22 апреля 2013
Обновлено 17.05.2023

BioShock Infinite

BioShock Infinite - изображение обложка

На недавнем саммите DICE, о котором мы подробно рассказывали в прошлом выпуске «Игромании», с интересным докладом выступил Дж. Дж. Абрамс, режиссер «Монстро» и современной дилогии Star Trek, а также создатель сериала «Остаться в живых». Из его уст, в частности, прозвучал довольно любопытный тезис о средствах режиссерского контроля. Абрамс говорит, что в играх завуалированное авторское вмешательство не слишком практикуется… Вздор!

BioShock Infinite — главный на свете аргумент против его слов. В Infinite самое будничное, мирское, плебейское занятие замаскировали так, что Абрамс бы просто полетел со стула прямо во время лекции. Сбор аптечек и боеприпасов, банальный шутерный респаун и использование отмычек в игре аккуратно задрапировали под очаровательную голубоглазую девушку. Она любит петь, мечтает о Париже, а на правой руке у нее недостает мизинца — что лишь добавляет красавице шарма. Ах да, еще она должна утопить в огне города непокаявшихся содомитов на нашей с вами грешной земле.

Небесный замок Комстока

Когда этот текст окажется перед вашими глазами, вы наверняка уже пройдете BioShock Infinite. Эта статья — не только рецензия, но и воспоминание об этой замечательной игре.

Сейчас, когда все уже отдохнули после прохождения и собрались с мыслями, достоинства BioShock особенно очевидны. На наш взгляд, перед лицом истории он навсегда останется как «шутер, в котором впервые появилась девушка, в которую можно влюбиться» и «та самая игра с потрясающим городом в облаках».

BioShock Infinite - фото 1

[[BULLET]] Элизабет вызывает непреодолимое желание делать с ней как можно больше скриншотов. Примерно так же влюбленные подростки непрерывно фотографируют друг друга на телефоны.

С первым пунктом все довольно ясно. В Элизабет вложено столько сил, сколько не вкладывали ни в одного героя-напарника за всю историю игр (ближе всего подобралась Аликс Вэнс из Half-Life 2 , но ее и BioShock разделяют почти десять лет технологического прогресса). И она делает именно то, чего от нее хотели создатели. Не мешается под ногами, не втыкается раз за разом в стены, не мельтешит где-то за спиной, а действительно помогает и, что куда важнее, ведет нас по сюжету.

На самом деле — это она главная героиня игры, а вы — ее телохранитель. Представьте себе Alice: Madness Returns , где вы вообще не контролируете Алису, а лишь бегаете за ней по пятам. Образ Элизабет в игре достоин отдельного разговора, поэтому мы посвятили девушке отдельный материал: если вам интересно, как Кен Левин обходится с персонажами и какими способами добивается их достоверности, можете прямо сейчас перелистнуть пару страниц и прочитать следующую статью, которая целиком посвящена драматургии в BioShock Infinite. А затем вернуться и продолжить чтение.

Летающий город Колумбия, возможно, менее очевидное, но точно не менее значимое открытие разработчиков. «Город в облаках». Самые смелые образы, проносящиеся в вашей голове в ответ на это словосочетание не сравнятся с полетом фантазии авторов. В минуты затишья это рай, парящий над землей, Диснейленд с румяными джорджами вашингтонами и хот-догами за серебряный доллар. В часы невзгод — терзаемый бурями небесный остров, немилосердно бомбардируемый молниями и разрываемый на части жутким ветром.

BioShock Infinite - фото 2

[[BULLET]] Если вы девушка, то в этот момент наверняка завизжите. Если парень — выругаетесь.

Висящие прямо в воздухе дома трогательно покачиваются, половицы скрипят под ногами, а в разгар революции здания, словно сорвавшиеся с якоря корабли, налетают друг на друга. Облака — клубятся, тучи — сгущаются, с искусственных озер водопады льются прямо в небо, и все это пронизано сетью воздушных рельс, по которым вы можете перемещаться.

Оригинальный BioShock достоверно живописал ощущения от погребенного под толщей воды Восторга — импровизированного города-подлодки. Infinite еще более достоверно передает ощущения от парящего в небесах островка настоящей Америки. Но если клаустрофобических гробов наподобие Рапчура в играх хватает, то поднебесное чудо Колумбии мы видим впервые.

Первый час игры столь удивителен, вы настолько очарованы Колумбией, что, кажется, так и гуляли бы по ее улочкам до самых титров, слушая местных музыкантов и любуясь колибри, порхающими над кустами роз. Практически через силу вам приходится взять в руки автомат и погрузиться в жестокий мир перестрелок. В них вы и проведете большую часть игры, поэтому рассмотрим боевую механику максимально подробно.

Максимальное ускорение

«BioShock генерирует по десять уникальных ситуаций в минуту — свойство, присущее только очень редкому классу игр. Вот горящий враг с разбегу прыгает в воду, чтобы сбить огонь, и вы в этот момент запускаете туда же электрический разряд, который моментально убивает его. К сожалению, оказывается, что в пруд также зашел Big Daddy, которого ток не убивает, но ощутимо злит, и он направляется в вашу сторону. Вы напускаете на него рой пчел, которые, правда, кусают еще одного Big Daddy этажом выше, и он начинает забрасывать вас сверху гранатами», — писал Олег Ставицкий шесть лет назад.

«Ничего подобного в BioShock Infinite нет», — пишем мы в 2013-м. Но это, поверьте, совсем нестрашно. На смену экосистемам, занимавшим целые уровни, пришла вереница более компактных, быстрых экосистем, в которых как раз и сконцентрирован геймплей Infinite.

BioShock Infinite - фото 3

[[BULLET]] От лубочного образа «Рапунцель» авторы отходят через пару часов после вашего знакомства с девушкой. Элизабет — персонаж куда более неоднозначный, «хорошей» ее назвать нельзя.

Запастись аптечками и зарядами маны (тут ее называют солями) теперь нельзя, ресурсы можно пополнить лишь прямо на боле боя. Появился энергощит в стиле Halo. Разработчики сознательно ускоряют геймплей, заменяя пассивное исследование локаций тактическими забегами в самый разгар схватки.

Количество стволов, которые можно нести с собой, сократили до двух, и к выбору стоит подойти серьезно. Один из слотов, скажем, можно занять снайперской винтовкой, а во второй положить смертоносный на ближней дистанции дробовик, ультраразрушительную пищаль, в которую практически шомполом загоняются снаряды после каждого выстрела, или, скажем, мортиру, пускающую снаряды по изящной дуге, — стоит этой крошке попасть в ваш арсенал, как на поле битвы тут же открывается локальное представительство Angry Birds. Прикидываете на глаз траекторию полета снаряда, стреляете, поправляете прицел, снова стреляете — и так до прямого попадания. У-и-и-и!

Впрочем, именно шутерная механика (речь конкретно об огнестрельном оружии) — самая слабая сторона Infinite. Просто потому, что все остальные элементы игры выполнены на куда более высоком уровне. Уровне, недосягаемом для большинства разработчиков. А вот шутер «как в BioShock» можно найти во многих других играх.

Далеко не всегда поле боя позволяет использовать выбранные вами стволы: снайперского геймплея, например, почти нет, хотя винтовку с оптикой предлагают выбрать раз за разом. Здесь случаются моменты, когда вы банально застреваете в дверных проемах. Иногда враги наваливаются гурьбой, а вам просто некуда деться. В некоторых случаях Infinite вообще умудряется разыграть для вас театральную постановку… без зрителя. Одна из интереснейших схваток в BioShock, сражение с призраком (не скажем кого — на случай, если вы еще не прошли игру), например, допускает возможность, когда вы будете стоять за массивной стальной дверью и тупо расстреливать всех подбегающих к вам врагов в упор. Поступать так необязательно, но именно такой глупый, прямолинейный, явно не предусмотренный разработчиками способ оказывается простейшим.

BioShock Infinite - фото 4

[[BULLET]] Иногда кажется, что энергетик причиняет куда больше страданий герою, чем его врагам.

Рука, простите за каламбур, об руку с оружием идут плазмиды, которые в Infinite переименованы в энергетики. Тут сразу надо сказать, что выглядят они просто потрясающе. Если технологически Infinite несильно отличается от предыдущих частей — речь, повторимся, именно о технологии, а не о визуальных решениях, выбранных авторами, — то во всем, что касается отображения «магии», заметен колоссальный скачок вперед.

Именно видом рук исчерпывается наше представление о том, как выглядит главный герой. Они все время находятся в кадре, и разработчики подошли к визуализации кистей и предплечий со всей ответственностью. В момент действия энергетика с левой рукой героя начинаются такие метаморфозы, что впору давать отдельную награду за артистизм: конечность то истлевает до кости, то покрывается макабрическими язвами, изрыгающими цунами, то вдруг отращивает вороньи перья, то разрывается на части.

Без преувеличений , каждое использование энергетика — это небольшое представление, разыгранное одними лишь руками героя. Отличный пример маниакального внимания к деталям, свойственного BioShock.

Энергичней!

К подбору энергетиков для каждой схватки надо подходить не менее ответственно, чем к выбору оружия. Скажем, упомянутое цунами идеально подходит для открытых пространств, но совершенно бесполезно в помещениях. Особая абордажная тактика: запрыгнули на вражеский катерок, ударили волной — весь экипаж с дикими воплями и визгами улетел за борт. Провернули тот же фокус в помещении — противники больно ударились головами о стены, встали, отряхнулись и снова пошли в атаку.

BioShock Infinite - фото 5

[[BULLET]] Моторизованные патриоты. Особенно весело их стравливать между собой и, отойдя в сторонку, махать кулаками и кричать: «Врежь ему! Так его!»

Специальное силовое поле ловит в кокон вражеские пули, а потом отбрасывает их одним комком, но против злодеев, дерущихся в ближнем бою, оно абсолютно бесполезно.

Или вот наш любимый энергетик — Вороны-убийцы. У героя отрастают когти, ладонь покрывается перьями, с отвратительным звуком из нее вырывается птичья стая и принимается выклевывать противникам глаза! Ужасающая, свирепая атака, но она не работает против роботов и, очевидно, служителей культа Ворона.

Отдельно стоит отметить Приворот, заставляющий противников сражаться на вашей стороне. Это единственная способность, доставшаяся игре от первых двух BioShock, где на стравливании врагов строилась половина тактик, а для турелей и живых существ были свои отдельные чары. Теперь все гораздо проще и унифицированней: нажали кнопку, зеленоватая русалка принялась что-то нашептывать доверчивому вражескому снайперу, и он вдруг перестрелял всех своих товарищей, а потом разбил себе же голову стволом винтовки.

Из комбинаций оружия, энергетиков и врагов уже набирается внушительный набор стратегий. Условно говоря, вся Call of Duty использует десятую часть возможностей BioShock Infinite и прекрасно себя чувствует. Но Кену Левину этого, конечно, мало. Он добавляет еще одну переменную — динамически меняющееся окружение. Благодаря Элизабет вы телепортируете на поле боя аптечки, боеприпасы, турели, а главное — целые куски уровней. Баланс достигается тем, что нам разрешают «призвать» лишь что-то одно. Либо патроны, либо аптечки, либо, скажем, стену с бойницами, за которой можно укрыться от вражеского огня.

BioShock Infinite - фото 6

[[BULLET]] Даже зная о том, что вы уже прошли игру, мы все равно не станем пояснять, что здесь происходит.

В результате в игре иногда случаются необычные, надолго запоминающиеся ситуации. Представьте себе разгар перестрелки, вы сидите на балконе и отчаянно отстреливаетесь от противников, штурмующих ваше укрытие. Вдруг в поле зрения попадает турель из параллельного мира, которую Элизабет может призвать прямо за спины врагов! Не долго думая, вы командуете открыть портал — и в последний момент вспоминаете, что тот самый балкон, на котором вы стоите, тоже был вызван Элизабет из другой реальности.

Турель появляется, пол под ногами тает, и вы падаете на землю прямо перед удивленными противниками. Это не вольные размышления на тему, а описание ситуации, которая на самом деле случилась с нами в игре. Тогда нам удалось выжить: турель сразу открыла огонь, а мы до этого очень удачно взяли пулемет, который тут же и разрядили во врагов. Стремительно, спонтанно, ни на секунду не сбавляя темп. Так работает Infinite.

Рельсовый шутер

Любой нормальный разработчик на этом точно бы остановился — уже и так, кажется, перебор, — но Irrational Games и здесь шагнули за грань. Последний штрих в ветвящихся игровых системах BioShock Infinite — это Sky-Line, облачные рельсы. Настолько необязательная, настолько бонусная деталь, насколько и очаровательная. Порой кажется, что у кого-то из дизайнеров просто давно была мысль сделать что-то подобное, и он излил в Infinite душу.

Скайлайн в буквальном и переносном смысле опоясывает все упомянутые выше игровые элементы. По воздушным рельсам вы ездите от одной части города к другой, попутно расстреливая врагов. Техника стрельбы на лету — уникальная, такого не было ни в одной другой игре, ей действительно нужно учиться. Рядовые пехотинцы тоже умеют пользоваться скайлайном, они смело прыгают и едут за вами, а могучие хендимены хватаются за обе рельсы сразу и пускают по ним ток. Наконец, под «полеты» выделена специальная ветка умений, дающая бонусы за прицельные «спрыгивания» на врагов. Благодаря бонусам костюма (аналогу тоников из оригинального BioShock) вы тонко задаете специализацию героя. Можно сделать стрелка, ведущего огонь без перезарядок, можно — мастера рельс, а можно — адепта ближнего боя, который поджигает врагов и забивает их до смерти в свирепой рукопашной, попутно восстанавливая собственное здоровье.

BioShock Infinite - фото 7

[[BULLET]] Злобная Фицрой — персонаж скорее для отвода глаз. История тут совсем не про революцию и социальные конфликты.

Скайлайн, по сути, идеальная иллюстрация нового BioShock — реактивный, более направленный геймплей под облаками. На рельсах основана инфраструктура города, на них же завязан игровой процесс. Великолепный образец оригинальной механики, мастерски вписанной в сеттинг.

В результате все виды геймплея сплетаются в ни на что не похожий микс. Так сегодня делают только безумные инди вроде Binding of Isaac , где, кроме механики, нет ничего, — но никак не шутеры с бюджетом в 200 миллионов долларов (именно столько, по слухам, стоил новый BioShock).

Хотя слово «шутер» тут не подходит, потому что выстрел — это всего лишь один, отнюдь не самый главный элемент разносторонней механики. Разряды молний, щупальца, шепот зеленых нимф, вопли солдат, раздираемых воронами на части, горстки пепла, которые остаются от ваших врагов, мерцающие укрытия из параллельного мира, торчащая из стены морда трофейного лося, под которой висит базука…

Да, это больше не сендбокс в обычном понимании этого слова, — но заменившие его мини-экосистемы таят фантастическое разнообразие тактик.

Об ужасах и кошмарах

А теперь мы скажем одну ужасную, но очень важную вещь. Сама игра никак не стимулирует игрока использовать все это боевое великолепие. Весь Infinite, как бы чудовищно это ни звучало, можно пройти всего с двумя видами оружия, используя от случая к случаю парочку энергетиков.

Можно не кататься по скайлайнам, не вызывать из других измерений элементы окружения, не забивать себе голову подборкой костюма. Можно вообще ничего не делать — игра даже не пикнет. Враги будут покорно умирать, а вы будете продвигаться по сюжету все дальше и дальше, оставляя все многообразие тактик за бортом.

Парадокс в том, что даже в этом случае в BioShock Infinite интересно играть. Потому что боевая механика, которой мы посвятили столько строк, тут не главное. Краеугольные камни игры — сюжет и работа с персонажами. Авторы сознательно отодвинули глубокие, разнообразные, хотя все же не идеальные перестрелки на второй план, низвели их чуть ли не до уровня вспомогательного элемента, чтобы мы не отвлекались от увлекательной истории.

BioShock Infinite - фото 8

[[BULLET]] В таком ракурсе игру практически не отличишь от оригинального BioShock.

Сюжет игры соткан из тончайших нитей, пронизывающих игру во всех направлениях. Главная повествовательная линия, которая сама по себе великолепна, — лишь вершина айсберга. Одни только голософонные записи содержат огромное число аллюзий и прямых отсылок к различным реальным и выдуманными авторами событий. Но говорить о сюжете BioShock Infinite долго нельзя. Потому что, во-первых, неминуемо придется раскрыть важнейшие сценарные повороты, а во-вторых, эту историю надо прочувствовать самому, вжиться в нее внутри игры, а не через строки текста на бумаге.

Можно ли сказать, что подобное смещение приоритетов в сторону сюжета плохо отразилось на геймплее? Да, безусловно. Авторы скрыли от нас огромный игровой пласт. Дали в руки множество инструментов, не объяснив, как на самом деле с ними можно обращаться. Во всем, что касается боевой механики, игрок оказался полностью предоставлен сам себе, и только от вашей личной изобретательности зависит, сколько и какого именно удовольствия вы получите от сражений. Захотите думать и изобретать уникальные тактики — игра даст вам такую возможность. Не захотите — и BioShock покажется вам примитивным, однобоким шутером с потрясающей историей и персонажами.

Можно ли сказать, что смещение приоритетов хорошо отразилось на игре? Тоже да. Потому что это осознанный шаг авторов, понимающих, что, если постоянно открывать игроку новые стратегии, загружать его важной, но не относящейся к сюжету информацией, он в этой информации и утонет. Перестанет следить за повествованием, не сможет сосредоточиться и в полной мере впитать историю, ради которой, собственно, все и затевалось.

Подобно тому, как в мире BioShock вселенные наслаиваются друг на друга, сюжетные повороты и необязательные игровые элементы сплетаются в тугой клубок одной общей удивительной игры.

Мы ставим Infinite высокую оценку по двум причинам. Первая — политическая. Это очень важный, очень нужный современной индустрии шутер, который действительно двигает жанр вперед. Несмотря на то, что именно как шутер BioShock не идеален, тут есть невероятная история, от которой невозможно оторваться, есть интересные персонажи, новое слово в работе с NPC и абсолютно сногсшибательный сеттинг… здесь слишком много жанровых открытий для одной игры. Даже больше, чем в оригинальном BioShock.

А вторая причина — личная. Просто Infinite — это очень крутая игра, от которой не раз перехватывает дыхание. Хотелось привести здесь какой-то вау-пример, но у каждого редактора «Игромании» их так много, что мы решили оставить финал открытым. У вас, уверены, такие примеры тоже найдутся в избытке.

Реиграбельность:

Классный сюжет:

Оригинальность:

Легко освоить:

Геймплей:

9

Графика:

9

Звук и музыка:

9

Интерфейс и управление:

9

Дождались?

Красочный, светлый, ускоренный BioShock в воздушном городе. Сложная, многофакторная, взрослая игра — и уже точно один из главных шутеров этого года.

Рейтинг «Мании»: 9,5

«Великолепно»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь