18 июня 2013
Обновлено 17.05.2023

Почта «Игромании»

Почта «Игромании» - изображение обложка

Светлана Померанцева

Почта «Игромании» - фото 1

Всем привет и чмоки-чмоки. Не пугайтесь, я не превратилась в каноническую блондинку с туповатым взглядом и надменным видом. Просто у меня очень хорошее настроение. Буквально пару часов назад, прямо перед тем, как мы с Алексеем засели работать над «Почтой», я допрошла новое «Метро» и теперь просто переполнена эмоциями. Давно не было таких интересных шутеров. А тут еще и наш, славянский. Огорчили только слегка скабрезные шуточки в адрес России, ну да ничего, я не в обиде. Давайте переходить прямо к вашим письмам, а то я еще долго могу про Last Light рассказывать.

Алексей Макаренков

Почта «Игромании» - фото 2

Приветствую. Пока Света играла в Last Light, я перепроходил Sanctum 2, так что по эмоциям мы с ней совпадаем, а вот по игре, к которой эти эмоции относятся, нет.

С вопросами в этот раз в «Почте», с одной стороны, полный порядок, с другой — все ответы получились, как бы это помягче выразиться… немаленькими. Много интересных писем из-за этого благополучно перекочевали на следующий номер. Не расстраивайтесь, в следующем месяце релизов будет уже не так много, а значит, освободится место в журнале и можно будет посвятить рубрике намного больше страниц и разобрать сразу с десяток интересных писем. Оставайтесь на связи и не кашляйте!

Удиви меня по-всякому

Должны ли игры поражать, удивлять и вызывать когнитивный диссонанс

Я интересуюсь игровой индустрией. Не просто играми, а всем явлением в комплексе. Читаю много отечественных и западных рецензий. Собственно, все, что есть на «Метакритике», перечитываю от и до. «Игроманию» покупаю, потому что считаю ее единственным изданием, оставшимся на отечественном рынке, где к описанию игр подходят с позиции взрослой журналистики, а не примитивного «вышла игра, сейчас мы про нее чавой-та напишем».

Так вот, к чему я это все. Даже у состоявшихся журналистов, и западных и отечественного розлива, в рецензиях часто проскакивает мысль, что игры обязаны удивлять. Если новая игра не содержит в себе никаких новых концепций, то ей зачастую за это даже оценки снижают. Но так ли уж это обязательно? Мне кажется, что подобный подход в корне неверен. Хотелось бы услышать ваше мнение на этот счет. В особенности интересует ответ Алексея и Светланы, поэтому и пишу на адрес рубрики «Почта». Будет приятно, если ответите в журнале; думаю, многие заметили то же, что и я. — Роман Щеглов

СВЕТЛАНА ПОМЕРАНЦЕВА

Знаете, Роман, я очень люблю, когда игры меня удивляют. В приятном смысле этого слова, разумеется. Я было хотела полностью с вами согласиться, но тут рядом сидит Алексей, который как раз «за вас, за вас». Поэтому пускай группой поддержки поработает он, а я выскажу аргумент против — он у меня тоже есть.

Бывает ситуация, когда новизна ощущений и даже в какой-то степени когнитивный диссонанс, которые должна вызывать игра, — могут и должны служить одним из критериев оценки. И ситуация эта — когда разработчики с самого начала делали упор на то, что их игра порушит все устои жанра, станет чуть ли не новой вехой, поломает привычные устои. И вот когда все это нам обещают, а потом выходит проект и оказывается, что ничего нового в нем нет, а есть лишь одни штампы, клише и клонирование от начала до конца… Вот в этом случае, я считаю, оценку можно и нужно снижать. Простите мне мою грубость, но чтобы другим не повадно было. Потому что ложь и обманутые ожидания — это худшее, что может быть в игровой индустрии.

АЛЕКСЕЙ МАКАРЕНКОВ

По мнению многих, игры просто обязаны удивлять! Вот обязательно должно быть так, чтобы шагу нельзя было ступить, обязательно что-то новое, доселе невиданное. И оценки игре такие люди выставляют, исходя из этого единственного критерия.

Когда я читаю подобные рецензии, я невольно задумываюсь, а что если бы игры были… ну, даже не знаю… скажем, женщинами. Погуляли вы, взявшись за руки, по ночному городу, посидели в ресторанчике, логично отправились пить чай в уютную квартирку… и вот она стоит перед вами абсолютно голая, а вы, скептически закинув ногу на ногу и подперев кулаком подбородок, начинаете морщить нос.

Э-э-э, дорогая, что-то у тебя руки всего две, сиськи тоже две, два уха и два глаза. И пупок какой-то стандартный — всего один. Хочу, чтобы восемь рук, три ноги, пять сосков и два пупка посередь лба. Не, дорогая, не удивила! Иди погуляй! Следующая!

А если не женщина, а, допустим, какое-нибудь время года… Что-то осень в этот раз какая-то нудная. Опять грачи улетели, листья опали, день все короче, грязь, слякоть, мракобесие. А скоро еще и эта белая дрянь с неба посыплется. Не, три балла из десяти. И графон не штырит.

Почта «Игромании» - фото 3

[[BULLET]] Вариаций на тему шахмат придумано множество (на картинке - игра Battle vs. Chess), но самой популярной как была классическая концепция, так и остается.

Я не против того, чтобы игры удивляли, и это просто замечательно, если они это делают. Но, согласитесь, странно использовать новизну ощущений как единственное мерило качества. Если игра дарит нам абсолютно новый игровой опыт — это замечательно. Но разве сотни прекрасных игр становятся хуже от того, что сделаны по стандартным лекалам? Да ни в жизнь! Существует масса других ориентиров и критериев.

Скажу больше. Существует множество жанров и игровых направлений, в которых попытки изменить базовые принципы геймплея приводят к самым плачевным результатам. Сколько ни пытались видоизменить «Тетрис» или «Пакмена», все равно лучшими остаются варианты, сделанные без сильного отступления от базовой концепции.

Почта «Игромании» - фото 4

[[BULLET]] Army of Two: The Devil’s Cartel - классический пример игры, не оправдавшей ожиданий.

Но это, конечно, слишком простые примеры. Но те же файтинги, несмотря на кажущееся внешнее разнообразие, в основе своей очень консервативны. Комбо, чарджи, паттерны, фреймы, прожектайлы… Базис был заложен черт знает когда и с тех пор практически не менялся. А все, кто пытается соскочить с рельс, в итоге создают уродливые выкидыши — без глубины, без системы, без, собственно, файтинга. Сплошное сотрясание воздуха.

Шахматам — полторы тысячи лет, но что-то никто не жалуется, что правила как-то поднадоели. Никто не пытается добавить к привычным пешкам, коням, слонам и прочим фигурам каких-нибудь бармаглотов, ходящих зигзагом и выкашивающих противника фекальными струями из глаз. Это просто не нужно. Потому что основы игры — превосходны. Можно расслабиться и получать удовольствие.

Так же и в видеоиграх. Если есть монолитная концепция, то нужно только грамотно ей воспользоваться. И тут речь уже идет не о придумывании чего-то нового, а о внимании к деталям, но об этом мы поговорим в следующем номере.

Презентация Xbox One

Microsoft облажалась, но всё делает правильно

Сразу после презентации Xbox One в редакцию валом повалили вопросы, что лично мы со Светой думаем про новую консоль. В общем-то, многое мы уже написали в блоге на сайте, но поскольку туда заходят далеко не все наши читатели, то решили опубликовать этот текст и в журнале. Благо он тематически никак не пересекается с нашим основным материалом о новой консоли, который опубликован в разделе «Не одной строкой». Заодно мы немного дополнили текст и сделали его более актуальным.

К презентации новой консоли от Microsoft мы со Светой готовились заранее. Освободили время, договорились встретиться и в уютной домашней обстановке смотреть показ, посасывая оранджус, закусывая марципаном и неспешно смакуя детали приставки.

И, как это часто бывает, когда долго чего-то ждешь и готовишься, все пошло наперекосяк. Света застряла в чудовищной пробке на Волгоградке, а я, решив после двух бессонных рабочих ночей подремать буквально минут двадцать перед началом священнодейства, вырубился на полтора часа.

В результате все смотрели уже в записи. Ну, что вам сказать…

По уши в…

В общем-то, читайте подзаголовок. Microsoft лихо села в лужу. Настоящая хроника пикирующего бомбардировщика, акции компании после презентации вошли в штопор (ничего критичного, но просели, чего уж тут), а акции Sony, наоборот, испытали легкую экономическую эрекцию.

Но, несмотря на это, Microsoft — ни разу не шучу! — все делает абсолютно верно.

Почта «Игромании» - фото 5

[[BULLET]] Если кто-то думает, что эра Xbox 360 и вообще консолей текущего поколения закончится в конце этого года, с выходом некстгена, то спешим вас успокоить. «Старушки» еще долго будут тянуть узду, и для них будут выходить игры. Мы бы даже сказали так: выход консолей нового поколения — это самое время купить консоль предыдущего, если ее у вас еще нет. Тонны превосходных и уже не очень дорогих игр, отлаженная экосистема и наверняка отличные скидки на сами консоли после выхода новых.

Я лично про новую консоль хотел узнать главное — что на ней будет мощная экосистема, в которой можно будет вариться. И я это увидел. Намного более отчетливо, чем на презентации PS 4. Там, где у Sony были невнятные заигрывания с социальными функциями и пока технически неопределенные возможности взаимодействия с друзьями, у Microsoft была конкретика.

Вот вам быстрое переключение между кино, музыкой и играми. Вот голосовое управление. Вот возможность подключить друзей через «Скайп» прямо во время просмотра фильма. Вот проапгреженный «Кинект», мутировавший из необязательного и, давайте честно, сомнительного аксессуара в неотъемлемую часть консоли, — даже пульс, зараза такая, определяет. Вот перелопаченный дашборд, окончательно замаскировавшийся под систему планшетных приложений. Вот переключение каналов без всякого пульта.

Почта «Игромании» - фото 6

[[BULLET]] Заниматься сексом в борделе — сто долларов. Наблюдать за занимающимися сексом — двести. Наблюдать за наблюдающим — триста! Самые умные фотографы снимали на презентации не саму консоль, а журналистов, ее фотографирующих. Зрелище завораживающее.

Все предельно четко, доходчиво и… невообразимо скучно. Но именно в первых двадцати минутах презентации — там, где зрители недоуменно морщили лбы и давили зевоту, — зарыто самое главное. Домашние консоли давным-давно перестали быть просто куском железа только для игр, превратившись в домашние мультимедийные центры. И теперь Microsoft заходит на новый виток именно на этой — мультимедийной — эволюционной спирали.

Вторник — tuesday. Среда — environment

Не все осознали, а некоторые просто пропустили мимо ушей — но! Xbox One, если все пойдет гладко, может подмять под себя и похоронить ко всем чертям SmartTV и IP-телевидение. Все эти «умные телевизоры», которые каждый разработчик сейчас варганит на свой вкус… получается в основном позорище, с интерфейсами, разработанными клишерукими гамадрилами.

Почта «Игромании» - фото 7

[[BULLET]] Quantum Break — на данный момент самая перспективная разработка для новой консоли. Remedy веников не вяжут. А если и вяжут, то у них получаются превосходные, восхитительные веники. Но пока про игру известно настолько мало, что все называют ее просто «игра про мост, баржу и их преданную любовь».

А One пытается, по сути, задать некий единый стандарт. Покупаешь консоль и получаешь возможность взаимодействовать с телевидением, играми, музыкой и кто его знает, чем еще, с помощью простых и понятных средств. Вот вам чатик, вот вам «скайпик», вот вам комментарии в ленте, вот интересы ваших друзей, а вот их достижения в играх… И все это в едином треде.

Смотрите спортивную трансляцию? Xbox One по вашему желанию покажет вам статистику матча, даст сводку на конкретного игрока… мозг сразу рисует картинку дальше. Предсказания аналитиков в отдельном окне, выход на тотализаторы, трансляции из спортбаров. Навернуть можно всякого.

И речь ведь не только о спортивных трансляциях. Информация по актерам во время просмотра фильмов. Возможность находить похожие передачи по заданной тематике. Прямо вижу, как какой-нибудь фанат порнухи во время очередного просмотра тыкает пальцем («Кинект» же!) в симпатичную попку, дрожащим голосом произносит «ого какая!», и Xbox, заслышав привычную команду, тут же сообщает, кому данная попка принадлежит, где еще на нее можно посмотреть и стоит ли это делать, если, скажем, конкретно этот порнофил не уважает садомазо.

Почта «Игромании» - фото 8

[[BULLET]] Так выглядит Xbox One. Все верно: рубленые формы, никаких зализанных углов. В общем, настоящий видеомагнитофон из начала девяностых. Осталось только придумать картриджи в виде видеокассет, и сходство будет стопроцентным. Зато в комплекте сразу идет «Кинект». Да не абы какой, а второго поколения.

Возможностей — море. Среда! Microsoft делает удобную среду для общения обо всем, что можно вытворять на экране телевизора. Создает единое информационное поле, в котором каждый сможет найти что-то интересное для себя. И это самое важное, что было на презентации. Надо было только это разглядеть.

Детские проблемы

Тут, правда, возникает одна серьезная проблема, актуальная для самых маленьких наших читателей. С одной стороны, уговорить родителей купить новый «Ящик» будет значительно проще — ведь он окончательно и бесповоротно стал «не только про игры». С другой — это как просить: «Пап, купи мне радиоуправляемый вертолетик». Папа, без базара, купит. Только и играться будет в основном сам. А вот как обстоят дела в новом Xbox с распараллеливанием потоков — пока непонятно.

Можно ли будет, например, одновременно играть на плазме, смотреть кинцо на кухне и чатиться на мониторе? Семья — дело такое, клювом щелкать нельзя.

А вот и слив

После безмерно скучной, но очень важной первой части презентация превратилась в откровенный слив. Потому что чего все игроки ждали от Microsoft? Конечно, крутых анонсов и геймплея. А что было? Линейка спортивного угара c эксклюзивными элементами от EA — важно, но мало. Новая Forza — хорошая серия, но ни разу не из продающих консоль. Таранящая мост баржа от Remedy: проект, если что, называется Quantum Break, и про него после презентации стало известно то, что про него ни черта не известно.

Почта «Игромании» - фото 9

[[BULLET]] Новому геймпаду уже многие пропели дифирамбы. А вот мы пока поостережемся. Эргономика штука тонкая: пока сам в руках не подержишь, совершенно непонятно, удобно или нет.

На анонсе «нового Halo» сердце у многих засбоило. Ага, размечтались. Киносериал. Хоть и от Спилберга.

Про NFL рассказали побольше, но внимательно слушали только американцы, потому что весь остальной мир — он про FIFA, а не про метание кожаной дыни.

И завершилось все демонстрацией геймплея и боевой собаки-улыбаки из CoD: Ghosts. Игры давно перестали быть про графон, а стали про сюжет и детали, но мы все очень ждали, когда же «Колда» переедет на новый «инджайн». Переехала. И что? У нас тут некстген, а CoD на новом движке выглядит хуже, чем Battlefield 3 (про BF 4 вообще молчу). Едрицкая пассатижа!

Недостаток информации про игры и малое число анонсов — объяснимы и понятны. На носу E3, где все и случится. Ясно, что весь жир Microsoft припасла для выставки. Но по факту презентация получилась скомканной и странной. Первая половина — занудная, а вторая — без громких серьезных анонсов и почти без геймплея. Приехали! Хватай мешки, вокзал отходит.

Отсюда и проседание акций, и общее недовольство. Мероприятие действительно получилось слабым. Информацию надо было высматривать с микроскопом. Но, откровенно говоря… Лучше слабая презентация сейчас, но отличная консоль к концу года, чем наоборот. А за ширмой видеоряда я лично увидел очень перспективную разработку.

И знаете, что еще? Microsoft умудрилась построить презентацию так, что мне захотелось купить новый Xbox, даже если на старте к нему не выйдет вообще ни одной игры. Это звучит чудовищно и парадоксально, но, похоже, именно к этому все и идет. Игровая консоль, которую можно брать, даже если на собственно игры ты с высокой колокольни здоровенный болт клал.

И, как мне кажется, это единственно верный путь для нового поколения консолей, чтобы не стать последним.

Игромания +

Можно ли сейчас делать новый игровой журнал и выстрелит ли он

Я давний фанат «Игромании» — с малых лет читаю издание. Еще с тех выпусков, когда вы вместе со Светланой Померанцевой только начали отвечать на письма читателей. И вот за все время у меня появился к вам вопрос. Очень хотелось бы получить ваши комментарии или даже советы, чем вы окажете нам огромную помощь, по одному вопросу.

Суть: есть небольшая креативная команда (студенты медиафакультета), от имени которых я пишу, есть курсовой учебный проект журнала игровой тематики. Наша главная проблема — определение целевой аудитории. Наш декан (куратор проекта), прекрасно подкованный как в области проектной деятельности, так и печатных медиа, считает, что если делать журнал исключительно игровой тематики, то получится «Игромания №2» в уже занятой нише, некий очередной клон, посему предлагает сделать упор исключительно на разработчиков игр, а саму тематику— геймдев.

Однако такая идея, по-моему, несколько утопична, т.к. геймдевелоперы практически не используют традиционные медиа (отдают предпочтение сетевым). Немного полемики с деканом привело к тому, что он посоветовал спросить вашего мнения по этому поводу как у главреда самого лучшего и популярного игрового журнала России и, наверное, СНГ.

Собственно, сам вопрос: будет ли аудитория у журнала, который описывает только геймдев, или же более целесообразно сделать журнал про игры, изюминкой которого будет большая часть материала про геймдев, ведь таким образом целевая аудитория шире? Какую тематику выбрать более целесообразно? — Олег Лисицын

АЛЕКСЕЙ МАКАРЕНКОВ

Приветствую, Олег. Про «клоны» ваш декан, безусловно, прав. Такой вариант сейчас — в условиях стагнации и даже затухания рынка — не сработает. В лучшем случае клон перетянет мизерную аудиторию у других участников, но и только. Писать про геймдев, увы, тоже не вариант. Потому что просто отличаться от остальных — недостаточное условие для успеха. Нужно выделиться так, чтобы тебя покупали.

Давайте немного преувеличу ситуацию: можно сделать журнал про игры, большая часть которого будет посвящена цвету носков разработчиков. Выделились? Безусловно. Будет ли кто-то покупать — вряд ли.

С геймдевом аналогично. Если вы читали «Игроманию» хотя бы лет пять назад (а судя по вашим высказываниям, читали), то наверняка помните рубрику «Игрострой». Я был ее редактором. И она — среди прочих нестандартных разделов — была важной фишкой журнала, его конкурентным преимуществом. Но потом мы от нее отказались. Потому что, во-первых, народ в целом начал куда меньше увлекаться редакторами/конструкторами/языками программирования. Прошла эта волна. Плюс разработчики, наконец, начали нормальные инструкции к своим инструментам делать — это значимость статей-уроков также снизило. А потом YouTube и профильные фанатские сайты забили последний гвоздь в крышку игрострой-гроба.

Во-вторых, те из читателей, кто никогда и не интересовался геймдевом, перестали понимать, зачем столько журнального места под него отводится. Когда это было трендом, они мыслили примерно так: «Ну, хорошо, я не читаю про техническую сторону геймдева, но в моем любимом журнале есть такой раздел, он трендовый, и понятно, почему про это пишут, — многие ведь увлекаются».

А потом тренд прошел, и люди стали думать уже иначе: «Какого черта редакция отводит столько места под технуху с непонятными числами и строчками программного кода, которой мало кто интересуется, вместо того чтобы публиковать интересное чтиво для всех». Так из журнала исчез «Игрострой» (а также «Антихакер», раздел рубрики «Интернет» про создание сайтов и прочие технические материалы).

Создать журнал про геймдев — можно, и он будет отличаться от всего остального. Но читать его будут полторы калеки, которым это интересно. Утрирую, конечно, не полторы… Возможно, аудиторию в тысячу-полторы удастся собрать. Но и только. Делать коммерчески успешный журнал на таком тираже — невозможно.

Если же вы будете писать про геймдев, но при этом делать акцент не на технухе, а на разговорах с разработчиками об играх (как бы это ведь тоже можно назвать геймдевом), то выделиться уже не получится, потому что все… хорошо, не все… но как минимум «Игромания» такие статьи публикует каждый номер, и не по одной штуке. Посмотрите любой выпуск — там почти все превью основаны на живых беседах с разрабами, и про тонкости девелопинга мы тоже с ними беседуем. Не вдаваясь в совсем уж сложные технические детали, которые обычному игроку не очень интересны.

Вы правильно понимаете, что нужно придумать фишку, которая будет отличать новый журнал от конкурентов. Только фишку надо придумывать правильно. Такую, чтобы все захотели купить. Самое забавное, даже когда вы такую фишку придумаете и даже если удастся запустить и сделать успешным такой журнал, то вы рано или поздно от нее, скорее всего, откажетесь. Либо перестанете делать на ней слишком уж мощный акцент. Стандартное эволюционное развитие — узкоспециализированные виды в условиях динамической среды неконкурентоспособны.

СВЕТЛАНА ПОМЕРАНЦЕВА

Алексей ответил по конкретике, а я добавлю от себя немного общей информации.

Игровая журналистика давно переросла стадию, когда можно, просто интересуясь играми, взять и начать делать на коленке новый журнал. Проблемы будут везде. От невозможности нормально выйти на распространителей до получения информации: разработчики и издатели просто не будут предоставлять эксклюзивную информацию неизвестному изданию.

Но многое, разумеется, завязано на личные отношения. То есть, чтобы сделать новый игровой журнал, нужно как минимум вариться внутри тусовки, быть в курсе всех событий и главное — быть в хороших отношениях с людьми, которые могут помочь в получении информации, налаживании контактов и т.д. и т.п.

Из всего, что я уже сказала, следует предельно логичный вывод: если хочется когда-нибудь сделать собственный журнал об играх, то сначала нужно поработать в журнале, уже существующем. Без этого никуда.

Наши призы

Традиционно мы премируем авторов самых интересных писем. Поскольку и в этот раз все письма у нас очень-очень интересные, то и призы получают все.

Почта «Игромании» - фото 10

Письмо «Удиви меня по-всякому». Приз — отличный смартфон Sony Xperia SP под управлением Android 4.1. 4,6-дюймовый HD-экран с разрешением 720p и технологией Mobile BRAVIA Engine 2. Функция беспроводной передачи контента «в одно касание» на базе технологии NFC позволяет быстро выводить изображение на телевизор и проигрывать музыку на внешних устройствах. Поддержка стандарта 4G LTE. Настраиваемая прозрачная вставка, оповещающая о входящих сообщениях и звонках изменением своего цвета. Также подсветку можно настроить в такт проигрываемой музыке. Быстрая 8-мегапиксельная камера с сенсором Exmor RS, поддержкой HDR и режимом Superior Auto для получения отличных снимков даже в темное время суток или при ярком контровом свете. Режим энергосбережения STAМINA, позволяющий увеличить время автономной работы.

Почта «Игромании» - фото 11

Поскольку конкретного автора письма «Презентация Xbox One» нет, мы отдаем приз тому, кто первым прислал нам вопрос про новую консоль. А это была — Анна Беляева, которая получает игровую клавиатуру ROCCAT Isku FX с многоцветной подсветкой клавиш, отличной опорой под запястье и абсолютно нескользким основанием (проверили в редакции на самом скользком столе). Анна, пользуйтесь на здоровье!

Почта «Игромании» - фото 12

Письмо «Игромания +». Олег Лисицын получает в качестве приза набор из игровой мыши ROCCAT Kone Pure и коврика ROCCAT Taito (Света лично протестировала — отличный ковер).

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь