18 июня 2013
Обновлено 17.05.2023

Monaco: What’s Yours Is Mine

Monaco: What’s Yours Is Mine - изображение обложка

Monaco успела получить широкую известность задолго до релиза: в 2010 году она попала в поле зрения публики, удостоившись главного приза Independent Games Festival. После этого Энди Шатц, руководитель и, кажется, единственный сотрудник Pocketwatch Games (а также ведущий IGF), доводил проект до ума почти четыре года. Результатом его многолетних усилий стала красивая и умная инди-игра. Вернее, просто умная игра — приставку «инди» часто используют как некое удостоверение, дающее право на снисхождение и оправдывающее изъяны. Творению Шатца между тем оправдываться абсолютно не за что.

Pac-Man vs. Hitman

На первый взгляд Monaco кажется таким навороченным Pac-Man. Такой же вид сверху, знай себе собирай монетки да пробирайся к трофеям по заботливо помеченным стрелками маршрутам. Охранники близоруки, тугоухи и медлительны. К тому же у них плохо с памятью: стоит покинуть зону их ответственности, как они мгновенно забывают о существовании нарушителя и больше о нем не вспоминают, даже если тут же вернуться в потревоженный сектор.

Но легкая жизнь быстро заканчивается — чем дальше, тем уровни становятся запутаннее и коварнее. Их уже не пройти наскоком, приходится прибегать к маскировке, тактическим уловкам и отвлекающим маневрам. Игра быстро превращается в серьезный стелс, который заставляет продумывать свои действия наперед, не лезть на рожон и по возможности оставаться в тени.

Monaco: What’s Yours Is Mine - фото 1

[[BULLET]] Все входы и выходы подписаны — заблудиться невозможно.

К выбору героя для каждой конкретной миссии тоже приходится подходить серьезно — индивидуальные особенности могут критически повлиять на успех мероприятия. Персонаж, умеющий пробивать стены, незаменим в запутанных коридорах, но на открытом пространстве его навыки бесполезны; хакер может взломать компьютер, но не силен в деле взлома замков и т.п.

Всего в наличии восемь героев с уникальными способностями. Четверо доступны изначально, а остальных мы спасаем по ходу прохождения: одного вытаскиваем из тюрьмы, второго освобождаем из психушки, третьего вызволяем из-под домашнего ареста, а последнего эвакуируем прямо с места преступления.

«Восемь друзей Оушена»

По-настоящему игра начинается только после того, как собирается вся команда и появляется возможность оперировать полным набором персонажей, подбирая для каждого дела оптимальный состав участников.

В сингле на прохождение уровня дается четыре жизни, так что в случае гибели одного героя можно попытать счастья с другими. Но проходить Monaco в одиночку — значит лишить себя 90% заложенного в нее удовольствия. Куда веселее пойти на дело с друзьями. Тут можно применять командную тактику и использовать возможности каждого героя в интересах группы: банда может просочиться в здание через проделанную Кротом дыру в стене, а потом прошмыгнуть мимо охранников, пока Рыжая использует на них свой скилл обольщения. Но и это не главное. Фан здесь заключается вовсе не в проведении безупречных операций. Настоящее веселье в том, чтобы придумать план, распределить роли… и тут же все провалить, потому что кто-то залез под луч сигнализации или попался на глаза охранникам. Четкое и продуманное ограбление превращается в адский бедлам, а ряды подельников охватывает суета и неразбериха. В те минуты, когда персонажи в панике носятся по уровню и на ходу придумывают план дальнейших действий, проявляется вся прелесть Monaco как кооперативного действа.

С глаз долой

Благо возможностей погрузиться в хаос игра дает более чем достаточно. Изначально каждый уровень представляет собой монохромный чертеж местности, детали проявляются только в той области, которая попадает в поле зрения персонажа. Речь идет не об «открытии карты», как в какой-нибудь Diablo 3 , где однажды проявленная территория остается видимой навсегда, а именно об имитации поля зрения персонажа: в каком направлении смотрите — тот район и видите.

Monaco: What’s Yours Is Mine - фото 2

[[BULLET]] Надо сказать, система «зрения», учитывающая, куда смотрит персонаж, поначалу несколько дезориентирует.

Открывая очередную дверь, никогда не знаешь, что окажется за ней, и всегда рискуешь уткнуться носом в некстати подвернувшегося охранника или напороться на датчики системы безопасности. Поднять шум можно, даже просто неудачно свернув за угол. Методом проб и ошибок рано или поздно находится оптимальный маршрут, позволяющий пройти уровень, ни разу не подняв тревогу, но, если не посещать труднодоступные области, вы не соберете все монетки. А ведь только полностью обчистив все уровни, можно получить доступ ко второй сюжетной кампании, которая представляет другую точку зрения на события игры и предлагает попробовать свои силы на усложненных версиях пройденных уровней.

Monaco: What’s Yours Is Mine - фото 3

[[BULLET]] Персонажи в сюжетных роликах изображены посредством десятка пикселей.

Визуальный ряд Monaco хоть и предельно прост, но оставляет очень приятное впечатление: яркая, броская палитра и безупречный пиксель-арт создают стопроцентно узнаваемый облик — перепутать игру Шатца с чем-либо невозможно. Но атмосферу создает не столько визуальная сторона игры, сколько звуковое сопровождение. Адаптивный фортепианный саундтрек от Остина Уинтори (на минуточку — композитора Journey , получившего за свою работу «Грэмми») реагирует на обстановку: грозно марширует в моменты опасности и возвращается к расслабленным ритмам, когда тревога улеглась. Постоянно звучащая французская речь (на родном языке Дэвида Кейджа общаются между собой охранники и случайные прохожие) хоть и будет непонятна большинству игроков, но, тем не менее, тоже работает на атмосферу, придавая Monaco дополнительный шарм.

Уже сейчас можно спокойно заявить, что Monaco — одна из лучших независимых игр этого года. Тем, чьи лица при словах «инди» и «пиксель-арт» складываются в презрительную гримасу, равно как и не признающим мультиплеер мизантропам, в обязательном порядке стоит перешагнуть себя и попробовать эту игру в кооперативе. Честно говоря, мы даже не припомним, когда нам было так весело играть в команде.

Реиграбельность:

Классный сюжет:

Оригинальность:

Легко освоить:

Геймплей:

8

Графика:

8

Звук и музыка:

9

Интерфейс и управление:

7

Дождались?

Уникальный в своем роде кооперативный симулятор ограблений. Прекрасная игровая механика в минималистичном, но грамотном воплощении.

Рейтинг «Мании»: 8,0

«Отлично»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь