Три анонса от Valve

Три анонса от Valve

Не одной строкой — Три анонса от Valve
Бесчеловечные эксперименты Valve над людьми продолжаются. Можно ли умереть от любопытства? Сколько может прожить человек без Half-Life 3? Можно ли сделать казуала линуксоидом?
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Не одной строкой
Три анонса от Valve

В середине сентября Гейб Ньюэлл дал интервью, где высказал свои мысли о PC, Linux и будущем игровой индустрии. И мы уже собирались было написать статью на ту же тему, как Valve объявила о приближении трех анонсов, которые «расширят вселенную Steam». «Три анонса! Вы понимаете: три! Это же намек на Half-Life 3! Дождались, родимые, дождались», — радостно шептали фанаты Half-Life, утирая с глаз слезы счастья. Однако у Valve были другие планы…

Чур я буду паравоз

Когда мы говорим о ПК, мы подразумеваем компьютеры на базе архитектуры x86. Хотя это, конечно, не определяющее его свойство. Архитектура x86 далеко не самая совершенная и сама по себе никогда не смогла бы стать залогом успеха платформы. Главная суть ПК — в его открытости и независимости. Именно открытость позволила ПК сломить всех конкурентов, помогла пережить нашествие пиратов и бойкот со стороны разработчиков, дает силы сопротивляться нашествию мобильных платформ на базе ARM.

• Иронично, что на фоне заявлений про открытость платформы Valve все-таки привязывают игры к аккаунту Steam, и если сервис в один прекрасный день прикроют, то никакой коллекции игр у пользователя не останется.

Этот могучий богатырь мог бы побороть любого врага, вот только порой друзья оказываются куда страшнее недругов. Операционная система Windows, единоличный монополист на рынке ПК, до некоторых пор не мешала его развитию. Однако в начале XXI века зависимость от Windows стала тяготить Microsoft, и она начала искать новые рынки. Игры, цифровой контент, сервисы, мобильный сектор, производство железа…

В теории это было очень верным  и правильным решением. Вот только Microsoft есть Microsoft. За что бы она ни бралась, все заканчивалось в лучшем случае ничем, а в худшем — катастрофой. Xbox 360 может показаться весьма успешным предприятием, но, если верить экспертам, он тоже не принес хоть сколько-то существенной прибыли.

Увлекшись своими многочисленными прожектами, Microsoft полностью забила на развитие игрового потенциала ОС, благодаря чему Windows 7 как игровая платформа ничем не отличается от Windows 95, только глюков поменьше: ни сервисов, ни работы с создателями игр, вообще ничего. Есть даже мнение, что Microsoft сознательно саботировала развитие ПК, — однако об этом мы поговорим чуть ниже, в следующем материале нашей рубрики. Все воспринимали подобную ситуацию как неизбежное зло, потому что Windows оставалась самой популярной открытой платформой.

Последней каплей стал выпуск Windows 8. Компания сделала платформу закрытой, что полностью противоречило концепции ПК. И пусть закрытость была частичной и касалась только приложений, использующих плиточный интерфейс, намек, сделанный Microsoft, дошел до всех: игры в открытость и толерантность закончились.

• Главный вопрос — как быстро Valve настроят совместимость игр с новой ОС и каким образом это сделают.

Стало ясно, что нужно что-то менять. Apple имеет открытую Mac OS, но рынок ПК-игр ее не интересует, есть дела поважнее. Linux свободный и бесплатный, но производители железа его игнорируют — слишком мало пользователей. Отсюда проблемы с драйверами и трудности с настройками, которые отпугивают и без того небольшое количество желающих на него перейти. Мобильные системы типа Android, в принципе, могут работать на ПК (есть даже вполне рабочая версия Android-x86), однако до настольных систем им, прямо скажем, далеко.

Кто же возьмет на себя труд менять ход развития целой индустрии? Кто станет локомотивом, который потянет за собой рынок ПК-игр? Разумеется тот, кто может пострадать от бездействия больше всех, то есть компания Valve со своим сервисом Steam. Если в один прекрасный день Microsoft закроет Windows и начнет продавать игры через собственный магазин, Valve останется без бизнеса. А бизнес этот очень и очень доходный. Пока консоли и ПК переживают кризис, продажи на Steam за год выросли на 76%. Если Valve этого лишится, придется снова вспоминать, как делают игры. Это же будет настоящая катастрофа! Как можно ее избежать?

Вопросы без ответов

И вот настал день первого анонса. Счетчик на специальной страничке отсчитал последние секунды, и глазам изумленной публики предстала страничка с пресс-релизом, рассказывающим о новой операционной системе под названием SteamOS. Обычно Valve говорит со своими пользователями на человеческом языке, но тут почему-то выбрала так ненавидимый многими птичий язык маркетологов — ну, вы знаете, когда вам целый час говорят про то, что «каждый участник приумножает удовольствие», про «поощрение инноваций» и про то, что нам, вы не поверите, «не придется отказываться от своих любимых игр», — а в результате даже и не поймешь, о чем вообще шла речь.

• Даже без SteamOS у сервиса в режиме Big Picture есть все необходимые удобства. С другой стороны, читать Reddit с телевизионного экрана — сомнительная затея.

Ни скриншотов, ни видео, да и подробностей с гулькин нос, так что порой вопросов становилось даже больше, чем раньше. По крайней мере, сознались, что SteamOS базируется на Linux, и на том спасибо. Но что там с программами? Как с совместимостью? Будет ли это ограниченная в возможностях игровая платформа или же полноценная настольная ОС? Одни вопросы без ответов.

Не менее загадочно звучит пункт о «значительном улучшении производительности обработки графики». Лучше по сравнению с чем? Если с обычными версиями Linux, то, возможно, речь идет о сотрудничестве с производителями железа, которые теперь начнут своевременно выпускать драйвера и заботиться об оптимизации работы своих устройств. Если же сравнивают с Windows, то дело может быть куда серьезнее. Разработчики игр, равно как и производители видеокарт, давно ищут способы увеличить скорость работы ПК, но все упирается в тормозной DirectX. Вряд ли речь идет о Mantle API (новая альтернатива DirectX от AMD, подробности читайте в следующей статье), потому что Valve сообщила, что вела разработку совместно с NVIDIA. Но возможно, что какое-то решение этой проблемы было найдено.

• Поначалу идея с OnLive будоражила умы, но технология слишком уж сильно зависит от разных внешних факторов. В том числе и от качества вашего соединения.

Скорость скоростью, только куда ее использовать, ведь в настоящее время каталог Linux-игр может вогнать в тоску даже нетребовательного казуала. Раньше ходили слухи, что Valve будет использовать некий аналог Wine, эмулятор для запуска Windows-программ (хотя на самом деле это не эмулятор, а имитатор программного интерфейса Windows). Единственный недостаток Wine — все делается на энтузиазме, поэтому для безглючной работы требуется официальная поддержка со стороны разработчика игры или же хотя бы группа толковых программистов, которые будут активно развивать программу. Считалось, что Valve сможет легко это обеспечить, позволив игрокам безболезненно перейти на новую платформу. Как бы не так!

Серьезный конкурент

• Особенно рад поддержке инди-разработчиков Фил Фиш. Продажи Fez на PC и Xbox 360 - небо и земля. Как говорит Фиш: «The shit is bananers!»

От лица инди-разработчиков выступил глава студии Paradox Interactive Фредрик Уэстер: «Все зависит от того, насколько открытой будет ОС и как много игроков будет ей пользоваться. Если продажи компьютеров со SteamOS будут хорошими, то это, безусловно, привлечет инди-разработчиков. Они знают, как усердно Valve поддерживает инди-индустрию. Думаю, в итоге получится серьезный конкурент для консолей, который заставит производителей приставок стать более открытыми».

Стриминг домашнего разлива

Valve выбрала другой путь — стриминг, причем не облачный, а локальный. Для начала разберемся с терминами. Локальный стриминг позволяет запускать игру на компьютере, а затем играть в нее на любом подходящем устройстве. Это позволяет избавиться от множества проблем облачного стриминга. Нет больше тормозов с управлением, вызванных задержками при передаче данных по сети, нет необходимости в качественном канале связи, не нужно платить сервису за использование его серверов. Минусы тоже очевидны: нужно мощное устройство для запуска игр, а радиус действия ограничен несколькими метрами.

Первой идею локального стриминга реализовала Nintendo в своей Wii U. Ее владельцы могут обходиться без телевизора, используя геймпад в роли этакого здорового домашнего портатива. Затем Sony анонсировала Remote Play, позволявший подключать Vita к PS3, используя его в роли геймпада с экраном. Но многие игры на PS3 использовали всю оперативную память без остатка, не оставляя места для запуска Remote Play, поэтому в полную силу эта фишка заработает только на PS4.

• Перспектива получить SteamOS на планшет привлекает больше всего. Интересно, насколько эффективнее станет работать, скажем, Razer Edge?

Такой локальный стриминг понятен и логичен, однако Valve предлагает сделать нечто совершенно иное — стримить игру с ПК, где установлена Windows, на устройство со SteamOS. Если вы задались сейчас вопросом, а зачем это вообще нужно и не проще ли просто поиграть сразу на ПК, отвечаем: да, для большинства игроков так будет проще. Только Valve сейчас нацелена не на ПК-игроков, которые и так все ее, а на консольщиков, любящих играть с геймпадом перед большим телевизором. Хотя и среди ПК-братии становится все больше владельцев гостиных с большими телевизорами, любящих расслабиться там на диване за любимой игрушкой.

Именно для них все это и придумано. Покупается Steam Box, он входит в домашнюю сеть, находит включенный компьютер с Windows, где установлен Steam, и все, оба компьютера связаны тесными узами стриминга. Выбираете понравившееся название и начинаете играть — по сути, вы играете на домашнем компьютере, а Steam Box выступает лишь в качестве ретранслятора, выдавая картинку на телевизор и отсылая сигналы управления с геймпада.

• Все-таки каким бы навороченным ни был игровой контроллер, вводить текст, например, в Facebook будет несколько неудобно.

В отличие от облачного стриминга, когда сигналу приходится преодолеть сотни километров проводов и поплутать по кишкам нескольких серверов, домашний стриминг позволяет обеспечить высшее качество картинки с минимальными задержками. А если появится вариант SteamOS для планшетов и телефонов, то такой стриминг может стать востребованным и среди ветеранов ПК. Кто же откажется поваляться на диване, тыкая пальцем в Civilization 5. И такой вариант совсем не фантастика. Как раз в этом году появилась мобильная версия Ubuntu, а ведь именно Ubuntu — любимый дистрибутив Valve.

Все как у больших

Современная игровая платформа — это не только и даже не столько игры, сколько прочие развлечения. Анонс обещает, что скоро Valve начнет внедрять в Steam и SteamOS поддержку онлайновых медиасервисов, которые обеспечат пользователей музыкой, фильмами и телепередачами. Казалось бы, мелочь, ведь эти сервисы и так работают на ПК, однако западные игроки, избалованные консолями, вполне могут оценить. Нашим же игрокам все эти сервисы совершенно безразличны, потому что для фанатов русского языка западная индустрия может предложить только учебник по английскому.

• Вот этот элегантный прототип называется Piston. Надеемся, что у новых Steam-аппаратов не будет проблем с охлаждением.

Другой удобной фишкой станет облачный сервис Steam Cloud — похоже, что он будет доступен везде, а не только на SteamOS. Там можно будет хранить файлы, настройки и сохранения. Поставив игру на паузу, к примеру, на игровом ПК с Windows, вы сможете продолжить играть с того же места на своем рабочем «Макбуке». При этом второй раз покупать игру будет не нужно, так как в Steam игры продаются сразу для всех платформ: Windows, Linux, SteamOS и Mac. Еще недавно это было бы просто невозможным, операционные системы были как крепости, перейти через стены которых было очень непросто.

Сейчас же барьеров остается все меньше и меньше, создавать и оптимизировать игры под разные платформы все проще. Именно в этом кроется главная перспектива SteamOS. Игр, конечно, нет, и это проблема, но с каждым месяцем эта проблема будет становиться все меньше и меньше, зато преимущества — открытость, бесплатность, активная поддержка и развитие — будут значить все больше.

Забавная диковинка

• Интересно, сможет ли гипотетическая Half-Life 3 оправдать ожидания или лопнет пузырем, как другие долгострои? Тут уж никакая эксклюзивность не поможет.

Глава Gearbox Software Рэнди Пичфорд тоже считает, что для успеха надо набрать критическую массу игроков, но, чтобы их завлечь, Valve нужно предложить им что-то особенное. Например, Half-Life 3. Потому что без этого SteamOS не более чем забавная диковинка. «Если не будет крутого эксклюзива, думаю, вся индустрия будет просто с любопытством наблюдать за развитием событий и при этом ничего не делать. Если же такой эксклюзив появится и начнет привлекать игроков, люди перестанут просто глазеть и начнут изучать, какие возможности им предлагают».

Восстание машин

Второй анонс познакомил нас со Steam Machines. И опять никаких фотографий или подробностей. Лишь факт, что в 2014 году производители компьютеров начнут поставлять на рынок эти самые Steam Machines, устройства под управлением SteamOS — самых разных размеров, форм и расцветок, с разным содержимым, ориентированные на разные задачи. Одни будут скорее даже не компьютерами, а маленькими бесшумными медиацентрами, способными лишь поддерживать стриминг с игровой машины. Другие будут похожи на обычные ПК, мощные компьютеры, с возможностью апгрейда. Хотя почему похожи? Это и будут ПК, разве что собранные по особому стандарту.

Собственно, Steam Machines — это не какие-то конкретные устройства, а единый стандарт, позволяющий упорядочить слишком уж разношерстный рынок ПК-железа. Именно это неупорядоченное разнообразие обеспечивает Microsoft монополию на рынке: все производители поддерживают Windows, поэтому ей беспокоиться не о чем, но как только на рынок пытается сунуться новая ОС — ее встречает непреодолимый барьер в виде отсутствия драйверов. Тот же Linux. Многие и рады бы на него перейти, вот только сканер работать не будет — драйвера нет. И для принтера тоже нет. И для звуковой карты. А для видеокарты? Для нее драйвера есть, конечно же. Только они не работают. Но ничего, вы их напильником попилите, и встанут как родные.

• Прототип выглядит не так привлекательно, как устройство на иллюстрации: корпус вывели 3D-принтером, вместо сенсорного дисплея четыре неказистые кнопки.

Поэтому-то и необходимо тесное сотрудничество с производителями. Отобрать самых лучших поставщиков, заставить их написать драйвера, затем собрать грамотные устройства, чтобы не грелись, были мощными и недорогими. Что получилось в итоге, обещали скоро рассказать и показать, а пока подумаем, что же случилось со Steam Box? Именно так, по привычке, продолжают называть гипотетический эталонный компьютер от самой Valve.

Точнее, компьютер этот вполне реальный, имеет внутреннее имя Bigfoot, однако не факт, что он когда-нибудь попадет в продажу. В пресс-релизе говорится, что собственный прототип Valve использует только для внутреннего тестирования. Может, это и к лучшему. Когда Microsoft решила выпускать собственные планшеты Surface, производители сильно на нее обиделись, так как им такая конкуренция была совершенно не нужна. Чем все закончилось, известно всем. Эталонная модель сразу ставит всех остальных участников рынка в невыгодное положение, снижая их интерес. Уж лучше пусть борются между собой.

Не мышонок, не лягушка

Valve сразу предупредила, что анонсы не будут связаны с играми. Все говорили, что третьим анонсом станет геймпад (об этом практически прямым текстом сообщалось в конце второго анонса), тем не менее фанаты Half-Life 3 верили до последнего. Но чудеса случаются только в кино, Библии и при наличии достаточного количества денег. Поэтому третьим анонсом действительно стал фирменный геймпад.

От обычного он отличается непривычным расположением кнопок и отсутствием стиков. Вместо них — два овальных тачпада с хитрой вибросистемой на базе электромагнитов. В отличие от обычных вибраторов из моторчика с эксцентриком, тачпады контроллера Steam могут вибрировать в очень широком диапазоне частот. С помощью тактильной отдачи тачпады способны имитировать чувство сопротивления движению пальца, передавать текстуру материала, их даже можно использовать в качестве динамиков.

• Томми Рефенес из Team Meat поиграл на новом контроллере в Super Meat Boy и Spelunky. Пад от Xbox 360 ему показался удобнее, но, по словам Томми, девайс от Valve неплохо справляется со сложными платформерами.

Благодаря столь точной обратной связи возможности тачпадов выросли на порядок. Например, они могут имитировать трекбол: проводим пальцем и чувствуем, как будто привели в движение большое тяжелое колесо. Оно чуть гудит и подрагивает, вращаясь вокруг своей оси, постепенно замедляя свой бег. Прижимаешь его пальцем, и оно останавливается. Или же можно превратить тачпад в четыре кнопки (а то многие жалуются, что они неудобно расположены). Кнопки эти будет легко найти на ощупь — определить, какая из них где, поможет все та же виброотдача.

К двум чудо-трекпадам прилагается сенсорный экран и куча кнопок (тачпады и экран тоже нажимаются). Сами мы, к сожалению, геймпад пока не опробовали, но отзывы поступают самые положительные. Контроллер позволяет эффективно заменить клавиатуру и мышь в одиночных играх (в онлайновые шутеры все-таки лучше не соваться, порвут-с), отлично заменяет геймпад в тех же шутерах и экшенах, но уступает им в аркадных играх.

В общем, Valve создала очень универсальное устройство, достаточное удобное, чтобы без проблем перейти на него с любого типа управления, и при этом не требующее дополнительных оптимизаций со стороны разработчика. А уж если привыкнуть и заточить игру специально под него… Может получиться настоящий хит. По крайней мере, в одном этом геймпаде свежих идей больше, чем во всех некстгенах, вместе взятых.

Заключение

Как видим, анонс оставил много вопросов, ответов на которые пока нет. Хотя о большей их части беспокоиться совершенно не стоит. Например, не надо бояться, что SteamOS выйдет плохой. Даже если ее заточат исключительно под геймпад и большой экран, превратив из настольной ОС в игрушку, все равно останется нормальный Linux, который, мы надеемся, получит все бонусы SteamOS: поддержку драйверами, играми, новым железом. В этом и есть преимущество свободной платформы. Та же ситуация со Steam Machines. По сути, весь этот стандарт не более чем список одобренного железа, которое гарантированно будет иметь драйвера для Linux. Поэтому каждый сможет собрать собственный Steam Box самостоятельно, чтобы не переплачивать за логотипы, — было бы желание. Можно даже поставить Linux или SteamOS на имеющийся компьютер, хотя тут уже без гарантий.

• Кажется, Valve долго экспериментировала с формой и даже запатентовала модель со съемными элементами управления.

Беспокоит совсем другое. Главная задача Valve — дать затее достаточный начальный толчок, чтобы она переросла в нечто большее, чем появление игровой версии Linux с кучкой фирменных ПК. Чтобы SteamOS стала новым стандартом для всей индустрии, нужны разработчики, и не те инди-студии, делающие проекты на Unity, и не редкие энтузиасты, с которыми удастся договориться напрямую, а все — абсолютно все, какие есть.

К сожалению, пока Valve не удалось придать своей затее серьезного стартового ускорения. Больше всего SteamOS мешает костыль в виде стриминга вместо полноценного решения в виде аналога Windows-эмулятора Wine. Возможно, Valve не хотела бодаться с юристами Microsoft: хотя в текущий момент считается, что Wine существует вполне легально, в судах это никто не проверял. Возможно, были еще какие-то причины, да это и не важно. Костыль есть костыль.

Казуал-консольщик не будет создавать домашнюю сеть из двух компьютеров, чтобы во что-то поиграть. Продвинутый пользователь ПК, которому не нужны геймпады-телевизоры, не перейдет с Windows на SteamOS, потому что там не во что играть. SteamOS остается рассчитывать только на «средний класс», активно пользующийся ПК, но желающий комфортной игры на диване, а также тех, кому будет достаточно новых релизов и бесплатных игр. Насколько большим и активным будет этот средний класс, как быстро будет пополняться ассортимент Linux-игр — покажет время.

Еще одной серьезной слабостью является отсутствие мощного эксклюзива, который мог бы оправдать переход на новую платформу. Эксклюзива уровня Half-Life 3. Понятно, что эксклюзивы — дело наживное, но в текущий момент повода менять платформу просто нет. Разве что если вы ненавидите Windows так сильно, что даже кушать нормально не можете. За всех остальных Valve придется как следует побороться.

Право выбора

• С появлением Steam Box у потребителя появится еще одна причина не брать OUYA.

Вице-президент Tripwire Interactive Алан Уилсон учит нас мыслить позитивно и во всем искать только хорошее: «Начинается битва за место в гостиной: OUYA и другие платформы на Android, новые Xbox и PlayStation, теперь еще и Steam присоединился. Кто-то победит, кто-то проиграет, но для игроков в любом случае наступают замечательные времена. Они получат выбор. Настоящий выбор, а не просто «вариант А» или «вариант Б». Что насчет нового контроллера? Знаете, я старый фанат ПК, но я все-таки его попробую. Если не понравится — ну и пусть, никто же не заставляет меня его использовать. В этом и есть главный смысл — выбор. Спасибо, Valve!»

Комментарии
Загрузка комментариев