Pikmin 3

Pikmin 3

Вердикт — Pikmin 3
«…Мельтешение на экране порой пробирает до мурашек, возня человечков вокруг укатившегося в реку яблока достигает каких-то запредельных драматических высот. Тут очень хочется вспомнить Михаила Булгакова. В «Мастере и Маргарите» у него было «потрясающее по
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Вердикт
Pikmin 3

Беглый взгляд на окрестные скриншоты дает понять, что речь ниже пойдет о чем-то фруктовом. Именно так. Pikmin 3 — это игра про отважных космонавтов, употребляющих в пищу исключительно фрукты и овощи. Словом, вегетарианцев. Не знаем, как вам, а нам идея вегетарианства всегда казалась какой-то несовершенной, допускающей двойной стандарт, — и Pikmin 3 как нельзя лучше эту двусмысленность описывает.

Ее герои не едят мясо, но это нисколько не мешает им жестоко убивать жуков, пчел, бабочек и рыб, а главное — посылать на гибель сотни ни в чем не повинных разноцветных человечков, слепо отдающих свои жизни за вегетарианских господ. Когда замученный по их приказанию исполинский сом в предсмертной судороге исторгнет из недр своего брюха бог знает как очутившийся там арбуз, а потом рухнет замертво, они, наверное, про себя подумают: «Ну разве можно сома есть? Это ведь живое существо!»

Случилась беда — пропала еда

Однажды на планете Коппаи закончились все продовольственные ресурсы. В поисках пищи жители запустили в космос шаттлы, чтобы собрать генетический материал для последующей репродукции в специальных пищевых камерах. Почти все шаттлы вернулись ни с чем — кроме одного. Корабль «Дрейк» потерпел крушение на планете PNF-404, где чудом выживший экипаж обнаружил море еды. Одна беда — вожделенные яблоки, киви и бананы оказались столь огромными, что их было невозможно погрузить на борт.

• К пикминам быстро привыкаешь. Кот автора нагадил под ванну. Первая мысль: «Так, сейчас пошлю туда пикминов, пусть унесут».

В перевозке фруктов незадачливым путешественникам помогут местные жители — пикмины, человечки пестрого окраса с повадками муравьев и растущими из головы цветами. Грядет великий сбор урожая!

Человеку, далекому от японской игровой культуры, базовые принципы Pikmin лучше всех объяснили голландцы Triumph Studios — шесть лет назад, в игре Overlord. Это был клон, адаптированный под западного пользователя. Если вы с ним знакомы, понять замысел Pikmin не составит труда. Герои бегают по карте, водят за собой небольшие отряды бойких подчиненных, указывают им, кого избить и что отнести на базу.

• Знаете, как звучит название игры на японском? «Пикумину сури». По схожему принципу можно «перевести» все японские хиты: «Метару гиру», «Файанару фанутази»…

Типичная ситуация выглядит так. Полсотни пикминов под предводительством одного героя-космонавта исследуют остров в поисках фруктов. Внезапно на их пути появляется гроздь сочного зеленого винограда. Герой дает команду захвата, пикмины веселой гурьбой бросаются на лозу, каждый хватает по ягодке и устремляется к базе. Вдруг из соседней лужи выскакивает злобный рак и атакует процессию — отбирает у пикминов виноградины, бьет их, хватает клешнями... визг, паника, уронили ягоды… Спокойно! Хладнокровно приказываем бойцам перегруппироваться, на время кладем виноград, строимся клином и одним мощным ударом убиваем рака. Все, теперь можно нести ягодки дальше. Да, и про панцирь поверженного врага не стоит забывать: при переправе через водоем кто-то обязательно утонет, а на базе защиту рака переплавят в новых пикминов разных видов (помогают сражаться с соответствующими монстрами).

Может сложиться впечатление, что Pikmin отличается от Overlord только внешне. Это совсем не так.

В обратную сторону

Здесь важно понимать, кто сделал эту игру. Pikmin — гордый представитель домашней линейки Nintendo, родственник Mario и The Legend of Zelda, в титрах которого первым номером идет сам Сигэру Миямото. Это значит, что геймдизайн авторы почитают как искусство. Помимо вытекающих отсюда очевидных плюсов — крепкого баланса, впечатляющей сложности, — есть у Pikmin еще одна, самая оригинальная особенность. Это бэктрекинг.

• Мандарин извлекается из земли с невероятным пафосом. Кажется, на фоне вот-вот заиграет знаменитый отрывок из симфонической поэмы «Так говорил Заратустра».

Так называют необходимость заново проходить уже открытые участки уровня. Этот прием в свое время родился в Nintendo (Metroid), а потом в ней же культивировался и развивался, смело проникая в самые разные проекты. На Wii U мы нередко прибегали к бэктрекингу в ZombieU, проходя сквозь знакомые станции метро, или в New Super Mario Bros. U, вновь и вновь собирая на давно исследованной карте звездочки и желуди. В Pikmin повторное прохождение изученных локаций выведено на принципиально новый уровень. Pikmin 3 — это своеобразный шедевр бэктрекинга.

Главный вопрос — зачем возвращаться?

Ну, во-первых, потому, что фрукты нужно нести на базу (шаттл), и с ними вам так или иначе придется пройти по уже знакомой, протоптанной дорожке. Прошагали от базы до фрукта, подняли, потом с ним по той же тропе пошли обратно.

• Мужчина с усиками как у испанского бандита — это, конечно, капитан.

Во-вторых, и тут скрыт главный подвох, потому, что на ночь шаттл улетает на орбиту и все пикмины, до заката солнца не вернувшиеся на базу, гибнут. Таким образом игра представляет в своем роде уникальное понятие рабочий день.

Длится он примерно 15 минут. Начинается всегда с того, что у подножия шаттла вы выпускаете на волю свою армию (максимум 100 пикминов) и хозяйничаете до заката. Через пятнадцать минут шаттл взлетает в небеса, и, если к этому моменту пикмины не успеют к нему вернуться, вы потеряете их навсегда. Так и рождается ежедневный бэктрекинг: утром вы, как на работу, уходите за фруктами, а через четверть часа ведете подопечных обратно на базу. И так — каждый день.

Строго по графику

На миг задумайтесь, насколько это небанальный ход. Ввести в геймплейную формулу элемент реального времени — на такое мало кто решается. Тут же возникает дополнительная нагрузка на баланс, отладка требует кучу сил и затрат, да и не факт, что пользователям понравится.

• Противная Британи все время жалуется на то, что ей приходится делиться фруктовым соком с другими членами экипажа. Жадюга!

В Pikmin на счету каждая секунда, но это как раз не означает, что игра проходится в спешке. Напротив, если торопиться, вы ничего не успеете. Поначалу происходит так. Игрок исследует новый уровень. Вот лежит фрукт — возьму! Вот стоит враг — убью! Вот недостроенный мост — дострою! В результате пикмины рассредоточиваются по карте, пытаясь объять необъятное, и все начинания проваливаются. Пикмины погибли, фрукт уронили, мост не достроили. А там уж и день кончился, пора домой.

• Обычные пикмины лупят врага головой, а каменные — с разбегу бьют всем телом.

Наученные горьким опытом, вы начинаете планировать свой график на целую неделю вперед. Первый день тратится только на разведку — никаких схваток с монстрами, никакой транспортировки фруктов! На второй вы намечаете устранение крупной, особо свирепой божьей коровки — и концентрируете усилия только на ней, ничем другим не занимаясь. На третий можно и фрукты пособирать. В итоге график оказывается расписанным как у успешного молодого бизнесмена: «Так, а что у нас на 10:30? Встреча с крабом? Перенесите, пожалуйста, на полдень, у меня внеочередное собрание у зарытой в песок дыни».

Получается отличная демонстрация того, как нужно организовывать свой день. Всем нам есть чему поучиться у трудолюбивых пикминов.

Строго про графику

Еще авторы попытались ввинтить в свою игру мораль о жадности. Собранные героями фрукты в конце дня съедаются (если остаться без пропитания, вы просто умрете с голоду). В моменты высшего напряжения кажется, что герои вот-вот начнут тянуть жребий, кого из команды первым употребить в пищу, — но до такого не доходит, как не выходят и сценаристы за рамки обычной истории, не более чем обслуживающей игровой процесс. Глубже метафор о трудолюбии авторам Pikmin копнуть не удалось, сюжет довольно односложный и поверхностный.

Кроме этого, есть еще одна проблема — на этот раз объективная, серьезная. Это механистичность.

• Финального босса на западных форумах сравнивают со статуей Венеры. А на этом скриншоте босс промежуточный — самый обычный сом.

При всех описанных геймдизайнерских находках, многие задачи требуют слишком уж лобового подхода. Чтобы открыть желтые ворота, нужны желтые пикмины, серые ворота — серые пикмины. Синие пикмины умеют плавать, а розовые — летать. Но настоящей разницы между ними практически не ощущаешь: вода — это та же поверхность, только покрытая шейдерами, а летуны планируют так низко над землей, что любой наземный монстр может их сбить. Да и монстры-то практически одинаковые. Скажем, жуткая наэлектризованная собачка — это та же плюющаяся огнем свинья, только для устранения первой нужны желтые пикмины, а для второй — красные. В Overlord, если помните, были более разнообразные тактические задачи (можно было, скажем, устроить засаду), гоблины различались не только цветами, но и умениями. Здесь же нас довольно грубым способом заставляет тасовать пикминов разного окраса, без каких-то реальных, оправданных сеттингом причин.

• Распустившиеся бутоны на макушках пикминов — знак максимальной прокачанности и наивысшего статуса. У салаг из голов торчат листья.

Постоянно приходится повторяться. Помимо описанной выше необходимости бегать по одному маршруту, вы часто совершаете одно и то же действие: носите фрукты, носите камни для моста, носите убитых врагов, носите, носите, носите. Идеальная иллюстрация избранного авторами метода — то, как в игре реализована отдача приказа целому отряду пикминов. Представьте, что вам необходимо разрушить песчаную преграду при помощи сотни бойцов. Для этого нужно кликнуть по ней ровно сто раз: клик, клик, клик… Приказать что-то сделать всем бойцам разом нельзя. Тут возникает очень неприятная аналогия с программой Excel, где для того, чтобы избавить пользователя от рутинных действий, существуют макросы и автозаполнение. В Pikmin же все приходится делать вручную, и возникающая в финале каждого дня инфографика (таблицы, диаграммы) только усиливает ассоциации с офисной работой. Начинает казаться, что разработчики над вами издеваются, пытаясь выдать за интересный геймплей действия, похожие на заполнение бухгалтерского отчета действия.

 

Тем не менее строго судить такую игру нельзя — уж слишком она притягательная и редкая. Мельтешение на экране порой пробирает до мурашек, возня человечков вокруг укатившегося в реку яблока достигает каких-то запредельных драматических высот. Тут очень хочется вспомнить Михаила Булгакова. В «Мастере и Маргарите» у него было «потрясающее по своей художественной силе описание похищения пельменей». Pikmin 3 в таком случае — это потрясающее по своей художественной силе описание переноса помидора с одного берега ручья на другой.

Реиграбельность:
Классный сюжет:
Оригинальность:
Легко освоить:
Геймплей:
8
Графика:
8
Звук и музыка:
8
Интерфейс и управление:
6
Дождались?
Небезупречная, но все-таки чарующая консольная стратегия про маленьких разноцветных человечков.
Рейтинг «Мании»: 8,0
«Отлично»

Красные пикмины

Лучше всех дерутся, а главное — не горят в огне. Можно бессмысленно истратить целую армию пикминов, тщетно пытаясь справиться с одной огнедышащей свинкой, — или послать к ней пару красных солдатиков, чтобы те уничтожили ее без единого ранения.

Синие пикмины

Умеют плавать. Одно лишь это свойство делает их ценнейшим элементом вашей армии, ведь остальные пикмины немедленно тонут в лужах. Во время переправы через водоем важно следить, чтобы отряд был укомплектован только синими. Остальные захлебнутся.

Желтые пикмины

Невосприимчивы к току, отчего незаменимы в схватках с электрическими монстрами. Еще умеют безболезненно проводить ток, что неоднократно вам пригодится, когда потребуется замкнуть цепь и зажечь лампочку.

Каменные пикмины

Очень похожи на миядзаковских чернушек из «Унесенных призраками» и «Тоторо». Настоящие снаряды на ножках — с разбегу бросаются на врага, прыгают и больно бьют телом. Быстрее всех сбивают с веток плоды и ломают хрустальные стены.

Летающие пикмины

Могут забраться в самые укромные участки уровней и безнаказанно тянуть оттуда фрукты. Но бездумно отправлять их в походы нельзя: по карте расставлены предательские паучьи сети, в которых летуны могут запутаться.

Комментарии
Загрузка комментариев