроил призовой фонд. В итоге золото разыграли Na’Vi и американцы Dignitas, все остальные участники были очень низкого уровня.

Напоследок хотим ознакомить вас с медальным зачетом ESWC за десять лет его существования. Первое место занимает хозяйка Франция с 13 золотыми, 8 серебряными и 13 бронзовыми медалями. Следом идут США, Южная Корея, Швеция и Германия, а наши страны занимают места с 9-го по 11-е. Порядок следующий: Россия (2 золота, 3 серебра и 5 бронз), Украина (2 золота и 2 серебра), Беларусь (2 золота и 1 серебро). Всего на ESWC медали выигрывали представители 27 различных национальностей.

Intel Extreme Masters

Третьей в нашем списке стоит немецкая киберспортивная лига Intel Extreme Masters, прекрасно сохранившаяся до сегодняшних дней. Это совместное детище профессиональной компьютерной лиги Electronic Sports League и компании Intel.

• Рекламный баннер пятого сезона Intel Extreme Masters.

Первые — непосредственные организаторы чемпионата, и у них есть современный сайт, который позволяет им проводить любые онлайновые турниры. Вторые же значатся титульным спонсором лиги и, помимо прочего, предоставляют ESL свой большой стенд на всемирно известной компьютерной выставке CeBIT в Ганновере.

Стартовали первые чемпионаты под эгидой IEM в 2006 году, когда и был создан дебютный европейский сезон. В нем участвовали киберспортсмены из 24 ведущих европейских стран, а призовой фонд составил 160 000 евро. Официальными дисциплинами были Counter-Strike 1.6 и Warсraft 3: The Frozen Throne, хотя позже список был немного расширен.

Организаторы не собирались останавливаться на достигнутом и в 2007 году представили публике новый формат своих соревнований — серию отборочных чемпионатов, главной задачей которых было выявить самых достойных и пригласить их на мировые финалы в Ганновере.

► Добыть такую медаль мечтал любой игрок в Counter-Strike.

В 2008 году IEM открыл для себя Северную Америку и Азию, а сама лига из сугубо европейской неожиданно превратилась в международную. Во втором сезоне впервые появились первые континентальные LAN-отборочные — Global Challenge Dreamhack и Global Challenge Los Angeles. Был увеличен и призовой фонд (285 000 $). Кроме того, во втором сезоне проводились PvP-турниры по World of Warсraft, которые нигде, по сути, больше не встречаются.

Дальше — больше. Третий сезон Intel Extreme Masters поразил призовыми (750 000 $) и возросшим количеством чемпионатов. Так, были организованы и успешно проведены Global Challenge Games Convention, Global Challenge Los Angeles, Global Challenge Montreal, Global Challenge Dubai, а также итоговые турниры в Азии и Америке (Asian Championship Finals, American Championship Finals).

► На мировых финалах IEM в Ганновере яблоку негде упасть.

Размах и качественное освещение собственных чемпионатов сделали Intel Extreme Masters крупнейшей на сегодняшний день киберспортивной лигой. Сейчас довольно трудно представить себе современный компьютерный спорт без регулярных турниров от ESL.

Следующие три сезона ничем особенным не выделяличь, а вот в седьмом организаторы «обрадовали» нас отказом от CS 1.6. Лига сосредоточилась на двух самых популярных играх — StarCraft II и League of Legends. Впрочем, вскоре ситуация может измениться, ведь ESL давненько посматривает в сторону Counter-Strike: Global Offensive и World of Tanks. Не исключено и то, что официальной дисциплиной станет любимая многими Dota 2.

League of Legends Season 2 World Championship

• Где в 2012 году разыгрывались самые большие деньги? Да-да, в League of Legends.

И напоследок — небольшое исключение. Не гигантский турнир со множеством дисциплин, а соревнование по одной-единственной игре, League of Legends. За что такой почет? Очень просто. На сегодняшний день League of Legends Season 2 World Championship занимает первое место в истории кибертурниров по сумме призового фонда. В октябре прошлого года двенадцать лучших команд планеты боролись в Лос-Анджелесе за престижное чемпионское звание и аж два миллиона долларов.

Половина этой суммы причиталась чемпиону, а остальное делилось между прочими участниками. Но чтобы получить право сразиться за «life’s changing money», коллективам необходимо было преодолеть шесть региональных отборочных. Больше всего квот на мировые финалы разыгрывалось в Северной Америке и Европе (по три). Остальным локациям досталось по две, а Юго-Восточной Азии и Тайваню — и вовсе по одной.

► Taipei Assassins и Azubu Frost — сильнейшие команды планеты и финалисты второго сезона League of Legends World Championship.

Групповая стадия и все матчи на выбывание были сыграны с 4 по 6 октября, а финал состоялся 13 числа. И если он прошел без сучка и задоринки, то об остальных играх этого не скажешь. Постоянные обрывы связи и частое падение интернета омрачили турнир, который позиционировался организаторами как лучшее, что было с компьютерным спортом за все время его существования.

Временами турнир находился на грани срыва, но RIOT Games с честью вышли из положения и вовремя уладили все проблемы. В конце концов, для них это был первый серьезный опыт подобного рода. Именно поэтому — им простительно.

► Тысячи зрителей в зале и миллионы у экранов компьютеров — «Лига легенд» с каждым днем все популярнее.

Невзирая на все неполадки, Season 2 World Championship в интернете посмотрело рекордное число зрителей. На пике прямой трансляции за решающими схватками следило более 1,1 миллиона человек, а суммарно турнир набрал 8,2 миллиона уникальных просмотров. Фантастические цифры, если вдуматься.

Радует, что в RIOT Games не собираются останавливаться на достигнутом, и сразу по окончании чемпионата был анонсирован третий сезон. А он обещает быть еще великолепнее.

* * *

Конечно, это не все турниры, о которых стоило бы рассказать. Заслуживают внимания World Cyber Games, The International II, Dreamhack, WCS World Championship от Blizzard и Уральская Сталь. Обо всех них мы уже поведали в наших предыдущих материалах.

Какой турнир из вышеперечисленных понравился вам больше других? Представьте себе, что вы можете отправиться на любой из них в качестве участника, — куда бы вы поехали? Поделитесь с нами вашими наблюдениями — нам интересно!

► Качественный коврик за качественный комментарий.

А еще у нас для вас небольшой сюрприз — коврик SteelSeries QcK+ Limited Edition (Natus Vincere) с автографом многократного чемпиона по игре в DotA и Dota 2 Дмитрия Куприянова (LightofHeaveN). Достанется коврик тому, кто оставит в комментариях к этой статье самый дельный отзыв о рубрике «Киберспорт». Пишите о том, что нового сделать, на что обратить внимание, каковы плюсы рубрики и какие недочеты стоит исправить.

Комментарии
Загрузка комментариев