23 апреля 2013Киберспорт
Обновлено 17.05.2023

Гоночные игры: богатая история и постепенное забвение

Гоночные игры: богатая история и постепенное забвение - изображение обложка
Гоночные игры: богатая история и постепенное забвение - фото 1

Если вы услышите, что где-то проходит киберспортивный чемпионат, то в первую очередь наверняка подумаете, что там играют в Dota 2, Heart of the Swarm, Counter-Strike: Global Offensive или League of Legends. И вряд ли ошибетесь — самый популярный жанр в киберспорте нынче MOBA , за ним с огромным отрывом плетутся RTS и FPS.

Гоночные игры: богатая история и постепенное забвение - фото 2

► Дороги опустели — все ушли играть в League of Legends.

А ведь несколько лет назад все было по-другому. В середине двухтысячных не было ни League of Legends, ни World of Tanks, ни многих других современных мейнстримовых дисциплин, зато мы с интересом наблюдали за дуэлями лучших игроков в Quake, FIFA и Need for Speed.

И если «король всех шутеров» Quake еще дышит, то в гоночных симуляторах сегодня почти пусто. И очень жаль, что организаторам крупных чемпионатов этот жанр нынче малоинтересен, ведь виртуальные гонки штука зрелищная.

Гоночные игры: богатая история и постепенное забвение - фото 3

► Мокрый асфальт, дым из-под колес, прыткий BMW и куча настырных копов на хвосте. Романтика!

Вы спросите, какие качества нужны игре, чтобы ее стали считать популярной кибердисциплиной? Отвечаем — она должна быть простой как три копейки, динамичной (не скучной), и все зрители должны четко понимать, в чем главная цель игроков. Все это в лучших гонках есть: и бешеные скорости, и отличное знание трассы, и умение идеально проходить повороты, да и победителя зачастую определяют сотые доли секунды. Так почему же гонки ушли в тень?

► Первая серия российской версии Nissan GT Academy — эта программа предоставила обыкновенным игрокам шанс стать профессиональными гонщиками

Вполне возможно, это связано с кризисом всего жанра, ведь новых гоночных игр хватает, но по-настоящему запоминающихся мало. Некоторые ценители говорят, мол, в застое виноваты игры от EA Games , появляющиеся на свет чуть ли не каждый год. Давайте вспомним период с 2004 по 2008 годы и игры, которые выходили в то время.

Гоночные игры: богатая история и постепенное забвение - фото 4

► NFS: Underground — наверное, самая известная игра о нелегальных уличных гонках.

17 ноября 2003 года (у нас неделей позже) вышел Need for Speed: Underground. Игра, увидевшая свет благодаря фильмам «Форсаж», имела просто ошеломительный успех и в СНГ, и за океаном.

В Underground можно было не только на все лады тюнинговать своего железного друга, но и гонять на нем по невероятно красивым локациям и под превосходную динамичную музыку. Кстати, многие, и я в том числе, до сих пор считают саундтрек Underground лучшим изо всех «гоночных» саундтреков вообще.

Гоночные игры: богатая история и постепенное забвение - фото 5

► Эффектная блондинка и две быстрых Toyota на заднем фоне заманили в Underground не одну тысячу любознательных игроков.

В 2004 году Underground первой изо всех гоночных игр была признана официальной дисциплиной World Cyber Games. Примерно тогда же в России появилась профессиональная гоночная команда Team USSR — безусловно, сильнейший коллектив СНГ, подаривший нам сразу несколько мировых чемпионов.

Несмотря на многочисленные неудобства, связанные с возможностью игры по сети, в 2004 году в России прошло несколько чемпионатов по первой «подземке». Всячески поддерживали соревнования компания Thrustmaster и портал needforspeed.lv , последние новости на котором датируются 2009 годом.

Лучшими тогда заслуженно считались игроки USSR — ChrisNFS , t00mbler , Alexio и Turbo. Последний, кстати, и стал первым отечественным чемпионом по версии WCG и отправился покорять Сан-Франциско в составе российской сборной. Впрочем, двух побед в группе ему не хватило для выхода в следующую стадию чемпионата.

► Геймплейное видео из Need for Speed: Underground, финальная гонка

По большому счету, Underground был идеальной игрой, игрокам не хватало только свободы передвижения по большому и открытому городу. Разработчики EA Games прислушались к замечаниям сообщества и в конце 2004 года представили продолжение — Need for Speed: Underground 2.

Вторая часть получилась неоднозначной. Многим она понравилась, ведь в игру внедрили джипы и расширили возможности тюнинга, но были и те, кто сильно разочаровался. Последние сетовали на то, что игра потеряла дух оригинала, и продолжали играть в предыдущую версию. Впрочем, в плане сетевых баталий Underground 2 стал большим шагом вперед, ведь турниров в 2005 году провели гораздо больше, чем годом ранее.

Из основных чемпионатов можно выделить соревнования Пермского Периода и ASUS Cup , а также Кубок России по NFSU2 , Ukrainian NFS Tourney и, конечно же, национальные отборочные в рамках World Cyber Games. Победителями почти везде стали виртуозные гонщики из USSR.

Гоночные игры: богатая история и постепенное забвение - фото 6

► Продолжение культовой Underground получилось неоднозначным и понравилось далеко не всем поклонникам NFS.

Так, Alexio выиграл отборочные WCG в Латвии, MrKOT в России, а V_NMad на Украине. Победив дома, тройка чемпионов отправились на гранд-финал в Сингапур, но медаль завоевал только россиянин. Константин Ванисов ( MrKOT ) поочередно обыграл немца Sewo , партнера по команде Alexio и немца Silver в матче за третье место. Уступил он лишь в полуфинале, да и то будущему чемпиону мира бразильцу GearGG.

Гоночные игры: богатая история и постепенное забвение - фото 7

► Нет, это не Бэтмобиль, а всего-навсего улучшенная Mazda RX-8.

В 2005 году первая гоночная дисциплина появилась и на ESWC (Electronic Sports World Cup). Тогда это была Gran Turismo 4, эксклюзив для PS2. Весь пьедестал турнира заняли хозяева, что закономерно, ведь во Франции всегда были популярны консольные игры.

В наших краях, в отличие от Западной Европы, консольного киберспорта, по сути, никогда и не было. Да, порой проводились турниры по файтингам, было несколько соревнований по Gran Turismo , но это капля в море по сравнению с масштабами PC-гейминга.

Гоночные игры: богатая история и постепенное забвение - фото 8

► Gran Turismo 4 долго считался лучшим гоночным симулятором на PlayStation.

В 2006 году уличные гонщики вышли из тени, ведь на прилавках появился Need for Speed: Most Wanted. Девятая по счету гоночная игра от Electronic Arts продемонстрировала всем любителям стритрейсинга, что гонять можно не только ночью, но и днем. Вдобавок на идеальные американские дороги вернули полицию, которая не мучила гонщиков в Underground.

Что касается компьютерного спорта, то в 2006 году мы узнали об Oden , Inj3KToR , Neonion , T34 и Alan. Отдельно отметим последнего, ведь Алан Енилеев — чемпион мира по версии WCG 2006 и бронзовый призер WCG 2007. Это самый титулованный NFS-гонщик в СНГ на сегодняшний день.

Гоночные игры: богатая история и постепенное забвение - фото 9

► Сильнейшие виртуальные гонщики России всех времен — Алан Енилеев (USSRxAlan) и Николай Фронтов (USSRxMrRASER). Николай на заднем фоне в кепке.

Примечательно, что первое золото в гоночных дисциплинах WCG мы взяли в Монце, которая знаменита прежде всего своей гоночной трассой. Итальянский турнир стал настоящим прорывом наших гонщиков, ведь до финала добрался не один, а целых два россиянина ( Alan и MrRASER ).

Помимо WCG, в Most Wanted играли на выставке Цифромания , на Кубке Москвы , Playground Open Tournament , ASUS Cup и других онлайновых чемпионатах.

Прорывом в некотором смысле стал и ESWC 2006 — французские организаторы сохранили в списке дисциплин Gran Turismo 4 и добавили Trackmania Nations от Nadeo.

Гоночные игры: богатая история и постепенное забвение - фото 10

► Мощный BMW M3 GTR — мечта всех игроков в Most Wanted

В конце года EA Games традиционно представили очередную новинку — Need for Speed: Carbon. Википедия говорит нам, что эта игра стала продолжением Most Wanted, но мы позволим себе не согласиться. На наш взгляд, юбилейный десятый Need for Speed скорее сделал шаг назад и вернулся к ценностям Underground 2.

Так, поклонникам серии вернули дрифт, которого не было в Most Wanted, но зато отняли дрэг-рейсинг. По большому счету, эта игра стала удачным симбиозом Underground 2 и Most Wanted — много разнообразного тюнинга, кругом полицейские и исключительно ночные заезды.

Казалось бы, все отлично, но такого взрывного эффекта, как от первой части Underground , «Карбон» не дал и близко. Многие прошли игру и сразу же про нее забыли, ведь действительно стоящих нововведений там не было. Да, внедрили командные гонки в одиночную игру и несколько новых режимов, но игроки-то ждали большего!

► Геймплейное видео из исходной версии Most Wanted

Низкая популярность игры снизила и число чемпионатов. Из крупных соревнований отметим лишь The Fast and Furious Cup , донецкий NFS Carbon Cup , ASUS и World Cyber Games 2007. Кстати, выступили наши на WCG неудачно — за медалями полетели три гонщика, а добыть удалось одну-единственную бронзу.

Свой представитель был у России и на Trackmania Nations на ESWC. Впрочем, занявший четвертое место на национальной квалификации Death (трио призеров не смогло поехать из-за проблем с паспортами) в Париже ожидаемо потерпел неудачу, а медали достались голландцу и двум французам.

Гоночные игры: богатая история и постепенное забвение - фото 11

► Устали от ночных заездов по городским улицам? Добро пожаловать в Need for Speed ProStreet.

31 марта 2007 года Electronic Arts анонсировали Need for Speed ProStreet. Игра получила абсолютно новый движок и позиционировалась уже как гоночный симулятор, а не аркада. Впервые за много лет в серии NFS появились настоящие повреждения, что заметно усложнило механику.

ProStreet стал первой по-настоящему хардкорной гонкой от EA Games и чем-то напомнил нам Gran Turismo с PlayStation. В нем уже не было заездов по китайским кварталам с большими висячими фонарями и прочими прибамбасами, а роль локаций играли настоящие гоночные трассы.

Гоночные игры: богатая история и постепенное забвение - фото 12

► Juiced 2, пожалуй, больше других соответствовал требованиям киберспорта.

Эта игра провела жирную черту между поклонниками спортивных гоночных симуляторов и любителями аркадных уличных гонок. Первые с огнем в глазах бросились покупать хорошие рули и наматывать круг за кругом, а вторые обратили взор на Juiced 2. Признаться, в их числе оказался и ваш покорный слуга, которому антураж ночного города нравился гораздо больше, чем скучные трассы посреди пустыни.

Тем не менее по ProStreet в 2008 году провели гораздо больше чемпионатов, чем по любой другой гоночной игре. Можем выделить Открытый Кубок по NFS в рамках GameFest , EA CyberPlay Open Cup , Samsung Note PC Challenge и, естественно, WCG 2008.

Всемирная киберолимпиада от Samsung тогда проводилась в Кёльне , где наши гонщики повторили успех 2006 года. В финале вновь оказалось два россиянина, на этот раз ProStreet и MrRASER. Удача в решающих заездах улыбнулась более опытному Николаю Фронтову (MrRASER).

► Trackmania Nations Forever можно не только гонять на бешеных скоростях, но еще и «летать»

В 2009 году для гоночных дисциплин наступил кризис. На китайских гранд-финалах WCG 2009 не нашлось места для нового NFS: Undercover, зато появились Trackmania Nations Forever и Asphalt 4: Elite Racing. Еще хуже дела обстояли с ESWC, отмененным в связи с финансовыми трудностями.

Впервые с 2004 года нашим виртуальным гонщикам не нужно было упорно тренироваться — крупных чемпионатов не намечалось. Конечно, они могли перейти с NFS на Trackmania, но сделать это быстро почти нереально, игры друг от друга сильно отличаются.

Гоночные игры: богатая история и постепенное забвение - фото 13

► Хотите почувствовать себя настоящим гонщиком? Ставьте Need for Speed: Shift.

Кто бы мог подумать, что немецкий турнир станет последним, на котором сильнейшие игроки планеты соревновались друг с другом в Need for Speed… С момента завершения гранд-финалов WCG 2008 прошло пять лет, а гонки от Electronic Arts на турнире от Samsung так больше и не появлялись.

В 2010 году Need for Speed: Shift, правда, разок мелькнул на ESWC, но тот турнир нельзя назвать полноценным, ведь в нем участвовало всего восемь игроков. Причем больше половины прибыло из совсем экзотических, по меркам NFS, стран — Ирана, Кипра и т.д. А чемпионом стал голландец Steffan , который много лет упорно шел к своей золотой медали.

* * *

Нам очень хотелось бы вновь увидеть гоночные соревнования на крупных киберчемпионатах. Вот бы кто-нибудь это организовал в «Киев Киберспорт Арене»! Впрочем, в то, что мы увидим гонки на StarLadder StarSeries, сейчас верится с трудом. Быть может, через пару лет?

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь