И грядет Рагнарёк. Игры на основе скандинавской мифологии. Интервью с разработчиками Rune 2

И грядет Рагнарёк. Игры на основе скандинавской мифологии. Интервью с разработчиками Rune 2

Спецматериалы — И грядет Рагнарёк. Игры на основе скандинавской мифологии. Интервью с разработчиками Rune 2
«…если приглядеться, понимаешь, что в играх викинги тоже не последняя спица в колеснице. Сегодня мы посмотрим, какие легенды северных народов вдохновляли разработчиков, к чему это привело и стоит ли в ближайшее время готовиться к нашествию поедателей мухо
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Спецматериалы
И грядет Рагнарёк. Игры на основе скандинавской мифологии. Интервью с разработчиками Rune 2

«Внимайте мне все священные роды, великие с малыми Хеймдаля дети!..
Братья начнут биться друг с другом, родичи близкие в распрях погибнут; тягостно в мире, век мечей и секир,
треснут щиты, век бурь и волков до гибели мира; щадить человек человека не станет».

«Старшая Эдда», XIII век

Еще недавно королевой эпоса была греческая мифология — любой гражданин нашей, да и не только нашей страны может спокойно идти сдавать экзамен по теме «Олимп и его обитатели: нравы, обычаи, повадки». Сложные отношения Геракла с родителями занимали умы и трогали сердца не одного поколения любителей одноименного сериала и многочисленных фильмов того же содержания.

Однако сейчас всевозможные «Битвы титанов», «Перси Джексоны» и иже с ними если и вызывают интерес, то скорее вежливый, чем восторженный. На смену Зевсу, Аиду и Персею с гарпиями, кентаврами и медузами-горгонами пришли Тор, Локи и Рагнар с провидцами, Мировым Древом и инеистыми великанами. И хотя греки себя пока окупают по старой памяти, скандинавы по-северному медленно, но методично захватывают рынок.

В игроиндустрии расстановка сил, впрочем, иная. Бал правят God of War, Rise of The Argonauts, Age of Mythology и Titan Quest со своими клонами, а скандинавский эпос скорее исключение, чем правило. Но если приглядеться, понимаешь, что в играх викинги тоже не последняя спица в колеснице. Сегодня мы посмотрим, какие легенды северных народов вдохновляли разработчиков, к чему это привело и стоит ли в ближайшее время готовиться к нашествию поедателей мухоморов и кусателей щитов на консоли и ПК.

Трое в космосе, не считая топоров

Первая вылазка северян на игровое поселение случилась в 1992 году стараниями компании Silicon&Synapse, впоследствии превратившейся в знаменитую Blizzard Entertainment. Бодрый платформер The Lost Vikings вообще плоть от плоти сплошь именитых родителей: в качестве издателя выступала небезызвестная Interplay Entertainment, а вторую часть выпустили уже сами «Близзарды».

По сюжету трех викингов — Эрика, Олафа и Балеолога — похищает злобный император инопланетной расы крутонионцев Томатор. Этот коллекционер-любитель прочит героев в свой зверинец для уникальных форм жизни, но, понятное дело, не на тех нарвался. Из зверинца друзья сбегают, и куда только нелегкая их после этого не заносит: в списке локаций, помимо космического корабля Томатора, есть и египетские пирамиды, и фабрика, и цирк, и доисторическая деревня.

• Национальный исторический парк Л’Анс-о-Медоуз входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

На фоне других платформеров The Lost Vikings сразу выделилась необычным геймплеем — управлять здесь нужно не одним персонажем, а сразу тремя, причем у каждого свои слабые и сильные стороны. Эрик — мозг команды и быстрее всех бегает, Олаф держит оборону крепким дубовым щитом, а Балеолог крошит пришельцев в капусту мечом или отстреливает из лука с бесконечным запасом стрел.

Реальные викинги считаются одними из самых грозных воинов, когда-либо бороздивших моря и даже океаны. По большей части это были свободные крестьяне, жившие на территории современных Швеции, Дании и Норвегии и в погоне за наживой опустошавшие все земли, до которых могли доплыть на своих ладьях. Вместе со скандинавами в этом были замечены венды — славяне с Балтийского полуострова, попеременно грабившие то шведские, то датские земли.

• Старый добрый комплект «Викингов» для Sega, теперь — сокровище для коллекционеров.

Свои кровавые набеги викинги совершали с VIII по XI века, наводя ужас не только на англов, франков и русичей, но и на жителей Гренландии и Америки. Вопрос о том, доплывали ли викинги до Америки, долго оставался открытым, пока в 1960 году ученые не обнаружили в Канаде остатки принадлежавшего им поселения Л’Анс-о-Медоуз.

Что интересно, викинги начали и закончили свои завоевания на одном и том же острове — Британии. Первое нападение — на графство Дорсет в 789 году — завершилось полной победой язычников-мореходов, а последняя вылазка относится к 1066 году, когда остатки измельчавшего скандинавского воинства разбил в битве при Гастингсе Вильгельм Завоеватель.

• Один из самых популярных тактических приемов в The Lost Vikings — Олаф прикрывает щитом Балеолога, пока тот разбирается с пришельцами.

Но вернемся к трем викингам, волею разработческой фантазии очутившимся аж в космосе. В дополнение к радостям стратегии и тактики The Lost Vikings еще и очень веселая игра. Вот вам пример стандартного обмена любезностями во время приключений на космическом корабле:

— Если этот Томатор такой злой, почему он оставил для нас все эти полезные штуки — бомбы и прочее? — осведомляется Олаф.

Слушай, в других играх никто не задает таких вопросов! — отвечает Эрик.

Да, Олаф, — добавляет Балеолог. — Кончай занудствовать!

Игра настолько понравилась публике, что в 1997 году обзавелась продолжением — The Lost Vikings 2, в котором неугомонный Томатор опять телепортирует троицу к себе на корабль. Во второй части появляются два новых персонажа — дракон Скорч и трансильванский волк Фанг, хотя одновременно можно по-прежнему управлять только тремя героями из пяти. Дракон, как ему и положено, летает и плюется огнем, а волк почему-то карабкается по стенам и, естественно, царапается.

Blizzard Entertainment до сих пор хранит об этой игре нежную память: в StarCraft 2: Wings of Liberty в кают-компании «Гипериона» стоит игровой автомат «The Lost Viking».

Человек из фьорда

Слово «викинг» буквально переводится как «человек из фьорда». Изначально это были мелкие разбойники, которые прятались в укромных бухтах и грабили проплывавшие мимо суда. Откуда взялось само слово, ученые пока еще спорят. Возможно, так раньше обозначались фьорды, или разбойники чаще прятались в бухтах норвежской области Вик, или корень слова происходит от древненорвежского глагола «vike», что означает «покидать свои земли, отправляясь грабить или торговать».

Валькирия-сан

Спустя два года после выхода The Lost Vikings 2 к скандинавской тематике обратились... японцы. Компания tri-Ace при поддержке Enix (сейчас — Square Enix) выпустила достаточно успешную ролевую игру Valkyrie Profile для PlayStation 2, впоследствии портированную и на ПК.

Японцы на то и японцы, чтобы если уж браться за скандинавский эпос, то со всей серьезностью и вниманием к деталям. Главной героиней тут выступает валькирия Леннет, сопровождающая души погибших воинов в Вальхаллу, где они тренируются в ожидании Рагнарёка. Попутно Леннет пытается вспомнить свое прошлое.

• Эксклюзивный арт Rune 2, любезно предоставленный нам Human Head Studios.

Визуально Valkyrie Profile — смесь 2D и 3D: по карте мира перемещаемся в 3D, по городам и подземельям — в 2D. Хотя в игре можно собрать небольшой отряд, во время сражений игроку подвластна только Леннет: она прыгает, дерется на мечах и замораживает врагов ледяными кристаллами. Летая над картой мира, валькирия использует свою основную способность — спиритическую концентрацию, при помощи которой открывает подземелья, обнаруживает врагов и подходящие для телепортации души.

Тот, кто северной мифологией на досуге не увлекался, сразу натыкается в игре на незнакомые или малознакомые термины. Что за валькирия такая, какие еще эйнхерии, асы, ваны, Асгард, Мидгард, Вальхалла, Рагнарёк... Давайте разбираться.

На заре времен Один, верховный бог и повелитель асов (кроме них есть еще ваны — тоже боги, но гораздо старше и мудрее; между собой ваны и асы то грызутся, то мирятся), поднял из могилы провидицу вёльву и повелел ей поведать судьбу мира. Вёльва сообщила, что грядет Рагнарёк — гибель богов и всего сущего, и случится он сразу после финальной битвы между богами и чудовищами, олицетворяющими мощь природы. Одина убьет огромный волк Фенрир, а того в свою очередь поразит сын Одина Видар. Тор, бог грома и бури, убьет змея Ёрмунганда, но и сам падет от его ядовитого укуса.

• Англичане любят развлекаться ежегодной реконструкцией битвы при Гастингсе.

Фрейр, бог плодородия и лета (вот он из ванов, как и его знаменитая сестра Фрейя), погибнет в битве с огненным великаном Суртом; Хеймдаль, страж богов и Мирового Древа, сразится с Локи, богом хитрости и обмана, однако ни один не сможет одержать верх. Видя, что силы зла и добра примерно равны, великан Сурт обрушит на землю всю свою огненную мощь, уничтожив и Мидгард, мир людей, и Асгард, обитель асов (вот что это, если не читерство?).

Скандинавские мифы, хоть и по обыкновению жестокие, не ставят в пророчестве о Рагнарёке ни мрачной черной точки, ни загадочного многоточия. Вёльва рассказала Одину, что за гибелью мира последует его возрождение: в Асгарде поселятся оставшиеся в живых сыновья Одина и Тора, а в Мидгарде — двое переживших катаклизм людей, от которых снова пойдет человеческий род.

• «Викинги» на борту «Гипериона».

Итак, задача Леннет в Valkyrie Profile — собирать души самых храбрых и благородных воинов, эйнхериев, и доставлять их на пир в Вальхаллу, небесные чертоги в Асгарде. Там эйнхерии не только объедаются и пьют, но и готовятся к Рагнарёку, а Леннет отвечает за их тренировку. У каждого воина есть шкала значимости — она показывает, насколько он готов к последней битве, в которой по версии японцев почему-то сойдутся асы и ваны (а как же Фенрир, ему же положено поглотить солнце... непорядок!).

Valkyrie Profile переиздавалась не раз, но малыми тиражами, а потому цены на лицензионный диск подскакивали аж до сотни американских долларов. И хвалили «Валькирию» в первую очередь за фантастический сюжет, почерпнутый ее создателями из северных мифов. Хотя типично японских (читай анимешных) элементов в этой игре не меньше, чем скандинавских.

Руны Асгарда

Предотвращение Рагнарёка и битва со змеем Ёрмунгандом — основа сюжета в экономической стратегии Cultures 2: The Gates of Asgard 2002 года выпуска. По версии разработчиков из немецкой компании Funatics, остановить апокалипсис по-скандинавски получится, только если представители четырех народов выступят единым фронтом в борьбе с надвигающейся напастью.

История начинается, когда викинг Бьярни, сын Лейфа Эрикссона, видит сон, в котором бок о бок с тремя чужеземцами пытается остановить конец света. Бьярни решает, что сон в руку, и отправляется в Англию, Италию и Нормандию уговаривать этих самых чужеземцев присоединиться к нему. По счастью, видения преследуют Бьярни не по причине злоупотребления волшебными грибами, так что с громадным змеем сразиться все-таки придется.

• Валькирия — дочь конунга или самого храброго воина, которая подбирает павших воинов и отправляет их прямиком в Вальхаллу.

Между прочим, Лейф Эрикссон — реальный человек, сын викинга Эрика Рыжего, первооткрывателя Гренландии. Предполагается, что именно Лейф открыл Америку за пять столетий до Христофора Колумба. Его подвиги на ниве мореплавания описаны в «Саге об Эрике Рыжем» и «Саге о гренландцах», историческую достоверность которых позже подтвердили археологические раскопки. С командой всего из тридцати пяти человек он открыл Хеллуланд, Маркланд и Винланд, потенциально — Баффинова Земля, полуостров Лабрадор и побережье Ньюфаундленда соответственно. Помимо Cultures 2, он упоминается в Корсарах: возвращение легенды.

А вот Бьярни, сын Лейфа, уже целиком вымышленный персонаж. Его приключения критики встретили прохладно: Gates of Asgard получили твердую тройку из-за однообразного геймплея, мало изменившегося со времен первой части, скучной музыки и тягучего повествования. Очень нордическая игра у Funatics получилась.

А вот о Rune (2000), слэшере с видом от третьего лица, разработанном Human Head Studios, такого не скажешь. Кто же на сей раз берется за нелегкую эту работу — Рагнарёк останавливать?

Юный воин Рагнар узнает от старейшины, что стоящие на центральной площади родного поселения Рунные камни — не туристическая достопримечательность и не элемент дизайна экстерьера, а единственное средство, способное удержать Локи в заточении под землей.

• Согласно «Прорицанию вёльвы», во время Рагнарёка солнце почернеет, звезды упадут с неба и вода зальет землю.

Как всегда, не обходится без предателей — Конрак, один из соплеменников Рагнара, выбирает сторону Локи, однако с Одиновой помощью юноша выбирается из глубин царства мертвых Хельхейма и после бесчисленных боев с превосходящими силами противника спасает Рунные камни от уничтожения. Или сам выбирает сторону Локи, что добром ни для кого никогда не кончалось — бог обмана, он и в Скандинавии бог обмана, потому что врет как дышит.

Грех было бы не совершить здесь краткий экскурс в биографию конунга Лодброка, он же датский король Рагнар. Для датчан Рагнар — то же, что король Артур для британцев: документальных источников, подтверждающих, что он жил на этом свете, нет, зато в сагах упоминаний о нем пруд пруди.

Если Рагнар действительно когда-то правил Данией, то было это в IX веке. Почему Лодброк? На то есть несколько версий. По самой распространенной и самой веселой, «лодброк» означает «кожаные штаны». Натурально — кожаные штаны Рагнара, сшитые ему женой как оберег. Которые он бессменно носил всю жизнь. Более «гигиеничное» объяснение — плотные кожаные штаны спасли Рагнару жизнь в детстве, когда он свалился в яму со змеями. Ну а самая красивая версия — «лодброк» означает «знамя судьбы», поскольку на конунговом знамени был вышит ворон Одина, а сыном именно этого бога Рагнар себя и считал.

Опять же по легенде, у Рагнара Лодброка было одиннадцать законных сыновей и уйма бастардов от многочисленных наложниц. Это маленькое семейное войско отомстило за смерть отца, случившуюся во второй половине IX века. Хотя в списке побед Рагнара значится захват Парижа и немалого куска британских земель, во время одного из походов он был пленен королем Нортумбрии Эллой Вторым, закован в цепи и брошен в яму со змеями. На этот раз кожаные штаны, увы, не спасли — то ли змей было слишком много, то ли кусали они выше.

У Рагнара из Rune судьба сложилась удачней. С точки зрения легенд, действие тут однозначно перевешивает сюжет, но для создания нужной атмосферы хватает. Игру любят до сих пор, недаром же петиция с требованием выпустить Rune 2 к моменту подготовки материала собрала 6683 подписи. Чтобы выяснить, что там с выходом продолжения, и обсудить недавнее переиздание оригинала, мы пообщались с Тедом Хальстедом из Human Head Studios.

• Тед Хальстед

Здравствуйте, Тед! В прошлом году Human Head Studios перевыпустили Rune как Rune Classic через Steam. Что изменилось для компании со времен выхода оригинала, и с какими трудностями вы боретесь сейчас?

Мы с огромным удовольствием вернулись к Rune и были очень рады тому, что переиздание приняли так тепло. С начала двухтысячных в сфере разработки игр многое изменилось, и мы думаем, что сейчас самое время для нового путешествия в мир викингов и северной мифологии. У разработчиков стало больше свободы — и издатели, и игроки готовы к экспериментам. Можно спокойно делать игру на своих условиях.

Чтобы Rune Classic все-таки вышла, потребовалась большая работа. В чем основные различия между оригиналом и новой версией?

Создатели первой части собрались вместе, чтобы под именем Rune Classic объединить исходную Rune, Rune: Halls of Valhalla и Rune: Viking Warlord. В Halls of Valhalla мы сильно доработали знаменитый зубодробительный мультиплеер Rune. Аддон включает в себя арену для смертельных боев (со зрителями), хэдбол — такой кровожадный, в духе викингов, вариант современных видов спорта, — новых персонажей и насмешки.

Для не менее сурового синглплеера мы взяли новых монстров из Warlord и отполировали уровни. А до кучи включили все расширенные версии музыкальных треков из игры и аудиодиск в формате OGG.

А расскажите нам о Halls of Valhalla поподробнее — история, геймплей, особенности?

Это мультиплеерное дополнение к Rune. Мультиплеер — одна из самых популярных возможностей игры, и мы хотели ее расширить, увеличив число режимов, — например, добавили кооперативный. По Halls of Valhalla можно понять, в каком направлении будет развиваться Rune, а основная ее концепция — погрузить игрока в хаос, где только и успеваешь, что топором махать направо и налево. Что касается истории, то тут игроку главное — показать лучшее, на что он способен, то есть как ловко он отрубает врагам конечности большим острым оружием.

Верные поклонники Rune подали петицию о выпуске Rune 2. Есть ли у них повод надеяться на выход второй части в ближайшем будущем, или у вас пока нет таких планов? Если есть, то что будет в Rune 2, поделитесь концептуальными идеями?

Очень приятно, что поклонники продолжают нас поддерживать, а их интерес не иссякает. Мы к ним прислушиваемся и рады, что люди до сих пор собираются поиграть в Rune. В будущем она точно будет фокусироваться на кровавом ближнем бою как при игре в клане, так и соло.

История второй Rune будет посвящена одному: что это такое — быть воином. С акцентом на битвах, завоеваниях, наживе и чести, славе и, если игроку этого захочется, успехе его клана. Рагнар останется ключевым героем повествования, но появится и новый главный герой, великий викинг-завоеватель, смысл приключения которого будет в том, каким путем игрок станет вести своего воина — или воительницу — на протяжении всей его или ее жизни.

Новый сюжет Rune подчеркнет богатство скандинавской мифологии, но с другой точки зрения. Игра будет не небесно-фэнтезийной, а больше ориентированной на Мидгард. Мифы реальны, они окружают воина. Мечтаете об успехе на поле боя или в море — извольте учитывать, чего желает тот или иной бог. Можно будет приносить ему жертвы или складывать добычу у алтаря, а можно пойти войной на его последователей, изматывать их набегами и стычками.

Со сроками выхода пока ясности нет. Сейчас мы разговариваем с несколькими потенциальными партнерами о следующем этапе разработки. Ситуация в индустрии кардинально изменилась, лучшего времени для выпуска необычных игр и игр, ориентированных на мультиплеер, и не придумаешь. Настало время для следующей Rune.

Получается, вторая Rune уже вовсю разрабатывается?

Нет-нет, сиквел пока не на той стадии разработки, когда мы уже готовы поделиться подробностями или даже сделать полноценную презентацию. Впереди еще масса работы.

Герой Rune — известный (особенно после свежего сериала «Викинги») скандинавский воин Рагнар. Что вы можете рассказать нам о реальном Рагнаре, погружались ли вы в его историю во время создания игры и насколько глубоко?

Мы много читали о настоящем Рагнаре и его похождениях, его история была хорошим заделом для создания мощного персонажа. А еще нам очень понравилось, как звучит его имя. В будущем Rune сфокусируется на том, каким образом воин может достичь успеха как завоеватель, поэтому запутанная история такого короля, каким был Рагнар Лодброк, окажется напрямую связана с игрой.

И да, мы большие поклонники сериала.

Скандинавская тематика пока не очень популярна среди разработчиков, вы одними из первых обратили на нее внимание. А почему, собственно, вы выбрали для Rune северные легенды, нет ли тут личного интереса?

Скандинавская мифология в сочетании с историей создает один из самых богатых и насыщенных миров для игр. Для нас первая Rune была всего лишь началом. Сейчас мы понимаем северные легенды гораздо глубже, чем во времена работы над оригиналом, и с нетерпением ждем, когда сможем познакомить мир со следующей эпической главой в истории завоеваний викингов.

Лично я всегда восхищался северной мифологией и историей, а теперь и моя шестилетняя дочь этим увлеклась и спешит меня поправить, если я где-то даю маху: «Пап, это же Локи — мама Слейпнира (восьминогий конь Одина, порождение Локи. — Прим. авт.)».

А какие у вас любимые скандинавские легенды?

Да разве можно тут выбрать одну или две! Я все время узнаю новые. Недавно увлекся историями о клане Вольсунгов, Беовульфе и всем, что с ними связано. Чем больше узнаешь, тем больше расстраиваешься из-за того, сколько было утеряно за прошедшие века, да и то, что осталось, конечно, изменили более поздние культурные напластования.

А что насчет богов — есть ли фавориты?

Опять сложный выбор, но я, пожалуй, остановлюсь на Одине и Торе. Многие считают, что Один — это такой «мудрый старец, отец всего и всея». В общем-то верно считают. Но он божество не только знаний, но и битв, если уж дерется, то до конца, и вдобавок приносит жертвы ради и знаний, и побед. А Тор помимо прочего выступает в роли защитника, о чем знают немногие. Именно к нему взывают о спасении в бурю или об урожае в спокойные времена.

И еще Имир. Представьте себе великана настолько огромного, что весь мир был создан из его тела.

И последний вопрос — вы верите в то, что Рагнарёк когда-нибудь настанет, или миф, он на то и миф, чтобы в него не верить?

Он грядет.

Жили-были

Каково же было житье-бытье викингов? Те, кто побогаче, могли позволить себе большой прямоугольный дом из промазанного глиной дерева или из камня. В таком доме помещалась вся многочисленная родня состоятельного хозяина. Крестьяне жили в простых домиках в одну комнату, из дерева и с торфяной крышей. Большую часть времени проводили в центральной комнате - там устраивали очаг, готовили еду и спали. Иногда в качестве дополнительной опоры крыши по краям комнаты ставили столбы, а получавшиеся промежутки использовали как спальни.

Слишком викинг

После выхода Cultures 2 про скандинавов забыли на целых шесть лет, пока в 2008 году не случился «северный прорыв» — одна за другой вышли три игры в жанре приключенческого боевика, с разных сторон исследующие эту тематику: Tomb Raider Underworld, Viking: Battle forAsgard и Too Human.

Если про Underworld и Battle for Asgard слышали многие, то у Too Human путь оказался куда более тернист. Канадцы из Silicon Knights, невзирая на шестьдесят с лишком миллионов долларов бюджета, допустили одну, но роковую ошибку: сделали игру на Unreal Engine 3, «забыв» оплатить права на использование движка. После судебных разбирательств с Epic Games им пришлось уничтожить все нереализованные копии игры и выплатить пострадавшей стороне девять миллионов долларов.

• Ресурсов для строительства в Gates of Asgard великое множество: тут и дерево, и камень, и черепица, и кирпич, и мрамор, и глина, и железо.

Впрочем, энное количество копий до игроков все-таки добралось, и «террой инкогнита» игра не осталась. Главным героем здесь выступает Бальдр, бог весны и света, по доброте душевной помогающий человечеству бороться с захватчиками-инопланетянами. Скандинавская мифология в Too Human переплетается с научной фантастикой: пришельцы в массе своей — огромные роботы, а боги-асы, чтобы усилить свои способности, используют... кибернетические имплантаты.

Более традиционный вариант северных легенд использовали разработчики из The Creative Assembly, ответственные за Viking: Battle for Asgard. Сюжет таков: боги в Асгарде разругались в пух и прах, а больше всех курсом партии возмущалась богиня смерти Хель, дочка Локи, за что и была выслана из небесного королевства. Хель, натурально, возмутилась, решила освободить волка Фенрира и устроить всем Рагнарёк. Чтобы к ее угрозам отнеслись посерьезнее, Хель подняла викингов из могил и огнем и мечом пошла на Мидгард.

Это уже категорически не устроило Фрейю, богиню любви и войны. Она обратилась за помощью к юному воину Скарину, и тот не смог отказать красавице-богине. Хотя зря она парню мозги запудрила — стоило Скарину узнать об истинной причине мидгардских бед, как он... сам освободил Фенрира, избавив людей от повседневного присутствия богов.

• Сурт — владыка муспелов, огненных великанов.

Кстати, Фрейя в игроиндустрии — одна из самых популярных богинь. Она упоминается в World of Warcraft, Lineage II, Ragnar?k Online (о ней речь далее) и Final Fantasy IX, да и вообще почти во всех фэнтезийных ролевках, вроде Neverwinter Nights или серии The Elder Scrolls, регулярно встречаются предметы, зачарованные этой богиней.

Фрейя — дочь приемного сына Одина Ньёрда, которого ваны оставили в Асгарде в качестве заложника после того, как было заключено перемирие с асами. После Фригг, жены Одина, Фрейя в Асгарде занимает самое почетное место среди богинь и управляет валькириями. А по красоте ей и вовсе нет равных! Фрейя может превращаться в сокола, а после пропажи мужа — то ли человека, то ли воплощения Одина в смертном обличье — плачет она золотыми слезами. Именно Фрейя обучила асов волшебству, до того известному лишь ванам.

Как и Cultures 2, Battle for Asgard звезд с неба не хватает: игру ругали за однообразный геймплей и пустой мир, состоящий из трех почти одинаковых островов, которые герой может исследовать в поисках союзников — или противников. Плюсов два — интересные комбо-приемы и особая атмосфера, хотя сам по себе сюжет достаточно примитивен.

А вместо сердца пламенный топор

Воевали викинги чаще всего копьями где-то в полтора метра длиной либо мечами. Мечи тоже предпочитали длинные, с небольшой гардой. Острым делали только верх клинка, а нижнюю часть либо вообще не трогали, либо оттачивали слабо. Настоящий ужас врагам внушали скандинавские секиры - тонкие топоры с боковыми щекавицами и широким, симметрично расходящимся лезвием.

Расхитительница Хельхейма

Очень тщательно свой сюжет прорабатывали Crystal Dynamics, «родители» Лары Крофт с седьмой по девятую части. В Underworld, логическом продолжении Legend, скандинавская мифология исследуется с энциклопедической скрупулезностью. Если распечатать все соответствующие записи из личного дневника Лары, получится неплохая подборка «Всё, что вы хотели знать о легендах севера, но до сего момента не удосужились прочесть».

• В чем, в чем, а в кровище Battle of Asgard недостатка не испытывает.

Уже в первой главе леди Крофт отправляется на поиски Нифльхейма, земель вечного мрака и тумана, где обитают инеистые великаны. По преданиям во вселенной существуют девять миров: помимо упоминавшихся Асгарда, Мидгарда и Хельхейма на Мировом Древе произрастают Ванахейм — обитель богов-ванов, Ётунхейм — тут живут великаны-ётуны, Муспельхейм — мир огня, вход в который денно и нощно охраняет великан Сурт, Свартальвхейм, населенный гномами-цвергами, Льёсальвхейм, где живут светлые альвы, или эльфы, и, наконец, Утгард, мир демонической магии, куда может попасть лишь избранный.

В отличие от других миров Утгард существует вне ясеня Иггдрасиля, и толком не известно, где он, собственно говоря, есть. Он не подчиняется мировому порядку, который братья-асы Один, Вили и Ве установили, когда поместили в созданный ими космос небо (Асгард), землю (Мидгард) и подземье, куда отправляются души умерших (Хельхейм).

• В Rune Classic крошить врагов топором на кусочки по-прежнему весело.

Сценаристы Underworld не только пересказали основное содержание северных мифов, но и предложили свое, причем очень логичное, объяснение пророчества о Рагнарёке. Ёрмунганд, огромный змей, чье пробуждение должно спровоцировать финальную битву богов и чудовищ, на самом деле — цепочка тектонических разломов, опоясывающих нашу планету. Как и в любой цепи, тут тоже имеется свое слабое звено — и если его разбить при помощи особого механизма Иггдрасиля, начнется бесконечная череда вулканических извержений, которая приведет к гибели человечества. Ларе придется выступить в роли Тора и при помощи полного комплекта его вооружения — перчатки, пояс, молот — поразить змея, то есть уничтожить механизм, способный инициировать Рагнарёк.

Впрочем, не все относятся к скандинавской мифологии столь серьезно. Шведы из Arrowhead Game Studios выпустили в 2011 году юмористический приключенческий боевик Magicka. Игра подавала большие надежды и даже была признана игрой года на Swedish Game Awards в 2008-м, еще будучи в разработке, но финальная версия, увы, могла выиграть гонку за количество багов и отсутствие баланса.

• При помощи рунных камней у каждого оружия в Rune можно активировать дополнительные возможности — например, высасывать из врагов жизненные силы ударом меча.

История вертится вокруг четырех магов из древнего ордена, пытающихся помешать колдуну Гримниру уничтожить Мидгард, хотя впоследствии выясняется, что настоящая угроза исходит от демона Ассатура. Скандинавские легенды здесь — не более чем повод вволю поглумиться над целой плеядой хитов: протягивают и Warhammer, и The Legend of Zelda, и Dungeon Keeper, и Diablo, и даже фильмы «Звездные войны», «300» и «Монти Пайтон». Выбрав любого из четырех волшебников, игрок сражается с противниками с помощью волшебного посоха и холодного оружия. В качестве последнего могут выступать и меч в камне из легенд о короле Артуре — в прямом смысле слова меч, торчащий из камня и, соответственно, использующийся как молот, — и даже пулемет М60.

Плыть по морю голубому

Викинги славились как искусные судостроители и могли похвалиться большим флотом. Основную часть кораблей составляли драккары - деревянные боевые суда с высоко поднятыми носом и кормой, рассчитанные на сто - сто пятьдесят воинов. Боевые корабли поменьше назывались снеккары: в них помещалось до шестидесяти человек. Строились суда из ясеня, сосны или дуба, а паруса шили из овечьей шерсти. Потом шерсть покрывали ланолином - жировым слоем, защищавшим парус от воды. Строили викинги и торговые суда - кнорры. Широкие и вместительные, кнорры часто использовались для дальних разведывательных походов.

Артефакты онлайна

Хотя большая часть посвященных скандинавской тематике игр сделана в жанре приключенческого боевика, северные легенды в чести и на онлайновых ролевых просторах. Самая прославленная игра тут, без сомнения, Ragnar?k Online, детище корейской компании Gravity Co.

Первоисточник RO — корейские комиксы-манхва авторства Ли Мён-джина, после игры адаптированные еще и для аниме. Большая часть названий и имен позаимствована из скандинавских мифов, но есть в игре и города, стилизованные, например, под арабские или английские сказки. Приятная особенность Ragnar?k Online в том, что ее вселенная постоянно развивается: игровой мир регулярно расширяется, появляются новые классы, умения, профессии, монстры, квесты и т.д. Все ключевые обновления называются «эпизодами».

• Примерно так выглядел Лейф Эрикссон.

Изначально в RO была только одна нация, и все игроки начинали свои приключения в королевстве Мидгард, но в 10-м и 11-м эпизодах добавились технократическая Республика Шварцвальт и религиозное государство Арунафельц. Непосредственно из скандинавской мифологии сюда перекочевали Нифльхейм и Вальхалла, но к наследию севера что первая часть, что Ragnar?k Online 2: Legend of the Second имеют мало отношения. Вы только взгляните на типично анимешные портреты персонажей и мысленно представьте, как эти розововолосые и лиловоглазые красавцы и красавицы смотрелись бы на групповой фотографии с реальными викингами.

Помимо RO существует не столь известная Haven&Hearth, бесплатная MMORPG от Фредрика Тольфа и Бьёрна Йоханссена, двух шведских студентов-энтузиастов. Игра была отмечена на Saturn Game Awards, хотя она до сих пор крайне нестабильна: мир Haven&Hearth пережил уже семь «вайпов», то есть полных обнулений с перерисовкой карты.

Интересно, что в H&H допускается убийство не находящегося в Сети персонажа, если он совершил кражу или сам кого-то убил. При этом воскреснуть погибший не может, и единственный вариант — создать нового героя, к которому перейдет от 25 до 75% навыков погибшего. Кроме того, тут специфичная система крафтинга: нужно пройти весь путь создания предмета, от подготовки инструментов до заготовки материалов. Например, чтобы сделать бочку, нужно срубить и распилить дерево, но сначала придется собрать пилу, топор или молоток из камней и ветвей. Чем больше прокачан набор необходимых умений и лучше используемые ресурсы, тем качественнее и получившийся предмет — вплоть до уровня артефакта. Все как в жизни.

• Викинги засветились и в The Elder Scrolls V: Skyrim. В исходной игре есть Вальхалла (хоть называется она иначе, и мы туда даже угодим по сюжету), а на обложке первого официального дополнения Dawnguard красуется суровый северянин.

Кстати, об артефактах. Без этих уникальных, часто наделенных магическими свойствами вещей не обошлась и германо-скандинавская мифология. Встречаются они и в играх — например, упоминавшийся выше набор доспехов Тора из Tomb Raider Underworld или Too Human.

Мьёлльнир, что с древнескандинавского переводится как «разрушитель», — пожалуй, самый широко разрекламированный изо всех божественных артефактов и присутствует везде, где есть хотя бы намек на Тора или его родственников. Почти невесомый молот так же красив, как и смертоносен. Помимо бога-громовержца поднять его могли только сыновья Тора — Магни и Сигню, и то при помощи железных перчаток и пояса, чьи кольца удваивают силу владельца.

У Мьёлльнира занятная история изготовления: однажды Локи поспорил с цвергами Броком и Синдри, кто в гномьем царстве лучший кузнец. Брок и Синдри выковали молот, признанный асами лучшим гномьим творением, и бог-ловкач спор, соответственно, проиграл. Однако Один не позволил цвергам отрубить Локи голову, как было оговорено в условиях спора, и в качестве компромисса богу обмана зашили рот. Но из-за происков Локи и тысячи попыток помешать гномам выиграть у молота вышла короткая рукоять.

• Еще один эксклюзивный арт, присланный нам авторами Rune 2,

Помимо Мьёлльнира у скандинавов есть еще с десяток необычных артефактов. Например, Гунгнир, копье Одина, которое всегда попадает в цель и убивает с одного удара; Скидбладнир, самый большой в мире корабль, который можно сложить так, чтобы он уместился в карман, или другой корабль, Нагльфар, сделанный из ногтей мертвецов, — на нем Хель перед началом Рагнарёка выплывет из царства мертвых (кстати, поэтому северные народы всегда обрезали своим умершим ногти). И, конечно, Гьяллархорн — рог из чистого золота, в который протрубит Хеймдаль, возвещая о начале Рагнарёка.

А еще есть ожерелье богини Фрейи Брисингамен, которое, как истинная дамская штучка, ничего такого не умеет, но красиво до умопомрачения, сверкает и радует глаз. Его даже сам Тор надевал, когда ему пришлось переодеться в женское платье, чтобы вернуть себе украденный Мьёлльнир (да-да, в этой истории тоже не обошлось без Локи).

 

Случится Рагнарёк когда-нибудь или нет, мы не знаем, но вот в том, что он взволновал умы разработчиков, сомневаться не приходится. Как и в том, что с легендами в играх обходятся весьма вольно, хотя переосмысление Crystal Dynamics мифа о конце света по-скандинавски заслуживает уважительных аплодисментов.

К сожалению, в ближайшее время ничто не предвещает ни активного вмешательства викингов в игровую жизнь, ни хотя бы появления единичного хита, который отойдет от темы Рагнарёка и по-настоящему погрузит геймеров в многослойный германо-скандинавский эпос. Единственное, что точно выйдет, так это аркадный слэшер по мотивам второй части фильма «Тор», и остается только надеяться, что на этот раз Marvel выпустят что-то поприличнее Thor: God of Thunder, который, несмотря на всякие вкусности для фанатов, вроде озвучки силами Криса Хемсворта, Тома Хиддлстона и Джейми Александер, после получаса ознакомления с геймплеем отправляется на полку с играми категории «Ы».

Хотя сюрприз на то и сюрприз, чтобы поразить воображение неожиданно. Что ж, будем ждать, когда на наши головы свалится сбалансированный, продуманный с точки зрения сюжета и действия проект, вдохновленный мифами и легендами народов Скандинавии. Авось дождемся.

Буквы разные писать

Письменность древних скандинавов была рунической, причем в шведской провинции Даларна рунами писали вплоть до XIX века. Одна из самых известных находок, сохранивших исходные письмена, — это рунные камни в датском городе Еллинге. Вот так выглядела надпись, сделанная первым датским королем Гормом Старым. Читается это как «kurmr kunukr karthi kubl thusi aft thurui kunu sina tanmarkar but», а переводится как «Горм-король сделал памятный камень в честь Тюры, своей жены, Дании повелитель/повелительница». Это первое письменное упоминание названия этой страны, найденное на ее территории.

Комментарии
Загрузка комментариев