20 мая 2013
Обновлено 17.05.2023

Не одной строкой. Мобилизация цивилизации

Не одной строкой. Мобилизация цивилизации - изображение обложка

Мобилизация цивилизации

Путешествие по рынку мобильных игр: об играх, о разработчиках и о том, смогут ли мобильники конкурировать с консолями нового поколения

Все прогрессивное человечество переживает мобильный бум. Опрос компании Magid Associates показал, что в США мобильники и планшетники уже догнали по популярности консоли: их предпочитают 34% опрошенных, в то время как за приставки высказались 35% респондентов.

Недавние анонсы привлекли внимание даже тех игроков, кто не воспринимал мобильные игры всерьез. Blizzard анонсировала карточную игру Hearthstone: Heroes of Warcraft, Wargaming делает World of Tanks Blitz, Gaijin Entertainment трудится над мобильным клиентом для War Thunder, да и порты на мобильниках появляются все более серьезные, — если раньше это были довольно старые, хоть и легендарные игры типа GTA 3, то теперь Firaxis обещает выпустить на iOS, по сути, полную версию XCOM: Enemy Unknown.

Но все это ждет нас в будущем, а как обстоят дела сейчас? В этой статье мы поговорим об играх, о свежих новостях мобильного сектора, постараемся разобраться в его проблемах, послушаем мнение разработчиков, оценим перспективы и расскажем вам массу других интересных вещей.

Есть что поиграть? А если найду?

Пока разработчики наперебой говорят о перспективности мобильного рынка, а эксперты-аналитики показывают графики с впечатляющими прогнозами роста на пять лет вперед, рядовые игроки озадаченно чешут затылок, пытаясь понять: если там все так хорошо, то почему же играть-то не во что?

Не одной строкой. Мобилизация цивилизации - фото 1

[[BULLET]] Несмотря на большие перспективы, мобильный рынок пока приносит мало денег. Даже создатели Angry Birds, которые должны грести деньги лопатой, заработали на играх менее $85 млн за год. По меркам индустрии это сущие копейки.

На самом деле игры есть, просто не все, не везде и не для всех. Наиболее благополучной платформой является iOS — по ассортименту, качеству игр и, что самое главное, по количеству эксклюзивов. В свое время именно с iPhone и iPad начался всемирный мобильный бум, а сегодня эта платформа привлекает разработчиков в первую очередь большой сознательной аудиторией, которая охотно платит деньги.

Устройства на базе Android, в свою очередь, пользуются у девелоперов куда меньшей популярностью. Основных причин две. Во-первых, аудитория «Андроида» не привыкла платить — факт, который констатирует большинство издателей. Во-вторых, чисто технические проблемы — слишком уж много разношерстных устройств выпускается на базе этой ОС, что усложняет разработку и тестирование продукта. Однако стоит отметить, что ситуация меняется к лучшему и Android постепенно перестает быть изгоем в глазах разработчиков.

Далее по тексту вас ждут небольшие блиц-обзоры, которые познакомят вас с наиболее интересными представителями разных жанров. При этом мы постарались пропустить все порты и не включать в список известные всем и каждому хиты типа Angry Birds и Cut the Rope. Есть на мобильных и неплохие стратегии, и ролевые игры, и традиционно сильный здесь жанр головоломок, и вездесущие аркады, и даже немного экшенов. Но внимательные читатели заметят, что среди всего этого многообразия почти нет крупнобюджетных игр — и даже не по меркам «большой» игровой индустрии, а по внутренним меркам мобильного рынка.

Мобильные стратегии

Не одной строкой. Мобилизация цивилизации - фото 2

Стратегии, традиционный ПК-жанр, отлично перенесли мобилизацию и являются самым популярным жанром. Достаточно сказать, что самая доходная мобильная игра вовсе не Angry Birds, а бесплатная стратегия Clash of Clans. Несмотря на повальную казуализацию, на мобильниках можно найти вполне серьезные продукты, такие как Battle of the Bulge (iOS) - отличный пошаговый варгейм на тему Второй мировой, где необходимо не только воевать, но и заботиться о снабжении, контролировать инфраструктуру и линии коммуникаций.

Необычайную популярность завоевала Plague Inc. (Android, iOS), здесь игрок выступает в роли смертельного вируса. Меняя ДНК, мутируя и ища новые пути заражения, вашему вирусу нужно преодолеть все карантины и закрытые границы, уничтожив человечество на корню. Игра, кстати, клон Pandemic , которую также можно найти на iOS. А еще можно поиграть в Global Outbreak (Android, iOS) - то же самое, но про зомби.

Стимпанковская стратегия Crimson: Steam Pirates (iOS) покоряет необычной боевой системой и романтикой морских сражений. Тем, кого интересует морская тематика, также обязательно стоит обратить внимание на выходящий вскоре Leviathan: Warships (Android, iOS, Mac, PC).

Нельзя не отметить пару игр, выполненных в очаровательном ретростиле, - градостроительная стратегия Dungeon Village (Android, iOS) и симулятор строительства здания Tiny Tower (iOS).

Поклонники тактических стратегий не должны проходить мимо Hunters: Episode One (Android, iOS). Сложные и напряженные сражения космодесантников придутся по вкусу тем, кто ностальгирует по боевке Final Fantasy Tactics, Jagged Alliance или оригинального X-Com.

Разумеется, мы перечислили только самое, на наш взгляд, интересное. И в завершение разговора про мобильные стратегии хотим вспомнить еще об одной игре. Это созданная группой китайских студентов Autumn Dynasty (iOS) - помесь «Казаков» и Total War. Как видите, выбрать есть из чего!

Мобильные игры пугают разработчиков

Отдельные исключения скорее лишь подтверждают правило. Взять, например, весьма дорогой и технологичный экшен Infinity Blade от Epic Games. Сами «Эпики», до того ругавшие мобильную индустрию на чем свет стоит, признали, что эта игра стала самым выгодным их проектом, — конечно, выручку не сравнить с каким-нибудь Gears of War , но ведь и затраты на разработку были на порядок меньше. Однако такие случаи единичны, и даже Epic Games не спешит выпускать мобильные новинки. Напротив, она заморозила разработку крутого дьяблоида, Infinity Blade: Dungeons , с помощью которого в свое время пиарили новый iPad.

Не одной строкой. Мобилизация цивилизации - фото 3

[[BULLET]] Теперь 3DMark работает и на мобильниках. Правда, пока там запускается лишь один тест — Ice Storm.

Оказывается, в мобильном царстве, мобильном государстве все далеко не так сказочно. Пока там процветают трэшеделы, берущие не качеством, а количеством, а также крупные издатели, промышляющие выпуском мобильных версий своих крупнобюджетных хитов, — что уж темнить, по большей части тот же трэш, но под красивой вывеской. Разыскать что-то стоящее среди всего этого очень непросто. Если серьезный игрок может почитать обзоры и мнения на форумах, то основная масса потребителей просто пройдет мимо.

Казалось бы, дешевые и доступные мобильные платформы идеальны для инди-разработчиков, у которых есть куча свежих идей, но… «Мобильный рынок жутко страшный», — заявил в недавнем интервью Дерек Ю, создатель таких инди-хитов, как Spelunky и Aquaria.

«Думаю, главная проблема в том, что на мобильных платформах слишком много дешевых игр, которые приносят хорошую прибыль, и тем, кто хочет выделиться из этой кучи, приходится очень тяжко. Еще это очень непредсказуемый рынок, так как очень сложно угадать, какая игра станет успешной, а какая нет. Поэтому для большинства разработчиков выпуск игры на iOS или других мобильных платформах сродни лотерее, и это чувство неуверенности отпугивает очень многих», — продолжает он.

В бассейне с акулами

Дерек портировал на iOS свою Aquaria и считает, что дело того стоило, но на этом эксперименты с мобильным рынком он пока прекратил. Слишком страшно. На персоналках куда спокойнее, а нервы надо беречь. Почему же страшно? Почему трэшеделы мешают серьезным разработчикам?

Не одной строкой. Мобилизация цивилизации - фото 4

[[BULLET]] Infinity Blade в свое время поднял планку качества графики на невиданную высоту, но сегодня даже такая картинка считается устаревшей. Теперь мобильную графику судят как минимум по меркам консолей.

Проблема эта известна давно. На том же Steam есть «фейсконтроль», трэшевые игры туда просто не пускают, так что качественные проекты не тонут в океане однодолларовых поделок. Плюс Steam и подобные ему сервисы постоянно помогают с рекламой, каждая новинка имеет свои «пять минут славы», для старых игр регулярно проводят акции, есть удобная система поиска. Мобильный же рынок по сравнению со Steam все равно что бассейн с акулами: даже если ты чемпион по плаванию, шансов на выживание у тебя не больше, чем у других.

Кому-то может прийти в голову замечательная идея — раз уж проблема известна, надо ее решать! Почему бы не сделать мобильный Steam? Пусть кто-нибудь соберется, создаст мобильную платформу, начнет фильтровать всякий игровой хлам, наладит связи с разработчиками качественных игр, даст им возможность устанавливать нормальные цены… глядишь, начнут появляться нормальные игры. Если вы подумали о чем-то таком, то можем вас поздравить, вы только что придумали идею мобильной консоли Ouya, которая поступит в широкую продажу как раз этим летом.

Мобильные RPG

Не одной строкой. Мобилизация цивилизации - фото 5

Если стратегии и головоломки на мобильных платформах традиционно процветают, то остальные жанры чувствуют себя здесь не совсем в своей тарелке. А потому и выбор поменьше, и качество похуже. Начнем с Chaos Rings 2 (Android, iOS) - серьезного проекта от Square Enix , выполненного в духе традиционных Final Fantasy. Настоящий «монстр» среди мобильных игр.

«Игра на базе Unreal Engine 3» - раньше такое с гордостью писали в аннотации к играм для ПК и консолей, а теперь этой фразой по праву пользуется Horn. Это красивейшая ролевая игра, только все усердие разработчиков, к сожалению, ушло в графику. Геймплей же получился довольно однообразным.

Не одной строкой. Мобилизация цивилизации - фото 6

Еще одна игра в стиле фэнтези, а точнее, целая серия - Dungeon Hunter (Android, iOS). Геймплей просто отличный: тут и дьяблодид, и тауэр-дефенс, и сюжет, и много чего еще. Уже вышла четвертая часть, хотя лучше начать с первых двух, так как к третьей части разработчики явно свернули не в ту сторону.

Не забыты и любители онлайна. Большой популярностью пользуется Blood Brothers , совмещающая в себе элементы RPG и карточной игры, а также DotA-клон Heroes of Order & Chaos.

Космические RPG очень удобны для мобильных платформ. Никаких тебе пейзажей с кустами и деревьями, натянул текстуры звездного неба, добавил модельку звездолета - и готово. Всем фанатам глубокого космоса рекомендуем попробовать Warpgate HD (iOS), напоминающую «Космических рейнджеров», а также эпичный ролевой экшен Galaxy on Fire 2 (Android, iOS).

И еще одна игра - очень специфическая жемчужина мобильных платформ, позже вышедшая и на ПК, медитативная адвенчура Superbrothers: Sword & Sworcery (Android, iOS, PC). Подойдет она не всякому, но очень многие игроки приходят в такой буйный восторг, что мы даже поостережемся их цитировать, дабы сохранить объективность.

Ни Ouya не понятно!

Русскоязычные игроки заочно полюбили консоль Ouya за ее чудесное название, с которым может соперничать разве что название китайской компании Huawei. В свое время Ouya наделала немало шума, запустив на Kickstarter сверхуспешную кампанию по сбору предзаказов, которая до сих пор занимает второе место с результатом в 8,6 млн долларов (больше собрали только часы с E-Paper дисплеем).

Продажи пока не начались, но участники акции на Kickstarter уже получили свои «кубики» и поделились своими впечатлениями. Уж не знаем, что именно они ждали от консоли за сто баксов размером с кубик Рубика и с начинкой от смартфона, но большинство отзывов почему-то сугубо негативные.

Не одной строкой. Мобилизация цивилизации - фото 7

[[BULLET]] У группы «Чайф» про консоль Ouya есть целая песня. Помните? «Ойа… Ойа… Ойа-а-а… Никто не услышит!»

Ругают, что игр мало — чуть больше сотни, но все старые. Ну и сама консоль так себе: интерфейс кривой, сменные панельки геймпада отваливаются, да и сам он неудобный. Посмотрим, что станет с Ouya через полгода-год после релиза, но, похоже, что до роли «мобильного Steam» и спасителя мобильного рынка от господства трэша ей пока далековато.

Это всегда так. Хорошие и нужные идеи, воплотившиеся в реальности, зачастую не кажутся такими уж хорошими и нужными. Вот и идея обособленной мобильной платформы для игр, призванная устранить все недостатки мобильного рынка, превратилась в итоге в странную консоль с маленьким геймпадом и портом Final Fantasy III за 15 баксов.

Еще одно слабое место Ouya — скорость работы. Нет, скорости хватает, ничего не тормозит, да и, казалось бы, для мобильных платформ производительность стоит далеко не на первом месте. Однако вот Уоррен Спектор считает быстрый рост мощности мобильных платформ ключевым козырем, который позволит им в недалеком будущем противостоять домашним консолям.

Не одной строкой. Мобилизация цивилизации - фото 8

[[BULLET]] Пока не вышедшая портативная консоль Project Shield от NVIDIA. Судя по анонсу, должна быть гораздо мощнее и функциональнее, чем Ouya.

«Приставки скоро получат нового мощного конкурента. Самая большая проблема консолей в том, что они не развиваются, в то время как мобильные платформы — и телефоны, и планшеты — становятся все более и более мощными. Представьте себе, во что превратятся все эти iPad, Kindle Fire, Surface года через три? Подумать же страшно!» — считает Спектор.

Как видим, Ouya лишилась этого преимущества, выпав из гонки технологий. Компания Futuremark запустила мобильную версию своего знаменитого бенчмарка 3DMark на этой мини-приставке и сделала неутешительный вывод: по меркам современного мобильного рынка ее чип прошлого поколения Tegra 3 можно считать устаревшим. Кто бы мог подумать?! Уже появились более мощные смартфоны — стоят они, конечно, не сто баксов, а гораздо дороже, но ведь и продажи Ouya еще даже не начались. Если она проигрывает сегодня, что будет завтра?

Сила есть, осталось ума набраться

О том, что будет завтра, нам расскажет вице-президент NVIDIA Тони Тамаси, который недавно унижал консоли нового поколения, говоря, что их производительность находится на уровне бюджетного ПК (об этом мы рассказывали в прошлом номере журнала). На этот раз Тамаси решил задать трепку старичкам PS3 и Xbox 360.

По его словам, текущее поколение мобильных чипсетов уже сравнялось с ними по мощности, а следующая волна мобильных устройств оставит приставки старого поколения далеко позади. Так что слова Спектора о том, что он видит в мобильниках и планшетах конкурента для новых консолей, уже не кажутся такими уж неправдоподобными. Планшеты успешно вытесняют нетбуки (если верить отчету IHS iSuppli , в этом году продажи нетбуков упадут с 14 до 4 миллионов штук, а к 2015 году эти устройства и вовсе исчезнут), догоняют пусть и старые, но вполне еще живые приставки, а через три года вполне могут включиться в гонку мощностей наравне со всеми.

Не одной строкой. Мобилизация цивилизации - фото 9

[[BULLET]] Дерек Ю: «Мобильный рынок жутко страшный».

Напомним, что NVIDIA продвигает на рынок свою портативную Android-консоль Project Shield на базе новейшего Tegra 4, так что критика вполне понятна. Но в целом Тамаси говорит правду: пример Real Racing 3 доказывает, что мобильные игры могут выдавать графику консольного качества, без всяких «апскейлов» вытягивая разрешение Full HD и даже выше. Мощность железа давно перестала быть проблемой для мобильных платформ, все дело за играми, бюджетами, решением вопросов с управлением и созданием благоприятной среды для серьезных разработчиков — всем тем, о чем мы говорили в начале этой статьи.

Удастся ли решить все эти проблемы нахрапом (имеется в виду выпуск консоли Ouya и подобных ей систем), пока не известно. Честно говоря, шансов немного. Это такая попытка договориться с разработчиками «по любви» — мол, давайте все к нам, у нас хорошо, а если еще и вы придете, то вообще здорово будет. Как показывает практика, такие идеалистические прожекты, когда все зависит от сознательности и доброй воли участников рынка, ничем хорошим не заканчиваются. Гораздо вероятнее, что мобильные платформы завоюют разработчиков не подобными платоническими обхаживаниями, а банальным изнасилованием.

Мобильные экшены

Не одной строкой. Мобилизация цивилизации - фото 10

С экшенами и шутерами дела обстоят плоховато. Есть, конечно, упомянутый уже Infinity Blade (iOS) в двух частях, который, в общем-то, логичней отнести к RPG. Но одним им жив не будешь. Игры-то есть ( Shadowgun , N.O.V.A. 3 и многие другие), но все это пустышки, с красивой графикой и очень отсталым геймплеем. Порты культовых некогда игр - GTA 3, GTA: Vice City, Max Payne - наглядно доказывают, что проблема не только в играх, но и в управлении. Ну не подходит сенсорный экран для традиционных экшенов, хоть головой об него стучись.

Поэтому подход создателей зомби-шутера Dead Trigger (Android, iOS) стоит только приветствовать. Они отказались от сюжета, геймплея, да и вообще всего, оставив только мозги, мясо, мозги, мясо и еще мозги.

Тем не менее кое-что интересное можно найти и тут. Хоррор Into the Dead (iOS) ставит игрока на место выжившего после зомби-апокалипсиса. Только помните, вы здесь не герой, а жертва. Придется бежать под завывания мертвецов по кукурузным полям, пытаясь спасти свою жизнь, стрелять, а затем снова бежать, шарахаясь от каждой тени.

Еще один оригинальный хоррор - приключенческий экшен Dark Meadow (Android, iOS). Конечно, есть претензии и к геймплею, и к управлению, но игра все равно хорошая: кроме красивой графики, здесь есть атмосфера и интригующий сюжет.

И заканчивает хит-парад хороших игр с кривым управлением экшенов очень интересный и технологичный экшен Bladeslinger (Android, iOS). Всем хороша игра, но, хотя разработчики с самого начала создавали проект под сенсорные экраны, управление все равно оставляет желать лучшего. Но ничего, дайте время - решат и эту проблему.

Помогите, пожар!

Да-да, самым натуральным изнасилованием. Мобильные платформы могут принудить разработчиков делать для них игры не потому, что станут хорошей платформой, а потому, что они просто устранят всех конкурентов. Дело в том, что мобильники и планшеты воюют с конкурентами не на рынке софта — игр, программ и сервисов, — а на рынке железа, где они обладают тотальным превосходством. Вместо честной борьбы они просто выдавливают своей массой всех врагов за пределы ринга. Мобильники уверенно хоронят портативные приставки. Те еще пытаются сопротивляться, но времена, когда у каждого школьника было по PSP, остались позади. Нечто похожее происходит сейчас и с рынком ПК.

Не одной строкой. Мобилизация цивилизации - фото 11

[[BULLET]] Real Racing 3. Мобильная графика консольного уровня уже сегодня.

Согласно отчетам компаний Gartner и IDC , в первом квартале 2013 года продажи ПК снизились почти на 14%. Это крупнейший квартальный спад за последние двадцать лет, последний раз такое наблюдали в 1994 году. Было продано 79,2 миллиона компьютеров — это также рекордно низкий показатель, до этого квартальные продажи опускались ниже 80 миллионов в 2009 году, в самый разгар финансового кризиса.

Хотя главным виновником падения продаж называют провал Windows 8, второй, не менее важной причиной столь плачевных результатов называют рост популярности мобильных платформ. Причем бьют они по самому больному для игровой индустрии месту: спрос на офисные системы остается стабильно высоким, а вот домашние компьютеры теряют популярность — мобильники и планшеты просто вытесняют их из бизнеса.

При всем этом, как ни парадоксально, продажи ПК-игр растут, о чем мы писали в прошлом выпуске нашей рубрики. Это означает, что с ПК на мобильники мигрируют те, кто использовал их для серфинга в Сети, просмотра кино и других неигровых задач. Казалось бы, беспокоиться нечего? Как бы не так. Кризисы на железном рынке отражаются на продажах софта не сразу, а с опозданием, но все-таки отражаются.

ПК, как ваше здоровье?

А вот и не дождетесь. С рынком ПК, скорее всего, ничего не случится, слишком уж он большой и крепкий; как мы писали ранее, развитие мобильных платформ ему даже в чем-то помогает, поскольку мобильные игры обычно портируют и на PC. Рассказ о влиянии мобильного рынка на продажи ПК является лишь иллюстрацией того, что может приключиться с консолями в будущем.

Не одной строкой. Мобилизация цивилизации - фото 12

[[BULLET]] Грег Зещук ушел из игровой индустрии и теперь пугает оставшихся в ней разработчиков предсказанием всяких ужасов. Ничего не поделаешь, столько лет работы в EA даром не проходят.

Например, исследования показывают, что владельцы Xbox 360 и PS3 большую часть времени используют приставки отнюдь не для игр — смотрят фильмы, бродят по интернету, используют разные онлайновые сервисы. При создании нового поколения приставок Sony и Microsoft сделали еще больший упор на роль единого домашнего медиацентра, но вот беда — с повсеместным распространением планшетов эта роль может оказаться невостребованной.

То же самое с казуальными игроками. Для них придумали Move, Kinect, а они упорно продолжают играть в птичек и тетрис. В отличие от ПК, консоли имеют куда более шаткую позицию. Снижение продаж, уход казуальной и даже неигровой части аудитории — все то, что ПК переживет и не поморщится, может очень сильно отразиться на здоровье консоли. Так что же — неужели это правда и мобильные платформы станут главным соперником приставок нового поколения?

Мобильные аркады

Не одной строкой. Мобилизация цивилизации - фото 13

Аркад и головоломок на мобильных очень много. Так много, что можно только удивляться, почему люди до сих пор работают, так как от обилия тетрисов-зум-лайнсов-биджевелдов давно должна была встать работа любого нормального офиса.

Но мы, пожалуй, пропустим «птичек» и «крокодильчиков» и начнем с платформеров. Тем, кому хочется ярких адреналиновых забегов, рекомендуем Rayman Jungle Run (Android, iOS) - название, собственно, говорит само за себя. Другой хит, Waking Mars (Android, iOS), предлагает спокойный, релаксирующий геймплей под красивую музыку: игрок погружается в недра марсианских пещер, сажая и скрещивая по пути образцы инопланетной фауны.

Для тех, кому до смерти надоел Амням из Cut the Rope, можно посоветовать весьма оригинальный Contre Jour (Android, iOS).

Культовая Elastomania пока не посетила мобильные платформы, но зато клонов ее пруд пруди - отметим, пожалуй, красивую MotoHeroz HD (iOS), которая в начале может показаться несколько казуальной, но первое впечатление обманчиво. Любители более реалистичного стиля могут выбрать, например, Moto Bike Mania (Android, iOS).

Убийца времени - гоночная аркада Draw Race 2 (Android, iOS), в которой нужно управлять машиной с помощью пальца, ведя им по трассе. Мозоли на подушечках обеспечены, потому что игра затягивает с головой.

Мобильники против… консолей?

Сейчас сложно ответить на этот вопрос однозначно. Слишком много нерешенных проблем имеется в мобильном секторе. Однако разработчиков как магнитом притягивают таящиеся здесь возможности — это и огромная аудитория, и открытость платформы, и дешевизна разработки, и, что немаловажно, наличие встроенных платежных механизмов.

На всех других платформах для покупки надо совершать какие-то телодвижения — оформлять денежный перевод с кредитки или платежных систем. Пока все формы заполнишь, желание что-то покупать пропадет. На мобильниках же можно заставить людей тратить деньги под влиянием момента: нажал кнопку, сумму списали со счета. У издателей от таких перспектив начинается непроизвольное слюноотделение, а зрачки принимают форму знака доллара США.

Не одной строкой. Мобилизация цивилизации - фото 14

[[BULLET]] Жалкие людишки еще пытаются сопротивляться, но наша армия вирусов уже взяла их мерзкую техногенную цивилизацию за горло.

Плюс к этому, других альтернатив консольному рынку пока нет. Почему не ПК, не онлайн, браузерки-социалки? На ПК можно зарабатывать, но сверхприбылей там не дождешься, так что консольные издатели воспринимают рынок персоналок в лучшем случае как запасной вариант, в худшем — как кладбище слонов, куда уходят умирать Фарго и Шейферы. Но, как мы уже говорили, издатели интересуются мобильным направлением не потому, что там все так хорошо. Просто здесь есть хоть какие-то перспективы, в то время как отношение к консолям становится все более и более пессимистичным.

Так, например, основатель BioWare Грег Зещук, покинувший в прошлом году и студию, и игровую индустрию вообще, не связанный более узами деловой этики, не стесняется рисовать совершенно апокалипсические картины:

«Продажи на консолях быстро падают, игнорировать этот факт больше нельзя. Рынок традиционных игр, продающихся на дисках, в глубоком кризисе, и хотя цифровые продажи постепенно растут, они не могут восполнить потери. Прямо сейчас перед нами стоит классическая проблема первопроходцев: зарождается новый рынок мобильных игр, перспектив много, а продажи маленькие. Конечно, некоторым удается сорвать банк, но в целом его доходность сильно уступает консолям. Все сейчас надеются на приставки нового поколения, но я в них не верю. Если только Microsoft или Sony не сотворят чудо, новые приставки не смогут изменить ситуацию на рынке традиционных игр».

Не одной строкой. Мобилизация цивилизации - фото 15

[[BULLET]] Horn. Несмотря на движок Unreal Engine 3, на картинке все еще видны «уши» мобильной графики, но с каждым годом их остается все меньше и меньше.

Серьезная претензия. Можно было бы принять эти слова за ворчание отошедшего от дел маэстро, для которого раньше и трава была зеленее, и девушки красивее. Только факты говорят о том, что это больше, нежели обычное ворчание. Аналитическая компания Cowen & Company поделилась с общественностью свежей статистикой: продажи Xbox-эксклюзива Gears of War: Judgment за март составили 425 тысяч копий, в то время как Gears of War 3 за первый месяц собрал более двух миллионов. PS3-эксклюзив God of War: Ascension стартовал с результатом в 360 тысяч проданных копий и тоже сильно уступил своему предшественнику. В 2010 году God of War 3 собрал 1,1 млн копий.

Обычно Cowen & Company, как и все аналитические фирмы, любит давать комментарии и прогнозы, но то, что творится сейчас на рынке, — анализировать очень и очень сложно. Поэтому аналитики просто констатируют факт: две крупнейшие и сильнейшие франшизы существенно недовыполняют план по продажам.

Это уже не «кризис мейнстрима», о котором мы писали в прошлый раз. И это не ожидаемое падение продаж игр для текущего поколения консолей — да, интерес игроков к Xbox 360 и PS3 постоянно снижается, но отнюдь не в разы. Так что же это? Низкое качество игр? Усталость игроков от бесконечных сиквелов и приквелов? Совпадение? Не на все вопросы пока можно дать ответы. Ясно одно: консоли сейчас находятся в крайне уязвимом положении. Ну а во что это выльется… поживем — увидим.

Маленьким экранам — большое управление

Не одной строкой. Мобилизация цивилизации - фото 16

Одной из проблем мобильных платформ традиционно считается управление. В новостях периодически появляются известия о выпуске специальных геймпадов, да и создатели Ouya провозглашали возможность «играть как на консоли» одним из ключевых достоинств своей приставки. На деле же народные умельцы давно решили проблему, подключив к мобильникам и планшетам кучу периферии, включая геймпады, ну а поддержка мыши и клавиатуры там уже и так давно есть.

Поэтому сейчас вся проблема — в отсутствии официальной поддержки со стороны разработчиков, и эта проблема, к счастью, начинает постепенно решаться. Так, например, компания Sony добавила в смартфон Xperia SP поддержку геймпада DualShock 3. Достаточно установить программу, соединить геймпад с телефоном при помощи стандартного USB-кабеля, после чего кабель становится не нужен — связь осуществляется посредством Bluetooth. Легко представить будущее, когда разного рода «трансформеры» станут не актуальны. Достаточно будет поставить планшет на стол — и он превратится в игровую консоль с геймпадом или в домашний компьютер с беспроводной мышью и клавиатурой, используя ту же самую периферию, что и его большие собратья.

Новая эпоха Microsoft

В преддверии выхода нового Xbox проверяем на прочность положение компании на игровом рынке: прочно ли стоит, не шатается ли и нет ли где у нее слабых мест?

В предыдущей теме мы уже приводили данные о грандиозном обвале продаж на рынке ПК, упомянув при этом, что большинство аналитиков называют главной причиной такого падения провал Windows 8. Кроме того, новостные ленты принесли еще ряд интересных известий, касающихся Microsoft.

Поэтому мы решили посвятить этой компании отдельную тему и узнать, в каком положении находится редмондский гигант? Завоевывает ли он игровой рынок или теряет его? Что думают о Microsoft разработчики и с чем компания вступает в эпоху консолей нового поколения?

Деньги, деньги, дребеденьги

Прежде всего стоит признать, что Microsoft отправляется в новую эпоху самой богатой и преуспевающей компанией на игровом рынке. Пока конкурентов (как и весь остальной рынок) сотрясают кризисы и катаклизмы, платформа Xbox 360 демонстрирует уверенный рост. Так, за последний отчетный квартал выручка выросла на 55%, составив $641 млн, притом что затраты подросли всего на 23%, составив $275 млн. Прибыль можете посчитать сами.

Не одной строкой. Мобилизация цивилизации - фото 17

[[BULLET]] Количество проданных Xbox 360 перевалило за 77 млн штук. Если положить консоли друг за другом, можно будет опоясать более половины земного шара.

Столь высокие результаты на фоне всеобщего упадка понятны: игры могут продаваться как им заблагорассудится, разработчики могут терпеть убытки, но свою копеечку в виде лицензионных отчислений Microsoft все равно получает. В целом железячно-развлекательное подразделение (куда, кроме Xbox, входят также Windows Phone и все такое) выпустило продукции на $2,53 миллиарда.

Все цифры познаются в сравнении, так что приведем данные конкурентов. У Nintendo , которая занимается только играми и более ничем, за тот же квартал продажи составили $6,3 миллиарда, а прибыль — всего $71 млн, что может показаться даже хорошим результатом, но, во-первых, он в два раза хуже ожидаемого, а во-вторых, даже эта прибыль появилась не благодаря Nintendo, а лишь из-за перепадов курса иены.

Про Sony и говорить нечего, там что ни отчет, то новая катастрофа. Хотя руководство компании бодро рапортует о $400 миллионах прибыли, эти деньги получены под влиянием все тех же скачков курса японской валюты, а также благодаря сбросу балласта, массовым увольнениям и распродаже активов. За одни только ушедшие с молотка здания штаб-квартир выручили пару миллиардов.

Так что у Xbox все хорошо. Количество пользователей Xbox Live перевалило за 46 миллионов, увеличившись за год почти на 20%. Xbox 360 все еще неплохо продается: за квартал реализовали 1,3 млн консолей, что лишь на 9% хуже, чем в прошлом году. Казалось бы, жить да радоваться. Но если посмотреть на результаты Microsoft в целом, то картина получается неоднозначная.

Несмотря на провал продаж Windows 8, общая выручка компании превысила 20 миллиардов. На этом фоне заслуги Xbox вместе со всеми сопутствующими сервисами выглядят совершенно ничтожными, однако…

«Windows — это катастрофа», часть вторая

Хотя Windows была и остается главным источником прибыли компании, эта платформа находится у Microsoft на правах нелюбимой падчерицы. И не надо говорить про то, что Windows для офиса, а играть надо на приставке. Во-первых, офисные работники от «новшеств» редмондских инженеров плачут не меньше, чем игроки. А во-вторых, сейчас в моде унификация, люди предпочитают пользоваться дома и на работе одними и теми же устройствами, и корпорации это всячески поощряют — такой подход снижает стоимость обучения и расходы на техподдержку.

Не одной строкой. Мобилизация цивилизации - фото 18

[[BULLET]] После слов Уорделла начинаешь сомневаться, что главным виновником остановившегося прогресса стали консоли. Взять ту же Blizzard: денег много, а игры делает с доисторической графикой, чтобы шли на любом компьютере.

Поэтому игры продолжают оставаться важным, возможно, важнейшим достоинством Windows, но Microsoft не просто не занимается развитием этого направления, но даже и мешает ему. Все помнят, как в том году Гейб Ньювелл назвал Windows 8 катастрофой, однако глава студии Stardock Брэд Уорделл считает, что настоящая катастрофа началась задолго до выхода «Восьмерки». Дошло до того, что Уорделл охарактеризовал влияние Microsoft на индустрию не иначе как «отравляющим». Начал он с самого больного для него вопроса — со стратегий, на которых специализируется студия.

«Есть, конечно, неплохие игры, но в целом развитие жанра стратегий сильно замедлилось. И дело не в недостатках идей или отсутствии изобретательности со стороны разработчиков. Проблемы возникли тогда, когда Microsoft приняла катастрофическое решение не давать DirectX 10 пользователям Windows XP. В результате мы так и застряли на DirectX 9 c двумя гигабайтами оперативной памяти. При этом шутеры от первого лица практически не пострадали, но вот на другие жанры это решение оказало воистину отравляющее воздействие. Когда в следующий раз будете играть в RPG, не имея возможности управлять личной армией, вините в этом DirectX 9 и недостаток памяти», — считает глава Stardock.

Впрочем, Уорделл отметил, что все худшее уже позади. Хотя Microsoft усиленно вставляет ПК палки в колеса, 32-битные Windows начали, наконец, постепенно отмирать. Как раз к приходу нового поколения консолей. Так что с опозданием на несколько лет владельцы ПК все-таки смогут насладиться играми, которые будут сделаны с расчетом на большой объем памяти, многоядерные процессоры и прочие блага цивилизации, — хотя такие игры есть и сейчас, но в процентном отношении их катастрофически мало.

План Б

У владельцев ПК может появиться закономерный вопрос: почему же дела обстоят именно так? Для начала стоит вспомнить историю появления самого первого Xbox. Царившая в конце 1990-х истерия о скорой смерти ПК, предрекавшая тотальную победу консолей, сильно испугала Microsoft. Не сумев продать Windows производителям консолей, Билл Гейтс решил сделать свою приставку.

Не одной строкой. Мобилизация цивилизации - фото 19

[[BULLET]] Известный пророк-аналитик Майкл Пахтер заявил, что победу в битве консолей нового поколения одержит именно Microsoft.

Хотя время показало, что похоронить ПК — задача нетривиальная, причина, по которой был создан Xbox, никуда не исчезла. Пусть консольный бизнес долгое время был для Microsoft страшно убыточным (некоторые аналитики считают, что даже Xbox 360 не принес особой прибыли), суть создания собственной платформы — в распределении яиц по разным корзинам или, говоря по-научному, в диверсификации рисков. Если с ПК что-то случится, у Microsoft будет запасной вариант, и хотя он пока не приносит много денег, но звание лидера консольного рынка дорогого стоит.

Можно сказать, что это не повод игнорировать ПК, но не стоит забывать, что ПК и Xbox — это конкуренты на свободном рынке. Эксклюзивов на всех не напасешься, так что приходится выбирать. И если на ПК эксклюзивов в десять раз больше, чем на всех консолях, вместе взятых, то ответ на вопрос, куда Microsoft отправит свои Halo и Gears of War , становится очевидным.

Играем в монополию

Тут многие вспомнят слова Уорделла и зададут новый вопрос: пусть не хотят помогать, но мешать-то зачем? Оказывается, у Microsoft есть оправдание и для этого. Для создания игр на ПК не нужна лицензия, поэтому компания не получает денег от разработчиков. Деньги ей приносят продажи Windows. Вполне логично лишить старый продукт (Windows XP) некоего преимущества (DirectX 10), чтобы повысить продажи нового. Это основы любого бизнеса.

Не одной строкой. Мобилизация цивилизации - фото 20

Microsoft намекнула, что история Windows 8 отнюдь не закончилась на выпуске планшетов Surface. Это можно считать подтверждением слухов о том, что консольной братии тоже пора учиться искать кнопку «Пуск».

Другое дело, что игровой рынок все-таки приносит прибыль, пусть и косвенно, повышая интерес к Windows в целом. Но тут уже вступает в действие новый фактор: Microsoft является монополистом, так что напрягаться ей совершенно не обязательно и можно спокойно думать о своих сиюминутных выгодах. Ну задержали они прогресс рынка ПК на несколько годочков, так это и к лучшему — консоли получили шанс продержаться на рынке десять лет вместо пяти.

Поэтому всех все устраивает, кроме, разумеется, владельцев ПК, а также связанных с ПК разработчиков типа Stardock или Valve. Есть шанс, что обострение ситуации выльется во что-то интересное (например, успех инициативы Steam Box), но еще больше шансов на то, что ПК-разработчики освоят, наконец, ставшие более дружелюбными консоли и на том успокоятся.

Махавший в свое время на Kickstarter плакатами «ПК жив» Крис Робертс таки признал, что его новый проект Star Citizen может выйти на PS4. Вот что ПК-архитектура животворящая делает, помноженная на человеческое отношение к разработчикам! Хотя на момент написания этой статьи новый Xbox еще не анонсирован, практически достоверно известно, что Microsoft тоже решила сделать ставку на ПК-архитектеру. Ну а человеческое отношение раздобыть тоже не так уж сложно.

Подводя итог, можно сказать, что Microsoft вступает в новую игровую эпоху очень уверенно. Все силы на ее стороне. У Sony из-за финансовых неурядиц будет мало простора для маневра, Nintendo вышла на бой с деревянным мечом в виде Wii U и особой угрозы не представляет, несмотря на неопределенную угрозу Сатору Иваты показать в этом году всем некую кузькину мать. Разве что крестьянские бунты ПК-игроков во главе с Valve могут выйти из-под контроля — ну что же, тоже хорошо. Должна же быть в будущее хоть какая-то интрига!

О человеческом отношении

Не одной строкой. Мобилизация цивилизации - фото 21

Дискуссия о том, насколько хорошо Microsoft умеет вести дела с инди-разработчиками, ведется давно. Все началось с Тима Шейфера, который без всякой задней мысли рассказал о своем опыте работы на консолях, в том числе разные ужасы, такие как «40 тысяч долларов за патч». После этого в среде инди стало модным пинать производителей консолей за негибкий подход. Причем больше всего доставалось именно Microsoft.

Можно вспомнить колоритные высказывания в духе «Xbox Live — это мясорубка для разработчиков» или случай, когда Эдмунд Макмиллан заявил, что студия Team Meat никогда более не будет иметь дела с Microsoft. Но мы рискнем высказать альтернативную точку зрения. На деле все далеко не так плохо. Хотя Xbox 360 действительно похож на концлагерь, но даже с такой политикой есть те, кто защищает Microsoft, говоря, что работать с ней очень круто, ну а строгие правила — на то и правила, чтобы их выполнять. Если есть деньги, будет и любовь, а точнее, пока платформа популярна, игры там тоже будут.

«Xbox — это закрытая платформа, находящаяся под тщательным присмотром, со своими правилами и жесткими, но справедливыми стандартами. Те, кто утверждают, что Microsoft плохо обращается с инди-разработчиками, вредит не Microsoft, а разработчикам», — считает Джеймс Сильва, создатель серии платформеров The Dishwasher. Даже сейчас ситуация с инди-проектами у Microsoft не так плоха: Limbo , Deadlight и другие известные игры впервые появились именно на Xbox Live. А с выходом нового Xbox ситуация может стать только лучше.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь