11 июля 2013Спец
Обновлено 17.05.2023

Wii U: жизнь после релиза

Wii U: жизнь после релиза - изображение обложка
Wii U: жизнь после релиза - фото 1

Nintendo часто рискует, делая ставку на новые технологии. Именно она придумала портативную консоль DS с двумя экранами, она начала массово внедрять управление с помощью motion-контроллеров и 3D-технологии на мобильных платформах. И хотя критики порой скептически относились к изобретениям японской компании, все они — выстреливали.

И Wii, и 3DS стали бестселлерами, а DS и вовсе завоевала титул самой продаваемой портативной консоли в истории. Wii U, в отличие от 3DS, резво стартовала, но быстро забуксовала и вряд ли сумеет повторить успех предшественницы — Wii. Почему? Есть ли шанс исправить положение? Кратко ответить на эти вопросы получится едва ли.

Wii U: жизнь после релиза - фото 2

► Несмотря на все проблемы, Сатору Ивата гордится детищем своей компании.

Новых анонсов от Nintendo ждали все — владельцы Wii U, аналитики, независимые разработчики и издатели, у которых накопилась уйма вопросов. И в июньском выпуске Direct, прошедшем параллельно с E3, компания в самом деле показала свой план спасения Wii U и поведала, каким видит будущее консоли и игр для нее.

Wii U в цифрах и фактах

Wii U: жизнь после релиза - фото 3

► Исайя-Трифорс Джонсон, самый преданный поклонник Nintendo, стал первым покупателем Wii U.

Продажи Wii U начались в США 18 ноября. Тридцатого числа консоль добралась до европейских магазинов, а в России появилась лишь 21 декабря. Стартовала консоль удачно — за первую неделю в США было продано 425 тысяч копий. Для сравнения — на старте продаж Wii было реализовано 476 тысяч копий за семь дней. Xbox 360 тоже продавалась в США сравнимыми темпами (326 тысяч копий за пять дней), а PlayStation 3 из-за непомерно высокой цены (599 $) за девять дней ушло всего 197 тысяч копий. Не отставала Wii U от предшественницы и по части продажи игр — на каждую купленную консоль в среднем приходилось по две игры (с учетом тех, что шли в комплекте). Аналогичный показатель для Xbox 360 и PlayStation 3 в первые несколько дней после старта — 3,9 и 1,1 игра на одну проданную консоль, так что результат Wii U вполне можно считать неким эталоном.

Любопытный факт: дорогая Deluxe-версия Wii U в среднем продавалась в США в три раза лучше более доступного издания Basic. Основная причина в том, что Basic при достаточно высокой цене комплектовалась жестким диском всего на 8 ГБ против 32 ГБ у Deluxe. А Wii U поддерживает только жесткие диски с собственным источником питания, отнюдь не дешевые, так что дополнительные гигабайты лишними не были.

Однако после первоначального всплеска продажи Wii U начали медленно, но неуклонно снижаться. Так, уже в апреле 2013 года в США купили лишь 40 тысяч консолей. На конец первого квартала в мире было продано 3,45 миллиона копий Wii U, но значительная часть продаж пришлась на конец прошлого года. Продажи Wii за аналогичный период составили 5,84 миллиона экземпляров, однако на эту цифру ориентироваться не стоит — консоль продавалась неправдоподобно хорошо. Зато можно посмотреть на результаты консолей Microsoft и Sony. За первый год соперники Nintendo продали 5,9 миллионов Xbox 360 и 6 миллионов PlayStation 3. Выводы сделать несложно.

Она такая же, как все

Ошибка первая — позиционирование. Многих ввело в заблуждение название консоли. Некоторые даже воспринимали Wii U не как новую платформу, а как переделанную Wii. И если Wii была по-своему уникальна, то о Wii U этого уже не скажешь. Рассказывая о Wii U, Nintendo делала упор на контроллер со встроенным дисплеем, на который можно транслировать изображение и выводить дополнительную информацию. Но наглядных примеров использования GamePad в играх остро не хватало, поэтому многие сочли его любопытной, но большой, тяжелой и не такой уж нужной игрушкой. По части железа ощутимых преимуществ у Wii U нет — по производительности она превосходит Wii, но примерно сопоставима с PS3 и Xbox 360.

Позже президент Nintendo Сатору Ивата вынужден был признать, что компания совершила ряд стратегических просчетов. « Мы виноваты. Мы расслабились, забыли о маркетинге, и многие пользователи до сих пор не понимают, чем хороша Wii U. Поскольку мы всегда стараемся предлагать уникальные продукты, нам приходится тратить силы на то, чтобы объяснить потенциальным покупателям сильные стороны нашего предложения », — сказал глава Nintendo.

К тому же запуск Wii U омрачили технические проблемы. Первые покупатели обнаружили, что консоль не работает: первым делом им пришлось качать огромное обновление. Его загрузка занимала два-три часа. Самым нетерпеливым пользователям, отключившим Wii U в процессе обновления, не повезло больше всех — после консоль просто отказалась загружаться. На Nintendo обрушился шквал критики, и главе компании пришлось публично извиняться. « Я считаю, что у игроков должна быть возможность испробовать абсолютно все, на что способна консоль, сразу как они достанут ее из коробки. Поэтому я хочу принести личные извинения за то, что не все сервисы были доступны на запуске Wii U, а пользователям приходилось долго ждать, когда консоль загрузит последнее обновление », — сказал Сатору Ивата.

Смазанный старт можно бы простить, если б на Wii U было все в порядке с играми. Однако и с ними возникли проблемы — как на старте, так и спустя несколько месяцев после него.

Никто не хотел рисковать

Wii U: жизнь после релиза - фото 4

► Неутомимый водопроводчик Марио — по-прежнему главное оружие Nintendo.

Стартовая линейка игр для Wii U получилась слабоватой, хотя это и общая беда почти всех консолей. В первый месяц на Wii U вышли 007 Legends, Assassin’s Creed 3, Batman: Arkham City Armored Edition, Call of Duty: Black Ops 2, Darksiders 2, Disney Epic Mickey 2: The Power of Two, FIFA 13, Mass Effect 3: Special Edition, New Super Mario Bros. U, Nintendo Land, Trine 2: Director’s Cut, Just Dance 4, ZombiU и другие.

Бегло пробежавшись по списку, вы увидите, что ставка была сделана на проекты, ранее выпущенные на других платформах. А вот игр от самой Nintendo в стартовой линейке — разве что New Super Mario Bros. U и Nintendo Land. Напомним, к запуску Wii компания в свое время подготовила The Legend of Zelda: Twilight Princess, Wii Play, Wii Sports и WarioWare: Smooth Moves , хотя большая их часть представляла собой сборники мини-игр. Так что в этом вопросе между Wii и Wii U паритет. Эксклюзив от сторонних разработчиков в стартовой линейке Wii U всего один — шутер ZombiU.

Желтая майка лидера

[[VIDEOSPOILERID_187391]]

Учитывая вялые продажи Wii U, нечего удивляться, что и игры для этой консоли не становятся бестселлерами. Однако и среди них есть проекты, однозначно заслуживающие внимания.

Nintendo Land. Своеобразный парк развлечений для поклонников Nintendo. Набор из дюжины игр, рассчитанных как на одиночное прохождение, так и на мультиплеер. Основная задача этих простеньких, но увлекательных аркад — показать возможности контроллера GamePad. Главный бестселлер с мировыми продажами в 2,6 миллиона копий. Секрет прост — Nintendo Land продавалась в комплекте с Wii U.


New Super Mario Bros. U. Продолжение классического сериала Nintendo, с графикой высокого разрешения и возможностью транслировать изображение с телевизора прямо на встроенный в GamePad дисплей. Второй по продажам проект для Wii U с результатом в 2,15 миллиона копий.


ZombiU — один из немногих эксклюзивов для Wii U от сторонних разработчиков и просто хорошая игра, рассказывающая о выживании в захваченном зомби Лондоне. К тому же ZombiU активно использует все возможности новой консоли. Результат игры на сегодняшний день — 450 тысяч проданных копий.


Lego City Undercover. Еще один заслуживающий внимания эксклюзив от Traveller’s Tales и Warner Bros. Симпатичный боевик, рассказывающий о подвигах игрушечного LEGO-полицейского в огромном LEGO-городе. Безумные миссии, интересный сюжет и никакой крови и насилия. В активе игры 350 тысяч проданных копий.


Monster Hunter 3 Ultimate. Продолжение популярной серии, в которой герои охотятся на огромных монстров, при переносе на Wii U наконец-то обрело HD-графику. А появление новых чудовищ не прошло мимо внимания любителей Monster Hunter. Как результат — почти 400 тысяч проданных копий и небольшая, но преданная армия поклонников, играющих на Wii U.


Disney Epic Mickey 2: The Power of Two. В этом платформере у Микки появился напарник — кролик Освальд. Игровой процесс построен на сочетании способностей героев — у одного есть волшебная кисточка, а другой умеет управлять электричеством. Ни критики, ни покупатели не оценили идеи разработчиков, к тому же реализованы те были не вполне удачно. Лучшее тому доказательство — 110 тысяч проданных копий на Wii U. К слову, после провала Epic Mickey 2 Disney решила закрыть студию Уоррена Спектора. Но попробовать игру стоит — подобных проектов на рынке почти нет.

Wii U: жизнь после релиза - фото 5

► Микки-Маус потопил студию Уоррена Спектора.

Nintendo пока не удалось наладить отношения с крупнейшими издателями — они либо вовсе игнорируют Wii U, либо отказываются делать для нее эксклюзивы. Например, Activision так и не решила, стоит ли выпускать на Wii U шутер Call of Duty: Ghosts. В сомнениях пребывают и руководители Electronic Arts. Сперва представитель компании Джефф Браун заявил, что ЕА отказывается от создания игр для Wii U. Затем эту информацию опровергли: ЕА будет выпускать игры для Wii U, но главные хиты компании на этой консоли не появятся.

[[VIDEOID_10238]]

Electronic Arts, к слову, стала одним из немногих издателей, поддержавших Wii U на старте. Тогдашний исполнительный директор компании Джон Ричитьелло отзывался о консоли очень тепло. Летом 2011 года в одном из интервью он заявил, что считает идею контроллера со встроенным дисплеем очень удачной. « Мы только начинаем осознавать, что именно получится создать с его помощью. На Wii U явно можно придумать много интересного », — сказал Ричитьелло. В стартовую линейку новой платформы Nintendo вошли несколько игр ЕА, в том числе Mass Effect 3 и FIFA 13. Теперь же на Wii U не будет ни новой FIFA , ни Need for Speed.

Президент EA Labels Фрэнк Гибо считает, что главная проблема Nintendo — недостаточно высокие продажи Wii U. « Они могут исправить положение лишь одним способом: продавая больше консолей. Мы — рациональная компания и работаем там, где есть аудитория. Мы работаем с теми платформами, для которых можем сделать хорошую игру, где есть большая аудитория и где мы можем заработать деньги. Мы выпустили на Wii U четыре игры — Madden , FIFA, Need for Speed и Mass Effect. Последняя часть Need for Speed собрала хорошие отзывы на сайте Metacritic. Это хорошая игра. При этом мы не просто перенесли ее на Wii U, а позаботились о том, чтобы все функции работали должным образом. Игра плохо продается лишь потому, что консолей слишком мало», — сказал Гибо.

[[VIDEOID_10750]]

Разочаровался в Wii U и другой союзник Nintendo — Ubisoft. Французская компания не только анонсировала для Wii U свои ключевые проекты Assassin’s Creed 4 и Watch Dogs , но и выпустила один из главных эксклюзивов для консоли — зомби-шутер ZombiU. Игра должна была в полной мере продемонстрировать все преимущества главной фишки Wii U — геймпада со встроенным дисплеем, на который можно выводить инвентарь и карту. Кроме того, сенсорный экран GamePad использовался для мини-игр — например, взлома замков. Перемещая контроллер, игрок мог сканировать окружающее героя пространство и искать полезные предметы. Были люди, которые купили Wii U только ради ZombiU и не разочаровались.

Но те времена остались в прошлом. На сегодняшний день Ubisoft не готова делать для консоли Nintendo новые эксклюзивы. Об этом открыто заявил исполнительный директор компании Ив Гиймо. « Им нужно продавать больше консолей », — отрезал он. Именно поэтому платформер Rayman Legends перестал быть эксклюзивом для Wii U — игра появится на консолях Sony и Microsoft.

[[VIDEOID_10409]]

Небольшие независимые команды тоже не спешат выпускать игры на Wii U, ведь они рискуют вдвойне. Статистика показывает, что на платформах Nintendo лучше всего продаются игры внутренних студий компании — они лидируют в хит-парадах с огромным отрывом, а остальные разработчики могут рассчитывать на куда более скромные результаты. Учитывая низкие продажи самой Wii U, шанс на то, что проект независимой команды для консоли Nintendo окупится, невелик. И если издательство калибра EA еще может безболезненно пережить убытки, то для небольшой студии они могут стать фатальными.

Конечно, Nintendo обещает наладить работу с инди-разработчиками, но пока компанию поддерживают единицы. Например, Pencil Test Studios решила выпустить на Wii U квест Armikrog — духовный наследник знаменитой The Neverhood. Но этот случай — исключение, подтверждающее общую тенденцию.

Разработчиков настораживают не только скромные продажи, но и технические проблемы. Именно по этой причине от создания игр для консоли отказалась DICE. Опыты студии показали, что движок Frostbite 3 просто не может корректно работать на Wii U. А ведь Frostbite 3 — это не только Battlefield 4 , но и Need for Speed: Rivals , Dragon Age 3 и почти вся линейка будущих хитов ЕА, которые увидят свет в ближайшие несколько лет. Поэтому, когда пресса и аналитики говорят, что и без того плачевная ситуация с играми на Wii U в будущем еще ухудшится, за этими словами стоят реальные факты.

На себя надейся…

Возникает порочный круг. Чтобы продавать консоль, нужны игры. Но никто не хочет делать игры для консоли, которая плохо продается.

Wii U: жизнь после релиза - фото 6

► Хочешь сделать что-то хорошо — сделай это сам. Вот и Сатору Ивата решил лично заняться проблемами Wii U в США.

Nintendo активно ищет выход. И один из признаков назревающих перемен — назначение президента компании Сатору Иваты на должность исполнительного директора американского отделения Nintendo. Первым его шагом стало сокращение издержек американского офиса. Например, он отменил пресс-конференцию в рамках E3-2013, сделав ставку на несколько небольших тематических мероприятий.

Кроме того, новый исполнительный директор Nintendo of America будет работать над продвижением консолей компании в США, где позиции Wii U традиционно слабы. Одна из его задач — переговоры с потенциальными партнерами из числа разработчиков и издателей. К тому же компания пытается развивать направления, которым раньше уделяла слишком мало внимания. Речь идет, в частности, о социальных сервисах. В конце апреля владельцы РС и мобильных устройств наконец-то получили доступ к социальной сети Miiverse.

Сатору Ивата видит лишь один выход: Nintendo должна самостоятельно стимулировать продажи Wii U за счет игр внутренних студий, а потом консолью вновь заинтересуются и сторонние команды. « Наша основная задача — до конца года повысить динамику продаж Wii U, после чего мы постараемся договориться о выпуске на консоли игр от сторонних разработчиков. Я верю, что поддержка сторонних студий для Wii U очень важна, и я очень хочу изменить сложившуюся ситуацию », — заявил Ивата.

[[VIDEOID_11185]]

То, что главная надежда Nintendo — она сама, показала и прошедшая в Лос-Анджелесе Е3-2013. В рамках очередного выпуска Direct Nintendo говорила в основном о проектах своих внутренних студий. Super Mario 3D World, Mario Kart 8, Donkey Kong Country: Tropical Freeze, The Legend of Zelda: Wind Waker, Wii Party U и Wii Fit U — именно на эти игры Nintendo делает ставку на ближайший год.

Но хорошо, что компания, несмотря на свалившиеся на ее голову неприятности, не зацикливается на традиционных сериях, приносящих стабильный доход. Даже если вы на дух не переносите Марио и Линка, Wii U можно купить и ради других игр. Например, ради Bayonetta 2 , которая на других платформах не появится.

Марио на перепутье

Каковы же возможные варианты развития событий?

Сценарий первый. Nintendo последует примеру Sega , откажется от производства собственных консолей (как минимум, домашних) и сосредоточится исключительно на играх. Такую версию высказал Клифф Блежински.

Wii U: жизнь после релиза - фото 7

► Клифф Блежински считает, что Wii U станет для Nintendo тем же, чем Dreamcast стала для Sega, — последней домашней консолью.

« Индустрия сегодня переживает эпоху перемен, и я не исключаю, что Nintendo попадет в ситуацию, в которой дальнейшее развитие будет возможно лишь если компания сосредоточится исключительно на создании игр. Мне кажется, Nintendo не выдержит конкуренции с Sony и Microsoft », — считает Блежински.

Впрочем, это маловероятно — хоть Wii U и далеко до успехов предшественницы, консоль все-таки приносит прибыль, да и запас прочности у компании есть — за счет одного только бестселлера 3DS она легко может пережить небольшой финансовый кризис, не меняя кардинально свою стратегию.

Поэтому немного более реалистичен второй сценарий. У Nintendo своя, и довольно широкая, аудитория, которая покупает консоли в первую очередь ради Mario, Zelda, Pokemon и Donkey Kong. Она может вынужденно сделать ставку на этих лояльных покупателей и отказаться от поиска сторонних разработчиков. Однако это тупиковый путь для компании, которая хочет расти и развиваться, и он вряд ли устроит руководителей Nintendo.

Наконец, сценарий третий. У Nintendo еще есть шанс вернуть доверие издателей и разработчиков, которые с готовностью будут делать для Wii U эксклюзивы. Нужно лишь подстегнуть продажи.

Как это сделать? Проще и эффективнее всего — снизив цену. В свое время этот прием сработал безотказно. Аналогичные проблемы на старте были и у 3DS — игр не хватало, а продажи признавали провальными. Но ситуация резко изменилась спустя несколько месяцев после старта, когда Nintendo значительно снизила цену. Тут же серьезно возросло количество желающих купить консоль и желающих делать для нее игры. Сегодня 3DS — стопроцентный хит, который легко бьет рекорды своей предшественницы DS.

Однако снижать цену на Wii U Nintendo пока не собирается, о чем неоднократно говорил Сатору Ивата. Возможно, он считает, что время для крайних мер еще не пришло.

В случае с Wii U Nintendo очутилась в непростом положении, но компания уже не раз доказывала, что умеет превращать поражение в победу, — достаточно вспомнить все ту же 3DS. Пока Nintendo работает по второму сценарию, полагаясь в основном на свои силы и надеясь, что за счет выпуска нескольких эксклюзивов ей удастся улучшить динамику продаж. Ресурсы компании это вполне позволяют.

Мы верим, что предсказание Клиффа Блежински не сбудется и трио производителей консолей не превратится в дуэт.

P.S. Буквально за несколько часов до публикации этого материала, Сигеру Миямото объявил, что работает над принципиально новой игрой для Wii U. Стало быть, все идет так, как надо.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь