22 августа 2013
Обновлено 17.05.2023

Europa Universalis 4

Europa Universalis 4 - изображение обложка
Europa Universalis 4 - фото 1

ФОРМУЛА ИГРЫ

Europa Universalis 4 - фото 2

Europa Universalis 4

Europa Universalis 4 - фото 3

70% Europa Universalis 3

Europa Universalis 4 - фото 4

15% Crusader Kings 2

Europa Universalis 4 - фото 5

10% административного ресурса

Europa Universalis 4 - фото 6

5% консерватизма

Если бы где-то в мире проводился конкурс на самую неторопливую игру, Europa Universalis IV финишировала бы в нем… последней и завоевала чемпионский титул. Чтобы играть в нее, требуется терпение, способное пережить столетия. Но при этом если уж втянулся, оторваться от нее невозможно. Парадокс? Ну да, на логотипе разработчиков так и написано.

[[VIDEOID_11493]]

Добрый Старый Свет

Мы уже как-то раз писали, что учиться играть в стратегии от Paradox нужно не только в плане освоения и понимания механики и геймплея, но и в более глубоком смысле. Europa Universalis IV требует терпения, усидчивости, умения созерцать — потому что львиную долю времени в игре вы будете именно что наблюдать за результатами своих действий. Принимать важные решения, совершать дипломатические процедуры — а потом подолгу смотреть, как ваш план (или импровизация) воплощается в жизнь.

Europa Universalis 4 - фото 7

► На старте карта мира соответствует официальной истории. Но стоит вам внести изменения, как цепочка костяшек домино перевернет все к чертовой матери!

«Европа 4» — такой же инструмент для проведения исторических экспериментов, как и ее предшественница семь лет назад. На нашей совести — судьба отдельного взятого государства. Мы вольны управлять им как нам заблагорассудится: наращивать королевскую рать и драться с соседями по материку, создать целый штат купцов и подчинить себе торговлю, разыскать Новый Свет и присвоить себе его богатства… да мало ли что.

Europa Universalis 4 - фото 8

► Местные любят бунтовать, когда бледнолицые захватывают их земли. Но некоторые туземцы готовы идти на мировую и даже вливаться в ваши колонии.

Игровые средства довольно точно симулируют внутреннюю и внешнюю политику. Взять показатель стабильности: чем он выше, тем больше собираемый налог, меньше риск восстания — ярче свет и легче дышится. Уйдет в минус — добро пожаловать в тартарары! И инфляция тут есть и любит становиться гиперинфляцией, если вам везет на золотые месторождения. А еще — всевозможные показатели экономики, торговли, усталости от войны, довольства и недовольства, военные и морские традиции, — и за всем нужно посматривать, не забывая про план на случай форс-мажора.

На Западном фронте без перемен

Ну и война, конечно. Здесь война — это частный случай дипломатии, а не хлеб насущный, как где-нибудь в Total War , и не заноза в заднице, как в Civilization V. Война может оказаться полезной только для ее инициатора и для тех, кто был к ней готов и нашел ей применение. Как то — вытрясти деньжат со старых неприятелей, чтобы расплатиться с долгом по кредиту, или принудить побежденного освободить несколько малых народов, которые наверняка захотят с нами дружить.

Europa Universalis 4 - фото 9

► Если враг имеет солидное преимущество в войсках или в союзниках, лучше втихаря заключить с ним мир. Геройство здесь добродетелью не считается.

Война на измор тут не приветствуется. Захват провинций или даже полная аннексия возможны только в случае, если у врага небольшая территория, а у вас — чудовищный перевес в вооруженных силах. При этом показатель агрессивности державы-инициатора взлетит под потолок, что плохо отразится на мнении окружающих стран. Поверьте, они запомнят ваши захватнические аппетиты и пойдут на все, чтобы предотвратить новые жертвы. Поэтому воевать следует аккуратно, оглядываясь на общественность и расходы.

Europa Universalis 4 - фото 10

► Испокон веков сражения у Paradox — это стычка двух аляповатых фигурок. Здесь все решают числа, модификаторы… и чертов кубик!

Важно всегда помнить, сражения — это далеко не высшая точка в Europa Universalis. Монаршие интриги, возня в Папской курии, торговые свершения и колонизация — такие занятия куда полезнее и приятнее. А мордобой если и допускать, то дозированно, по случаю и обязательно с выгодой. Впрочем, как уже говорилось, по большей части вы будете следить за результатами своих трудов и ждать новых. Подобный неторопливый, воистину стратегический игровой процесс не всякому окажется по душе. Но попробуйте все же настроиться на эту длинную-предлинную волну — возможно, что государственные дела окажутся интереснее всех прочих.

Карл у Клары украл корону

Paradox не решились на глобальные перестройки механики. Europa Universalis 4 отличается от третьей части довольно сильно, но — незаметно: большинство инноваций видны только наметанному глазу, а не знакомый с серией человек и вовсе не найдет никаких различий, кроме графических.

Серьезной операции подвергли систему внутреннего управления страной: административный, дипломатический и военный ресурсы. Они накапливаются благодаря умениям правителя, навыкам ваших советников и некоторым менее значимым факторам.

Применяются новые «ресурсы» почти всюду. Например, в переговорах — многие действия требуют растраты накопленных «голубков»: например, заключение мирного договора чревато большими расходами этого ресурса. Военные очки можно потратить на обучение военачальников и их содержание. Очки управления расходуются на повышение стабильности (и чем чаще повышаете — тем дороже) или внедрение приобретенной провинции в состав государства (раньше этот процесс происходил сам). Кроме того, все ресурсы тратятся на постройку зданий — понемногу там, понемногу сям. Новая система достаточно гибкая, но в то же время постоянно ставит перед тяжелым выбором: куда вложить очки, а с чем повременить.

Europa Universalis 4 - фото 11

► Хороший советник проест в казне дыру, а взамен наградит тугим потоком очков управления, дипломатии или военного дела.

ЭТО ВАЖНО: количество дипломатических связей напрямую влияет на поступление соответствующего ресурса. В пределах четырех стран штрафа не будет, но если назаключать альянсов на пол-Европы, вскоре запасы очков дипломатии иссякнут.

Править караваны

Разработчики собрали заново систему национальных идей. Пять групп по шесть проектов переплавили в здоровенную таблицу из пятнадцати идейных последовательностей, разделенных на три группы — дипломатическую, административную и боевую. Каждая из идей составлена из семи «перков», которые придется открывать один за другим. Идей хватит на все случаи жизни и воинствующему монарху, и предприимчивому президенту. Сверх того у каждой страны есть своя персональная идея с «перками» — они открываются сами, когда вы изучаете идеи по выбору. Система довольно громоздкая, зато гораздо шире и глубже, чем раньше.

Europa Universalis 4 - фото 12

► Поначалу в ворохе идей легко запутаться, но со временем принципы станут ясными как день.

Торговые схемы тоже переписали почти что с чистого листа. По новым правилам торговые центры не просто служат вместилищем для купцов — через них тянутся ниточки торговых путей со всего мира! И чтобы поиметь с них прибыль, придется расставить своих толстосумов на одном из таких путей. Один будет «транслировать» денежную мощь центра «вниз по течению», к следующему «буферу», где должен «караулить» следующий купец, ну и так далее. Естественно, без целого синдиката предпринимателей торговую империю не сколотишь: бизнес теперь не так доступен и прост.

Europa Universalis 4 - фото 13

► В окне найма и строительства мы выбираем объект и лишь потом провинцию. Для маленьких стран не так уж и полезно, а вот монструозные империи сэкономят кучу времени.

ЭТО ВАЖНО: в Europa Universalis 3 агенты (дипломаты, шпионы и т.д.) работали как ресурс: если вы отправите колониста за океан, назад он не вернется, а новые колонисты будут «рождаться» с определенной частотой. Четвертая часть превращает «людей-расходников» в полноценных личностей, которые возвращаются в штаб, выполнив задание.

Если дела пошли худо и страну раздирают разногласия, на поверхность «всплывает» еще один немаловажный элемент игры — повстанцы. Иногда это озверевшие от засилья буржуев крестьяне, но гораздо чаще — мини-фракции, которые желают добиться своего. Националисты захотят избавиться от вашего господства, еретики — поменять религию, некоторые бунтари намерены примкнуть к другой стране. И если раньше разговор с ними был короткий, то сейчас их можно либо традиционно одолеть в бою, либо выделить объем военного ресурса на усмирение, либо даже согласиться с требованиями, если повстанцы захватили какой-нибудь важный объект. При этом армии восставших могут достигать численности в двадцать полков (что, возможно, не предел), а это серьезная сила.

Europa Universalis 4 - фото 14

► Дух Европы решил, что в нашей стране должна упасть стабильность. И чем лучше будут дела, тем чаще этот призрак будет устраивать сюрпризы.

Многие детали попросту полетели за борт. Ползунки управления, к примеру, — такая штука гораздо органичней смотрится в «Дне Победы 3». Ликвидировали рыцарей плаща и кинжала: с их куцым списком заданий успешно справляются дипломаты. Ничего такого, о чем стоило бы жалеть.

* * *

Самый большой упрек в адрес Europa Universalis 4 — консерватизм. Не так уж много изменено в игре, не тянет она на продолжение. А ведь раньше у Paradox поколения различались кардинально (сравните хотя бы День Победы 2 и День Победы 3 ). Игра в обновленном виде нисколько не потеряла, только обрела. Но в дружелюбии к новичкам ее по-прежнему не упрекнешь — если уж собираетесь браться за «Европу», готовьтесь тщательно изучать всю подноготную.

Особые рейтинги

3/10

Великий Шведский Рандом

Единственная вещь, которая серьезно раздражает в Europa Universalis 4, — это случайности. Случайные события происходят регулярно и, как правило, неприятного толка: то стабильность упадет, то инфляция подскочит, то повстанцы возбухнут. Еще хуже дела обстоят в боях, где одним из модификаторов служит игральная кость (со значениями от 1 до 9, хе-хе). Догадываетесь, что «рандом» всегда на стороне ИИ? Армии вдвое меньше и с отвратительной дисциплиной умудряются отбросить организованные передовые части — они же принадлежат игроку!

9/10

«Ты не сможешь убегать вечно!»

Большой подарок для любителей военных походов — теперь отступающая армия имеет только один шанс. То бишь если вы нанесли поражение группе войск и она убежала в соседнюю провинцию, а вы бросились следом, при встрече «бегуны» в срочном порядке расформируются. Чтобы не носились вокруг до скончания века. От этого войны стали заметно скоротечнее и кровопролитнее.

Вердикт
ОЦЕНКА САЙТА

9,0

Превосходно

Europa Universalis 4 — идеальная площадка для воплощения сверхдолгосрочных планов, на десятки и сотни лет. Все элементы игры подогнаны друг к другу безупречно и работают как единый механизм. Не будь новая «Европа» так вторична и зла к неподготовленным умам — не миновать ей высшего балла.

Достоинства
👍
  • игра все так же богата на детали и события
  • убедительная симуляция внешней и внутренней политики
  • амбиции и дух приключения.
Недостатки
👎
  • нет кардинальных изменений
  • высокий порог вхождения.
Как мы играли

10/10

Геймплей

9/10

Визуальный ряд

8/10

Интерфейс и управление

9/10

Звук и музыка

Ачивка редакции
Ватикан нам слишком мал!

Оккупировать всю Европу, играя за Папскую область.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь