13 мая 2013
Обновлено 17.05.2023

Monaco: What’s Yours Is Mine

Monaco: What’s Yours Is Mine - изображение обложка
Monaco: What’s Yours Is Mine - фото 1

ФОРМУЛА ИГРЫ

Monaco: What’s Yours Is Mine - фото 2

Monaco

Monaco: What’s Yours Is Mine - фото 3

40% фильмов про ограбления

Monaco: What’s Yours Is Mine - фото 4

40% кооператива

Monaco: What’s Yours Is Mine - фото 5

10% французского языка

Monaco: What’s Yours Is Mine - фото 6

10% сбора монеток

Дорогие мама и папа.

Меня снова уволили. Я уже не помню, в скольких местах мне довелось поработать, — проще, наверное, сказать, кем я еще не работал. И каждый раз все заканчивалось тем, что моего работодателя грабили, причем обязательно в мою смену.

Я в курсе, кто грабители, помню их лица и знаю каждого по имени, но за что они так со мной, ума не приложу. Всего их восемь, на дело ходят четверо. Каждый раз, подходя к моему рабочему месту, они подолгу пялятся в мой монитор, читают, что я вам пишу, и давятся со смеху, а потом очкарик с идеальным пробором (у каждого в той компании свой бзик, но этот парень просто напрочь чокнутый) вежливо просит меня понюхать салфеточку. Просыпаюсь я обычно уже уволенным.

Ну вот, они снова тут. Мам, пап, здоровья вам. Пришлите денег.

Семь друзей Взломщика

Monaco: What’s Yours Is Mine - фото 7

► « Дорогие мама и папа, это я на первом рабочем месте ». Будете пробегать локации вслепую — рискуете не заметить таких деталей. Вот этот бедолага, например, встречается почти на каждом уровне.

История создания игры вызывает в памяти FEZ. Энди Шатц делал Monaco почти четыре года и почти в одиночку. В 2010 году он получил две важнейшие награды на Independent Game Festival (гран-при и за дизайн), а на последующих IGF уже сидел в жюри. Но Monaco все делалась и делалась.

Сперва она была PvP-симулятором ограблений в духе Castle Doctrine , которую чудак Джейсон Рорер впервые показал лишь в этом году, но в итоге соперничество в Monaco сменил кооператив — как в «Одиннадцати друзьях Оушена». Только друзей не одиннадцать, а восемь, и те действуют максимум вчетвером.

Восьмерка отъявленных мерзавцев, психопатов и махинаторов. У каждого свой коронный навык: например, Взломщик быстрее прочих вскрывает двери и сейфы (и он, похоже, единственный в команде, у кого все дома), Крот говорит о себе в третьем лице и умеет ломать любые стены. Джентльмен некоторое время кажется охране «своим», из-за чего ему удобнее всего пробираться в труднодоступные места, а Чистильщик вышибает дух из любого противника, если сумеет подкрасться незамеченным.

Monaco: What’s Yours Is Mine - фото 8
Monaco: What’s Yours Is Mine - фото 9

► Сюжет подается через вот такие диалоги между миссиями. ► Четырех из восьми персонажей нужно еще открыть. Хакера героям пришлось умыкнуть из психушки.

И хотя каждую миссию можно осилить самому, выбрав одного из героев, этого лучше не делать. Играть в Monaco без двух-трех друзей или хотя бы случайных прохожих — это примерно как взяться в одиночку за Magicka. То есть вроде бы и интересно, но куда менее весело, чем с командой. В команде Monaco становится авантюрной Commandos : отряд из четырех специалистов четко, почти механически обходит охрану любого объекта… или с грохотом и воплями выносит все на своем пути.

Вор в посудной лавке

Monaco: What’s Yours Is Mine - фото 10
Monaco: What’s Yours Is Mine - фото 11

► В таких местах совсем легко запутаться. Особенно если играть не одному. ► Видеть мы можем только то, что видит наш персонаж — но не напарники.

Каждый уровень в Monaco — большая головоломка. Головоломка примерно в том же смысле, что в Thief или Hitman : море подходов, проходов и препятствий — как хотите, так проблему и решайте.

Только Monaco еще и выглядит как сияющий паззл-сокобан. Поначалу каждое движение сбивает с толку. Почему вся охрана ни с того ни с сего на ушах? Потому что мы перепутали фигурку своего героя с героем товарища и вслепую забрели на детекторы. А в другой раз мы ничего не перепутали — просто не обратили внимания, что напарника занесло туда, куда мы вообще не планировали лезть.

НА ЗАМЕТКУ: в Monaco почти за все действия отвечают те же кнопки, что и за ходьбу. Чтобы, скажем, спрятаться в кустах или открыть дверь, нужно недолго удерживать стрелку (или стик геймпада) нужного направления, а тому же Чистильщику, чтобы вырубить жертву, достаточно по ней пройтись. Левой кнопкой мыши используется активный предмет — ружье, аптечка, дымовая граната или что-нибудь еще, — а если зажать правую кнопку, персонаж будет красться. Это все. И этого достаточно для любого ограбления.

На привыкание отводятся первые уровней пять. Стрелки на полу ведут игроков по оптимальному маршруту, охранники с гаечными ключами и, даже если попасться им на глаза, серьезного вреда причинить не могут, а трофеи всегда лежат на самых видных местах. Эти миссии проходятся спустя рукава, но дальше такого не будет. Цель всегда одна: пробраться в глубь уровня, похитить один или несколько трофеев, а потом убраться восвояси. Но преграды на пути встают все более и более сложные — уже первая встреча с собаками заставит грабителей в корне пересмотреть взгляды на жизнь.

Планируйте, выжидайте, ловите охранников врасплох. Если поторопитесь, попадетесь кому-то на глаза — враги будут моргать совсем недолго, а потом поднимут тревогу. Не сказать, что Monaco совсем не прощает ошибок: почти всегда поблизости есть куст или комнатка, в которую нарочно никто не заходит. Реагируйте быстро и всегда смотрите по сторонам, тогда все пройдет по плану.

Отличный план!

Monaco: What’s Yours Is Mine - фото 12

► Плюнули на все и решили проскочить уровень в лоб. Обыватели в шоке.

На многих уровнях можно взять автомат или дробовик и попытаться взять трофей с наскока. В таком случае игра напоминает Hotline Miami : грабители очень уязвимы, а патроны всегда в дефиците.

Для разового использования любого предмета (даже гаечного ключа) нужны монетки, разбросанные по уровню, благодаря чему открытое ограбление из простой резни превращается в кооперативного Pac- Man. Мы — пэкмены, охранники — привидения. Выстрелили (умяли вишенку), и снова наутек. В таком ключе Monaco тоже хороша: не слишком легкая, как Dishonored , не убийственно сложная, как Thief, но все равно динамичная и жутко напряженная.

Еще вариант: взять Крота, взять Взломщика и проторить путь в обход всех охранников — они глупые и дыр в стенах не замечают. За такой стиль игра наказывает косвенно. Если не собирать все монетки на уровнях (а гуляя в обход, ничего собрать и не получится), второй сюжетной кампании вам не видать. С одной стороны, решение не самое изящное, а с другой — первая кампания и так достаточно длинная. Вторая рассчитана на ушлых грабителей, и потому сбор монеток можно считать скрытым тестом на профпригодность.

Monaco: What’s Yours Is Mine - фото 13
Monaco: What’s Yours Is Mine - фото 14

► Если одного из грабителей подстрелят, дальше пройти не дадут — приходится возвращаться и поднимать его на ноги. Особенно гадко, если напарник свалился в людном месте. ► Самый идиотский план ограбления в исполнении. Роем ход, который в итоге никуда не приведет.

* * *

Повторяем, старайтесь не играть в Monaco без команды. Конечно, если у вас за спиной школа Thief , Metal Gear и Splinter Cell , вам ничего не стоит обобрать в одиночку Пентагон, а то и Кремль. Но вы лучше того… бросьте это. В Monaco самый веселый кооператив на свете, и возможность отвесить напарнику пендель за случайно пущенную сигнализацию сама по себе бесценна.

НА ЗАМЕТКУ: в PC-версию Monaco можно играть не только через Steam, но и за одним компьютером, и даже через локальную сеть. В последнее время очень немногие решаются на локальный режим — как могут противостоят пиратству.

Купить Monaco можно в Steam или на сайте разработчика. Оставайтесь на связи, Энди с компанией уже намекают на дополнение с PvP-сценариями.

Особые рейтинги

9/10

В Монако говорят по-французски

У Monaco чертовски интересный стиль. Кричащие, но странно приятные сочетания цветов, схематичность во всем, фортепианная музыка от Остина Винтори и прохожие, мурлыкающие на французском, с непривычки напоминающем симлиш.

8/10

Работа в команде

« Вы двое идете налево, мы направо, сгребаем все монетки и встречаемся в большом зале. После этого не расходимся и работаем прикладами ». В итоге один задел датчик сигнализации, другой потревожил охранника в туалетной кабинке, третьего покусали собаки, а четвертый кое-как спрятался в вентиляционной шахте, а потом попался на попытке поднять одного из товарищей. В общем, все умерли.

Вердикт
ОЦЕНКА САЙТА

8,0

ОТЛИЧНО

Monaco кажется идеальной, и потому становится вдвойне грустно, когда всплывают мелкие просчеты. Но даже с ними в этой игре один из ярчайших кооперативов на свете.

Достоинства
👍
  • выверенный кооператив
  • фееричный звуко- и видеоряд
  • простой, но сбалансированный стелс.
Недостатки
👎
  • легко потеряться в происходящем
  • глупость охраны иногда бросается в глаза
  • непреодолимая квота по монеткам для открытия второй кампании.
Как мы играли

9/10

Визуальный ряд

8/10

Геймплей

7/10

Удобство

8/10

Звук и музыка

Ачивка редакции
ШАХТЕРСКОЕ РЕМЕСЛО

Играя за Крота, отыскать на карте алмазы.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь