Half-Life 3. История великой истерии

Half-Life 3. История великой истерии

Спецматериалы — Half-Life 3. История великой истерии
«…Вот уже шесть лет Valve мучает своих фанатов неопределенностью, и кто знает, сколько еще будет этим заниматься. Трудно следить за событиями шесть лет, поэтому мы подготовили для вас детальное криминалистическое расследование. Мы тщательно проследим весь
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Спецматериалы
Half-Life 3. История великой истерии

ВНИМАНИЕ! Данная статья не содержит злостного троллинга, тупых разводов и пыли для глаз. Это исследование и расследование, а не попытка устроить цунами в унитазе.

Рождение легенды Half-Life происходило в другой эпохе. На рынке начинался бум новомодных «3D-акселераторов», компьютерщики увлеченно сравнивали характеристики VooDoo2 и Riva TNT, революции в графике и технологиях происходили чуть ли не каждый месяц.

Не удивительно, что Half-Life с его подходом к подаче сюжета, определившему развитие жанра шутеров на десятилетия вперед, стал знаменитым. Удивительно то, что он остается таким до сих пор, хотя все его современники — Doom, Quake, Unreal Tournament и другие — либо потеряли свой статус, либо и вовсе отправились на покой. Зато выхода Half-Life 3 ждут не меньше, чем ждали вторую часть вот уже почти десять лет назад.

Это ожидание традиционно сопровождается многочисленными скандалами, бесконечными переносами даты релиза, утечками информации, дикими слухами и теориями заговора, массовыми митингами (в составе двух человек), рассылками монтировок по почте и прочими занимательными происшествиями.

Правда, ожидание слишком затянулось. Вот уже шесть лет Valve мучает своих фанатов неопределенностью, и кто знает, сколько еще будет этим заниматься. Трудно следить за событиями шесть лет, поэтому мы подготовили для вас детальное криминалистическое расследование. Мы тщательно проследим весь долгий путь ожидания игры, а заодно расскажем, куда же пропал Half-Life 2: Episode 3, почему Valve не спешит анонсировать третью часть игровой серии, и разберемся во многих других интересных вещах.

Доставайте с полки вашу любимую монтировку, покормите своего домашнего хедкраба и усаживайтесь поудобнее.

Half-Portal 3

Слухи о том, что Half-Life 3 получит некоторые головоломки из Portal, имеют под собой серьезные основания. Действие двух игр всегда происходило в одной и той же вселенной, а теперь должны пересечься и сюжетные линии: в Episode 1 мы узнаем о том, что во льдах Арктики обнаружен «Борей», научно-исследовательское судно компании Aperture Science. В Episode 2 становится известна история этого корабля - там проводились эксперименты с порталами, однако безалаберность сумасшедших ученых из Aperture Science привела к тому, что весь корабль вместе с частями сухого дока телепортировался в неизвестном направлении.

Теперь за этим кораблем охотятся пришельцы Альянса. Оказывается, таких технологий телепортации нет даже у них. Секреты «Борея» могут стать решающим аргументом в войне между Альянсом и силами повстанцев: или люди смогут оказать достойное сопротивление, или же на Землю через открывшиеся межзвездные порталы прибудет такая армия пришельцев, что для людей может просто не остаться места.

2007: оранжевое настроение

В 2007 году вышел Half-Life 2: Episode 2. Valve сумела удивить, выпустив под видом одной игры сразу пять, включая странную сетевую игру со шпионами и пулеметчиками, и еще более странную головоломку, в которой надо было делать какие-то порталы (ну серьезно, кому это может быть интересно?) Но, как Valve ни пыталась отвлечь внимание фанатов, самые внимательные заметили одну странность: после прохождения игры им не показали трейлер третьей части.

• В Portal 2 на глубине около четырех километров есть сухой док, возле которого можно найти спасательный круг с корабля «Борей», — похоже, это то самое место, откуда он исчез.

«Мы не добавили трейлер по целому ряду причин. Во-первых, мы не хотели портить атмосферу концовки. Сами можете представить: вы посмотрели титры, и тут этот ролик с нарезкой крутого экшена из третьего эпизода. Совсем другое настроение было бы. Во-вторых, мы не хотим связывать себе руки. У нас большие планы на эту игру. Если вы сравните трейлер второго эпизода и то, что получилось в результате, — это две большие разницы. Это действительно не нормально — делать трейлер игры, разработка которой находится в самом разгаре. Вы просто не можете быть уверены, что получится в итоге», — разъяснил глава команды разработчиков Episode 2 Дэвид Спейрер.

• Оказывается, Гейб не любит монтировки, зато собирает огромную коллекцию ножей.

Тайна украденного трейлера разрешилась, но осадочек остался. Стало ясно, что игра задерживается. Во время анонса обещали выпустить третий эпизод вскоре после второго, в конце 2007 года, но еще в мае Даг Ломбарди заявил, что проект только-только вступил на стадию подготовки к производству. Что же, ждать так ждать, фанаты Half-Life к этому привычные, тем более что в декабре Ломбарди подсластил пилюлю, заявив, что третий эпизод не станет завершением серии, призвав всех держать свои монтировки наготове. «Всегда готовы!» — отрапортовали игроки и ушли перепроходить второй эпизод по второму разу.

2008: начало конца

После полугода молчания обстановка начала накаляться. Первым предвестником грядущего безумия стали опубликованные на китайском форуме скриншоты чудной лодочной станции, выполненные с разными настройками HDR-эффектов. На картинках имелись надписи «Half-Life 3 Tech-Demo» и «SIGGRAPH» (ежегодная конференция, посвященная вопросам компьютерной графики).

Оптимисты поражались качеству прорисовки водной поверхности — крутая шейдерная вода тогда считалась чуть ли не визитной карточкой Half-Life 2. Скептики же указывали на чересчур высокую детализацию картинки, говоря, что это обычный рендер. Скептики победили. Картинки оказались работой независимого 3D-дизайнера и не имели к Valve никакого отношения.

• Арт 2008 года: человек с монтировкой против Советника Альянса.

Печаль длилась недолго, так как вскоре появились официальные картинки от Valve — несколько концепт-артов, на одном из которых Фримен в каком-то месте, похожем на Цитадель, стоял лицом к лицу с Советником. Напомним, что Советники, бочкообразные левитирующие создания, предположительно, являются господствующей расой Альянса и управляют ходом всего вторжения. Они появились в эпизодах Half-Life 2, однако сразиться с ними Фримену так и не довелось.

При виде артов заскучавшие фанаты оживились и вообразили, что Episode 3 привезут на E3 2008, но Valve сразу всех осадила, заявив, что этого не случится. В будущем это станет доброй традицией: каждый год с завидной регулярностью игроки начнут распускать слухи о том, что Half-Life появится на E3, а разработчики будут их опровергать.

• Еще один арт из того же набора: караван Советников. Не знаем, можно его будет грабить или нет, но монтировкой по голове они точно получат.

Концепт-арты стали последней информацией по Half-Life 2: Episode 3. Они и еще пара интервью в октябре, где Даг Ломбарди обещал показать в конце года первые скриншоты и рассказать новые подробности об Episode 3, да еще сетовал, что выйдет он не раньше конца 2009 года, так как студия сильно занята работой над Left 4 Dead и Team Fortress 2.

Увы, это обещание он не сдержал, 2008-й подходил к концу. Тогда фанаты еще не знали, что этот год станет последним, когда Valve открыто говорила об игре, делилась подробностями и планами на будущее. Никто из игроков даже помыслить не мог, что их ждут годы безмолвия разработчиков.

Лабораторная крыса

Это Даг Ратман, тот самый сумасшедший, что рисовал на стенах и утверждал, что тортик - это ложь. О его похождениях можно почитать в комиксе «Лабораторная крыса», который, кстати, переведен на русский язык. Говорят, что, если в Portal 2 взять радио и прийти с ним в одно из убежищ Ратмана, можно услышать эхо его безумных воплей.

Фанаты Half-Life утверждают, что вопли эти имеют глубокий смысл, раскрывающий подробности сюжета новой игры. Якобы если прислушаться, то можно уловить фразы «он пропал», «он украден», «корабль украден». Это значит, что «Борей» исчез не просто так - его похитили, причем, по мнению некоторых, к делу были причастны конкуренты Aperture Science, наши старые добрые знакомые из комплекса Black Mesa. Правда, чтобы все это услышать и сделать подобные выводы, надо обладать воистину альтернативным сознанием.

2009: отрицание

Весной появляются традиционные слухи, что Valve привезет на E3 Half-Life. Скорее даже не слухи, а домыслы: Valve записана как участник выставки, про игру уже почти год как ничего не слышно — в общем, самое время удивить чем-то новым. В частности, такое предсказание делает IGN, один из крупнейших зарубежных игровых сайтов. И действительно, Valve анонсировала продолжение культовой игры, только ей оказался... Left 4 Dead 2, о Half-Life не было сказано ни слова!

От такого явно пренебрежительного отношения у некоторых фанатов Half-Life начало ощутимо припекать в районе пятой точки. На форуме Steam появилась петиция с требованиями прекратить темнить и выдать информацию по игре. Правда, обсуждение шло вяло и набрало всего 350 страниц — высказались лишь самые нетерпеливые, остальные же продолжали верить разработчикам и спокойно ждали выхода любимой игры.

• Поиски следов Half-Life в клиенте Alien Swarm.

В августе появилось интервью, в котором Гейб Ньюэлл общался с глухими людьми, — всем известно, насколько серьезно Valve относится к этой проблеме, адаптируя игры так, чтобы в них могли играть люди с плохим слухом. Гейб рассказал о неком глухом персонаже, знакомом Аликс, благодаря которому она научила своего робота-пса языку жестов, а также добавил, что они собираются включить использование жестов в какой-то новой игре. Возможно, речь шла о Half-Life.

Несколькими днями позже журналисты подкаста Steamcast решили задать Гейбу вопрос в лоб: почему нет новостей о Half-Life 2: Episode 3, мол, это новая политика компании — держать фанатов в неведении до самого конца? В ответ Гейб выдал чрезвычайно туманную тираду насчет того, что они пытаются экспериментировать, но некоторые эксперименты оказываются удачными, а некоторые не очень, упомянул про «ритмы разработки»… а молчат они не потому, что что-то скрывают, а просто потому, что пока говорить не о чем. И когда будет о чем сказать — игроки первыми об этом узнают.

Лето закончилось, наступила осень 2009 года, а затем и зима. Стало ясно, что ни в конце 2009-го, ни в начале 2010-го игру мы не увидим. Проект Half-Life словно бы исчез, растворился, оставив после себя лишь недоумевающих фанатов...

2010: гнев

Первую половину 2010 года о Half-Life не было слышно ничего существенного, хотя Ньюэлл периодически скармливал прессе небольшие новости, чтобы игровое сообщество не окочурилось окончательно от информационного голода. Так, например, он заявил, что серия должна вернуться к своим корням: первая часть была довольно страшной, а вот во второй от хоррора уже ничего не осталось — обычный фантастический шутер. Однако название Half-Life 2: Episode 3 уже не упоминалось, речь шла о серии в целом.

В июле умельцы распотрошили редактор выпущенной Valve игры Alien Swarm и нашли в одном из файлов отсылки к Episode 3 и вселенной Half-Life — названия Aperture Nest, Ep3 Blob Brain и прочие. Напомним, что Aperture Science — это название корпорации из Portal, которая должна занять существенное место в сюжете нового Half-Life. В первом и втором эпизодах находят принадлежащий компании корабль «Борей», и технологии на его борту должны стать объектом борьбы между повстанцами и Альянсом.

• Скриншоты, которые пытались выдать за демо Half-Life 3. Фанаты в те времена были молодые, наивные, верили в сказки... Теперь они все старые, опытные, хотя в сказки верят как и прежде.

Простым игрокам сложно обратить на себя внимание. Но если ты сын самого Питера Молиньё, это меняет дело. В сентябре в Сети появилось видео, где восьмилетний Лукас Молиньё в обществе своего знаменитого папы просит дядю Гейба рассказать, наконец, про Half-Life 3, в то время как сам Молиньё встревал в его выступление с репликами типа «покупайте Fable 3, а не Half-Life 3».

Учитывая креативность Питера, сложно сказать, была ли это шутка или вирусная реклама домашнего производства. Во всяком случае восьмилетнему ребенку еще чуть-чуть рановато быть ярым фанатом Half-Life — даже если он сын культового разработчика игр.

Впрочем, обычные игроки тоже могут заставить к себе прислушаться, если будут действовать сообща. Под конец года была предпринята очередная попытка достучаться до Valve: группа энтузиастов отослала им на электронную почту петицию с тысячью подписей. Никакого ответа получено не было.

Рождение Фримена

Многих интересует, как хлипкий ботаник в очках мог перебить целую пехотную дивизию Альянса? А ведь в самом начале никакого Гордона Фримена не существовало. Главным героем ранней версии сценария был Иван Космобайкер, суровый мужичище с безумным взглядом, прической типа «площадка» и здоровенной каштановой бородищей. Если бы такой дошел до релиза, силы Альянса капитулировали бы через полчаса игры, а всем хедкрабам пришлось бы целый год лечиться у профессионального психолога.

Решив, что прототип получился чересчур страшным, разработчики решили его облагородить, однако известный нам каноничный образ Фримена с квадратными очками и аккуратно подстриженной эспаньолкой сложился лишь к выходу второй части игры. Для создания модели головы взяли внешность четырех разработчиков, а затем в два этапа совместили их в одно изображение: сначала соединили фото двух человек, затем еще двух, а затем две получившиеся фотографии еще раз совместили между собой. Получившуюся картинку использовали для создания финального Фримена. В частности, именно его можно увидеть на обложке первого издания Half-Life 2.

2011: торг

«Мы обе наговорили много такого, о чем ты еще пожалеешь. Но сейчас мы должны забыть про наши разногласия. Ради науки... Ты чудовище». 2011 год прошел под знаком Portal 2, но, пока весь мир самозабвенно бегал по подземельям Aperture Science с портальной пушкой наперевес, фанаты Half-Life потрошили редактор игры в поисках новых улик. Ради науки. И они их нашли. В коде Portal 2 были найдены упоминания Советников Альянса, а также вертолеты, щиты и прочие вещи, свидетельствующие, что Half-Life — не миф, а реально существующая игра. А то многие к тому моменту уже начали всерьез в этом сомневаться.

• Очередное творчество фанатов: старый-престарый Гордон Фримен все еще ждет, когда его позовут на новые подвиги. Проснись и пой, мистер Фримен, проснись и пой...

После этого последовала ежегодная драма: слухи об анонсе Half-Life 3 на E3 2011 и официальное заявление, что Valve на сей раз не приедет на выставку вообще. Впрочем, на этот раз игроки отнеслись к ситуации с юмором, сочинив по этому поводу кучу разных приколов. Ярче всего отметился известный гуру компьютерных спецэффектов FreddieW со своей командой, снявший шутливый обзор E3 2011: среди всего прочего он заявил, что на выставке показали демо Half-Life 2: Episode 3, но всем было плевать, так что в очереди поиграть стояло всего несколько человек.

Стоит отметить, что к тому времени на тему Half-Life шутили не только игроки, но и разработчики: студия Volition добавила в Saints Row 3 пасхальное яйцо — в списке пропавших кораблей, висевшем на стене, упоминался злополучный «Борей».

В середине июня 2011 года случились похороны Half-Life 2: Episode 3. Это название и так упоминалось все реже — вместо этого люди начинали именовать новую игру Half-Life 3, понимая, что после такого перерыва выпускать третий эпизод второй части уже бессмысленно. И вот на форумах Steam появилось сообщение пользователя Ryuuk, нашедшего резюме бывшего программиста Valve Майка Дюссо. Если верить ему, третий эпизод действительно можно не ждать — его отменили еще в 2007 году.

«Из резюме Дюссо следует, что работа над Episode 3 прекратилась, когда в конце 2007-го после выхода Episode 2 Valve решила отказаться от модели распространения игр в виде отдельных эпизодов. Дюссо был техническим советником и участвовал в создании отмененной игры под брендом Half-Life, над которой работала сторонняя студия. В период с 2008 по 2010 год Дюссо работал над миром и скриптовой системой Half-Life 3, о чем он также упоминает в своем резюме», — гласило сообщение.

Ломбарди опроверг эту информацию, хотя и признал, что Дюссо действительно был их сотрудником. Понятно, что сообщению на форуме трудно тягаться по достоверности с официальным опровержением, но факт есть факт: была и отмененная игра от сторонней студии (Episode 4), и отмена разработки третьего эпизода тоже оказалась правдой — это будет официально подтверждено пару месяцев спустя. Episode 3 умер, да здравствует Half-Life 3!

• Канадские фанаты расположились на лужайке Valve со всеми удобствами: складные стулья, бесплатная кормежка, даже Гейба живого показали…

Ну а в августе случилась трагедия: толпа обезумевших фанатов взяла приступом офис Valve, выволокла сотрудников наружу и повесила их на ближайших фона... Ладно, ладно. Ничего такого не было. Просто двое гиков из Канады приехали в США, в городок Белвью, и развернули на лужайке транспаранты с надписями «Канада за релиз Half-Life 3» и «Неужели Half-Life 3 бросили умирать?» — последний плакат обыгрывает название Left 4 Dead.

Кто-то из сотрудников всерьез перепугался и вызвал полицию, но это не помогло. Полицейский тоже был фанатом Half-Life, поэтому не только не арестовал демонстрантов, но даже изъявил желание присоединиться к митингу. Наш человек!

Делать было нечего, пришлось идти на переговоры. К протестующим игрокам вышел сам Гейб Ньюэлл, назвал акцию «очень милой», пригласил всех на экскурсию в офис и даже дал поиграть в DotA 2. Оба диссидента оставались на лужайке в течение двух дней, а сотрудники подкармливали их пиццей и поили газировкой. Но про Half-Life 3 не рассказали ни слова.

В ответ игровое сообщество в лице безымянного вьетнамского тестера украло бета-клиент DotA 2, выложив его в свободный доступ. И что бы вы думали? В нем тоже обнаружились следы Half-Life! В папке с названием ep3 были найдены интригующие файлы, в названии которых говорилось о ледяной пушке и каком-то странном оруженайзере разных модификаций — бетонном, металлическом и даже жидком. Однако сценарист Valve Чет Фалижек заявил, что эта находка ничего не значит, заодно подтвердив, что Episode 3 более не существует и что новая игра называется Half-Life 3.

Добиться официальной информации об игре пытались все, начиная от рядовых пользователей и заканчивая журналистами крупнейших изданий. Мы, в «Игромании», не раз пытались разговорить девелоперов. Однажды нам даже небезосновательно показалось, что Valve будет интересно «слить» немного информации именно крупнейшему российскому изданию. Но кто-то на самом верху компании натянул поводок, и нам так и не открыли ни одной тайны.

Самым же оригинальным способом выудить новости можно считать письмо простого игрока, посланное самому Гейбу Ньюэллу, благо адрес его общеизвестен. Письмо было написано в форме хайку, японского четверостишия (перевод не идеально точный, передан лишь общий смысл, чтобы сохранить образность):


Do you like haikus?

I like to write them sometimes...

Episode 3 soon?


Хайку нравится мне

Писать иногда вечерами…

Скоро ли новый «Халф-Лайф»?


По словам автора, он получил ответ от самого Гейба, причем тоже в виде стихов:


Haikus are neato,

They have a rigid structure.

Episode 3 ships in…


Хайку прикольно звучат,

Строгая форма у них.

Эпизод 3 где-то там...


Впрочем, к троллингу игровой общественности склонны и другие сотрудники Valve, и первым среди них можно считать упомянутого выше сценариста Чета Фалижека, который довольно часто дает интервью, в которых, разумеется, его регулярно пытаются развести на информацию про Half-Life. Во время одной из таких бесед он признался, что G-Man — это действительно Гордон Фримен, только из будущего, и одновременно прадедушка Аликс Вэнс. На вопрос, шутка ли это, Чет предельно честно и откровенно заявил: «Конечно, шутка. А может, и нет».

Шутки шутками, но ситуация вокруг игры накалялась все больше, а разработчики не предпринимали никаких мер, чтобы ее остудить. И в конце 2011 года все взорвалось. В декабре в Сети появился слух, что сотрудник Valve был замечен на одном из мероприятий в футболке с логотипом Half-Life 3. К слуху прилагалась фотография — правда, действительно ли ее носил разработчик из Valve, установить точно не удалось. Все это можно было принять за шутку, но неделей позже на сайте Official Xbox Magazine появилась новость: один из американских актеров, пожелавший остаться неизвестным, признался, что участвует в озвучке нового Half-Life.

• Кадр из шуточного видео о E3 2011. Тысячи людей пробуют Kinect, Battlefield 3 и нового Марио, а четыре гика стоят в очереди к будке, где показывают демо Half-Life 2: Episode 3.

На церемонии вручения наград Video Game Awards 2011 симпатяга Уитли из Portal 2 получил титул «Персонаж года». В честь этого он произнес поздравительную речь, в которой некоторые углядели скрытые отсылки на Half-Life 3. Логика была проста: в начале речи на экране была заметна фраза на русском языке «Спутник наблюдения «Лантанум». Лантанум (а точнее, лантан) — металл, относящийся к третьей группе элементов. Его атомный вес равняется 57, при этом 5 и 7 июля — дата начала и окончания выставки E3 2012, а если их сложить, то получится 12, что указывает на год ее проведения. При этом в самом конце, когда Уитли пытается передать свои координаты, он успевает передать первые три цифры: «Один, один, один». 1+1+1=3. Страдающие апофенией и любители теорий заговора тут же подняли треск и вой — очевидно же, что это был анонс Half-Life 3! А как же иначе?!

Градус безумия продолжал нарастать. Спустя несколько дней, прямо под Рождество, на просторах Сети открывается сайт www.black-aperture.com с логотипом Half-Life 3. Один из ведущих подкаста Steamcast пишет на форуме Steam, что некий анонимный источник сообщил ему, что Гейб дал добро на публикацию традиционных загадок и подсказок о грядущем анонсе Half-Life 3. На сервисе Steam обнаруживают постер, где один из маскотов Steam по прозвищу Мистер Бодкин едет в санях Санта-Клауса (с лицом Гейба), а на шее у него висит цепочка с логотипом Half-Life. Игроки, радостно прыгая на стульях, предвкушали скорый конец долгого томительного ожидания...

• Сын Питера Молиньё обращается к Valve, чтобы те перестали быть разработчиками всяких там Portal и DotA и стали теми, кем и положено, — разработчиками Half-Life.

Но 28 декабря 2011 года, видя нарастающую истерию, Valve все-таки решилась дать официальное заявление. «Вас всех просто затроллили. И мы тут ни при чем. Речь Уитли на церемонии вручения наград VGA 2011 была посвящена лишь Portal 2 — и ничему более. Гейб не давал никаких указаний на публикацию какой-либо информации. Так что все это вранье. Я говорю это, чтобы избежать недоразумений. Просто некоторые представители игрового сообщества решили потроллить фанатов. Конечно, нам приятно видеть, насколько люди увлечены всем, что связано с серией Half-Life, но мне очень неприятно, когда над людьми издеваются подобным способом», — сообщил уже знакомый фанатам Чет Фалижек. На этой жизнеутверждающей ноте закончился 2011 год. Начинался год 2012-й.

2012: депрессия

Вместо подписания традиционной петиции игроки решили начать год более оригинальным способом, послав в офис Valve десяток монтировок. Без всяких комментариев. Valve тоже не ответила. Поэтому позже фанаты все-таки опубликовали новую петицию и в знак протеста собрали небольшой флешмоб в виде одновременной игры в Half-Life 2. Хотя в группе, посвященной акции, зарегистрировалось более полусотни тысяч человек, на игровой митинг явилось лишь десять тысяч.

Но хватило и этого. Гейб лично постарался успокоить игроков, заявив, что они держат их в неведении вовсе не со зла, а исключительно для их же блага. «Да, мы в курсе, что все это молчание сильно раздражает наших фанатов. И нас это очень расстраивает. Но мы стараемся работать так быстро, как можем, и выбираем игры, которые, как мы считаем, больше всего востребованы нашей аудиторией», — сказал он.

• Футболка с логотипом игры. Часть успешной кампании по троллингу фанатов, развернувшейся в конце 2011 года.

Ньюэлл отметил, что студия не хочет повторять прежних ошибок, допущенных при разработке Half-Life 2, — разработчики слишком хорошо запомнили те бунты, которые устраивали игроки из-за бесконечных переносов даты релиза, поэтому теперь ничто не заставит их анонсировать игру слишком рано: «Мы стараемся быть осторожнее, чтобы не обнадеживать людей раньше времени. Хотим, чтобы на сей раз все как следует «пропеклось», прежде чем подадим это на стол».

Сообщество снова приуныло и уже почти не реагировало на мелкие тычки типа опубликованной создателем Garry's Mod фотографии футболки с логотипом HL3 или слухов о том, что в Counter-Strike: Global Offensive якобы обнаружены пасхалки на тему Half-Life. В такой мрачной атмосфере оставалось лишь шутить, чтобы разрядить обстановку. Так, например, один из пользователей популярной интернет-коммуны Reddit обнаружил в своем завтраке колечко жареного лука, напоминающее по форме знаменитую «лямбду». Игровой блог Kotaku опубликовал новость «Колечко лука подтвердило разработку Half-Life 3. Официальных комментариев Valve пока не поступило».

В честь Дня всех дураков в Сеть была запущена фотография, якобы сделанная в торговой сети Best Buy: большой плакат извещал о начале приема предзаказов Episode 3, но никто на это не повелся. Ежегодное объявление о том, что игру не привезут на E3, тоже прошло без особого ажиотажа. Зато когда Half-Life 3 появился в списке игр, которые покажут на gamescom 2012, это стало настоящей информационной бомбой — правда, недолго, так как Даг Ломбарди оперативно разъяснил, что это лишь ошибка в документах.

• Красавица, спортсменка и комсомолка Аликс Вэнс в рядах Красной армии. Служу Советскому Союзу!

На тему Half-Life начала шутить и сама Valve. Летом на Kickstarter появился проект симулятора сражения на мечах Clang. В ролике-презентации снялся сам Ньюэлл; в одном из кадров он стоит у кузницы и кует монтировку, а на вопрос «Ну как, готово?» отвечает «Такие вещи так сразу не сделаешь!»

Также летом происходит крупнейшая утечка материалов по игре, целая кипа концепт-артов. Однако при изучении вопроса оказалось, что утечка не только крупная, но еще и изрядно запоздавшая: все рисунки были созданы минимум четыре года назад. Тем не менее поглядеть на Аликс Вэнс в советской шапке-ушанке и модели зимней одежды от дизайнеров Valve было интересно. Среди рисунков также был замечен арт разбившегося советского вертолета Ми-8. Можно было бы сделать на основе этих материалов далеко идущие выводы, но к тому времени Valve уже отучила игроков загадывать в будущее — все равно не сбудется.

Ближе к осени начали говорить о разработке нового движка, Source 2, причем в ноябре на встрече с фанатами Гейб Ньюэлл фактически подтвердил эту информацию, заявив, что они уже давно работают над абсолютно новым движком и просто ждали подходящую игру, чтобы можно было его использовать.

• Постер Steam с дружной оравой маскотов сервиса — мистером Бодкиным, Санта-Гейбом и другими.

Французский игровой сайт, ссылаясь на анонимный источник, публикует первые подробности Half-Life 3. По словам анонима, после нескольких лет сумбурной разработки студия решила полностью сменить концепцию и теперь делает игру с открытым миром, квестами и NPC, а также элементами Portal — вероятно, это как раз то совмещение двух игровых вселенных, завязанное на нахождении корабля «Борей», где происходило испытание технологий порталов.

Тогда это приняли просто за слух, однако теперь, когда игры с открытым миром стали чуть ли не главным трендом E3 2013 и всех игр нового поколения в целом, он звучит куда более разумно. Также французы сообщили, что ждать игру стоит не ранее 2014 года.

Конец 2012-го закончился символически: в одном из интервью Питер Молиньё заявил, что его сын больше не ждет Half-Life 3 и выбыл из рядов фанатов Valve: «Он сдался. Сдался! Нашел себе новое занятие. Valve его потеряла, причем полностью. Сейчас он увлекся Minecraft». Что же, не он первый, не он последний.

Истина где-то рядом

Художник и 3D-моделлер Иван Бакула нарисовал потрясающий арт: фанат в образе Фокса Малдера сидит у стены, увешанной информацией о Half-Life 3. Те, кто внимательно прочитает эту статью от начала до конца, смогут опознать многие намеки самостоятельно. Здесь и картинка с панелью лифта из PC Gamer, и шарада из Surgeon Simulator 2013, и скриншоты «Борея», и футболка с логотипом, и сумасшедшие подсчеты с поиском цифры «3», и петиция игроков, и даже жареный тост с образом Гордона Фримена. Все в одном месте.

2013: принятие

И вот мы добрались до наших дней. Этим летом как раз прошла очередная волна слухов и безумных догадок, которые и подтолкнули нас написать эту статью. Началось все с того, что в Сеть утекли скриншоты трекера проектов Jira — специальной программы, служащей сотрудникам Valve для организации разработки и тестирования игр.

Трекер насчитывает 791 проект, и на скриншотах можно различить, что некоторые из них имеют очень интересные названия: Half-Life 3, Left 4 Dead 3, Steambox, Source 2. Правда, интересующий нас Half-Life 3 имеет всего одну группу, состоящую из 42 разработчиков, что, честно говоря, не является хорошим признаком, — тот же Left 4 Dead 3 имеет сразу несколько групп и гораздо больше подходит на роль игры, находящейся в активной разработке.

Затем журнал PC Gamer опубликовал на своих страницах шуточный арт, изображающий панель лифта в офисе Valve: кнопка тринадцатого этажа была озаглавлена «Группа разработки Half-Life 3», однако это название было зачеркнуто маркером, а рядом приклеена бумажка — «Террариум разработчиков шутеров».

• То самое колечко лука, подтвердившее разработку Half-Life 3. Пародия на религиозных фанатиков, которые могут увидеть образ Иисуса на жареном тосте. Ученые называют этот феномен «апофенией».

Мало кто принял бы это всерьез, однако как назло в этот момент на Steam появилось обновление Half-Life 2. Свежий патч после стольких лет! Да еще такой здоровый! «Это ж-ж-ж-ж-ж непроста!» — решили фанаты и подняли шум. Разумеется, зря, так как патч всего-навсего добавил в игру поддержку корейского языка с полным пакетом озвучки. Фанаты обиделись и начали спамить «Твиттер» журналиста разными обидными сообщениями, включая обвинения в том, что он хуже Гитлера, даже более того — хуже Тодда Говарда! Кто не в курсе, это глава команды разработчиков The Elder Scrolls 5: Skyrim. Вот и пойми, то ли действительно ругают, то ли просто «пошутили» в ответ.

Опешивший от того, что невинная картинка вызвала такой резонанс, журналист PC Gamer поспешил объяснить, что не хотел никого обидеть, что это действительно лишь шутка. Он ездил в офис Valve лишь затем, чтобы собрать информацию про DotA 2, и ничего про новый Half-Life не узнал.

Разгоревшиеся после долгого перерыва страсти было не так просто остудить. Разработчики Surgeon Simulator 2013 выпустили дополнение, в котором игроки могли покопаться во внутренностях пулеметчика из Team Fortress 2. Среди прочих инструментов в игре обнаружилась странная коробочка с приклеенным к ней рисунком, на которой красовался ребус.

• Традиционный фотомонтаж: рекламный плакат Half-Life 3 на E3 2013. На самом деле на этом месте висела реклама Kingdom Hearts c Гуфи и Микки-Маусом.

Один игрок утверждает, что в ребусе была зашифрована дата, 26 сентября 2013 года, что, разумеется, сразу связали с датой возможного анонса Half-Life 3… и, разумеется, совершенно зря. Глава Bossa Studios Энрике Олифьерс заявил, что, во-первых, загадку разгадали неправильно, а во-вторых, связана она со следующим дополнением и не имеет никакого отношения к играм от Valve.

После таких слухов будет не удивительно, если игроки не поверят даже настоящему анонсу. Так, например, сайт со звучным названием No Shit Shurlock решил повысить популярность, опубликовав заявление, якобы сделанное дизайнером студии Valve Джоном Гафри, почетным ветераном, участвовавшим в разработке Half-Life и Half-Life 2 (он отвечал за создание уровней). Сайт утверждал, что они переписывались с Гафри по электронной почте и тот подтвердил разработку Half-Life 3, пообещав, что трейлер и демоверсию выпустят к будущей E3.

Также он рассказал, что игра продолжит сюжет Episode 2, будет содержать много знакомых персонажей, выйдет на PC, а также консолях текущего и нового поколения. Никаких доказательств разговора представлено не было, так что можно быть практически уверенным — это стопроцентное вранье, от первого до последнего слова.

• Разбившийся Ми-8 на фоне заснеженного ландшафта. Наши игроки радостно потирают руки: если арты настоящие, то действие Half-Life 3 может происходить на просторах СССР.

Ну что, расходимся? Как бы не так! Half-Life 3 жил, жив и будет жить. Новости о нем пользуются популярностью, которой позавидует большинство игр. Вот уже журналисты откопали имя Valve среди участников gamescom (когда вы прочитаете эти строки, выставка как раз завершится); скорее всего, будут показывать DotA 2, но стоит ли удивляться, что в новостях по этому поводу про DotA 2 не сказано ничего, зато «Half-Life 3» повторяется через строчку. А там, глядишь, и осень пройдет, и традиционное зимнее обострение настанет. Все как обычно.

Продолжение не следует

А теперь мы попытаемся ответить на один вопрос: что же все-таки случилось с Half-Life 2: Episode 3. Ведь игра явно находилась в разработке, так почему же все отменили? Чтобы понять причины такого поступка, надо вспомнить, почему Valve стала успешной. Дело тут не в играх и даже не в сервисе Steam, главный залог успеха компании — умение идти впереди всей игровой индустрии. Half-Life, по сути, стал первым в мире сюжетным шутером, прародителем всех современных Call of Duty. Steam открыл цифровую эпоху в игровой индустрии. После релиза Half-Life 2 студия решилась на новый эксперимент — выпуск игры в виде эпизодов.

Сегодня об игровых сериалах говорят на каждом углу. Недавно в рубрике «Не одной строкой» мы писали о том, что в условиях увеличивающихся бюджетов многосерийные игры могут стать спасением, снижая риски издателей и позволяя оперативно вносить изменения на основе отзывов игроков. Схема эпизодов доказала свою состоятельность, сериал The Walking Dead стал игрой года...

• Шутка от PC Gamer — лифт офиса Valve. «Академия по производству шапок», «Контрольный центр деньгопровода», «Комната с кучей ножей»...

Но к моменту, когда началась разработка Episode 1, ничего этого не было. Будущий король игровых сериалов, студия Telltale Games, выпустит свой первый многосерийный квест Sam & Max Save the World лишь осенью 2006 года, спустя несколько месяцев после выхода Episode 1. Поэтому Valve, как всегда, пришлось идти в неизвестность, делая то, что казалось ей правильным.

Планы были грандиозные. Еще до выхода Episode 1 Ньюэлл подтвердил, что они намерены выпустить не только третий, но и четвертый эпизод Half-Life 2. После выхода Episode 1 работавшая над ним команда должна была переключиться на Episode 3, а Episode 4 планировали отдать сторонней студии. Разработчики хотели выпускать новые серии как можно чаще, в идеале — с интервалом в 6-8 месяцев.

По словам Гейба, такая схема могла послужить началом эпохи возрождения ПК-игр. Но даже у Valve бывают неудачи. Возможно, компания слишком опередила время — остальная индустрия, будучи припертой к стенке все растущими бюджетами и непомерными сроками разработки, только сейчас начала всерьез думать о том, чтобы взять сериалы на вооружение. Valve не раскрывает данные о цифровых продажах, но их информация о продажах дисков может служить примерной оценкой успеха эпизодов: Half-Life 2 разошелся тиражом в 6,5 млн копий, диск с Episode 1 купило всего 1,4 млн игроков, а суперкоробку The Orange Box с пятью играми — 3 миллиона.

Поглядев на эти цифры, легко понять, почему Valve свернула разработку. Идея с эпизодами с ходу не сработала, а к созданию полноценной третьей части они не были готовы: ни подходящих условий, ни интересных задумок. Зато у студии была масса более перспективных занятий, в Valve активно начинали осваивать онлайн и сферу бесплатных игр, планировали наделать шуму на консолях с выпуском Portal 2, разрабатывали сиквел Left 4 Dead. Поэтому все работы по Half-Life без сожаления были задвинуты в долгий ящик.

В 2011 году Гейб в интервью Develop-Online официально подтвердил, что Valve распрощалась с идеей выпуска игр в виде эпизодов. Их главной идеей было сократить цикл разработки, но не вышло: на выпуск одной серии все равно уходило слишком много времени. Поэтому компания сосредоточилась на онлайновых играх, которые можно обновлять практически постоянно, — тот же Team Fortress 2 получил сотни обновлений.

«Честно говоря, некоторые корейские разработчики просто смеются над нами, над тем, сколько времени занимает у нас работа над дополнениями. Они считают, что в идеале надо выпускать их каждый день. Думаю, в их словах есть большой резон. Мы каждый день должны спрашивать наших клиентов: что мы можем сделать для них сегодня? Это наша стратегия на будущее», — говорит Гейб.

• Еще один арт, над которым многие ломали голову.

Тем не менее паниковать рано. Valve никогда не говорила, что не видит смысла в крупных разовых проектах или что все ее игры отныне будут онлайновыми. «Все мы хотим разложить яйца по разным корзинам. Сейчас мы находимся под давлением обстоятельств, которые вынуждают нас все больше и больше сокращать цикл разработки. Но мы можем изменить ситуацию. Конечно, нам нужна веская причина, чтобы захотеть что-то менять, но мы это можем. Лично я не хочу попасть впросак из-за того, что бросил все силы на что-то одно», — говорит Ньюэлл.

Да, все помнят, как весной 2011 года журналист Джефф Кейли с GameTrailer TV сообщил, что Portal 2 может стать последней игрой с «изолированным синглплеером». Однако сам Гейб Ньюэлл позже пояснял, что компания вовсе не собирается оставлять рынок игр с одиночной кампанией: «Мы вовсе не бросаем синглплеер. На самом деле мы думаем над кучей идей, как его улучшить, чтобы он больше подходил современному игроку, являющемуся частью социальной паутины. Каждый игрок пользуется чатом, каждый игрок имеет регистрацию в социальных сетях. Если вы представите себе, что ничего этого не существует, то у вас будут проблемы. Речь идет о «синглплеере плюс», а не о том, чтобы не было никакого синглплеера вообще».

Так что Half-Life 3 может получить открытый мир, вполне может поддерживать кооператив и разные социальные штучки типа Battlelog из Battlefield 3 или стриминга напрямую из игры, может даже иметь мультиплеер (свят, свят!), однако фанатам не стоит слишком беспокоиться — делать из него корейскую MMO точно никто не будет. Наверное. В случае с Valve вообще опасно загадывать что-то наперед: кто знает, что взбредет им в голову?

 

Valve продолжает молчать, фанаты продолжают ждать. Некоторые из них уже закончили школы, университеты, успели жениться и отправить детей в первый класс, а некоторые даже умерли. Шесть лет — долгий срок. И все-таки игру ждут, что логично, потому что она выйдет обязательно, а значит, чем дольше ждем, тем ближе становится релиз.

Как мы выяснили, у Valve был повод для отмены Half-Life 2: Episode 3, но теперь имеется не меньше веских причин, чтобы выпустить полноценную третью часть. Студии нужно осваивать графику нового поколения, ну а какая игра может быть лучшим кандидатом для дебюта Source 2? Также Half-Life 3 очень пригодился бы для продвижения Steambox: пообещать эксклюзивное DLC, и все, оторвут с руками и ногами. И, наконец, самое время задобрить фанатов, а то кто знает, когда у них энтузиазм кончится.

Понятно, что Valve теперь должно быть очень страшно выпускать эту игру. За годы ожидания игровое сообщество превратило бренд Half-Life в легенду, так что теперь все ждут как минимум революцию, причем во всех областях сразу — в геймплее, графике, сюжете. Выпуск обычной игры, пусть даже очень хорошей, наверняка воспримут как провал. Но что поделать, пусть страшно, пусть рискованно, но выпускать все равно надо. А не то фанаты вместо того, чтобы присылать монтировки по почте, могут и сами с монтировками в офис заявиться...

Half-Life 2: Episode 4

Тайна Half-Life 2: Episode 4, который разрабатывался сторонней студией, была раскрыта в начале 2012 года. Сценарист и геймдизайнер Valve Марк Лэйдлоу рассказал, что они заказали создание четвертого эпизода Arkane Studios, известной нынче по Dishonored. Рабочим названием проекта было «Возвращение в Рейвенхолм», что хорошо характеризует как содержание, так и место действия игры, которая должна была стать ответвлением от основной сюжетной линии. Valve хотела более подробно развить некоторые сюжетные моменты оригинального Half-Life 2, а заодно создать игру в духе первой части — мрачную, страшную, с кучей зомби и хедкрабов. Разработка шла с 2006 по 2007 год (по некоторым данным — вплоть до 2008 года), но в итоге все свернули. Остались только арты, скриншоты да ролик с анимациями зомби и играющегося оторванной головой хедкраба.

Комментарии
Загрузка комментариев