Игра в материале
Beyond: Two Souls
7Рейтинг
Игромании
7.6Рейтинг
игроков
PS3
Жанр: Приключение
Мультиплеер:  Нет
Разработчик: Quantic Dream
Издатель: Sony Computer Entertainment
Дата выхода: 9 октября 2013
Beyond: Two Souls Beyond: Two Souls
Beyond: Two Souls Beyond: Two Souls https://www.igromania.ru/game/13504/Beyond_Two_Souls.html
Beyond: Two Souls Beyond: Two Souls Рецензия на Beyond: Two Souls «За гранью: две души» внезапно оказалась совсем не такой, как все ожидали. Увы, в плохом смысле. ФОРМУЛА ИГРЫ Beyond: Two Souls 40% кино 40% сюжетных глупостей 15% интерактива 5% эмоций У Дэвида Кейджа, как у любого нормального человека, есть мечта, и грех его за это судить. Прыгая из одного конференц-зала в другой, создатель Omikron, Fahrenheit и Heavy Rain весь последний год говорит примерно об одном и том же — видеоигры должны дарить эмоции всем. Вам, вашим друзьям не-геймерам и даже вашим родителям. ...В качестве эксперимента я показал кусочек Beyond: Two Souls другу, который почти не играет в видеоигры. Спустя двадцать минут я услышал знаковое: «Я бы посмотрел... со стороны». Тогда-то и встало все на свои места. Прогнило что-то в королевстве Датском. На грани Творцом быть непросто, особенно если сидишь на стуле и не желаешь добывать материал для своего произведения. Судя по Beyond: Two Souls, Дэвид Кейдж добывал материал для своего произведения исключительно из головы и популярных фильмов, отсмотренных в юности. Затрагивая такие тонкие материи, как жизнь, смерть и душа, Кейдж не привносит никаких новых концепций. Почти все мысли и чувства, заложенные в Beyond, вторичны, почти все, что в ней есть, мы где-то уже видели. Вместо цельной экзистенциальной истории (а именно на это намекали трейлеры) о жизни девушки, которая постоянно контактирует с потусторонним миром, — сборник небольших историй из разных периодов жизни Джоди Холмс, каждая о своем. Иногда даже создается ощущение, что сценарий писали разные люди в разных комнатах, и между собой они общались только на перекурах. Иначе — попахивает шизофренией. ► Война в Сомали, которую нам уже показывали (нам вообще слишком много всего показывали), несмотря на все подозрения, выглядит, как ни странно, органично. История «За гранью: две души» (русское название Beyond: Two Souls) рассказывает о непростой жизни девушки Джоди Холмс и призрака Айдэна, связанного с ней незримой «пуповиной». Это не то же самое, что жить с кем-то в одной квартире или делить купе в поезде, — это непрерывная жизнь бок о бок, в любых обстоятельствах, в любом месте, даже в туалете, даже во сне. Казалось бы, сколько интересных бытовых ситуаций можно выстроить на одной этой концепции! Но такая ситуация только одна — нам показывали ее на Gamescom-2013. Джоди приглашает в гости парня и пытается произвести хорошее впечатление, но Айдэн в порыве ревности кидается подушками и двигает стулья. Сцена почти гениальна, но есть одна проблема: что она была, что не было ее — на историю жизни Джоди и Айдэна она никак не влияет. ► Призрак выступает безмолвным ангелом-хранителем Джоди, а заодно универсальной затычкой в геймплее. Упали, сломали ногу? Айдэн вылечит. Провалили QTE-драку и попались плохим ребятам? Айдэн, помоги! Вместо того чтобы сосредоточиться на ключевой теме сюжета, Дэвид Кейдж зачем-то пытается объять необъятное (изрядный кусок жизни Джоди Холмс), всячески уклоняясь от главного вопроса: что есть жизнь и что есть смерть? Вместо философского подтекста, который остро нужен такой игре, клишистые клише: заговор ЦРУ, подростковая жестокость, фатальные ошибки ученых (привет, Half-Life), военные действия в Сомали, разгорающаяся третья мировая и даже, страшно подумать, мистика индейского племени навахо. При этом ни одну из тем не удается раскрыть правдоподобно. История с учеными превращается в QTE-версию Resident Evil, ЦРУ ведет себя настолько наивно, насколько это вообще возможно, а о жизни подростков создатель Beyond: Two Souls, судя по всему, не знает вообще ничего. Чертовски странно видеть такую неумелую работу с материалом у авторов отличной во всех отношениях Heavy Rain. ► Поведение подростков в этой сцене не просто стереотипично. Оно еще и старомодно стереотипично! Нормальный писатель в таком случае с пристрастием допрашивал бы «объекты для исследования» или попытался бы влиться на недельку в тусовку, чтобы получилось похоже на правду. Но Дэвид Кейдж, очевидно, не стал. Quantic Dream, видимо, хотели показать, что жизнь одного человека полна самых разных событий (особенно жизнь девушки, рядом с которой всегда летает призрак). Может быть, они задумывали создать этакий альманах из нескольких сюжетов, связанных между собой лишь одним: в центре неизменно Джоди Холмс. В каждой свои герои, свои злодеи, каждый раз новое приключение, ничем не похожее на прошлое. Отчасти это получилось: большая часть этих зарисовок выглядит просто замечательно. Но только по отдельности. Хаоса добавляет и неуместно «рваное» повествование: вот мы смотрим на событие из юности Джоди Холмс, потом, совершенно неожиданно, война в Сомали, а затем и вовсе детство. Вспомните Memento Кристофера Нолана — там такая композиция была оправдана, а в конце мозаика складывалась в единую картину. В Beyond ничего ни во что не складывается, а раздел сюжета на бессвязные куски воспринимается лишь как эпатаж ради эпатажа. Более того, такая подача мешает воспринимать историю как нечто цельное и, что важнее, мешает сопереживать героям. Переоценка ценностей Издавна мы даем видеоиграм поблажки. Почему, когда мы в Half-Life 2 кидаемся в Аликс туалетной бумагой, она не реагирует, а продолжает монолог? Потому что это видеоигра. Почему в Call of Duty, нахватав животом пять пуль, можно отлежаться в кустах, и все пройдет? Потому что это видеоигра. Это нормально. У каждой сферы искусства есть система недостатков, которые мы готовы счесть особенностями и простить — у кино, у литературы, даже у комиксов. Но когда видеоигра выдает себя за кино, все меняется. Мы не спрашиваем: «Почему нельзя пойти налево, когда игра говорит направо?», мы спрашиваем: «А почему этот человек ведет себя так, когда по логике вещей должен вести себя иначе?». ► Джоди перманентно хочет свести счеты с жизнью. Или не хочет... все зависит от вас. Но в любом случае, это ни на что не повлияет в конечном счете. ЭТО ИНТЕРЕСНО: все в Beyond: Two Souls кричит о ее принадлежности к кино. Сверху и снизу картинки — черные полоски, а на коробке пафосно обозначены имена ключевых актеров: Эллен Пейдж и Уиллема Дефо. И даже титры не проматываются. Beyond: Two Souls — скорее фильм, чем игра, а значит, и требования к ней не такие, как к другим видеоиграм. Да, история Джоди, которую бросили родители и «удочерили» ученые во главе с Натаном Докинсом (его играет замечательный Уиллем Дефо), неподражаема в своей трагичности, а личная трагедия Натана понятна каждому и очень печальна. Но это лишь одна из множества сюжетных линий, остальные трогают далеко не так сильно, потому что не работают друг с другом, что для интерактивного кино — критично. Сюжетных дыр тоже неожиданно много: почему Айдэн может вселяться в людей, но не во всех? Почему он приходит только в избранные моменты, чем он занят, когда Джоди колотит шпана в темном переулке? Зачем подростки на вечеринке издеваются над Джоди, если знают, что она может их легко и просто наказать? Что за черные духи из параллельного измерения, и почему они могут причинять вред людям? Целые сюжетные линии уходят в никуда и растворяются в эфире. Зато мы, кажется, впервые полноценно можем говорить об игре актеров в видеоигре. Уиллем Дефо играет не только голосом (к тому же в русской версии вы его все равно не услышите), но и мимикой. До этого такое было только в L.A. Noir (там главную роль играл «сериальный» актер Аарон Стэтон), но Beyond: Two Souls переплюнула ее по всем параметрам. Когда смотришь, как рыдает Эллен Пейдж (слезы просто великолепны!) или в гневе кричит Уиллем Дефо, — игре наконец веришь. И здесь, в отличие от той же самой L.A. Noir, с помощью особых датчиков записывали не только движения лица, но и анимацию всего остального. Никогда еще движения компьютерных моделей в видеоиграх не были так похожи на движения реальных людей. ► Все, что касается персонажей, выглядит так качественно, как нигде раньше. Чего не скажешь о декорациях — все сразу PlayStation 3 вытянуть явно не в состоянии. На высоте и постановка; впрочем, это ясно было еще по сцене погони на крыше поезда, показанной в демо-версии. Камера всегда берет кинематографические ракурсы и жестко направляет игрока. Поначалу в таких условиях играть не очень уютно, но потом откидываешься на спинку кресла и просто жмешь «вперед» — зачастую это работает. А если вы выбрали режим для новичков, то в большей части ситуаций Джоди вообще будет бежать сама (но не советуем). ЭТО ВАЖНО: для тех, кто почти не играет в видеоигры, существует отдельный режим, в котором большая часть QTE отсутствует, во время схваток на экране появляются подсказки, а в напряженные моменты Джоди бежит сама туда, куда надо. Для новичков переработали и управление Айдэном: в этом режиме он перемещается в пространстве от точки к точке, будто в Google Street. Смотрится, надо сказать, омерзительно, и удовольствие от такого управления получить сложно. Еще есть возможность скачать приложение для смартфона и использовать его вместо джойстика, но это дико неудобно — постоянно отвлекаешься на тачпад. Ваш выбор Непосредственно геймплея здесь, в отличие от того же Heavy Rain, стало значительно больше — по большей части благодаря Айдэну, на которого время от времени нужно переключаться и решать простенькие головоломки (как быстро устранить спецназовцев, окруживших Джоди? Что предпринять, чтобы девушку не схватили разгневанные сомалийцы?), но и сама Джоди не промах. Сцена в Сомали, которую показывали журналистам на прошедшей E3, например, наполнена действием доверху: перебегаем из укрытия в укрытие (посредством QTE), тихой сапой режем глотки, спасаемся от пуль, исследуем локации на предмет чужих воспоминаний (их можно просматривать, правда, только с помощью Айдэна)... С Айдэном связана и еще одна интересная особенность: он может забираться туда, куда не долезет Джоди, и, конечно же, в Beyond полно таких мест. Таким образом можно, например, подслушать диалог, который прольет чуток света на сюжет, или обнаружить некую любопытную деталь, которую можно было бы запросто не заметить. Каждая локация максимально детально проработана (даже закрытые от посторонних глаз помещения), каждое помещение уникально, разве что книги на полках повторяются. ► Джоди постоянно меняется, и каждый ее образ проработан до мелочей. Правда, сюжетно эти изменения мало объяснимы. Чтобы в игру могли играть и ваша мама, и младшая сестра, QTE почти полностью заменили манипуляциями с правым стиком джойстика, который приходится дергать в нужном направлении. В боевых сценах в такие моменты еще и время замедляется. Решение во всех отношениях спорное, но зрелищное — замедление времени явно лучше, чем пляшущие значки кнопок вокруг героя. Но играть стало от этого, конечно, гораздо проще. Однако главное изменение — в выборе, который делает игрок. Существенных вариантов развития каждой отдельной сцены либо нет вовсе, либо очень мало, особенно по сравнению с Heavy Rain. Обычно все зависит от того, провалили вы QTE или сделали все верно, но, по сути, разницы почти нет. Взять ту же сцену в поезде из демоверсии. Если Айдэн разбудит Джоди вовремя, она сорвется с места при виде копов, если нет — саданет одного из них рюкзаком и уже тогда пустится бежать. Если провалить побег, Джоди запрут в купе и придется вселяться в одного из копов и дать девушке сбежать, а если не провалить — Джоди выберется на крышу и поучаствует в зрелищной драке под хлещущим ливнем. В Heavy Rain можно было очень легко все испортить, а ближе к концу игры и вовсе умереть (или сойти с ума — зависит от персонажа). В Beyond что-то испортить нельзя в принципе: даже если не помочь Джоди спрыгнуть с мчащегося поезда, она не особо пострадает — просто придется подлечить ей ногу и вывихнутое плечо с помощью Айдэна. При таком раскладе стараться делать все правильно (а этот момент очень важен для видеоигр в принципе) вовсе не обязательно — какая разница, убьет Айдэн спецназовцев, которые окружили Джоди, или нет? Ведь в результате все равно все кончится хорошо. ► Вся суть местной нелинейности: если в сценке «Эксперимент» разбомбить всю лабораторию и начать душить женщину, то у Джоди пойдет кровь из носа. Если остановиться вовремя, то не пойдет. На этом вариативность иссякает. Выбор ради выбора. Ответить с грустью или со злостью, сказать правду или соврать, сделать то, что просят, или пропустить мимо ушей — все это не для того, чтобы дать вам шанс сделать все правильно и получить в результате вознаграждение. Дэвид Кейдж просто устранил всякий «челлендж» — никакого вознаграждения не будет, правильного решения не существует. Вы выбираете только для того, чтобы играть дальше. Как во многих старых и новых RPG средней руки. Сложно сказать, хорошо это или плохо. С одной стороны, лучше бы вариативности в таком случае не было вовсе, особенно в диалогах, где варианты ответов часто не учитывают друг друга и получается чушь. Но с другой — вы делаете сиюминутный выбор и сразу же получаете результат своего решения, будто вмешиваетесь в сценарий фильма (при такой-то постановке), что не так уж и плохо. Да и нет риска, что кусок сюжета пройдет мимо вас, как в Heavy Rain, если журналистка Мэдисон Пейдж умирала при первой же возможности. Но опять же это лишает вас интереса проходить игру еще раз. ЭТО ИНТЕРЕСНО: в Beyond: Two Souls есть диванный кооператив на двоих — тот же самый одиночный режим, просто второй человек играет за Айдэна. Дэвид Кейдж на одной из презентаций подавал это как революцию, но спонтанная совместная игра вчетвером (пусть документированного кооператива там и не было, но каждый мог выбрать себе по персонажу и просто передавать джойстик) в Heavy Rain была гораздо интереснее. ► Одна из сцен, будто вырванных из контекста, рассказывает об уличных бродягах. Здорово, но нереалистично. Еще бы, сидя в теплом офисе и глядя в окно, вряд ли можно понять, чем живут изгои общества. Единственное, что вы действительно выбираете, так это концовку. Причем выбор предстоит действительно сложный, и от событий игры здесь мало что зависит, не в пример тому же Heavy Rain, где вы почти стопроцентно получали плохую концовку, если испортили несколько сцен по ходу сюжета. Но оно и не важно, ведь в Beyond нет хороших или плохих концовок (кроме фиаско, конечно, но его можно потерпеть, только если нарочно стараться проиграть). Есть просто концовки. И вот это — действительно прогресс как для Quantic Dream, так и для всех видеоигр с несколькими концовками вообще. * * * Чтобы сделать игру для взрослых, нужно в первую очередь написать взрослый сюжет — без злобного ЦРУ, рожающих бомжей и подростков, которые курят травку, а потом заедают ее праздничным тортом. С умным подтекстом, нестандартным взглядом на привычные вещи — связный, по-хорошему зрелищный сюжет. Если бы какой-нибудь Джей Джей Абрамс (или пусть будет Спилберг) снял кино по такому сценарию, как в Beyond: Two Souls, его закидали бы помидорами. Если бы с таким сюжетом вышел приключенческий боевик с отличным геймплеем, ему это простили бы. Но что делать с интерактивным кино? Особенно в мире, где уже есть «Одни из нас» — игра, в которой гармонично сочетаются и взрослый киношный сюжет, и отличный геймплей? Вопрос открытый, и ответить на него можете только вы, игроки. Порадовало Огорчило отличные актеры; постановка как в дорогом кино; любопытные зарисовки из жизни Джоди Холмс; Ганс Циммер в композиторах. скудное изучение материала; сюжет как в дешевом кино; неоправданно «рваная» композиция; не слишком удобное управление. Главные рейтинги 5/10 Геймплей 9/10 Визуальный ряд 6/10 Интерфейс и управление 9/10 Звук и музыка «Ачивка» редакции КИНОМАН За десять часов Beyond пять раз сходить в кинотеатр. Особые рейтинги 1/10 Игра для всех Из-за странного сюжета людям, не игравшим в видеоигры, будет очень сложно понять, чем же таким замечательна Beyond: Two Souls (лицевая анимация их, положим, не впечатлит — проверено). Но это не единственная проблема. При любой выбранной модели управления человек, не державший в руках геймпад, просто не сможет в нее нормально играть. 5/10 Слезы и мурашки В игре определенно есть сильные эмоциональные сцены, но вряд ли они вышибут из вас слезы или заставят покрыться мурашками. Вспомните сцену с отрезанием пальца из Heavy Rain. Здесь ничего сопоставимого по накалу страстей нет. 8/10 Русская озвучка По сравнению с Heavy Rain, озвучка однозначно удалась (вспомните тамошние голоса детей и рев Итана: «Шо-о-о-о-о-он!»). Нет в ней и ошибок, как в «Одних из нас». До оригинала, конечно, далеко (там все же есть голос Дефо), но в целом неплохо, а в некоторых моментах и вовсе отлично. Вердикт ОЦЕНКА САЙТА 7,0 ХОРОШО Heavy Rain спустя годы, конечно, уже не так впечатляет, как раньше, но, по крайней мере, игра до сих пор на слуху, а значит, Дэвид Кейдж все же создал нечто важное для индустрии. Но за Beyond: Two Souls, при всех ее достоинствах, мы ручаться не стали бы.
Beyond: Two Souls

Beyond: Two Souls

Рецензии — Beyond: Two Souls
«За гранью: две души» внезапно оказалась совсем не такой, как все ожидали. Увы, в плохом смысле.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Рецензии
Beyond: Two Souls
ФОРМУЛА ИГРЫ
Beyond: Two Souls
40% кино
40% сюжетных глупостей
15% интерактива
5% эмоций

У Дэвида Кейджа, как у любого нормального человека, есть мечта, и грех его за это судить. Прыгая из одного конференц-зала в другой, создатель Omikron, Fahrenheit и Heavy Rain весь последний год говорит примерно об одном и том же — видеоигры должны дарить эмоции всем. Вам, вашим друзьям не-геймерам и даже вашим родителям.

...В качестве эксперимента я показал кусочек Beyond: Two Souls другу, который почти не играет в видеоигры. Спустя двадцать минут я услышал знаковое: «Я бы посмотрел... со стороны».

Тогда-то и встало все на свои места.

Прогнило что-то в королевстве Датском.

На грани

Творцом быть непросто, особенно если сидишь на стуле и не желаешь добывать материал для своего произведения. Судя по Beyond: Two Souls, Дэвид Кейдж добывал материал для своего произведения исключительно из головы и популярных фильмов, отсмотренных в юности.

Затрагивая такие тонкие материи, как жизнь, смерть и душа, Кейдж не привносит никаких новых концепций. Почти все мысли и чувства, заложенные в Beyond, вторичны, почти все, что в ней есть, мы где-то уже видели. Вместо цельной экзистенциальной истории (а именно на это намекали трейлеры) о жизни девушки, которая постоянно контактирует с потусторонним миром, — сборник небольших историй из разных периодов жизни Джоди Холмс, каждая о своем. Иногда даже создается ощущение, что сценарий писали разные люди в разных комнатах, и между собой они общались только на перекурах. Иначе — попахивает шизофренией.

► Война в Сомали, которую нам уже показывали (нам вообще слишком много всего показывали), несмотря на все подозрения, выглядит, как ни странно, органично.

История «За гранью: две души» (русское название Beyond: Two Souls) рассказывает о непростой жизни девушки Джоди Холмс и призрака Айдэна, связанного с ней незримой «пуповиной». Это не то же самое, что жить с кем-то в одной квартире или делить купе в поезде, — это непрерывная жизнь бок о бок, в любых обстоятельствах, в любом месте, даже в туалете, даже во сне.

Казалось бы, сколько интересных бытовых ситуаций можно выстроить на одной этой концепции! Но такая ситуация только одна — нам показывали ее на Gamescom-2013. Джоди приглашает в гости парня и пытается произвести хорошее впечатление, но Айдэн в порыве ревности кидается подушками и двигает стулья. Сцена почти гениальна, но есть одна проблема: что она была, что не было ее — на историю жизни Джоди и Айдэна она никак не влияет.

► Призрак выступает безмолвным ангелом-хранителем Джоди, а заодно универсальной затычкой в геймплее. Упали, сломали ногу? Айдэн вылечит. Провалили QTE-драку и попались плохим ребятам? Айдэн, помоги!

Вместо того чтобы сосредоточиться на ключевой теме сюжета, Дэвид Кейдж зачем-то пытается объять необъятное (изрядный кусок жизни Джоди Холмс), всячески уклоняясь от главного вопроса: что есть жизнь и что есть смерть? Вместо философского подтекста, который остро нужен такой игре, клишистые клише: заговор ЦРУ, подростковая жестокость, фатальные ошибки ученых (привет, Half-Life), военные действия в Сомали, разгорающаяся третья мировая и даже, страшно подумать, мистика индейского племени навахо.

При этом ни одну из тем не удается раскрыть правдоподобно. История с учеными превращается в QTE-версию Resident Evil, ЦРУ ведет себя настолько наивно, насколько это вообще возможно, а о жизни подростков создатель Beyond: Two Souls, судя по всему, не знает вообще ничего. Чертовски странно видеть такую неумелую работу с материалом у авторов отличной во всех отношениях Heavy Rain.

► Поведение подростков в этой сцене не просто стереотипично. Оно еще и старомодно стереотипично! Нормальный писатель в таком случае с пристрастием допрашивал бы «объекты для исследования» или попытался бы влиться на недельку в тусовку, чтобы получилось похоже на правду. Но Дэвид Кейдж, очевидно, не стал.

Quantic Dream, видимо, хотели показать, что жизнь одного человека полна самых разных событий (особенно жизнь девушки, рядом с которой всегда летает призрак). Может быть, они задумывали создать этакий альманах из нескольких сюжетов, связанных между собой лишь одним: в центре неизменно Джоди Холмс. В каждой свои герои, свои злодеи, каждый раз новое приключение, ничем не похожее на прошлое. Отчасти это получилось: большая часть этих зарисовок выглядит просто замечательно. Но только по отдельности.

Хаоса добавляет и неуместно «рваное» повествование: вот мы смотрим на событие из юности Джоди Холмс, потом, совершенно неожиданно, война в Сомали, а затем и вовсе детство. Вспомните Memento Кристофера Нолана — там такая композиция была оправдана, а в конце мозаика складывалась в единую картину. В Beyond ничего ни во что не складывается, а раздел сюжета на бессвязные куски воспринимается лишь как эпатаж ради эпатажа. Более того, такая подача мешает воспринимать историю как нечто цельное и, что важнее, мешает сопереживать героям.

Переоценка ценностей

Издавна мы даем видеоиграм поблажки. Почему, когда мы в Half-Life 2 кидаемся в Аликс туалетной бумагой, она не реагирует, а продолжает монолог? Потому что это видеоигра. Почему в Call of Duty, нахватав животом пять пуль, можно отлежаться в кустах, и все пройдет? Потому что это видеоигра.

Это нормально. У каждой сферы искусства есть система недостатков, которые мы готовы счесть особенностями и простить — у кино, у литературы, даже у комиксов. Но когда видеоигра выдает себя за кино, все меняется. Мы не спрашиваем: «Почему нельзя пойти налево, когда игра говорит направо?», мы спрашиваем: «А почему этот человек ведет себя так, когда по логике вещей должен вести себя иначе?».

► Джоди перманентно хочет свести счеты с жизнью. Или не хочет... все зависит от вас. Но в любом случае, это ни на что не повлияет в конечном счете.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: все в Beyond: Two Souls кричит о ее принадлежности к кино. Сверху и снизу картинки — черные полоски, а на коробке пафосно обозначены имена ключевых актеров: Эллен Пейдж и Уиллема Дефо. И даже титры не проматываются.

Beyond: Two Souls — скорее фильм, чем игра, а значит, и требования к ней не такие, как к другим видеоиграм. Да, история Джоди, которую бросили родители и «удочерили» ученые во главе с Натаном Докинсом (его играет замечательный Уиллем Дефо), неподражаема в своей трагичности, а личная трагедия Натана понятна каждому и очень печальна. Но это лишь одна из множества сюжетных линий, остальные трогают далеко не так сильно, потому что не работают друг с другом, что для интерактивного кино — критично.

Сюжетных дыр тоже неожиданно много: почему Айдэн может вселяться в людей, но не во всех? Почему он приходит только в избранные моменты, чем он занят, когда Джоди колотит шпана в темном переулке? Зачем подростки на вечеринке издеваются над Джоди, если знают, что она может их легко и просто наказать? Что за черные духи из параллельного измерения, и почему они могут причинять вред людям? Целые сюжетные линии уходят в никуда и растворяются в эфире.

Зато мы, кажется, впервые полноценно можем говорить об игре актеров в видеоигре. Уиллем Дефо играет не только голосом (к тому же в русской версии вы его все равно не услышите), но и мимикой. До этого такое было только в L.A. Noir (там главную роль играл «сериальный» актер Аарон Стэтон), но Beyond: Two Souls переплюнула ее по всем параметрам. Когда смотришь, как рыдает Эллен Пейдж (слезы просто великолепны!) или в гневе кричит Уиллем Дефо, — игре наконец веришь. И здесь, в отличие от той же самой L.A. Noir, с помощью особых датчиков записывали не только движения лица, но и анимацию всего остального. Никогда еще движения компьютерных моделей в видеоиграх не были так похожи на движения реальных людей.

► Все, что касается персонажей, выглядит так качественно, как нигде раньше. Чего не скажешь о декорациях — все сразу PlayStation 3 вытянуть явно не в состоянии.

На высоте и постановка; впрочем, это ясно было еще по сцене погони на крыше поезда, показанной в демо-версии. Камера всегда берет кинематографические ракурсы и жестко направляет игрока. Поначалу в таких условиях играть не очень уютно, но потом откидываешься на спинку кресла и просто жмешь «вперед» — зачастую это работает. А если вы выбрали режим для новичков, то в большей части ситуаций Джоди вообще будет бежать сама (но не советуем).

ЭТО ВАЖНО: для тех, кто почти не играет в видеоигры, существует отдельный режим, в котором большая часть QTE отсутствует, во время схваток на экране появляются подсказки, а в напряженные моменты Джоди бежит сама туда, куда надо. Для новичков переработали и управление Айдэном: в этом режиме он перемещается в пространстве от точки к точке, будто в Google Street. Смотрится, надо сказать, омерзительно, и удовольствие от такого управления получить сложно. Еще есть возможность скачать приложение для смартфона и использовать его вместо джойстика, но это дико неудобно — постоянно отвлекаешься на тачпад.

Ваш выбор

Непосредственно геймплея здесь, в отличие от того же Heavy Rain, стало значительно больше — по большей части благодаря Айдэну, на которого время от времени нужно переключаться и решать простенькие головоломки (как быстро устранить спецназовцев, окруживших Джоди? Что предпринять, чтобы девушку не схватили разгневанные сомалийцы?), но и сама Джоди не промах. Сцена в Сомали, которую показывали журналистам на прошедшей E3, например, наполнена действием доверху: перебегаем из укрытия в укрытие (посредством QTE), тихой сапой режем глотки, спасаемся от пуль, исследуем локации на предмет чужих воспоминаний (их можно просматривать, правда, только с помощью Айдэна)...

С Айдэном связана и еще одна интересная особенность: он может забираться туда, куда не долезет Джоди, и, конечно же, в Beyond полно таких мест. Таким образом можно, например, подслушать диалог, который прольет чуток света на сюжет, или обнаружить некую любопытную деталь, которую можно было бы запросто не заметить. Каждая локация максимально детально проработана (даже закрытые от посторонних глаз помещения), каждое помещение уникально, разве что книги на полках повторяются.

► Джоди постоянно меняется, и каждый ее образ проработан до мелочей. Правда, сюжетно эти изменения мало объяснимы.

Чтобы в игру могли играть и ваша мама, и младшая сестра, QTE почти полностью заменили манипуляциями с правым стиком джойстика, который приходится дергать в нужном направлении. В боевых сценах в такие моменты еще и время замедляется. Решение во всех отношениях спорное, но зрелищное — замедление времени явно лучше, чем пляшущие значки кнопок вокруг героя. Но играть стало от этого, конечно, гораздо проще.

Однако главное изменение — в выборе, который делает игрок. Существенных вариантов развития каждой отдельной сцены либо нет вовсе, либо очень мало, особенно по сравнению с Heavy Rain. Обычно все зависит от того, провалили вы QTE или сделали все верно, но, по сути, разницы почти нет. Взять ту же сцену в поезде из демоверсии. Если Айдэн разбудит Джоди вовремя, она сорвется с места при виде копов, если нет — саданет одного из них рюкзаком и уже тогда пустится бежать. Если провалить побег, Джоди запрут в купе и придется вселяться в одного из копов и дать девушке сбежать, а если не провалить — Джоди выберется на крышу и поучаствует в зрелищной драке под хлещущим ливнем.

В Heavy Rain можно было очень легко все испортить, а ближе к концу игры и вовсе умереть (или сойти с ума — зависит от персонажа). В Beyond что-то испортить нельзя в принципе: даже если не помочь Джоди спрыгнуть с мчащегося поезда, она не особо пострадает — просто придется подлечить ей ногу и вывихнутое плечо с помощью Айдэна. При таком раскладе стараться делать все правильно (а этот момент очень важен для видеоигр в принципе) вовсе не обязательно — какая разница, убьет Айдэн спецназовцев, которые окружили Джоди, или нет? Ведь в результате все равно все кончится хорошо.

► Вся суть местной нелинейности: если в сценке «Эксперимент» разбомбить всю лабораторию и начать душить женщину, то у Джоди пойдет кровь из носа. Если остановиться вовремя, то не пойдет. На этом вариативность иссякает.

Выбор ради выбора. Ответить с грустью или со злостью, сказать правду или соврать, сделать то, что просят, или пропустить мимо ушей — все это не для того, чтобы дать вам шанс сделать все правильно и получить в результате вознаграждение. Дэвид Кейдж просто устранил всякий «челлендж» — никакого вознаграждения не будет, правильного решения не существует. Вы выбираете только для того, чтобы играть дальше. Как во многих старых и новых RPG средней руки.

Сложно сказать, хорошо это или плохо. С одной стороны, лучше бы вариативности в таком случае не было вовсе, особенно в диалогах, где варианты ответов часто не учитывают друг друга и получается чушь. Но с другой — вы делаете сиюминутный выбор и сразу же получаете результат своего решения, будто вмешиваетесь в сценарий фильма (при такой-то постановке), что не так уж и плохо. Да и нет риска, что кусок сюжета пройдет мимо вас, как в Heavy Rain, если журналистка Мэдисон Пейдж умирала при первой же возможности. Но опять же это лишает вас интереса проходить игру еще раз.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: в Beyond: Two Souls есть диванный кооператив на двоих — тот же самый одиночный режим, просто второй человек играет за Айдэна. Дэвид Кейдж на одной из презентаций подавал это как революцию, но спонтанная совместная игра вчетвером (пусть документированного кооператива там и не было, но каждый мог выбрать себе по персонажу и просто передавать джойстик) в Heavy Rain была гораздо интереснее.

► Одна из сцен, будто вырванных из контекста, рассказывает об уличных бродягах. Здорово, но нереалистично. Еще бы, сидя в теплом офисе и глядя в окно, вряд ли можно понять, чем живут изгои общества.

Единственное, что вы действительно выбираете, так это концовку. Причем выбор предстоит действительно сложный, и от событий игры здесь мало что зависит, не в пример тому же Heavy Rain, где вы почти стопроцентно получали плохую концовку, если испортили несколько сцен по ходу сюжета.

Но оно и не важно, ведь в Beyond нет хороших или плохих концовок (кроме фиаско, конечно, но его можно потерпеть, только если нарочно стараться проиграть). Есть просто концовки. И вот это — действительно прогресс как для Quantic Dream, так и для всех видеоигр с несколькими концовками вообще.

* * *

Чтобы сделать игру для взрослых, нужно в первую очередь написать взрослый сюжет — без злобного ЦРУ, рожающих бомжей и подростков, которые курят травку, а потом заедают ее праздничным тортом. С умным подтекстом, нестандартным взглядом на привычные вещи — связный, по-хорошему зрелищный сюжет.

Если бы какой-нибудь Джей Джей Абрамс (или пусть будет Спилберг) снял кино по такому сценарию, как в Beyond: Two Souls, его закидали бы помидорами. Если бы с таким сюжетом вышел приключенческий боевик с отличным геймплеем, ему это простили бы. Но что делать с интерактивным кино? Особенно в мире, где уже есть «Одни из нас» — игра, в которой гармонично сочетаются и взрослый киношный сюжет, и отличный геймплей? Вопрос открытый, и ответить на него можете только вы, игроки.

Порадовало
Огорчило
  • отличные актеры;
  • постановка как в дорогом кино;
  • любопытные зарисовки из жизни Джоди Холмс;
  • Ганс Циммер в композиторах.
  • скудное изучение материала;
  • сюжет как в дешевом кино;
  • неоправданно «рваная» композиция;
  • не слишком удобное управление.
Главные рейтинги
5/10
Геймплей
9/10
Визуальный ряд
6/10
Интерфейс и управление
9/10
Звук и музыка
«Ачивка» редакции
КИНОМАН
За десять часов Beyond пять раз сходить в кинотеатр.
Особые рейтинги
1/10
Игра для всех
Из-за странного сюжета людям, не игравшим в видеоигры, будет очень сложно понять, чем же таким замечательна Beyond: Two Souls (лицевая анимация их, положим, не впечатлит — проверено). Но это не единственная проблема. При любой выбранной модели управления человек, не державший в руках геймпад, просто не сможет в нее нормально играть.
5/10
Слезы и мурашки
В игре определенно есть сильные эмоциональные сцены, но вряд ли они вышибут из вас слезы или заставят покрыться мурашками. Вспомните сцену с отрезанием пальца из Heavy Rain. Здесь ничего сопоставимого по накалу страстей нет.
8/10
Русская озвучка
По сравнению с Heavy Rain, озвучка однозначно удалась (вспомните тамошние голоса детей и рев Итана: «Шо-о-о-о-о-он!»). Нет в ней и ошибок, как в «Одних из нас». До оригинала, конечно, далеко (там все же есть голос Дефо), но в целом неплохо, а в некоторых моментах и вовсе отлично.
Вердикт
ОЦЕНКА САЙТА
7,0
ХОРОШО
Heavy Rain спустя годы, конечно, уже не так впечатляет, как раньше, но, по крайней мере, игра до сих пор на слуху, а значит, Дэвид Кейдж все же создал нечто важное для индустрии. Но за Beyond: Two Souls, при всех ее достоинствах, мы ручаться не стали бы.
Комментарии
Загрузка комментариев