Игра в материале
Dota 2
9Рейтинг
Игромании
6.7Рейтинг
игроков
PC   Mac
Жанр: Стратегия, Ролевая игра
Мультиплеер:  Интернет, локальная сеть (от 2 до 10 игроков)
Разработчик: Valve Corporation
Издатель: Valve Corporation
Дата выхода: 9 июля 2013
Dota 2

Dota 2

Вердикт — Dota 2
«…Игра использует стандартную для стратегий в реальном времени камеру и похожий интерфейс, однако сражения приправлены драйвом и элементами ролевых экшенов. Грубо говоря, выглядит и управляется Dota примерно как StarCraft 2, но вы не строите базу и распор
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Вердикт
Dota 2

У компании Гейба Ньюэлла есть одно неоспоримое достоинство — она умеет ловко доводить до ума чужие идеи, превращая их в бриллианты. Благодаря такому подходу Valve в свое время облагородила много любительских модификаций, в числе которых Team Fortress, Left 4 Dead, Portal и Counter-Strike. Все эти серии до сих пор пользуются заслуженной популярностью, а значит, Valve редко ошибается.

Само собой, полноценную поддержку и финансирование получают только тщательно отобранные кандидаты. Одним из недавних «приобретений» компании стал Абдул «IceFrog» Исмаил, известный в узких кругах игровой дизайнер и ключевой автор мода DotA Allstars для Warcraft 3. Его наняли для создания проекта, который должен был за два года стать самой популярной игрой в цифровом сервисе Steam — Dota 2.

С задачей Абдул справился даже раньше намеченного срока.

Ваша башня под атакой

Первая «Дота» стала одной из самых популярных мультиплеерных игр нашего времени. Сиквел закрепил успех и побил его рекорды: количество пользователей, одновременно играющих в Dota 2 через Steam, с недавних пор стабильно превышает отметку в 300 000 человек. Откуда же взялась такая народная любовь?

Своей популярностью игра обязана двум факторам: элементарной концепции и хардкорному подходу, принимающему во внимание сотни нюансов, которые каждый раз перемешиваются, словно молекулы в органическом супе.

Игра использует стандартную для стратегий в реальном времени камеру и похожий интерфейс, однако сражения приправлены драйвом и элементами ролевых экшенов. Грубо говоря, выглядит и управляется Dota примерно как StarCraft 2, но вы не строите базу и распоряжаетесь одним-единственным персонажем. Причем всякий раз его приходится развивать с нуля в рамках матча — с первого уровня до максимального двадцать пятого.

• Взрывы, молнии, шальные заклинания и шустро вылетающие цифры урона — неопытный человек рискует спутать происходящее с покорением Diablo 3 на сложности Inferno.

На поле боя сталкиваются две команды — воины Света и приспешники Тьмы, в каждой из которых сражается по пять героев, выбираемых из обширной картотеки. У обеих сторон есть по базе, и от одной к другой ведут три дорожки. В свою очередь, вдоль дорожек расположены три ряда защитных башен, в начале матча представляющих серьезную угрозу для героев низкого уровня.

Верхняя и нижняя части карты зеркально соответствуют друг другу, а главным словом в лексиконе игроков является «мид» — средняя тропинка, предназначенная для особо кровопролитных сеч. По миду проще всего добраться до негостеприимных дверей чужой базы, поэтому к нему всегда повышенный интерес.

Основная идея игры элементарна: необходимо уничтожить башни соперника, а затем сровнять с землей его бараки и здание под названием Древний — сердце базы, по-простому называемое троном.

Что больше всего поражает начинающих — в игре всего-навсего одна карта. Это может отпугнуть непосвященных игроков: где это видано, чтобы в проекте, рассчитанном на многочасовые сетевые сражения, не было других мап? Как ни крути, все любят разнообразие.

• Сердце базы воинов Света разрушено. Древний пал, а значит, матч подошел к концу и победившие злодеи без стеснения празднуют.

Тут в дело вступает второй фактор бешеной популярности Dota 2. Хоть карта и не меняется, каждый последующий матч все равно не похож на предыдущий. Почему? В игре банально очень много по-настоящему разных, уникальных героев с обширным арсеналом возможностей и уймой артефактов (покупаются во время матча в разбросанных по уровню магазинчиках).

На момент написания рецензии в игре было доступно 102 (!) персонажа: зомби, некроманты, роботы, невидимки, древнее божество, создающий двойников лепрекон-геолог, горстка специалистов по призыву мелких юнитов, для управления которыми требуются хорошие навыки микроменеджмента, и др. Можете себе представить, сколько разных комбинаций выстраивается во время матча.

Скилл со дна пришел

Valve наняла для разработки второй части не только Абдула, но и других участников Dota-сообщества, а потому продолжение осталось верным традициям оригинала: обе стратегии регулярно обновляются с небольшим интервалом, новых героев из первой «Доты» постепенно добавляют во вторую, и даже баланс правят с оглядкой на старшего брата.

У каждого из ста с лишним персонажей есть три параметра: интеллект, сила и ловкость. В зависимости от их значений происходит деление на специализации — силовиков, ловкачей и магов.

Прокачка осуществляется за счет убийства чемпионов вражеской команды и бесчисленных монстров-статистов. Некоторые игроки прямо в начале матча отправляются в «джунгли» (российские игроки по привычке называют их лесом) — место скопления уродцев на экваторе карты — и быстренько качаются, готовясь к битвам формата «команда на команду».

• Окно настройки позволяет перед началом матча экипировать героя или нацепить бонусные предметы. Например, прибавку к получаемому опыту или фирменного курьера команды Na’Vi (всего 299 рублей за штуку!).

Многие персонажи оригинальной «Доты» были взяты из сюжетной кампании Warcraft 3. Права на вселенную остаются у Blizzard, а потому разработчики Valve были вынуждены изменить внешность, имена и биографии героев, но сохранили их уникальные способности.

Собраны воины на любой вкус: одни способны сохранять невидимость, появляясь на экране только после атаки, другие могут бить молниями с небес, останавливать время или стрелять петардой через всю карту, третьи готовы спасти избитого героя телепортацией на базу и так далее.

Однако жестких правил по развитию чемпионов нет, даже заядлые танки, как, например, рыцарь Свен, способны играть и роль киллера (специализируется на атаке), и саппорта (поддержки). Для справки: боец поддержки расставляет на карте маячки, рассеивающие неизведанные области, прокачивает магазинного курьера (дорогостоящий бот, позволяющий не ходить на базу за предметами) и, как правило, не добивает монстров, чтобы опыт с них забирали напарники по команде.

В число всеобщих любимцев входят карлик Рики, обожающий атаковать со спины, и полуразложившийся мясник-увалень Пудж с торчащими потрохами, который подтягивает свои жертвы крюком и убивает их трупным запахом собственных нечистот.

• Персонаж Дазл только что подлечил себя, своего напарника и нескольких монстров-крипов. Он умеет выручать в сложных, почти безвыходных ситуациях и очень полезен в качестве саппорта.

На сладкое припасен вечно голодный медведь Урса, в одиночку убивающий самого сильного монстра на карте — Рошана. Забавный факт: игроманы дразнят его Равшаном, а свое имя он получил от названия любимого мяча для боулинга одного из создателей первой «Доты». Прикончившая Рошана команда получает весомое преимущество: если героя, забравшего сердце чудовища, убивают, он восстанавливается через пять секунд на месте гибели, без необходимости отправляться в «таверну» (на базу) и ждать воскрешения там. Кроме того, смерть владельца артефакта не приносит его убийцам никакого золота, а сам Рошан автоматически оживает через десять минут после своей кончины — бедняга обречен вечно служить дойной коровой.

Поймали под фонтаном

В начале матча чемпионы разбиваются на мини-группы и оккупируют все три тропинки, присматриваясь к брешам в обороне врага. Начальная фаза боя, как правило, однообразна и повторяется из игры в игру: бойцы аккуратно истребляют монстров на своей половине карты и пытаются подловить на ошибке кого-либо из вражеских героев.

На мид выходит лишь один игрок, которому предстоит стать главным киллером команды, быстрее остальных набрав высокий уровень. Успешные «мидеры» помогают команде набрать вес, навлекая на себя внимание и тем самым позволяя товарищам тоже подкачаться. После этого игра переходит в среднюю фазу, когда чемпионы сплачиваются и охотятся группой, попутно уничтожая башни и заглядывая в гости к Рошану. Скоординированная охота всей командой на мини-группы врага называется «ганком».

• В игру встроена удобная энциклопедия, готовая по первому требованию рассказать все о героях, артефактах и рекомендациях по раскачке персонажей от более опытных игроков.

Полносоставные баталии отличаются большим количеством спецэффектов и помпезных заклинаний: на экране творится ураган изо льда, огня и молний, на кого-то набрасывают «сало» (silence), временно лишающее героя способностей, ближайший товарищ превращается в камень, что-то загорается...

Но это далеко не все. Зачастую в бой вступает артиллерия. Так, в игре есть гном на вертолете и робот с набором лазеров для прожарки с дистанции. Искалеченный ландшафт пронзается мощнейшим заклинанием Древнего Титана, и из трещины бьет разрушительный свет, а неумолимая лучница тем временем пускает в жертв ледяные стрелы.

Для успешного выживания в средней и поздней стадии требуется слаженная командная работа, иначе проигравшие, как самые настоящие «раки», окажутся «на дне».

Часть героев как раз создана с прицелом на то, что их убийственная мощь проявит себя лишь в лейте (так игроки называют заключительный этап матча). Хорошим примером лейтиста может служить Абаддон, дебютировавший сразу после выхода Dota 2 из бета-теста. Этот герой, быстро завоевавший популярность, был известен в Warcraft 3 как принц Артас — сын короля, выбравший путь некроманта. Помните такого? Абаддон способен исцелять сам себя и калечить врагов, отрывая от себя куски мертвой плоти. Пудж, завидовать!

Шапочная ярмарка

Dota 2 — условно-бесплатный проект, а зарабатывает Valve на внутриигровом магазине, постоянно обновляя модели героев и выпуская для персонажей предметы одежды. К счастью, обошлось без тотальной монополии: благодаря мастерской Steam сделать костюм, украшение или текстуру интерфейса по своему вкусу может любой игрок. Если она окажется достаточно популярной, ее добавят в магазин и везучий автор, наряду с разработчиками, будет получать отчисления с продаж.

Примерно по такой же схеме работает сверхуспешный Team Fortress 2, но если он был для Valve пробой пера, обкаткой схемы, то в Dota 2 «торговля шапками» приобрела поистине пандемический характер и привлекла сотни предприимчивых товарищей, готовых в любой момент обменять какой-нибудь топор на реальные деньги в обход магазина. Тем не менее сейчас большинство контента производится самой Valve.

• Команда британцев пытается разрушить одну из башен на центральной дорожке. Судя по вялому отпору защитников, им это вполне по плечу. Заметили, что экран окрасился в красный цвет? Похоже, нашего героя секунду назад больно ударили.

Самая удачная их идея — продавать интерактивную книгу Компендиум, запускаемую прямо из D2. Она привносит в игру кучу новых возможностей и предметов, а за счет прибыли с продаж книги пополняется призовой фонд главного Dota-события года — турнира The International (на момент написания рецензии он составлял $2 684 540, причем больше миллиона долларов — заслуга Компендиума).

Книга — настоящее ноу-хау Valve. Это не очередной контент-пак, а уникальным образом организованное подобие Gold-подписки в Xbox Live, за которое, правда, нужно заплатить всего раз.

Владельцы Компендиума имеют преимущественное право голосовать за добавление тех или иных героев в игру плюс получают особые коллекционные карточки, которые, представьте себе, буквально вклеиваются на страницы книги. Помните, как в девяностых все дети собирали стикеры для альбомов с какими-нибудь Черепашками-ниндзя? Так и тут, только за сбор полных составов полагаются солидные бонусы.

Две твердыни

Преимущества клиента Steam, бесплатность игры, ее проработанность и вариативность позволили Dota 2 стать тем, чем когда-то был Counter-Strike. Это настоящее олицетворение растущего на дрожжах культа. Феномен единодушного успеха как среди игроков, так и среди критиков.

На сегодняшний день у игры есть лишь два серьезных конкурента: Leauge of Legends и  ниваловский Prime World. Но если MOBA от Россиян только-только начинает экспансию на западные рынки, то LoL уже успела завоевать популярность как в Европе, так и в Америке. Надо отдать должное, успех заслуженный: это качественная жанровая игра, которая на порядок дружелюбнее к своему пользователю, чем Dota 2.

• Все, что не уместилось в инвентаре (6 слотов), может подождать владельца в тайнике на базе или в тушке курьера. С курьерами вообще интересно, это ноу-хау серии; в LoL, например, никаких курьеров нету. В магазине разрешают выбрать модель курьера из десятков вариантов.

У творения Valve по-прежнему сохраняется целая вереница недостатков. На запуске игра оказалась в числе самых сырых проектов в истории Steam — даже после окончания бета-тестирования ее исправляют на ходу, в режиме реального времени. Сервера часто ведут себя нестабильно, D2 Network иногда отключается, порой приходится подолгу искать соперников. Система матчмейкинга заслуживает отдельного подзатыльника: частенько против слабых игроков выставляют опытных ветеранов, не оставляя первым шанса побороться на равных. При этом Dota 2 стала, без обиняков, самой громоздкой работой Valve последних лет, на ее отладку тратится масса времени, труда и денег.

Впрочем, мы не сомневаемся, что все ошибки будут исправлены неиссякаемыми патчами. Но главную проблему игры, которая особенно остро видна на фоне официально представленной в России LoL, — недружелюбное сообщество и отсутствие комфортных условий для новичков — перебороть будет отнюдь не просто.

Меж тем на фоне популярности Dota 2 и Leauge of Legends многие игровые издательства, включая Warner Bros. Interactive Entertainment, Electronic Arts и Activision Blizzard, поспешили анонсировать свои MOBA. Нравится это кому-то или нет, некогда узкоспециализированный жанр занял одну из крупных ниш в современной индустрии развлечений.

 

Высокий порог вхождения и глубина геймплея выделяют D2 на фоне коллег. Она позволяет бесконечно долго оттачивать свои навыки на ботах или в онлайне против мастеров, пытаясь приблизиться к совершенству. Для многих карусель из бесконечных тренировок и соревнований стала неотъемлемой частью жизни, и это объяснимо: Dota 2 — восхитительный киберспортивный снаряд и просто очень затягивающая игра.

Но в этом кроется и один из ее минусов: многие относятся к «Доте» слишком серьезно. Бывает, начнешь игру со случайной компанией, и на тебя тут же начинают кричать командным голосом — сбегай туда, сделай то, что же ты такой нерасторопный и все в таком духе. Если вы играете не с близкими друзьями, то рискуете получить негативный опыт, но мы все же советуем вам попробовать. Не так уж часто в жанре появляются столь увлекательные проекты. Ну а всем фанатикам хочется пожелать быть спокойнее. Игры — это здорово, мы все их любим, но нельзя забывать о простых правилах приличия и взаимоуважении.

Реиграбельность:
Классный сюжет:
Оригинальность:
Легко освоить:
Геймплей:
9
Графика:
7
Звук и музыка:
9
Интерфейс и управление:
8
Дождались?
Один из главных PC-эксклюзивов нашего времени. Вдумчивая и глубокая игра, которая, однако, может отпугнуть новичков своим суровым характером. Впрочем, это не очень критично. Dota 2 явно ждет большое будущее, в ближайшие годы Valve доведет до ума и без того отличную игру, и тогда ее можно будет без зазрения совести рекомендовать всем и каждому.
Рейтинг «Мании»: 9,0
«Великолепно»

Раки щелкают клешнями

Почему русских не любят

Как масштабное явление, Dota 2 обогатила лексикон наших соотечественников: ранее безобидные слова «дно», «сало» и «затащить» получили новые, зачастую негативные значения, а глагол «раковать» стал синонимом игры русских в D2.

Что интересно, сленг не единственная фирменная черта, в отсутствие официального издателя на территории СНГ придавшая игре отечественный колорит, — россияне уже прославились на весь интернет своей дерзостью, недружелюбием, неграмотностью, незнанием одновременно родного и английского языков, а также нежеланием слушать чьи-либо советы. На форумах Steam можно обнаружить целые руководства по вычислению russkih, щеголяющие уничижительными определениями и примерами. Из-за этого адекватные игроки из России, которых тоже немало, очень часто стесняются признаваться в своих корнях и предпочитают играть на европейских серверах. Ситуация до боли обидная, но винить в ней остается лишь самих себя.

Комментарии
Загрузка комментариев