Марсин Момот, комьюнити-менеджер, CD Projekt RED


Наверняка вы слышали о должности комьюнити-менеджера далеко не только в контексте игровой индустрии, но мало кто знает, что это за человек такой и чем он конкретно занимается. Марсин подробно пояснил «Игромании», что он делает на работе, как нужно вести себя с троллями в интернете, что такое «человечный человек» и умрет ли кто-нибудь, если в один прекрасный день на работу он не придет.
Как вы попали в CD Projekt RED?
Сколько себя помню, мечтал работать в игровой индустрии. Всю жизнь обожал игры, поэтому сделать карьеру именно в этой сфере было для меня чем-то естественным. Признаться, прошло довольно много времени, прежде чем мне удалось устроиться в CD Projekt. Впервые я попробовал попасть к ним еще в 2008-м, но на интервью меня пригласили только через два года, когда я защитил диплом магистра. Мне кажется, что они просто устали в течение двух лет смотреть на мое резюме и в конце концов сдались. ( смеется )
Сегодня практически в каждой игровой студии есть комьюнити-менеджер, а вот чем именно он занимается — понимают далеко не все. В чем состоят ваши обязанности?
Самое основное — администрирование страниц The Witcher и Cyberpunk 2077 на «Фейсбуке» и в «Твиттере» и написание новостей для официальных сайтов обеих игр. Также я общаюсь с игроками на наших форумах, провожу конкурсы, время от времени организую встречи поклонников и вместе с коллегами веду наши блоги (включая студийный). Честно говоря, это лишь часть всего, но я могу говорить о работе круглые сутки, так что давайте на этом остановимся.

Хорошо, тогда опишите среднестатистический день. Вот вы пришли, налили себе кофе, сели за стол и…
Сложно сказать, все зависит от того, что происходит в студии в это время. Конечно, у меня есть и рутинные задачи, но сплошь и рядом случается что-то неожиданное, мне приходится быстро реагировать, решать проблему. В этом прелесть моей работы — никогда не заскучаешь. Всегда есть чем заняться. К тому же именно от тебя зависит, насколько интересным будет день. Обладая минимальной фантазией, можно придумать кучу конкурсов и различных ивентов для поклонников игр компании, а это всегда увлекательно.
В CDP вас обучали, как и что отвечать людям в различных ситуациях, или просто обозначили ориентиры — и с тех пор вы действуете по своему усмотрению?
Насколько я знаю, специальных тренингов никто не проводит, но это не значит, что компания не поддерживает своих менеджеров. Если я в ступоре, перепробовал все идеи и ни одна из них не сработала, то всегда могу положиться на коллег и начальство. Это еще одна причина, по которой мне так нравится работать в CD Projekt RED: у нас отличная команда, где все прикрывают друг друга, несмотря ни на что.
Наверное, вы уже успели потерять какую-либо веру в человечество, ежедневно сталкиваясь с десятками троллей и хейтеров на форумах…
Да нет, что вы! Надо помнить, что это интернет. В Сети люди ведут себя немного не так, как в реальной жизни, а в некоторых случаях виртуальное эго может быть полной противоположностью демонстрируемого на публике. По большому счету, все это шутки ради — я могу оценить хороший, креативный троллинг, если он не оскорбляет ничьих чувств. Конечно, мы получаем и грубые комментарии, но очень важно оставаться спокойным и отвечать соответствующе. Все люди по-своему классные — это важно помнить!

Какими личными качествами должен обладать хороший комьюнити-менеджер?
Нужно любить людей. Я люблю. Люблю общаться с ними, узнавать их. Знакомиться с разными личностями и характерами каждый день — что может быть лучше? Это очень помогает в работе, потому что я не могу серьезно на кого-нибудь разозлиться, просто пытаюсь вести диалог и мирно решить все вопросы. Главное — быть общительным. Если ты «человечный человек», то без проблем сможешь наладить контакт. Не пытайся быть кем-нибудь еще, будь самим собой (ну, разве что чуть сдержаннее, чем обычно), проецируй это на работу — и тогда люди запомнят тебя, привыкнут к тебе (комьюнити-менеджер не может быть анонимным, особенно в интернете).
Еще очень важно прислушиваться к тому, что люди говорят о бренде. Необходимо быть онлайн почти круглые сутки, чтобы быстро отреагировать, если что-то пойдет не так. Обязательно следует читать все мнения, плохие и хорошие, и отмечать, что происходит в сообществе. В конце концов, комьюнити-менеджер — связующее звено между компанией и людьми.
Есть ли разница между работой в качестве комьюнити-менеджера в игровой индустрии и в какой-нибудь другой?
Боюсь, что не могу сказать, я никогда не работал за пределами игровой индустрии. Тем не менее я уверен, что определенные элементы одинаковы во всех областях, а некоторые, наоборот, специфичны для определенной сферы.

После нескольких лет на этой позиции вы наверняка захотите заниматься чем-нибудь еще. Каковы варианты карьерного развития у комьюнити-менеджера?
Признаться, мне нравится маркетинг, так что не могу представить себя где-нибудь еще. На данный момент я получаю удовольствие от того, чем занимаюсь. Не стоит спешить, все происходит тогда, когда надо.
Что случится, если однажды вы не придете на работу? Что-нибудь сгорит? Кто-нибудь умрет? Насколько все зависит в продвижении проекта от каких-то ваших конкретных действий?
Зависит от того, в какой день я не появлюсь. ( смеется ) Если ничего важного не намечается, то можно поработать даже из дома. Но если в разгаре большой проект, как, например, запуск форумов Cyberpunk 2077, — я должен быть на месте и координировать весь процесс, следить за выполнением всех задач. Мелкие детали могут легко ускользнуть от внимания, так что нужно быть очень внимательным. Поэтому я все-таки предпочитаю находиться в офисе — там легче мотивировать себя. Дома многое отвлекает, сами знаете.