28 декабря 2013
Обновлено 17.05.2023

Bravely Default — jRPG года

Bravely Default — jRPG года - изображение обложка
Bravely Default — jRPG года - фото 1

Претенденты: Bravely Default, Etrian Odyssey 4, Shin Megami Tensei: Devil Summoner — Soul Hackers, Tales of Xillia, Pokemon X & Y, Ni No Kuni: Wrath of the White Witch, Mario & Luigi: Dream Team

Среди западных ролевых игр в этом году был застой, а вот японские процветали. Прежде всего, на английском языке вышла Ni no Kuni, которую у нас в редакции полюбили, кажется, все — даже те, кто на дух не переваривает jRPG как жанр. По большей части, потому, что ее рисовали в анимационной студии Ghibli, основанной великим сказочником Хаяо Миядзаки. Если вы смотрели «Принцессу Мононоке», «Мой сосед Тоторо» или, скажем, «Ходячий замок Хаула», вы наверняка представляете себе, как выглядит Ni no Kuni.

С помощью Ghibli многостаночники Level-5 сумели сделать одну из красивейших игр на свете. Где бы вы ни оказались — будь то зеленое царство, которым правит толстенный кот, или оазис, где вы впервые повстречаете торгующего бананами мудреца, или грандиозный технополис, где все здания катаются по рельсам, — везде будет по-своему странно и волшебно. Волшебством в Ni no Kuni дышит все.

Но, увы, именно как игра, причем игра ролевая, Ni no Kuni сильно проигрывает другим претендентам. На нее всегда приятно смотреть, ее приятно слушать, но играть порой бывает весьма неуютно. Навороченная с виду механика с развитием покемонов-фамильяров и командными сражениями в реальном времени досаждает глупейшими вещами вроде штампованных квестов на «убей-добудь» и напарниками, которые без вашего надзирательства только убиться и могут. Тут же крайне неоднозначный сюжет: история Ni no Kuni — это детская сказка о дружбе и вере, которая одних приводит в неописуемый восторг, а других наповал убивает наивностью.

3DS в этом году окончательно переняла у DS звание лучшей портативки (если не лучшей консоли вообще) для новых jRPG. Хоть Shin Megami Tensei 4 в Европе так и не появилась, Atlus выпустила переиздание блестящей Devil Survivor и Devil Summoner: Soul Hackers с Sega Saturn, а также четвертый выпуск невозмутимого в своей старомодности dungeon crawler Etrian Odyssey. Ни одна, правда, до jRPG года не дотягивает: Soul Hackers и EO4 — вещи сугубо для «своих», а в Devil Survivor, сколь бы хороша они ни была, многие наигрались еще на DS.

Переход в 3D для Pokemon X & Y прошел без осложнений. Калос — это самый большой парк аттракционов на свете, и в нем можно провести столько времени, сколько вы никогда не тратили на иной Ввандерфелл. Главное достижение X & Y — удобный онлайновый функционал, благодаря которому тут легче застрять на месяцы, даже если друзей с 3DS нет и не предвидится. Правда, в остальном это те же «Покемоны», что одно, и два и три поколения назад. Большего от них не просят. И мы не станем.

Mario & Luigi: Dream Team прелестна беззаботностью и бескрайне прелестным грибным миром. В отношении геймплея она недалеко ушла от Bowser’s Inside Story, но это вовсе не плохо — в RPG про Марио всегда было интересно. Но при том, что головоломного платформера в Mario & Luigi едва ли не больше, чем ролевки, первое место в этой номинации мы оставим другой игре.

Остаются Tales of Xillia и Bravely Default.

У обеих игр — исключительные достоинства. У Tales of Xillia — мощнейшая слэшерная боевая система, мир, по красоте и разнообразию немногим уступающий Ni no Kuni, и сюжет, который по законам серии Tales ни в какую не хочет заканчиваться. А Bravely Default достались божественный арт Ёсиды Акихико (Final Fantasy XII, XIV и Tactics, Vagrant Story, серия Ogre), который никогда и ни с чем не спутаешь, и обманчиво глубокая ролевая система, вдохновленная классическими «профессиями» из ранних Final Fantasy. А еще — забытый дух тех самых сказочных «финалок» из середины девяностых, который стараниями сценариста Хаяси Наотаки (Steins; Gate) ломает шаблон и поражает в самое сердце.

Не будем тянуть: первое место мы оставили за Bravely Default. У нее, по большому счету, всего один недостаток — прежде чем подвести к кульминации, разработчики заставляют нас двадцать раз кряду убивать уже убитых врагов. И вот ведь ирония — у Tales of Xillia похожая проблема. Ее создатели без устали знакомят нас с новыми местами, врагами и друзьями — из лучших намерений, но в итоге кажется, что игре стоило бы закончиться на много часов раньше. Все карты сброшены, все тайны раскрыты, но мы почему-то продолжаем исследовать, бороться и делать что-то (как говорят) очень и очень важное.

Bravely Default куда более коварна: она не перестает хранить интригу, и это вынуждает вас идти до конца. Даже если вы девятикратно проклянете ее за четыре акта, состоящих из одних только повторений пройденного, ее финал заставит вас об этом забыть. Вы поверите, что так было нужно.

Bravely Default — jRPG года - фото 2
Bravely Default — jRPG года - фото 3

Прогноз на 2014 год

PS3 в следующем году ждет примерно то же, что было на закате Wii: разработчики jRPG выпускают отличные игры штабелями. За вычетом переизданий, вроде Kingdom Hearts 2.5, Final Fantasy X/X-2 и Tales of Symphonia, обратить внимание стоит как минимум на Ar No Surge , англоязычный релиз Drakengard 3 , а также, если повезет, Persona 5. Серию Tales пополнят Tales of Xillia 2 и Tales of Zestiria (она, правда, вряд ли успеет выйти где-то кроме Японии). Что-то хорошее может получиться и из Lightning Returns: Final Fantasy XIII , но предыдущие части трилогии о Лайтнинг сильно огорчили многих поклонников, и к ее возвращению они относятся с большим скептицизмом. На консолях нового поколения должны выйти Final Fantasy XV , Kingdom Hearts 3 (они, как и Lighning Returns с Drakengard 3, уже не совсем jRPG), а еще подозрительно напоминающая Ni No Kuni Wonder Flick. На Wii U может подоспеть таинственный Project X от создателей шедевра Xenoblade Chronicles. На 3DS — dungeon crawler’ы Persona Q и Etrian Odyssey Untold… и мы все еще очень надеемся на европейскую версию Shin Megami Tensei 4!

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь