Настоящее и будущее League of Legends на большой сцене

Настоящее и будущее League of Legends на большой сцене

Спец — Настоящее и будущее League of Legends на большой сцене
Рассматриваем последние тенденции в киберспорте на примере LoL. Смогут ли Dota 2 и League of Legends существовать вместе?
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Спец
Настоящее и будущее League of Legends на большой сцене

С 21 по 23 июня в Москве в одно время и в одном месте с матчами LCS прошел первый официальный турнир СНГ по League of Legends. Это мероприятие в пух и прах разбило сразу два мифа. Первый — что в России все мероприятия организованы через левую заднюю пятку. Несмотря на пожилой возраст здания МДМ, где все происходило, придраться оказалось не к чему.

Второй миф — что в России слабое LoL-сообщество. Спорить никто не станет, с «Дотой» у нас уже знаком не то чтобы каждый школьник, но каждый физрук и каждая классная руководительница. Это национальный спорт, по популярности затмивший Counter-Strike. Однако почти пять тысяч молодых и не очень людей, заполонивших МДМ в те три дня, наглядно продемонстрировали, что у нас найдется место и для другой дисциплины. Как и во всем остальном цивилизованном мире.

Этим летом в Москве прошел первый официальный чемпионат СНГ и Балтии по League of Legends. Были на нем и мы, о чем смотрите в нашем репортаже.

Благодаря League of Legends и DotA (World of Tanks тоже, но о ней не здесь) киберспорт стал гораздо популярнее и ближе к народу, чем когда-либо. Теперь одна из этих игр официально стартовала в СНГ — и для СНГ это очень хорошо.

Как прошел московский турнир, вы можете узнать из видеоотчета, а в этом материале мы ответим на другие вопросы: откуда взялась современная LoL-сцена и нет ли шансов, что в один прекрасный день кое-кто подомнет ее под себя?

Реалити-шоу

► Так мы видели матчи из зала. ► А так игроки видели зал из-за мониторов.

Появление доступных средств для интернет-трансляций открыло в истории западного киберспорта новую эпоху. Больше не нужно быть в месте проведения чемпионата, чтобы узнавать все первым. Dreamhack, MLG, The International — все уважаемые турниры содержат свои стримы. И это значит, что гораздо больше народу получило возможность увлечься серьезным киберспортом.

Riot Games, создатели League of Legends, в прошлом году сообразили на киберспортивной основе свое еженедельное шоу. LCS, или LoL Championship Series, — это лига, в которую отбираются восемь лучших команд от региона. На протяжении десяти недель команды играют друг с другом, а потом шесть лидирующих команд встречаются в плей-офф.

► Часть зрителей выбралась из зала на время антракта, а снаружи, оказывается, тоже что-то происходит.

Формат оказался крайне удачным. Каждый уикенд европейскую и американскую LCS смотрят несколько сотен тысяч человек. В азиатских регионах (там лиги называются иначе) счетчик зрителей легко переваливает за миллион. Теперь LCS для Riot — это стабильная площадка и гарант того, что киберспортивная League of Legends с ними надолго. Игрокам тоже неплохо, для них LCS — это фактическое рабочее место и стабильная зарплата не только от организации, спонсирующей команду, но и от Riot.

Ну а для зрителей LCS — зрелище. Крайне здорово изо дня в день наблюдать за любимыми командами, за развитием их стратегии, за тем, как они совершенствуются или медленно катятся на дно турнирной таблицы (драма!). А в сочетании с личными трансляциями игроков на twitch.tv получается реалити-шоу. Только настоящее и интересное.

► Командный видеоблог TSM. В последних новостях: все плохо.

У некоторых команд реалити-шоу гораздо более «шоу», чем у остальных. Американская Team Solomid, например, ведет на YouTube передачу, в которой вещает о своих успехах, неудачах, планах на будущее и прочем. Стрим SaintVicious из Curse давно прослыл первым источником инсайдерской информации и подробностей из жизни команды: когда NyJacky за его спиной выдал, что теперь за них будет играть Эдуард Абгарян (EdWard) из Gambit («%&@#, ДЖАКИ ТЫ ТАКОЙ ТУПОЙ!»), в это никто не поверил. А зря — армянский Thresh Prince теперь изо всех сил тянет к верху турнирной таблицы целую Curse.

► Игроков из Gambit Gaming в Москве встретили как национальных героев.

Формат LCS располагает к гастролям. Обычно матчи европейской лиги проходят в студии ESL в Кёльне, но время от времени их проводят на выезде — в честь какого-нибудь важного не-LCS-турнира, например. Так, вторая неделя летней серии игр прошла в Швеции на Dreamhack, а третья — в Москве. У российских поклонников появилась возможность пощупать живых профессионалов LoL, а у команды Gambit — наконец-то сыграть на родной земле. Хорошо сыграли, кстати.

В конце сезона (каждый год — новый сезон) лидеры LCS отправятся на чемпионат мира, где сразятся с победителями таких же лиг от других регионов за двухмиллионный призовой фонд. Насколько все будет глобально, можно примерно судить по недавнему All-Star-турниру, в котором участвовали сборные команды регионов. В киберспорте нынче вертятся огромные деньги, если вы не знали.

► All-Star-турнир в Шанхае занял целый стадион, а в онлайне его смотрели в общей сложности восемнадцать миллионов человек.

Что будет дальше?

В чем можно быть уверенным — примеру Riot последуют далеко не все. Идею стабильной киберспортивной лиги изобрели не они — в Южной Корее такие вещи практикуются издавна. В Европе прецеденты тоже были — например, EPS Germany (лига по Counter-Strike). Просто корейцы на киберспорте и так повернуты пуще любой другой нации (вспоминаем крылатое «прежде чем просить руки корейской девушки, нужно победить ее отца в StarCraft»), а на западе такие мероприятия до высот LCS никогда не взлетали.

► У корейцев богатый опыт в киберспортивных шоу, и игроков представить они тоже умеют.

На самом деле у LCS в ее сегодняшнем виде есть проблемы. Во-первых, рядовые матчи первых десяти недель ни на что не влияют. Вернее, влияют, но в долгосрочной перспективе — реальных победителей мы узнаем нескоро. Поэтому смотреть их уже не так интересно, как финал чего-нибудь. Как проблему решить? Можно делать отдельные небольшие чемпионаты, а потом по их итогам выстраивать турнирную таблицу. Так делают в Intel Extreme Masters. Другое дело, что мероприятия IEM проходят гораздо реже, и, чтобы подстроить такую систему под еженедельный формат, не хватит ни средств, ни нервов.

► Вылетев из LCS, Against All Authority расформировали незадачливый состав... и тут же собрали новый.

Вторая проблема несколько более серьезна. Все команды, которые в LCS не втиснулись, по большому счету считаются любительскими. Соразмерных чемпионатов по League of Legends за пределами официальной лиги не проводят. Турниры в рамках MLG и Dreamhack на фоне LCS кажутся мелкотравчатыми. Поэтому за пределами лиги Riot выживают только самые отважные. Вылетевшие из LCS после первой половины сезона MRN и Against All Authority, например, давления не выдержали — их распустили без права на отыгрыш.

Фактически Riot монополизировала права на профессиональную League of Legends. Нельзя сказать, что это плохо, — покуда у компании есть возможность продвигать и развивать собственную дисциплину, пусть действует. Но следующей ступенью развития LoL как дисциплины явно должно стать появление надежного соревновательного пространства для команд, не попавших в LCS.

Что, если Dota 2?

► Dota 2 не сложнее и не легче League of Legends. Она просто другая.

Однако можем ли мы быть уверены, что следующая стадия наступит? 10 июля Valve официально запустили Dota 2, и, по прогнозам многих (в основном тех, кто играет в Dota 2), скоро в жанре MOBA будет новый лидер.

Холодная война Dota 2 и League of Legends началась еще в середине 2011 года. С тех пор почти все, кто хотел поиграть в новую «Доту», тем или иным путем раздобыли приглашения на условно закрытое тестирование. Что же изменилось с релизом? Перед Valve встала другая руководящая задача — «старые» игроки окучены, пора привлекать новых. То есть тех, кто отродясь не играл в исходную DotA либо предпочел «Доте» League of Legends, Heroes of Newerth, SMITE или любую другую представительницу жанра.

► Разработчики SMITE тоже метят в киберспорт. Ради этого они даже забросили свою Tribes: Ascend. Поклонники последней вряд ли им это простят — но что поделаешь, в MOBA денег больше.

Это отдельная обширная тема, и мы разберем ее в одном из следующих материалов. Сейчас нас интересует вот что: возможно ли, что однажды Dota 2 «задавит» League of Legends как киберспортивная дисциплина?

С точки зрения зрителя, «формат Riot» совершенно не похож на «формат Valve». Первые делают упор на представление — скандалы, интриги, общение с командами, обаятельные комментаторы, косплееры в антрактах между матчами, шапки Тимо и новый шарфик ocelote каждый день. Поэтому на турнирах по LoL интересно не только тем, кто следит за киберспортивной сценой. На московскую неделю LCS кто-то приводил с собой девушек, которые в LoL отродясь не играли, и девушкам было весело. Потому что вон косплеерши, вон комментаторы шутят, а вот ocelote и Snoopeh вышли из гримерки — они красавчики, и с ними можно фотографироваться. Вообще, в LoL играет много девушек — в том числе и потому, что игроки симпатичные.

► Китайским косплеерам обзавидовались бы почти все завсегдатаи отечественных аниме-фестивалей.

С другой стороны, The International, единственный турнир по Dota 2, который Valve проводят сами, — это серьезный бизнес, с акцентом на слово «серьезный». Их подход гораздо привычнее для киберспорта: только игра и ничего лишнего.

Valve ставят на «хардкорных» зрителей, и это хорошо видно даже по тому, что продается в их виртуальном магазине. Например, «билеты» на турниры, позволяющие смотреть матчи в прямом эфире прямо из клиента. Это невероятно удобно! Вместо того чтобы следить за игрой с железной позиции оператора, как на стримах, можно наблюдать за любым конкретным игроком — смотрите, подмечайте тонкие моменты и делайте выводы, как надо играть самому.

► К The International Valve запускают в продажу «интерактивный компендиум». За триста рублей игроки получат доступ к горам контента, касающегося предстоящего турнира. Заработанные на компендиумах деньги идут в призовой фонд The International.

И выходит, что из-за разных форматов шоу аудитории киберспортивных LoL и Dota 2 явным образом разделяются. Одним — веселее, другим — суровее. С обеих сторон совершенно некислые толпы поклонников, да еще некоторым из них интересно и то, и другое. Таким путем две крупнейшие MOBA смогут сожительствовать без проблем... если на арену не ворвется кто-нибудь еще. Три игры этого специфического жанра большая сцена уже вряд ли выдержит.

Почему эти игры так популярны?
► Одна из самых красивых игр московской недели LCS. Жаль, что конкретно эта — в одни ворота, но тут даже не игравшим ясно: творится что-то феерическое.

Тому есть три причины.

Первая причина: они увлекательные. Не сразу понятно, что происходит, — но это хочется выяснить. В МДМ мы наблюдали за парой охранников, типичных таких русских мужичков за сорок. Они на полном серьезе смотрели за игрой: один объяснял другому, дескать, это вот герои, синие бьют фиолетовых и побеждают. Другой кивал. Им было интересно.

Читать далее...

Вторая причина: каждый матч не похож на предыдущий. И хотя все происходит на одной и той же карте, более чем из сотни героев выстраиваются совершенно непохожие игровые ситуации. Никто не знает, какой финт изобразит следующая команда.

Третья причина: у них есть вселенная. С историей и характерами в киберспорте повезло только стратегическим сериям от Blizzard — но и те конкретно в спорте никак себя не проявляют. Однако в LoL и Dota 2 у героев есть свой образ и свои мотивы. Любой, если захочет, придумает происходящему на экране художественное обоснование. Это не просто матч «корейцы против китайцев» — это политический диспут Ноксуса и Бандл-сити.

Сегодня у League of Legends и Dota 2 самая многочисленная аудитория, самые популярные игроки и самые большие призовые фонды. Но что будет дальше?..

* * *

Но... Но!

Но если League of Legends нравится девочкам — значит ли это, что Dota 2 хардкорнее League of Legends?

В одном из будущих материалов мы детально проанализируем обе игры. Следующая остановка — рецензия на Dota 2.

Комментарии
Загрузка комментариев