30 декабря 2013
Обновлено 17.05.2023

Fire Emblem: Awakening — тактическая игра года

Fire Emblem: Awakening — тактическая игра года - изображение обложка
Fire Emblem: Awakening — тактическая игра года - фото 1

Претенденты: XCOM: Enemy Within, Card Hunter, Fire Emblem: Awakening

2013 год выдался не больно-то богатым на хорошие тактические игры разной степени пошаговости. Все больше гибриды, в которых тактика используется как один из элементов геймплея, а не как его основа — глобальные стратегии с тактическими боями, ролевые игры с тактическими боями… Но, разумеется, не обошлось и без игр, где тактический элемент главенствует и вокруг него строится весь остальной игровой процесс.

В первую очередь в голову приходит, конечно, XCOM: Enemy Within — дополнение к одной из самых громких игр прошлого года. В лучших традициях Firaxis, дополнение не продолжило, а расширило оригинал — добавило гору нового содержимого и кучу возможностей. Причем большая часть нововведений затронула как раз-таки тактическую половину игры, которую не раз упрекали в однообразии: слишком уж легко было составить идеальный отряд, придумать для него ультимативную тактику и использовать ее на всех миссиях.

Теперь же вариативности стало куда больше. Firaxis перетряхнули ролевую систему, добавили к четырем существующим классам бойцов еще два, значительно расширили ряды врагов, нарисовали множество новых карт, сделали новые миссии и даже добавили третью сторону в войну человечества с пришельцами. Словом, много чего хорошего добавили — но к уже готовой игре.

Другой претендент, браузерная Card Hunter, напротив, сделала все с нуля и получилась очень оригинальной. Ее даже нельзя отнести к определенному жанру — это и пошаговая тактика, и ролевка, и карточная игра… Хотя нет, не так. Это игра о сплоченной группе друзей, которые играют в настольную помесь пошаговой тактики, ролевки и карточной игры.

В этой помеси одинаково важны все три части. Убери любую из них — и интерес исчезнет, как не было его. Будем оценивать как карточную игру — выяснится, что три четверти здешних «карт» это обычные удары разной силы и дальности. Попробуем рассмотреть как ролевку — сразу поймем, что ролевая система здесь еще проще, чем в пожилой уже «Готике». Наконец, оставим голую тактику — получим беготню трех солдатиков по карте, размер которой редко превышает десять на десять шагов. Только в сумме три компонента дают небольшой, но невыносимо увлекательный шедевр.

Другой позиции придерживается Fire Emblem: Awakening, вышедшая в этом году на 3DS. Это пошаговая тактика самых что ни есть чистых кровей, потомок семейства, ведущего свой род еще с NES, — аристократ, одним словом. На протяжении десятилетий серия обрастала разнообразными механиками, как Nero Burning ROM — утилитами, но всегда оставалась пошаговой и тактической до мозга костей. Awakening в шутку называют «симулятором семейных отношений», но, даже если убрать оттуда все семейные отношения, бои в игре не станут менее интересными, а из тактического планирования уйдет лишь не самый большой пласт.

Fire Emblem — один из образцовых примеров того, как можно успешно развивать серию на протяжении десятков лет. А Awakening — образцовый ее продолжатель, игра, которая принесла в серию новое и при этом не поломала хорошо работающее старое. Первое место в номинации — за ней.

Fire Emblem: Awakening — тактическая игра года - фото 2

[[VIDEOID_11009]]NO_DESC[[/VIDEOID_11009]]

Fire Emblem: Awakening — тактическая игра года - фото 3

Прогноз на 2014 год

Следующий год обещает быть поурожайнее на тактические стратегии. Наконец-то выйдет The Banner Saga, чей мультиплеер уже давно раздается в Steam под именем Banner Saga: Factions. Создатели Frozen Synapse представят Frozen Endzone — тоже тактическую, тоже с синхронными ходами, но про роботов. Выйдет из беты Xenonauts — независимый продолжатель дела X-COM по принципу «такое же, только на новом движке». Должен показаться и Satellite Reign — духовный наследник другой классической серии, Syndicate. Ну и конечно же, не нуждается в особых представлениях Transistor — произведение разработчиков Bastion, с боевой системой, больше всего напоминающей боевую систему из третьего Fallout, только сложнее и в изометрии.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь