Философы: Урок выживания

Философы: Урок выживания

Кино — Философы: Урок выживания
«…несмотря на то и дело мелькающие в кадре взрывы, сполохи огня и пушки разных калибров, главный акцент здесь сделан на человеческие отношения, непредсказуемость действий людей в чрезвычайных ситуациях и на то, какое мужество надо иметь, чтобы сделать выб
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Кино
Философы: Урок выживания

Похоже, близок тот день, когда режиссёры окончательно перестанут считать фантастику низким жанром и станут чаще вплетать вымысел в злободневные, вдумчивые сюжеты. «Меланхолия» Ларса фон Триера, «Другая Земля» Майка Кэхилла и даже недавний «Облачный атлас» успешно доказали, что фантастический элемент мелодрамам ничуть не вредит, а, наоборот, позволяет показать переживания героев в больших масштабах и зрелищных декорациях.

Режиссёр, сценарист и продюсер в одном лице Джон Хаддлс рискнул превратить свою психологическую мелодраму «Философы» в фильм-катастрофу. Повествует картина о занимательном эксперименте, который решил поставить над выпускниками преподаватель философии в Международной школе в Джакарте. Вместо экзамена он предложил студентам сыграть в игру. Им нужно вообразить, будто началась ядерная война и единственным местом, где можно спастись, является небольшой подземный бункер. Вот только студентов двадцать человек, а мест в бункере вполовину меньше. Поэтому им придется решить, кто достоин пережить ядерный апокалипсис, а кто останется медленно и мучительно умирать от радиации. Перед началом эксперимента каждый студент получил случайную карточку с названием профессии, которой он владеет, и только ценность их знаний и навыков для выживания группы должна повлиять на решение.

Проблему важности человеческой жизни вряд ли можно назвать новой или сугубо философской. В самом завалящем самоучителе по психологии можно найти подобного рода задачки, позволяющие оценить уровень логического мышления и самооценки читателя. В фильме, правда, проблема выглядит сложнее, чем обычно. Детей, гениев и прочих «льготников» среди героев нет — все молоды, полны сил и достойны жить. И ставки здесь высоки, как никогда, ведь десятка переживших ядерную атаку может оказаться последними людьми на Земле. К тому же герои давно знакомы между собой — и старые симпатии, как и затаенные обиды, могут в хоть и вымышленной, но экстремальной ситуации вырваться наружу. Поэтому вооружиться исключительно логикой, как того хочет преподаватель, у них вряд ли получится. Да и можно ли точно рассчитать, чьи знания пригодятся при встрече конца света? Бесполезный музыкант может спасти группу от безумия в подземной тишине, а врач может случайно занести в убежище опасный вирус.

Конечно, полтора часа наблюдать за препирательствами студентов в аудитории вряд ли кто захочет. Поэтому воображаемая ситуация быстро вытесняет с экрана реальную. Над древними индонезийскими храмами поднимаются грибы ядерных взрывов, и разношерстная толпа молодых специалистов спешит к входу в спасительный бункер, где им придется принять ряд страшных решений. В борьбе за жизнь в ход идут не только слова, но и оружие, и каждый неверный шаг может оказаться фатальным. Ситуация переигрывается снова и снова, с новыми сложностями, потерями и откровениями как для героев, так и для зрителей.

Фильмографии у съёмочной группы «Философов» скромные. Для Джона Хаддлса это всего третья по счету работа, а оператор и художники ранее занимались в основном короткометражными фильмами. На слуху только имя композитора Джонатана Дэвиса, вокалиста нью-метал группы Korn. Актерский состав выглядит уже более знакомым. Роль учителя философии досталась Джеймсу Д’Арси, сыгравшему Энтони Перкинса в фильме «Хичкок», а также Руфуса Сиксмита со всеми его реинкарнациями в «Облачном атласе». Среди студентов затесались такие молодые звёзды, как Бонни Райт, сыгравшая Джинни Уизли в саге о Гарри Поттере, снявшийся в «Детях шпионов» Дэрил Сабара и Риз Уэйкфилд, участвовавший в съёмках «Санктума» и «Судной ночи».

Международный актерский состав вкупе с экзотическими декорациями придает фильму метафоричности. Панорамы величественных древних храмов, тропических лесов и лазурных вод океана умиротворяют, заставляя вспомнить древние притчи и легенды, поэтому разворачивающиеся на их фоне события смотрятся особенно драматично. Ведь, несмотря на то и дело мелькающие в кадре взрывы, сполохи огня и пушки разных калибров, главный акцент здесь сделан на человеческие отношения, непредсказуемость действий людей в чрезвычайных ситуациях и на то, какое мужество надо иметь, чтобы сделать выбор и принять его последствия. Наблюдая, как герои борются за жизнь, каждая минута которой может оказаться последней, забываешь, что всё это лишь игра, выдуманная скучающим профессором. И невольно спрашиваешь себя, что бы сделал ты на пороге апокалипсиса, пусть даже и вымышленного. Быть может, «Философы» и не дают четкого ответа на вечный вопрос о том, в чем заключается важность человеческой жизни и кто в праве ее оценивать, но задуматься точно заставляют.

Комментарии
Загрузка комментариев