The Swapper
ФОРМУЛА ИГРЫ
The Swapper
20% Dead Space
20% Waking Mars
20% фантастики Ридли Скотта
40% меланхолии и фортепиано
Космическая станция «Тесей», бороздящая космос в поисках полезных ископаемых, находит на заброшенной планете образцы обычных с виду камней, которые на деле оказываются мыслящими существами, веками хранящими знания. Ученые нарекают этих существ «стражами» и забирают на корабль для исследования. Вскоре при неизвестных обстоятельствах погибает почти весь экипаж, а немногие выжившие успевают послать сигнал SOS.
Нет, это были не чужие. Нет, не некроморфы. The Swapper не очень-то хочет вас убить или запугать. Она хочет, чтобы вы задумались, — задумались о смысле жизни, вселенной и всего остального.
Мы уже описывали главные впечатления от игры в блоге — советуем прочесть. Теперь время для рецензии и итоговой оценки.
Космического диалога не будет
Мы играем за безымянного космонавта-инженера, который должен узнать, что случилось с его коллегами. Скитаясь по станции, герой скоро находит таинственную пушку, стреляющую не ракетами и не порталами, а его собственными клонами. Клоны полностью повторяют движения космонавта (пошел направо — все пошли направо, подпрыгнул — подпрыгнули все), и между ними можно свободно переключаться.
На всей станции вы не встретите ни одного противника. Чтобы продвигаться в глубь корабля, нужны особые сферы, но, чтобы добраться до них, надо с помощью этой пушки решать загадки. Вот, скажем, одна из первых, самых простых:
► Сфера на возвышении, но подняться к ней сами мы не можем — для прыжка слишком высоко, а подобрать ее, переключившись на клон, мешает красный свет. Кнопка, отключающая свет, находится за стеной — ставим туда клон… ► …и движемся до упора налево. Клон идет вместе с нами и в итоге становится на кнопку. Свет выключился. С этого положения ставим клон у крайней правой стены… ► …переключаемся на него и ставим еще одного на выступ со сферой. Теперь, когда свет выключен, мы можем спокойно переключиться на верхнего клона и забрать сферу.
Каждая головоломка решается по-своему. Нужно согласовать действия нескольких клонов, следить за светом (освещенные зоны по-разному влияют на взаимодействие с клонами), ближе к концу игры появятся зоны, где меняется гравитация и пол становится потолком.
Клоны, повторяя движения астронавта, так и норовят покончить с жизнью. И хотя это обходится без последствий, некоторые головоломки вгоняют в ступор. Впрочем, почти всегда сложную задачку можно отложить, взяться за другую, а потом вернуться со свежей головой и осознать : ларчик-то просто открывался.
► Здесь игра раскрывает интересную особенность механики — с помощью быстрого переключения между клонами можно буквально летать.
Остановись, Дэйв. Мне страшно…
► С помощью системы телепортов можно переместиться в различные отсеки корабля, куда иначепопасть невозможно. Куда эти порталы ведут — никто не говорит.
Кроме головоломок, на корабле множество консолей с бортовыми записями — из них можно узнать, что случилось до катастрофы. А вскоре герой познакомится с еще одной выжившей, которая будет давать ему задания и произносить глубокомысленные монологи по рации.
Несколько раз за игру герой выходит в открытый космос. Эти эпизоды получились очень похожими на виденные в Dead Space. Случайно так вышло или нет — трудно сказать, но даже скафандры Айзека Кларка и безымянного космонавта из The Swapper имеют общие черты.
The Swapper частенько ссылается на известные фантастические произведения. Где-то игра почти цитирует «Луну-2112». Пресловутые стражи напоминают о разумном Океане из «Соляриса» или Монолитах из «Космической одиссеи 2001 года».
Но при этом в The Swapper нет ни слова из боевиков. Подобно пресловутой «Одиссее», это скорее притча. В ней есть чувство безысходности, страх навсегда затеряться в космосе и очень много мыслей, которые за этим стоят. Но нет ни одного кровожадного монстра — и поэтому дальше сравнивать The Swapper с Dead Space бессмысленно.
► Одна из многочисленных отсылок к классике жанра. Привет Ридли Скотту.
Выглядит The Swapper потрясающе. Почти все декорации и модели вылеплены из настоящей глины, но на веселые пластилиновые мультики и квесты (тот же The Neverhood ) игра не похожа совсем. Манера The Swapper создает не игривую, а зловещую, даже пугающую атмосферу. Не страшную — ни в коем случае! — но жутковатую. И звук под стать изображению: шорохи, жужжание бортовых приборов, еле слышимые записи переговоров экипажа и электронная фоновая музыка, перемежаемая лиричным фортепиано. Такой саундтрек не жалко и купить — за те 15 $, что просят на сайте.
* * *
Создатели The Swapper — протеже Джонатана Блоу, придумавшего Braid и The Witness. Это заметно. Не то они схоже мыслят, не то Блоу помогал — в любом случае, The Swapper в полной мере повторила подвиг Braid: в игре малого и, как считается, легкомысленного жанра воплотилась такая драма, о какой многие ААА и думать боялись. Концовка The Swapper действует на восприятие примерно как Bioshock Infinite или Spec Ops: The Line. Не стоит ее недооценивать — сыграйте.
Особые рейтинги
10/10
Работа мозга
Хотя почти все загадки решаются за несколько ходов, прийти к решению часто бывает непросто. Тем не менее восторг от каждой добытой сферы перекрывает испытанное расстройство. Все гениальное просто, говорят.
10/10
Меланхолия
Если вы садитесь за The Swapper, желательно оградить себя от общества на ближайшие пять часов. Пусть никто не нарушает вашего уединения.
Вердикт
ОЦЕНКА САЙТА
9,0
ОТЛИЧНО
Философский платформер, в котором нет ничего лишнего. История о вечном, потрясающе визуализированная и озвученная. А еще тут интересные головоломки: они не надоедают, заставляют продумывать свои действия наперед и искать оригинальные решения.
- безупречный дизайн и графика, созданные вручную декорации
- интересная и изобретательно поданная история
- головоломки всегда заставляют подумать, но не докучают.
- хотелось бы повидать больше интересных мест.
10/10
Визуальный ряд
9/10
Геймплей
9/10
Удобство
10/10
Звук и музыка
«То ли чаю пойти выпить, то ли повеситься»
Пройти игру и расстроиться на весь день оттого, что мы всего лишь песчинки в суете мироздания.