25 февраля 2013
Обновлено 17.05.2023

Ключ на старт 2: Запуски дисковых приставок

Ключ на старт 2: Запуски дисковых приставок - изображение обложка

«Игромания» продолжает обзор линеек запусков самых значимых консолей. В первой части рассказ шел о приставках, использовавших картриджи, а во второй мы затронем первые консоли, поддерживавшие CD, и доберемся до завершающегося седьмого поколения. Если вас интересует обзор стартовой линейки Wii U, вы можете прочитать его в масштабном материале из предыдущего номера.

В статье по-прежнему используются данные о запуске консолей в США, крупнейшем и самом показательном игровом рынке, на котором, с одной стороны, никогда ничего не выпускали слишком рано и без должной подготовки (как в Японии), с другой — там ничего и никогда не запаздывало слишком сильно (как в Европе). В скобках, рядом с ценой консоли на запуске, мы указали цену с учетом инфляции; в предыдущей части материала это было актуальнее, но и сейчас будет полезно взглянуть. Кроме того, рядом с продажами консоли по всему миру мы указали самую продаваемую игру и, если известен, тираж, которым она разошлась. Также важно отметить, что из материала исключены некоторые нишевые и малозначимые консоли.

Вы увидите, как сильно выросли требования к линейкам запуска всего за несколько лет: если раньше консоль могла продать одна удачная игра, то сейчас требуются сразу несколько, причем в нескольких жанрах и форматах, с расчетом на разную аудиторию. Запуск той же Wii U выглядит очень разнообразным в сравнении с запуском почти любой консоли пятого поколения, но по сегодняшним меркам остается лишь неплохим. Не исключено, что из-за этого столкнутся с трудностями Microsoft и Sony, а также любые другие компании, которые рискнут выйти на консольный рынок в 2013 году и позднее.

[[BREAK]]

Philips CD-i

Дата выхода: октябрь 1991 года

Цена на запуске: $399 ($672)

Продажи по всему миру: 0,57 млн (Hotel Mario)

Игр на запуске: 8

Ключевая игра запуска: Defender of the Crown

Оценка запуска: 1/5

Ключ на старт 2: Запуски дисковых приставок - фото 1

Настоящий привет из семидесятых, запуск CD-i поставил бы в тупик любого, если бы не то обстоятельство, что Philips позиционировала свое устройство не как обычную игровую консоль, а медиаплеер, упрощенный персональный компьютер. Кроме видеоигр, этот гибрид предлагал образовательные программы, включая туры по лучшим музеям мира и интерактивные энциклопедии, — в эпоху до интернета это и вправду впечатляло. Другое дело, что нормально позиционировать свое устройство, несмотря на впечатляющую рекламную кампанию, Philips не могла — большинство покупателей предпочитали выбрать либо сравнительно дорогой, но полноценный домашний компьютер, либо недорогую приставку от конкурентов. Что говорить, CD-i куда больше отметилась не играми, а выходом на ней альбома No World Order легендарного мультиинструменталиста Тодда Рундгрена. Слушателям предлагалось изменить составные части альбома на свое усмотрение — смелый ход для очень консервативной музыкальной индустрии начала девяностых.

Ключ на старт 2: Запуски дисковых приставок - фото 2

Мечтать соревноваться не то что с SEGA и Nintendo , а хотя бы с производителями второго эшелона, имея в наличии лишь то, что предлагала CD-i, было глупо. В день выхода ее покупатели могли приобрести восемь игр, причем ни одна из них не была сколько-нибудь достойным эксклюзивом. Battleship — это достаточно стандартный перенос «морского боя» на консоль, Connect Four — электронная версия незамысловатой головоломки с разноцветными круглешками. Порты платформера Dark Castle и экшена Defender of the Crown с домашних компьютеров были достаточно неплохими, но сильно опоздали, а остальные игры привлечь кого-либо к платформе вряд ли могли. Среди них темный и очень странный симулятор бокса Caesar’s World of Boxing , ухудшенная версия пазла Pac Attack под названием Pac-Panic , обыкновенные шахматы Sargon Chess и интерактивная версия «Красавицы и чудовища», про которую известно разве только то, что этот жуткий раритет с трудом продают на eBay.

Ключ на старт 2: Запуски дисковых приставок - фото 3

Самым большим успехом CD-i стало получение Philips лицензии на использование персонажей Nintendo в своих играх в обмен на разработку CD-дополнения для SNES, так и не появившегося в продаже. Одновременно это и ее самый большой провал: разработанные не в Nintendo три ответвления The Legend of Zelda оказались ужасными играми и заслуженно входят в списки худших за всю историю. Схожая реакция была и на Hotel Mario — этот крайне странный пазл хоть и стал самой продаваемой игрой на платформе, но никак не сходился со стандартами серии, принятыми в Nintendo. Тем не менее CD-i удивительно долго держалась, Philips очень долго пыталась найти для своей платформы какой-нибудь новый контекст и окончательно забросила ее лишь в 1998 году.

[[BREAK]]

3DO Interactive Multiplayer

Дата выхода: 4 октября 1993 года

Цена на запуске: $599 ($1113)

Продажи по всему миру: 5 млн

Игр на запуске: 3

Ключевая игра запуска: Alone in the Dark

Оценка запуска: 3/5

Ключ на старт 2: Запуски дисковых приставок - фото 4

Принято шутить, что на 3DO выпускали не видеоигры, а видео игр. Эта мощная по стандартам 1990-х консоль провалилась именно из-за этого: как и в случае с CD-i, ее создатели не могли определиться с тем, что это такое — игровая консоль или нечто большее. Только затрудняло ситуацию то, что в этот раз у консоли было несколько вариаций. The 3DO Company основали специально для того, чтобы разработать спецификации будущей приставки и собирать разумные отчисления с каждой проданной штуки от тех, кто решит получить лицензию. Первой попросила ее Panasonic , за ней последовали Sonya и Goldstar , но это уже было не важно. Не помогло даже то, что запуск раскручивался с невероятной помпой, а организовывал его основатель Electronic Arts Трип Хокинс — не последний человек в индустрии.

Ключ на старт 2: Запуски дисковых приставок - фото 5

Случилось ожидаемое и оттого обидное: высокая цена, слабая поддержка сторонних разработчиков и сильная конкуренция на рынке привели к тому, что значимых результатов на старте 3DO показать не удалось. Поначалу на это реагировали спокойно; создатели считали, что прежде, чем игроки смогут оценить их «аудиовизуальную систему», пройдет время. Но сколько бы ее ни обсуждали в СМИ, какие бы безумные рекламные ролики для нее ни снимали — большинство отказывалось переходить на нее с Sega Mega Drive и Super Nintendo, несмотря на очевидное превосходство игр 3DO в графике. Не помогали и слухи о наследнице M2, которая должна была якобы устранить все основные проблемы предшественницы. Поддерживать консоль прекратили всего через три года, и терпевшей убытки The 3DO Company пришлось переквалифицироваться в разработчика мультиплатформенных проектов.

Ключ на старт 2: Запуски дисковых приставок - фото 6

Ну а в самом начале приставка пережила не самый сильный, но и не самый плохой запуск. Все три представленные в день выхода консоли игры были портами с PC, что должно было указывать на ее мощь. На деле же это указывало на то, что разрабатывать эксклюзивные игры для платформы никто особо не стремился. Не поймите неправильно, Alone in the Dark , Myst и Star Control 2 были прекрасными играми. Первая основала жанр survival horror, вторая остается одной из ключевых адвенчур в истории PC как игровой платформы, а третья даже вышла в расширенной мультимедийной версии. Но кто решил бы покупать ради этого дорогущую консоль с сомнительным будущим, если, чуть переплатив, можно было купить пристойный PC и спокойно играть в те же самые игры и еще миллион других?

[[BREAK]]

PlayStation

Дата выхода: 9 сентября 1995 года

Цена на запуске: $299 ($450)

Продажи по всему миру: 102,49 млн (Gran Turismo — 10,85 млн)

Игр на запуске: 11

Ключевая игра запуска: Ridge Racer

Оценка запуска: 3/5

Ключ на старт 2: Запуски дисковых приставок - фото 7

Рассказать о первой PlayStation без восхищения не получится. Одна из самых популярных и влиятельных консолей в истории была и остается образцовым примером того, как войти на новый рынок и поработить его всего за несколько лет. Разорвав совместный проект с Nintendo, предполагавший выпуск CD-аддона для SNES, Sony рискнула выйти на рынок сама, не располагая готовой инфраструктурой для разработки игр. Понятное дело, что ставку пришлось делать на сторонних разработчиков. Те, успев подзабыть, из-за чего случился кризис в игровой индустрии начала 1980-х, уже порядком устали от контроля со стороны платформодержателей, в чем особенно преуспевала Nintendo. Sony предложили принципиально другую политику: меньше условий и дурацких ограничений, больше свободы и прибыли от продаж. Неудивительно, что даже самые лучшие друзья Nintendo вроде тех же Square и Capcom незамедлительно ушли к конкуренту, как только у них появилось время все подсчитать и взвесить.

Массовому уходу сторонних разработчиков с платформ Nintendo и SEGA не помешала даже распространенность пиратства на первой PlayStation. Причем не помогало ничего — ни постоянный выпуск новых ревизий, аргументированный тем, что у ранних версий были проблемы с работой лазера, ни дороговизна по-настоящему качественных CD-R, ни поздние меры вроде выхода белоснежной PS one с новым уровнем защиты. Расширенной базы пользователей хватало для того, чтобы не обращать внимания на издержки.

Но осенью 1995 года, когда консоль только появилась в продаже в США, ничто такого успеха еще не предвещало. Стартовая линейка PlayStation была средненькой — достаточной, чтобы привлечь внимание любителей новых железок, но самые главные, ключевые проекты были еще впереди. Хотя если присмотреться к ней внимательней, то и здесь не обошлось без интриги. Возьмите хотя бы Air Combat. Наверняка большинству из вас это название ничего не говорит, но что если мы назовем ее официальное название в Японии — Ace Combat? Именно с этой игры началась история авиасимуляторов от Namco. Пусть старт был далеко не самый удачный, но для запусков консолей это привычная история. Не надо забывать и о том, что разработчики тогда только начинали осваивать 3D, так что большинству новых серий, прежде чем они встали на ноги, потребовалось время.

Ключ на старт 2: Запуски дисковых приставок - фото 8

У Battle Arena Toshinden немного другая история. Этот с виду нишевый файтинг оказался одной из самых важных игр не только запуска PlayStation, но и для истории жанра в целом. Это игра, позднее появившаяся и на других платформах, не была первым файтингом, использовавшим полигональную графику, но позволяла делать шаг в сторону, чего конкуренты тогда еще предложить не могли даже на аркадных автоматах. Sony сильно вкладывалась в рекламу этой игры, но отдача была не очень сильной. А когда Namco портировала на приставку Tekken , надобность в нем и вовсе отпала, пусть и многие считают, что вышедшая позднее Soul Edge многое у Battle Arena Toshinden нагло заимствовала.

Без спортивных игр в пятом поколении было никуда, во многом именно они помогли Sony расширить аудиторию видеоигр по сравнению с Sega Mega Drive и Super Nintendo. Лицензированного сборника экстремальных видов спорта ESPN Extreme Games , расширенной версии знаменитого баскетбола NBA Jam Tournament Edition и стандартного теннисного симулятора Power Serve 3D Tennis хватило, чтобы начать привлекать казуальных игроков с первых дней продаж, а дальше на рынок вырвалась EA Sports — именно за счет выхода новых версий FIFA первая PlayStation просуществовала на рынке аж до 2006 года.

В остальном линейка запуска ничем вроде и не выделялась. Тут были и посредственные игры вроде скролл-шутера The Raiden Project , и откровенные провалы вроде ужасного экшена Kileak — The DNA Imperative , и отличная мультиплатформа (самая первая, еще двухмерная Rayman ), и даже порт с 3DO — космический симулятор Total Eclipse Turbo. Одна игра в этом ряду выделялась особенно — файтинг на основе фильма по файтингу Street Fighter: The Movie. Сказать, что он был очень плохим, — значит, ничего не сказать. Ладно бы это была какая-то случайная игра от непонятной студии, но это же была новая часть ключевой для жанра серии, сделанная к тому же внутри самой Capcom. Street Fighter: The Movie погубило желание выделиться не боевой системой, а технологиями — болезнь многих ранних игр, выпускавшихся на компакт-дисках.

Но самой знаковой чертой запуска не только этой, но и всех последующих приставок Sony была Ridge Racer. Еще не было ни одной PlayStation, которая бы не стартовала без гоночной серии Namco в том или ином виде. Для успеха Sony на новом рынке гонки были так же важны, как и спортивные симуляторы. Что говорить, если самой продаваемой игрой на платформе стала Gran Turismo. Переход спортивных и гоночных игр из 2D в 3D привел в индустрию миллионы людей, многие из которых со временем перешли и на другие, менее доступные жанры. Почему-то принято считать, что первой домашней консолью для казуалов была Nintendo Wii, но достаточно сравнить ее продажи с продажами PS1, чтобы понять, что первой на этом поле отметилась именно Sony. В этом плане Ridge Racer была почти идеальной точкой вхождения — достаточно простая, чтобы с нее мог начать любой, и достаточно проработанная, чтобы не заскучали все остальные.

[[BREAK]]

Sega Saturn

Дата выхода: 11 мая 1995 года

Цена на запуске: $399 ($600)

Продажи по всему миру: 9,4 млн (Virtua Fighter 2 — 1,7 млн)

Игр на запуске: 4

Ключевая игра запуска: Virtua Fighter

Оценка запуска: 4/5

Ключ на старт 2: Запуски дисковых приставок - фото 9

Пример консоли, которая провалилась в западных странах, но неплохо продалась у себя на родине, в Японии. У Sega Saturn все складывалось не так с самого начала. Казалось бы, SEGA навсегда отвоевала у Nintendo взрослую аудиторию и оставалась в выигрышной позиции более «крутой» компании, но несколько неудачных решений руководства привели к тому, что этот имидж моментально перешел к Sony. Проблем хватало: в неудачах Saturn виновата и сложная, непонятная большинству разработчиков архитектура, не дружившая с другими платформами, и то, что это был изначально один из множества прототипов, не находивший полной поддержки во всей компании, а также неудобная среда разработки. Не помог и внезапный запуск в США, одно из самых неожиданных событий в истории индустрии. На пресс-конференции SEGA во время E3 тогдашний глава американского подразделения компании заявил, что Saturn поступит в продажу уже завтра, что очень обидело розничные сети, не заключившие эксклюзивное соглашение с SEGA, — ей потом ответили в том же духе, отдав место на полках играм для PlayStation и Nintendo 64.

Ключ на старт 2: Запуски дисковых приставок - фото 10

И хотя запуск посчитали неподготовленным, это не помешало ему быть не столько «количественным», сколько качественным. Игр было всего четыре, но каждую из них можно было смело брать с самой консолью. Прекрасный и жутко недооцененный платформер Clockwork Knight , который мог бы по качеству поспорить с играми про Соника, и порт с аркад знаменитой гонки Daytona USA были только добавкой к двум другим проектам, ставшими основой серий. Таким оказался Panzer Dragoon , образцовый рельсовый шутер, одна из лучших игр в этом нишевом жанре. Между ней и Virtua Fighter сложно выбрать наиболее важный проект, но мы бы все-таки остановились на последней.

Ключ на старт 2: Запуски дисковых приставок - фото 11

Одна из лучших работ упомянутого в прошлой части материала Ю Судзуки стала первым файтингом, использовавшим полигональные модели бойцов. Для середины девяностых это было настоящим прорывом, не говоря уж о том, что Virtua Fighter была и сама по себе отличной игрой. Хоть по нашим временам выглядит она неубедительно, но играется до сих пор отлично. Команда Судзуки включила в нее настоящие техники боя и долго работала над тем, чтобы адекватно их перенести. Получилась игра с нестандартной для двухмерного файтинга системой управления и проработанными бойцами, каждого из которых приходилось внимательно изучать. Именно Virtua Fighter заставила других разработчиков не только перейти в 3D, но и пересмотреть то, как должны ощущаться игры жанра.

[[BREAK]]

Sega Dreamcast

Дата выхода: 9 сентября 1999 года

Цена на запуске: $199 ($276)

Продажи по всему миру: 10,6 млн (Sonic Adventure — 2,5 млн)

Игр на запуске: 19

Ключевая игра запуска: SoulCalibur

Оценка запуска: 4/5

Ключ на старт 2: Запуски дисковых приставок - фото 12

Не первый и не последний раз поколение начиналось раньше, чем можно было предположить. Для SEGA это был жест отчаяния, попытка хоть как-то угнаться за Sony и вернуть себе позиции, завоеванные в начале десятилетия. Как это часто бывает, кризис вынудил компанию выложиться на полную, включить внутренние резервы и попытаться хотя бы напоследок сделать так, чтобы тебя запомнили навсегда; с каждым годом роль и влияние Dreamcast становятся только значимее. Это дикий штамп, но по-другому не скажешь: последняя консоль SEGA в самом деле опередила свое время, предложила столько инновационных идей, что индустрии пришлось потратить не одно поколение на то, чтобы все их переварить. Так что статусу неприкасаемой удивляться бесполезно, с ним остается только смириться. Что говорить, если на Dreamcast выйдет новая игра даже в наступившем 2013 году. Не это ли главное подтверждение наследия, которое оставила консоль?

В Dreamcast было много всего в разном виде — онлайновый сервис до Xbox Live, моушен-управление и экран в контроллере до Wii и Wii U, в конце концов, это была приставка, популяризовавшая использование сел-шейдинга. А еще это была приставка с достойной стартовой линейкой, которая позволила ей неплохо начать и в результате даже превзойти по продажам Saturn, что, однако, не позволило удержаться в консольном бизнесе самой SEGA. Успех запуска Dreamcast объяснялся хотя бы тем, что здесь была игра с Соником, чего владельцы Saturn за четыре года так и не дождались. Мнения о Sonic Adventure среди фанатов серии расходятся, как и взгляды на то, чем был ее сиквел, но одно можно сказать точно: мало кто мог позволить себе начинать жизнь новой системы с таких игр. Это был долгожданный переход в 3D, где символ компании много потерял и много приобрел. Можно было обойтись без нескольких «друзей» Соника, но большинство фанатов SEGA были довольны уже тем, что снова увидели любимого героя.

Ключ на старт 2: Запуски дисковых приставок - фото 13

О некоторых других релизах так сказать не получается. Спорные авиасимуляторы Aerowings и AirForce Delta , нишевые проекты вроде хоррора Blue Stinger и файтинга Power Stone , незамысловатый порт экшена Expendable , обыкновенные гонки Flag to Flag , Tokyo Xtreme Racer , TNN Motorsports Hardcore Heat и Monaco Grand Prix (а также не очень обыкновенные, но недостаточно хорошие Hydro Thunder , Pen Pen TriIcelon и TrickStyle ). Во всем этом ряду явно выделялись The House of the Dead 2 и Mortal Kombat Gold. И пусть вторая была всего лишь подредактированным переизданием, первой хватало для того, чтобы привлечь к Dreamcast фанатов хорроров, — вторую The House of the Dead многие до сих пор называют лучшей классической частью серии. На спортивных же симуляторах NFL 2K , NFL Blitz 2000 и образцовой Ready 2 Rumble Boxing нужно остановиться подробнее. Считается, что отказ Electronic Arts поддержать Dreamcast был одной из главных причин ухода SEGA из железной гонки. Достаточно посмотреть на продажи игр EA Sports на PlayStation, чтобы понять, что такие подозрения выглядят вполне объяснимыми: как бы в SEGA ни хотели, без лицензированных спортивных симуляторов с наступлением нового десятилетия было не выжить.

Все эти игры значили бы куда больше для старта Dreamcast, если бы среди них не оказался очередной шедевральный файтинг. Им стала SoulCalibur , которая не только дала начало одной из лучших серий в жанре, но и вновь, как и Virtua Fighter за несколько лет до этого, изменила несколько правил игры. Возьмите хотя бы передвижение в пространстве: ограничения трехмерных файтингов предыдущего поколения не позволяли почувствовать, что они на самом деле трехмерные. SoulCalibur этого эффекта добилась; и пусть последние пару частей серия скорее разочаровывала, но представить себе более адекватного переноса игры с аркад на домашние системы, чем первая часть, не выходит. Возможно, на старте Dreamcast брала не столько качеством, сколько количеством, но ее запуск предложил игры, которые представляли следующее поколение не только внешне, но и структурно — то, чем первые проекты для будущих консолей Sony и Microsoft вряд ли смогут похвастаться

[[BREAK]]

PlayStation 2

Дата выхода: 26 октября 2000 года

Цена на запуске: $299 ($399)

Продажи по всему миру: 155,1 млн (Grand Theft Auto: San Andreas — 17,33 млн)

Игр на запуске: 29

Ключевая игра запуска: TimeSplitters

Оценка запуска: 4/5

Ключ на старт 2: Запуски дисковых приставок - фото 14

Самая успешная домашняя консоль в истории сделала гораздо больше, чем просто остановила продажи Dreamcast. Преодолев задержки в производстве и сложный первый год, а также спешно захоронив не сдававшуюся PS1, вторая PlayStation вышла к запуску консолей главных конкурентов, Nintendo и Microsoft, в полной готовности. Их преимущества в производительности ничего не значили — одного DVD-плеера внутри PS2 хватало, чтобы оставить без шансов и GameCube, и Xbox. Да и без него можно было бы обойтись: как многие из вас должны помнить, в 2001 году именно на консоли Sony появилась Grand Theft Auto 3 , которая, как и множество других блокбастеров после нее, стала главным аргументом в пользу успешного будущего платформы.

Но до того, как это могло произойти, у PS2 был впереди сложный год, и стартовая линейка сделала все возможное, чтобы новая консоль вошла в него без особых проблем. Тут было очень много разных игр — не все они были хороши, не все выглядели законченными, но почти каждый здесь нашел бы что-то себе по душе. Возьмите хотя бы драки: в день выхода PS2 можно было купить и новенькую DOA2: Hardcore , и ответвления Tekken Tag Tournament вместе со Street Fighter EX3 , и продолжение Ready 2 Rumble Boxing с подзаголовком Round 2. Любите роботов? Вторая часть Armored Core была как раз кстати, а ведь еще вышла и менее известная Gungriffon Blaze. Нравятся японские экшен-стратегии? Sony предлагала сразу Dynasty Warriors 2 и дебют Kessen. Без ума от RPG? Выбор большой, хоть и не выдающийся: японские Eternal Ring , Evergrace , Orphen: Scion of Sorcery и западная Summoner. А еще ведь были рельсовый шутер Silent Scope , головоломка FantaVision и экшен X-Squad. Запуск PS2 стал тем случаем, когда Sony посчитала, что ей просто надо любыми способами задавить конкурентов, — чего она и добилась.

Ключ на старт 2: Запуски дисковых приставок - фото 15

В этом ей помогли в том числе спортивные и гоночные игры, без которых никуда. Список первых получился широкий и разнообразный: экстремальные ESPN International Track & Field и ESPN Winter X Games Snowboarding , бильярд Q-Ball: Billiards Master , водная Surfing H3O , стандартные и ожидаемые Madden NFL 2001 , NHL 2001 , Swing Away Gold. С гонками получилось даже лучше: на грязевые Smuggler’s Run и Wild Wild Racing пришлись Midnight Club: Street Racing и Ridge Racer 5 — куда уж без нее.

Все это было знакомо и понятно, но нашлись и две игры, которые выделялись сильнее других. До шестого поколения консоли дружили с шутерами от первого лица очень избирательно, предпочитая обходить их стороной. До выхода Halo: Combat Evolved был еще год, но запуск PS2 уже указал на важную тенденцию, которая проявилась куда сильнее в седьмом поколении. И если Unreal Tournament был еще одним портом успешного FPS с компьютеров, то TimeSplitters так и осталась эксклюзивом для консоли Sony и одной из важнейших игр в становлении жанра на консолях. Разработанная выходцами из Rare, создавшими первый консольный шутер GoldenEye 007 , TimeSplitters повлияла на целый ряд консольных FPS и лишила шутеры излишней серьезности. Это была единственная игра на запуске, которую пропускать было просто нельзя; если большинство остальных игр приобретались с оговорками, то в случае с TimeSplitters уговаривать себя было не нужно. Это был отличный повод купить консоль на старте, чтобы переждать в локальном мультиплеере месяцы без релизов и быть вознагражденным выходом Silent Hill 2, Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty и Grand Theft Auto 3. Кто бы мог подумать, что шутеры на консолях из нишевого развлечения всего через несколько лет станут самой прибыльной статьей в финансовых отчетах ведущих издателей?

[[BREAK]]

Xbox

Дата выхода: 15 ноября 2001 года

Цена на запуске: $299 ($387)

Продажи по всему миру: 24 млн (Halo: Combat Evolved — 8 млн)

Игр на запуске: 13

Ключевая игра запуска: Halo: Combat Evolved

Оценка запуска: 3/5

Ключ на старт 2: Запуски дисковых приставок - фото 16

Microsoft заняла освободившееся место SEGA, многое от нее переняв. Речь идет не только об отдельных дизайнерах и сериях: Microsoft заимствовала идеи SEGA и придавала им новую форму. Чем еще мог быть Xbox Live, как не продолжением развития онлайн-сервиса Dreamcast? Главная новация приставки Microsoft не появилась в день консоли, но именно она повлияла на будущее рынка, заставив даже консервативную Nintendo задуматься о появлении сетевых функций в своих будущих консолях. Не говоря уж о том, что именно Xbox начал своеобразную гонку вооружений между Sony и Microsoft. Если раньше мощные консоли неизбежно проваливались, то Microsoft показала модель, с помощью которой приставку можно было делать и мощной, и доступной. Sony, поняв, что может упустить момент, позднее даже переборщила с PS3. Так что главным завоеванием Microsoft было не уничтожение конкурентов, как поколение назад, когда на рынок выходила Sony, а удачная задумка взять их измором. И если о чем последние финансовые отчеты Nintendo и Sony говорят, то о том, что эта затея удалась.

Ключ на старт 2: Запуски дисковых приставок - фото 17

Запуск Xbox ничего такого не предвещал. Спортивных игр на нем оказалось даже меньше, чем на запуске GameCube, что было совершенно непозволительно: NFL Fever 2002 , гонки на снегоходах Arctic Thunder , гонки на внедорожниках 4x4 EVO 2 — вот и все. Oddworld: Munch’s Oddysee была лишь прелюдией к настоящему хиту, жутко недооцененной Stranger’s Wrath. Третья Dead or Alive вряд ли кого-то удивляла, как и появление авиасимулятора AirForce Delta Storm вместе с мультяшными Mad Dash Racing , Cel Damage и Shrek. Выделялась из этого набора релизов сторонних разработчиков игра для вечеринок Fuzion Frenzy — не очень хорошая пародия на серию Mario Party. Как, впрочем, и все остальные пародии до и после.

Ключ на старт 2: Запуски дисковых приставок - фото 18

Все было бы еще печальнее, чем у основных конкурентов на запуске, если бы не Project Gotham Racing и Halo: Combat Evolved. Обе стали первыми частями важнейших для Microsoft серий, и хотя судьба первой остается под вопросом после кончины Bizarre Creations , но ежегодные выпуски Halo остаются главным поводом для того, чтобы купить Xbox. TimeSplitters с PS2 только заигрывала с идеей шутеров от первого лица на консолях, а Combat Evolved просто их навсегда туда перенесла. Bungie придумала, как вписать FPS в контекст приставок, нашла единственно верное применение двум аналогам и посчитала, что больше двух видов оружия одновременно главному герою носить не стоит. Отсюда и облегченное управление, и упор на мелкие детали: находки в дизайне врагов, гранаты-липучки, способы повествования и многое другое. Вы покупали Xbox, брали с ним вместе Halo и выключались. Остальное уже почти не волновало.

[[BREAK]]

Nintendo GameCube

Дата выхода: 18 ноября 2001 года

Цена на запуске: $199 ($258)

Продажи по всему миру: 21,74 млн (Super Smash Bros. Melee — 7,09 млн)

Игр на запуске: 12

Ключевая игра запуска: Star Wars Rogue Squadron 2: Rogue Leader

Оценка запуска: 2/5

Ключ на старт 2: Запуски дисковых приставок - фото 19

Nintendo начинала шестое поколение не в лучшем настроении. Проиграв Sony по всем статьям в предыдущем, компания пошла на радикальные меры. Свою новую консоль она запустила по доступной цене, разрешила сторонним разработчикам больше, чем когда бы то ни было, и сделала ставку на более тесное с ними сотрудничество. Но это не помогло. Да, GameCube все равно принес Nintendo прибыль, но это наименее успешная ее консоль с точки зрения продаж. Причин много: окончательно растерянное за время Nintendo 64 доверие со стороны крупных издателей, необычные внешний вид и контроллер, а также самое главное — абсолютная доминация PS2, ничего не оставлявшая конкурентам. Поэтому сосредотачиваться в основном пришлось на том, чтобы угодить своим поклонникам и завоевать немного новых.

Хотя по стартовой линейке такого и не скажешь. В отличие от библиотеки Nintendo 64, в ней было полно спортивных игр: бейсбол All-Star Baseball 2002 , велосипедная Dave Mirra Freestyle BMX 2 , американский футбол Madden NFL 2002 , хоккей NHL Hitz 20-02 , сноубординг SSX Tricky , скейтбординг Tony Hawk’s Pro Skater 3. Мультиплатформенные игры жанра позволяли себе даже выглядеть лучше, чем на PS2, но основная аудитория все равно собиралась на консоли Sony. Во всем этом ряду явно выделялась Wave Race: Blue Storm , своеобразная отсылка к запуску Nintendo 64, где, кроме Super Mario 64 , тоже была отличная игра про водные мотоциклы, незаслуженно забытая. Если кто вдруг и брал консоль ради того, чтобы обгонять и обыгрывать, то вряд ли он был разочарован.

Ключ на старт 2: Запуски дисковых приставок - фото 20

Но во всем остальном линейка была явно провальной. Crazy Taxi уже выходила на Dreamcast и успела к концу 2001 года поднадоесть. Batman: Vengeance рядом не стояла как со старыми, так и с будущими играми про супергероя, а странная игра про Тарзана, Disney’s Tarzan Untamed , вряд ли кого могла заинтересовать. Еще была SEGA, предлагавшая Super Monkey Ball , но, сколь бы забавной ни была эта серия, вряд ли кто-нибудь мог всерьез захотеть купить ради обезьянки в шаре новую приставку.

Оставались две игры от самой Nintendo и партнеров. И если милая Luigi’s Mansion не ушла дальше незатейливого развлечения на несколько часов для фанатов Nintendo, то проект по «Звездным войнам», Star Wars Rogue Squadron 2: Rogue Leader , добился куда большего. Игра от студии Factor 5 не только вновь, вслед за N64-выпуском, показала, на что способна консоль Nintendo, но и предлагала чуть ли не единственный безошибочный выбор даже для тех, кто к саге безразличен. С таким запуском у GameCube было не так много шансов выстоять против первых хитовых игр на PS2, но, как показал опыт Microsoft, даже более внятный, разнообразный и качественный подбор проектов вряд ли помог бы в этом обреченном противостоянии.

[[BREAK]]

Xbox 360

Дата выхода: 22 ноября 2005 года

Цена на запуске: $299 ($351)

Продажи по всему миру: 75,9 млн (Kinect Adventures — 18 млн)

Игр на запуске: 18

Ключевая игра запуска: Kameo: Elements of Power

Оценка запуска: 3/5

Ключ на старт 2: Запуски дисковых приставок - фото 21

Ранний старт консолей от компаний, которые что-то не успели в предыдущем поколении, — вполне ожидаемый ход. Тем интереснее, что Xbox 360 за семь лет, что она была на рынке, столько раз поменяла свое позиционирование. Сначала это была мощнейшая HD-консоль, не сильно уступавшая PC-играм. Она легко пережила запуск PS3, столкнувшуюся с рядом проблем, но успех Wii игнорировать не стала. Именно появление Kinect позволило Microsoft вырваться на гораздо более доходный казуальный рынок. И пусть достижения аксессуара за пределами нишевых игр вроде Child of Eden остаются спорными, новый Xbox обозначил все основные направления, по которым развивалась игровая индустрия следующих лет. Продвинутый функционал Xbox Live, включая цифровой магазин Xbox Live Arcade, распространение DLC и многое-многое другое, задали тон всему, что происходило в индустрии следующие несколько лет. Или почти всему — так или иначе, отрицать влиятельность Xbox 360 глупо и бессмысленно.

Ключ на старт 2: Запуски дисковых приставок - фото 22

Как и то, что линейка запуска могла быть и лучше. Понятное дело, это было только начало поколения, и большинство разработчиков еще не было готово к тому, чтобы перейти на HD-платформу. Тем не менее смысла тратить с ходу 400 долларов не было, учитывая, что многие приставки с лонч-дней через год-два массово выдавали «красное кольцо смерти». Подборка спортивных симуляторов была серьезнее, чем у оригинального Xbox, но ни один из них толком еще не был готов к переходу в новую эру — ни сноубординг Amped 3 , ни футбол европейский FIFA 06: Road to FIFA World Cup и американский Madden NFL 06 , ни баскетбольные NBA 2K6 и NBA Live 06 , ни хоккей NHL 2K6 , ни гольф Tiger Woods PGA Tour 06 , ни скейтбординг Tony Hawk’s American Wasteland. Как всегда, не обошлось и без гонок: хорошую по тем временам графику показали Project Gotham Racing 3 , Need for Speed: Most Wanted и Ridge Racer 6. Тех же, кто не владел в середине нулевых игровым компьютером, порадовало появление Call of Duty 2 , Condemned: Criminal Origins и Quake 4. Так Xbox 360 свел превосходство PC в жанре на нет. Еще вышла улучшенная версия вестерна Gun и ранний HD-проект Peter Jackson’s King Kong (наверняка многие из вас помнят эту необычную игру по фильму — и помнят, скорее всего, со смешанными чувствами).

Вытянули же запуск две игры, причем обе — от только-только приобретенной Rare. В то время как Perfect Dark Zero , приквел к игре про шпионку Дарк с Nintendo 64, планомерно готовили к запуску, красочная Kameo: Elements of Power была совсем другой историей. Ее разработку начинали еще для GameCube, когда Nintendo продолжала владеть британской студией. Когда братья Стемперы решили уйти к Microsoft, разработку перевели на первый Xbox, но в итоге игра появилась в HD на его наследнике. Если честно, именно таких ярких приключений платформе и не хватало всю ее жизнь, и чем дальше, то тем больше это было заметно в сравнении с Wii и PS3.

[[BREAK]]

PlayStation 3

Дата выхода: 17 ноября 2006 года

Цена на запуске: $599 ($700)

Продажи по всему миру: 70,2 млн (Gran Turismo — 9,19 млн)

Игр на запуске: 13

Ключевая игра запуска: Resistance: Fall of Man

Оценка запуска: 2/5

Ключ на старт 2: Запуски дисковых приставок - фото 23

Последние годы с Sony постоянно происходили удивительные метаморфозы. Компания превращалась из посмешища в уважаемую, чтобы быстро растерять статус и так же магически быстро его набирать. Пределов этому никаких не было: ты начинаешь с клеймом «599 долларов», мемами про Ridge Racer и «гигантских вражеских крабов», а заканчиваешь уважаемым в индустрии издателем, который поддерживает авторские проекты вроде Journey и почти догоняет своих конкурентов по всем параметрам. Финансовые проблемы сохраняются, но что-то исправить еще не слишком поздно — хотя выводы нужно сделать как можно скорее.

Ключ на старт 2: Запуски дисковых приставок - фото 24

Когда вы будете читать эти строки, Sony уже, вероятно, анонсирует наследника PS3, хотя и вряд ли назовет цену и линейку запуска. Главное, чтобы в будущем она оказалась как можно более близкой к Vita и далекой от PS3. Спустя год после не самого впечатляющего релиза Xbox 360, которая уже начала подкрепляться первыми большими играми вроде Tom Clancy’s Ghost Recon: Advanced Warfighter и Gears of War , предложение Sony не выглядело убедительным. Хорошо, есть обязательные спортивные игры (Madden NFL 07, NBA 2K7, NHL 2K7 и Tiger Woods PGA Tour 07 , Tony Hawk’s Project 8 ) и гонка ( Ridge Racer 7!) с номером на один больше. Есть средненький авиационный экшен Blazing Angels: Squadrons , примерно такая же по качеству Untold Legends: Dark Kingdom. Есть плохой самурайский экшен Genji: Days of the Blade , есть комиксная Marvel: Ultimate Alliance , есть и боевые роботы Mobile Suit Gundam: Crossfire , а также, куда уж без нее, теперь уже третья Call of Duty. А еще демоверсия MotorStorm , достаточно эффектная, хоть за игру еще посчитать, конечно, нельзя.

Ключ на старт 2: Запуски дисковых приставок - фото 25

Кроме этого, есть всего один серьезный эксклюзив, Resistance: Fall of Man , который разрабатывала Insomniac. Наверное, этого было достаточно, чтобы привлечь некоторых фанатов Sony, но далеко не всех, — ждать первых серьезных игр пришлось гораздо дольше, чем на PS2. Не все из них появились в том виде, в котором хотелось, некоторые так вообще переехали или хотя бы заглянули на Xbox 360, так что опираться пришлось на эксклюзивы и энтузиазм фанатов. С первой Resistance началась серия неплохих шутеров, но вместе с тем Sony стала жертвой завышенных ожиданий. Как показало уходящее поколение, на землю полезно периодически опускаться — так или иначе, за последнее время через это прошли все платформодержатели. И в восьмом поколении, которое еще толком не началось, но уже обещает быть на удивление тяжелым, всем придется хотя бы по разу больно споткнуться.

[[BREAK]]

Nintendo Wii

Дата выхода: 19 ноября 2006 года

Цена на запуске: $249 ($285)

Продажи по всему миру: 99,38 млн (Wii Sports — 79,6 млн)

Игр на запуске: 4

Ключевая игра запуска: Wii Sports

Оценка запуска: 3/5

Ключ на старт 2: Запуски дисковых приставок - фото 26

Судьба самой коммерчески успешной консоли ушедшего поколения чем-то похожа на поездку на американских горках: ты взбираешься вверх, чувствуешь прилив сил и адреналина, а потом в один момент резко сходишь вниз, чуть не теряя сознание. Wii, предложившая не графику, а движение с пультом в руках, поначалу била все рекорды, обходившись почти без сторонних разработчиков. Новая, неожиданно открывшаяся аудитория, на которую конкуренты отреагировали с опозданием, скупала все, что выпускала Nintendo. Ее нисколько не заботило то, что в коллекции была одна игра, — если это была Wii Sports , проблем быть не могло. Но после триумфальной осенней линейки 2010 года игры на консоли как-то резко почти перестали выходить, за весьма редкими исключениями. От этого спада Nintendo страдает до сих пор: плавному переходу в восьмое поколение мешает как раз то, что такую же подушку, которая была у 3DS в виде DS, Wii своей преемнице Wii U обеспечить не смогла.

Ключ на старт 2: Запуски дисковых приставок - фото 27

Специально для запуска Nintendo отложила выход The Legend of Zelda: Twilight Princess , которая через две недели появилась на GameCube. Многих фанатов это заставило купить консоль, которую иначе они вряд ли стали бы брать до следующей осени. Из-за необычного контроллера классических ежегодных спортивных и гоночных игр вышло всего ничего: GT Pro Series , Madden NFL 07, Monster 4x4: World Circuit , Need for Speed: Carbon , Tony Hawk’s Downhill Jam. Excite Truck такой назвать было сложно, все-таки это неформальное продолжение древней серии Excite, начавшейся еще на NES и долго не обновлявшейся. И все же игры по лицензии выделялись куда сильнее — такие как Avatar: The Last Airbender (аниме, а не фильм), Cars , Dragon Ball Z: Budokai Tenkaichi 2 , The Grim Adventures of Billy & Mandy, Happy Feet , Marvel: Ultimate Alliance и SpongeBob SquarePants: Creature from the Krusty Krab. В этом списке как-то терялись ужасные Rampage: Total Destruction и Red Steel , посредственная Super Monkey Ball: Banana Blitz , бестолковый порт Call of Duty 3 и толковое продолжение хирургической серии Trauma Center: Second Opinion. Зато Rayman Raving Rabbids смотрелась очень органично, особенно если брать в расчет новую аудиторию Nintendo.

Но даже до кроликов не всем было дело, когда была Wii Sports, одновременно трагедия и достижение Nintendo, игра, захватившая всех, кроме хардкорных игроков, — от маленьких детей до стариков и старушек. Со временем скепсис и презрительное отношение к таким играм неизбежно сменится на признание. Как бы кому ни хотелось, реальность такова, что Wii Sports оказалась чуть ли не самой влиятельной игрой всего поколения. А наша задача — эту реальность не переписывать, а отображать, примерно такой, какой она и была. В ней Wii Sports отводится почетное место, куда более значимое, чем можно было себе представить в конце 2006 года.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь