Мувимейкинг: наше наследие

Мувимейкинг: наше наследие

Киберспорт — Мувимейкинг: наше наследие
Вспоминаем о зарождении и развитии отечественного игрового мувимейкинга и беседуем с самыми знаменитыми из причастных людей.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Киберспорт
Мувимейкинг: наше наследие

Этот материал — не о чемпионатах по Dota 2, League of Legends и Counter-Strike 1.6. Он о зарождении, постепенном развитии и затухании отечественного мувимейкинга. Но перед тем как приступить к повествованию, расшифруем сам термин.

Словосочетание movie making примерно переводится как «производство фильмов». Но речь идет вовсе не о киноиндустрии, а о действительно уникальном направлении — создании игровых видео. Не трейлеров, как можно подумать, а роликов с лучшими моментами из тех или иных киберспортивных игр. И это необязательно должна быть красочная подборка игровых убийств под динамичную музыку. Сюда входят и видео, рассказывающие об истории той или иной команды, и многое другое.

• Логотип сообщества MovieNations — именно с него начинался просмотр многих мувиков по самым разным играм.

Первые подобные ролики появились в нашей стране в конце девяностых, и это было напрямую связано с диким ростом популярности серии Quake. Детище id Software стало в России игрой номер один — в «кваку» рубились все кому не лень, на ней выросли целые поколения.

Начало двухтысячных ознаменовалось приходом к нам первых копий Counter-Strike. Спустя год-другой командно-тактический шутер от Valve заставил Quake подвинуться, и обе игры много лет оставались самыми популярными среди наших игроков.

• Проект MovieNations — Strenx 2010, одна из лучших работ по Quake Live за всю историю игры

Примерно тогда же зародилось и первое серьезное русскоязычное сообщество по созданию игровых видео: MovieNations. Идея принадлежала Михаилу Разумовскому (deanar) и Илье Болонину (roachru). Первый отвечал в творческом дуэте за создание видео, а второй был довольно известным киберспортивным журналистом и писал на ведущий портал тех лет — cyberfight.ru.

Открытие портала MovieNations.com состоялось 7 ноября 2005 года. Вскоре он стал одним из лучших тематических сайтов во всем мире. В основном его посещали талантливые ребята, которые постоянно оттачивали мастерство, не забывая и соревноваться друг с другом.

Все эти «догонялки» постепенно привели к тому, что на сайте появилась куча обучающих видео по работе в Sony Vegas, Adobe Premiere, Adobe After Effects, Fraps и других программах видеомонтажа. Эти уроки пришлись по нраву сотням начинающих — многие изучали азы именно на MovieNations.

• Counter-Strike — самая популярная на MovieNations игра. На сайте хранится свыше тысячи видео по CS 1.6 и CS: Source.

Сайт имел и собственную команду мувимейкеров, чьи лучшие работы насчитывали сотни тысяч загрузок, — и это тогда, когда быстрый интернет был мечтой. Вспомните времена, когда люди неделями качали желанное видео и делились им с друзьями... Теперь же у большинства дома высокоскоростная оптоволоконная сеть в несколько, а то и сотню мегабит, а мы смотрим все онлайн или на YouTube в режиме HD 1080p.

С одной стороны, мы рады прогрессу, с другой — немного скучаем по тем годам, когда во всем этом чувствовалась некая магия. Раньше многие были готовы месяцами забесплатно сидеть за компьютером, чтобы в итоге выдать настоящее произведение искусства, а сейчас основная масса творений больше похожа на штампованный продукт, которому и поразить-то зрителя особо нечем.

• За последние десять лет почти не осталось идей, не обыгранных в роликах по Counter-Strike. Иногда обращались даже к мультфильмам.

Стремительное развитие компьютерных технологий и смена поколений поспособствовали тому, что ныне мувимейкинг в СНГ почти мертв. Все те, на ком портал держался семь лет, ушли работать в другие проекты, а замены им так и не нашлось. Желая разузнать побольше об этом уникальном явлении, мы задали несколько вопросов ведущим мувимейкерам СНГ, причастным к MovieNations.

[Игромания.ру] Привет! Представьтесь, пожалуйста, нашим читателям. Кто вы и чем занимаетесь?

[И. Зотов] Привет, зовут меня Игорем, мне 23 года. Родился в Брянске, сейчас живу в Москве. Работаю в компании СТС-media старшим бродкаст-дизайнером на канале «Перец». Помимо этого пытаюсь заниматься бизнесом в сфере дизайна.

[В. Худобец] Привет, меня зовут Вадим Худобец, в мире мувимейкинга известен под ником VadoskiN. Живу в Беларуси в городе Гродно. Сейчас делаю трейлеры к российским фильмам, но когда-то занимался только мувиками по Counter-Strike.

[Г. Глау] Привет, меня зовут Георгий Глау, мне 23 года. Живу в Москве, занимаюсь мувимейкингом и еще комментирую игры по Counter-Strike: Global Offensive на проекте Virtus.pro.

[Игромания.ру] Насколько мы понимаем, до увлечения мувимейкингом вы были рядовыми игроками. Во что рубились? Имеются, может быть, особые достижения?

[И. Зотов] Так точно. Играл во все подряд с самого детства. NES, MegaDrive, Dreamcast, PlayStation (именно в таком порядке). Больше всего любил японские RPG — обожал серии Final Fantasy, Shining Force, Grandia и старые консольные игры. Иногда поигрываю в MK 3. Когда вышла аркадная версия в Steam, попал в топ-10 игроков, сделал скриншот и больше не играл. Года с 2002-го начал играть в CS и плохо учиться. В 2009-м бросил играть и ушел из команды. С ребятами много ездили по разным чемпионатам, всего побывал на шестидесяти или семидесяти.

[В. Худобец] Да, CS 1.6 отнял немалую часть моей жизни. Начинал играть с ботами у себя дома в эру 56к-интернета, затем клубы, чемпионаты... Во времена игры в CS я параллельно делал пробные мувики и интуитивно жал на кнопки в Sony Vegas. Тогда в сети было еще очень мало информации о мувимейкинге, не говоря уж об обучающих материалах. Именно поэтому изучать возможности Sony Vegas, Adobe After Effects и других программ было очень интересно — каждый созданный лично эффект заставлял гордиться собой!

[Г. Глау] Да, можно и так сказать. Играл во все подряд, в основном в то, что одноклассники давали поиграть на дисках (интернета тогда у меня не было). Больше всего любил Diablo 2 и Silent Hill 2. Однажды друзья позвали меня в компьютерный клуб и там познакомили с CS. Наверное, именно этот первый раз и предопределил мое будущее.

• Ролик о Mortal Kombat, под названием Total Annihilation. Автор — Дмитрий Ломоносов (MMd)

[Игромания.ру] Какой мувик был первым в вашей жизни? Какой до сих пор остается самым любимым и занимает пару сотен мегабайт на жестком диске?

[И. Зотов] Первым, наверное, стал Status: Owned, он был на пиратском диске с CS 1.5. Любимых роликов много. Из тех, что сразу приходят в голову, назову HUSH, Die Hard, cLutch5 pistol movie и French Connection 2.

[В. Худобец] Первый именовался BJGW, я увидел его в одном из компьютерных клубов. Примерно с тех пор я и открыл охоту на мувики по CS и Quake, поскольку интернет по-прежнему был нереально медленным. Новые ролики доставал через друзей, у которых уже была домашняя сеть.

[Г. Глау] Первые два мувика — это какой-то ролик о команде mibr и cpl1337. Мне они достались случайно. Посмотрев их, я заболел всем этим. Слава богу, вскоре у нас появился безлимитный интернет (20 КБ\с), я выкачивал в день по несколько штук и смотрел-смотрел-смотрел...

Не могу объяснить, что я в них тогда находил, мне просто хотелось еще и еще. Любимых роликов много, сложно выделить какой-то один, впрочем, могу назвать Eve и HUSH. В свое время эти две работы были чем-то невозможным...

• Eve — когда-то этот ролик считался эталонным, и на него многие равнялись

[Игромания.ру] Когда вы впервые поймали себя на мысли, что хотите делать качественные ролики о самых популярных играх?

[И. Зотов] Я с детства много рисовал, очень хотел создавать мультфильмы. А первые ролики по CS делал только для того, чтобы похвастаться своей игрой перед друзьями. Ни о какой красоте речи не было, только позже я понял, что эти две вещи можно совмещать.

[В. Худобец] После первых просмотренных роликов по Counter-Strike эта мысль всегда была в моей голове.

[Г. Глау] Когда появился доступ в сеть, я начал интересоваться, как же это все вообще делается. Поняв принцип работы, я сделал свою первую видеонарезку с игрой против ботов. Ну и пошло-поехало...

• Windows Movie Maker — многие начинали именно с него.

[Игромания.ру] Автор статьи много лет назад делал свой первый ролик в Videomach, а intro и outro — в MS Paint. А с каких программ начинали вы? Чем пользуетесь сейчас?

[И. Зотов] Тоже начинал с Paint плюс Windows Moviemaker, а в 2003 году друг принес мне диск с Sony Vegas. Начал пробовать собирать что-то в ней и так и просидел там до 2009 года. Сейчас стандартный набор — пакет Adobe + Cinema 4d. Vegas нынче использую редко, в основном для работы со звуком.

[В. Худобец] Мне повезло больше — купил диск с софтом для видеомонтажа, из отзывов в сети почерпнул, что Adobe Premiere лучше всех. Правда, его интерфейс показался мне диким, и, испробовав все программы на диске, я остановился на Sony Vegas 2. На нем и завис, иногда, правда, обновлял версии. О существовании Adobe After Effects, 3d Max и Cinema 4d узнал позже.

[Г. Глау] Помню, открыл Windows Moviemaker, и там у меня получилось что-то несуразное. Ужаснувшись увиденному, я больше эту программу не открывал. Потом где-то отыскал Ulead Video Studio, та была гораздо понятнее. С ее помощью я сделал три первых своих ролика с невероятными фрагами из пабликов (смеется).

Позже я нашел в сети форумы, посвященные мувимейкингу, и узнал о Sony Vegas. В ней и работаю по сей день. Основные программы для монтажа — Sony Vegas и Adobe Premiere, ну еще Final Cut для Mac OS. Большой разницы между ними нет, у каждой свои плюсы и минусы.

• Sony Vegas — одна из самых популярных программ для видеомонтажа.

[Игромания.ру] Долго ли вы изучали возможности и фишки необходимых программ? Смотрели видеоуроки или познавали все методом тыка?

[И. Зотов] Раньше доступа к урокам у меня не было, да и самих их было крайне мало. Приходилось разбираться самому. Ну а с 2008—2009 гг. начал смотреть и читать все, что мог найти по профессии. Прискорбно, что школьники сейчас очень ленивы, задают одни и те же вопросы, вместо того чтобы учить самостоятельно.

[В. Худобец] Начинал изучать все сам, без уроков, и это было гораздо результативней, чем копаться в обучающих материалах. Ведь если не повторять действия, почерпнутые из уроков, позже большая часть информации забывается.

[Г. Глау] Чтобы освоить базовые вещи Sony Vegas и научиться большему, я в свое время читал форумы и текстовые уроки с картинками. Сейчас для начинающих есть сотни видеоуроков на любой вкус и на всех языках мира, поэтому постичь что-то при желании можно легко и быстро.

[Игромания.ру] Равнялись ли вы когда-то на творения признанных мастеров в своих работах? Были ли у вас кумиры?

[И. Зотов] Да, конечно. И не верьте людям, которые это отрицают! В свое время, смотря какой-нибудь выдающийся мувик (Jaegarn X, Ruination), я был уверен, что их делают чуть ли не в Голливуде. Каждое видео, записанное друзьями на флэшку, воспринималось не хуже киноблокбастера. Со временем, конечно, стало ясно, что ролики делают обычные ребята, сидя дома. Кумир был один — Pray, мувимейкер из Германии. Его ролики я пересматривал сотни раз.

[В. Худобец] Да, особенно на тех, у кого был свой стиль, изюминка в работах. Подражал тем, кто вызывал у меня вопрос: «Как же он сделал этот эффект или переход?» Поскольку мувики не смотрел уже несколько лет, на ум приходит лишь один ник — cRZYFST.

[Г. Глау] Не уверен, что могу их назвать своими кумирами, но выдающихся авторов, чьи работы я помногу раз пересматривал, хватало. Раньше мувимейкинг был своеобразным аналогом киноиндустрии, естественно, со своими звездами и кумирами.

В кино выход фильма какого-нибудь культового режиссера — значимое событие. Подобное было и с мувиками; анонсировали премьеры выдающихся роликов, брали интервью, существовали даже форумы, где авторы общались с простыми смертными. Все это было чертовски здорово.

• Мувик о довольно известном шведском игроке Фредрике Андерссоне (JAEGARN)

[Игромания.ру] Сколько в среднем у вас занимает создание качественного ролика на семь-десять минут? В чем основные сложности?

[И. Зотов] Сложность в том, что я уже не помню, что и как... Последний раз сам полностью делал мувик в конце 2009 года. Это была моя часть из ролика MovieNations Rave On!. Сейчас иногда продюсирую другие работы. То есть получаю от заказчика бюджет, ищу на него монтажеров и дизайнеров и слежу за качественным выполнением задач. Из последних крупных проектов — Virtus.pro 2011 и Memoirs of 1.6.

[В. Худобец] Меня хватало максимум на пять минут, ведь не всегда удается выдержать стиль и, придумав кучу интересных эффектов, не сделать «винегрет». Да и усталость после тысячного просмотра своего творения сказывалась...

[Г. Глау] Зависит от многого: свободное время, мотивация, тип видео (fragmovie делаются быстрее, чем арт-работы со множеством визуальных эффектов). Я знаю примеры, когда пятиминутные мувики делались год и когда десятиминутные создавали буквально за месяц. Лично я обычно укладываюсь в один-два месяца.

• Забавный ролик MovieNations Rave On!, сделанный сразу пятью именитыми авторами (cheb, cristo, kab, oui и raven)

[Игромания.ру] Как известно, для обработки видео требуется мощный компьютер. Можете поделиться характеристиками ваших рабочих машин?

[И. Зотов] На работе хороший компьютер, а полтора года назад он вообще поражал воображение — 2 ксеона, 16 ГБ памяти и карта Nvidia Quadro. Вот дома у меня очень старая тачка, ей больше трех лет. Давно собираюсь обновить, но лень переносить все проекты на новый компьютер.

[В. Худобец] Да, это мечта любого мувимейкера, но у меня всегда была машина средних характеристик или ниже. Сейчас стоит Athlon X2 4400+, 4gb DDR2, Geforce 9600 256 MB, 1.5 TB, Dell 24.

[Г. Глау] В принципе, мощный компьютер необязателен, я знаю людей, которые сделали просто великолепные работы на древних машинах. Но, безусловно, чем мощнее, тем лучше: меньше лагов, все быстрее грузится, показывается и кодируется. Комфорт в нашем деле очень важен, и если все виснет, только нервничать будешь. У моего PC такие характеристики: шестиядерный процессор AMD Phenom II X6 1075T @ 3GHz, оперативки 8 ГБ, 3 TБ жесткого диска и видеокарта GeForce GTX 285.

• Мощный компьютер — не только мечта, но и настоящая необходимость для любого уважающего себя мувимейкера.

[Игромания.ру] Какой работой можете похвастаться? Какой ролик превратил вас из обычного парня в звезду мувимейкинга СНГ?

[И. Зотов] Похвастаться сейчас нечем, в старых работах постоянно находишь кучу ошибок. Сейчас собираю новый рил нашей студии (Chaosform), надеюсь закончить весной. Планирую хвастаться им!

• Shadows of the Past — одна из самых красивых работ в истории отечественного мувимейкинга. Автор —— Игорь Зотов (cheb)

Что же касается некоммерческих работ, то из CS-мувиков, наверное, лучше всего получился Shadows of the Past и его трейлер, победивший вместе с роликом Миксера (Single Gaming 3 trailer) в 2009 году в престижной номинации «Лучший трейлер года» на портале Planet-videos.com. А сам мувик взял первое место на последнем большом конкурсе мувиков Illusion Pictures 2009 в Чехии.

[В. Худобец] Полагаю, таким был мой ролик Journey «Through The Unknown».

[Г. Глау] Думаю, звездность и хвастовство — это лишнее. Пожалуй, выберу Asus Spring 2011 и Dreamhack Summer 2012.

• Journey «Through The Unknown» — пятое место на конкурсе BDMC R2 и лучшая CS-работа Вадима Худобца (VadoskiN)

[Игромания.ру] В последнее время многие говорят об умирании мувимейкинга в СНГ, так ли это? С чего начался этот процесс, и можно ли его обратить вспять?

[И. Зотов] Не думаю, что это верно. Сейчас интернет заполонили коротенькие нарезки и «хайлайты». Меньше внимания уделяется творческой составляющей, все вернулось к истокам, когда люди просто записывали свои фраги и, чтобы было не скучно смотреть, добавляли музыку. Ну а учитывая развитие YouTube и стрим-платформ, мне кажется, ни о какой смерти говорить нельзя.

[В. Худобец] Вы правы, он почти умер. То поколение ребят, которое создавало достойные работы, уроки и все, что продвигало мувимейкинг, в один миг все это переросло. Большинство связало свою жизнь с созданием видео, графики. Некоторые, впрочем, до сих пор увлекается мувиками, а есть те, кто лишь иногда просматривает ролики и ностальгирует по тем временам. Что касается меня, то я с этим покончил.

• Dreamhack Summer 2012. Автор — Георгий Глау (Nemesis)

[Г. Глау] Смотря что понимать под мувимейкингом. Если просто создание видеороликов, то все, как и прежде, — на YouTube куча видео разного качества. Но для меня мувимейкинг — это в первую очередь содружество единомышленников, некое ощущение общности, которое было последние семь лет на сайте MovieNations.com.

И если взглянуть с этой стороны, то пациент не то что скорее мертв, чем жив, а уже доставлен из морга на кладбище, закопан и лишь изредка кто-то приносит ему цветы на могилку. Большинство переросло свое увлечение и сменило сферу деятельности.

• Первый trailer cut VadoskiN'a имел успех, о чем свидетельствуют полмиллиона просмотров на YouTube

[Игромания.ру] Можно ли безбедно существовать, делая видео на заказ, или же нужно работать дополнительно?

[И. Зотов] Сейчас, насколько я знаю, некоторые ребята зарабатывают на YouTube с просмотров. Да, не миллионы, но с обычной зарплатой, думаю, вполне сравнимо. Плохо, что таких единицы. Знаю, что пара ребят работает в Virtus.pro, Na’Vi и других командах, где получает адекватную зарплату.

Остальным — нет, нельзя даже просто существовать, не то что безбедно. Хотя у каждого свой уровень комфорта. Главное, чтобы человеку нравилось то, чем он занимается. Ну а вообще именно с коммерческой точки зрения, конечно, лучше двигаться дальше.

[В. Худобец] Если это официальная работа с постоянными заказами, почему бы и нет?

[Г. Глау] Если говорить о ребятах, которые делают видеоролики в сфере киберспорта, — могу сказать, что это скорее деньги на карманные расходы, нежели зарплата, так что ни о каком безбедном существовании и речи идти не может. А если брать в расчет тех, кто перешел от создания роликов по CS и Quake к чему-то более серьезному (видеомонтаж, создание графики и дизайна), то там уже все хорошо, и их работа соответствующе оплачивается.

• Еще одинtrailer cut — на этот раз от еще одного известного российского мувимейкера Дмитрия Ломоносова (MMd)

[Игромания.ру] Мувимейкинг для вас скорее хобби, чем работа, верно? Знаете ли вы примеры ребят из СНГ, которые пошли дальше роликов о Counter-Strike в своей профессиональной деятельности?

[В. Худобец] Забытое хобби, и я сам тому пример — я режиссер монтажа трейлеров, но, скорее всего, не пришел бы к этому, если бы не мувимейкинг.

[Г. Глау] Работой может быть все что угодно, если ты за это получаешь деньги. Хобби — это что-то для души, и в это обычно вкладываешься ты сам. Я, к примеру, увлекаюсь фотографией.

[И. Зотов] Именно мувимейкинг — да, скорее хобби. Мне кажется, что это на всю жизнь. Но работаю я, можно сказать, по профессии. Назову лишь несколько имен:

Павел Мищенко(Moviegear) — бродкаст-дизайнер, один из лучших в СНГ. Сейчас работает в компании «Газпром-медиа», на канале ТНТ.

Алексей Курочкин (3uma) — отличный дизайнер в студии «1nstudio», собирал некоторые ролики из знаменитых «Скандальных правд» от MDV.

Алексей Брин (aR Lek Sey) — преподает моушн-дизайн в школе ScreamSchool, ведет один из лучших блогов по моушну в рунете.

Александр Лебедев (sMw) — дизайнер, основатель успешной студии в Питере.

Евгений Возняк (COLT) — удаленно работал в Electronic Arts, моделировал объекты для их игр.

• Thor: Into the Labyrinth — официальный re-cut-трейлер фильма «Тор»; сделан специально для Paramount

[Игромания.ру] Представьте себе, что заполучить вас жаждет любая компания в данной сфере, куда бы вы отправили резюме?

[И. Зотов] Году эдак в две тысячи девятом — десятом я бы сказал просто «телевидение в Москве». Пару лет назад перечислил бы несколько лучших западных дизайн-студий. А сейчас я запутался — не знаю, чего хочу. Точнее, в голове очень много идей. Надеюсь, к следующему интервью определюсь! (смеется)

[В. Худобец] Ignition — трейлерхауз в США (трейлеры, рекламные ролики) — одни из лучших в своем деле.

[Г. Глау] Монтировать фильмы Квентина Тарантино!

Комментарии
Загрузка комментариев