05 января 2014
Обновлено 17.05.2023

Звуки года: The Last of Us, Rayman Legends, Grand Theft Auto 5

Звуки года: The Last of Us, Rayman Legends, Grand Theft Auto 5 - изображение обложка
Звуки года: The Last of Us, Rayman Legends, Grand Theft Auto 5 - фото 1

Что важного случилось в мире игровых саунтреков?

Музыка в играх — очень тонкий аспект, о котором часто забывают. А между тем именно саундтрек прочнее всего взаимодействует с тем, что вы видите на экране. Сложно недооценить важность саундтрека, когда разбираешь игру по косточкам, работая над рецензией, но очень легко забыть о нем, взволнованно рассказывая о своих впечатлениях другу.

Зачастую бывает, что игра вроде бы всем хороша, но ощущения от нее какие-то… не те. Что-то в ней не так, а что — непонятно. Но мы уверены — в подавляющем большинстве случаев виновато плохое музыкальное сопровождение. Там музыку не под настроение включили, здесь не вовремя бит оборвали — и все, магия угасла.

Давайте вспомним, какие саундтреки по-настоящему запали нам в душу в 2013 году. Вряд ли что-то из перечисленного ниже номинируют на «Грэмми», но хорошая музыка — это всегда очень важно.

Звуки музыки

Важнее всего правильный саундтрек, пожалуй, в слэшерах. Кто-нибудь помнит музыку из Dante’s Inferno? Мы — нет. И вот результат: рубить приспешников Аида совсем не так весело, как демонов из, скажем, Devil May Cry 3.

На те же грабли наступили разработчики God of War: Ascension: саундтрек вроде бы такой же, как в предыдущих частях, но масштаба не хватает. Возможно, студии Santa Monica стоило отойти от концепции мифов Древней Греции и врубить гитарный хардкор — ручаемся, бить Мегеру в печень и резать горгон напополам стало бы куда веселее. Кстати, в Греции немало коллективов, чье творчество идеально вписалось бы в атмосферу игры.

Совсем другое дело — два фаворита этого года, британский Devil May Cry и японский Metal Gear Rising: Revengeance. Когда выяснилось, что музыку для вроде как архетипично британского сюжета напишут «электронщики», мы немного удивились. Казалось бы, британский панк подходит гораздо больше — все же и Данте стал оборванцем, и история посвящена борьбе с системой, в которой все мы зависли. Но саундтрек для переосмысленных приключений Данте написали нидерландские гуру брейкбита и нейрофанка Noisia , и лучших композиторов для этой игры сложно было бы найти.

[[VIDEOID_10515]]NO_DESC[[/VIDEOID_10515]]

Вдобавок разработчики включили в саундтрек несколько мелодий популярных норвежцев из Combichrist. Казалось бы, что там забыл суровый TBM-индастриал? А ведь вписался! В мире, где каждый человек — лишь дойная корова, очень ко двору пришлись лязгающие звуки, дарк-электро и рычащий вокал Энди Ла-Плагуа.

Над звуковым сопровождением Metal Gear Rising: Revengeance трудился Джейми Кристоферсон , достаточно популярный медийный композитор, известный в основном склонностью к экспериментам. Впрочем, саундтрек к Metal Gear Rising больше запомнился не самой музыкой (в меру типичной индустриальной альтернативой), а тем, как она вписана в игру. Почти все композиции меняются в ходе боя: чем ближе вы к победе, тем больше включается звуковых паттернов, а на подходе к кульминации вливается вокал. Звучит и играется просто бесподобно.

В тему эпатажной музыки упомянем и League of Legends: в этом году все предыдущие музыкальные композиции игры превзошла песня Get Jinxed, посвященная появлению в «Лиге» новой героини — Джинкс. Впервые за все время существования LoL разработчики удостоили чемпиона собственного музыкального клипа. Песни для героев уже, было дело, сочиняли (чуть раньше вот была Here Comes Vi), но тут Riot откололи фантастический номер. Вокалисткой стала Агнет Кьёлсруд из норвежской группы Djerv. Сценический образ у фру Кьёлсруд, надо сказать, [жутковатый](Javascript:view(599,900,‘http://www.eternal-terror.com/userfiles/Djerv_Agnete_3.jpg’);), зато он как нельзя лучше сочетается с такой чокнутой героиней, как Джинкс.

Другой интересный подход к музыкальному оформлению — попытка сыграть на ностальгии. Вообще, весь Far Cry: Blood Dragon стал огромным подарком для всех, кто тащится от эпохи зажеванных до дыр VHS-кассет, на которых записаны мутные боевики про мрачное будущее после атомной войны. Ниндзя-киборги и драконы, стреляющие лазерами из глаз, идут в комплекте. Саундтрек под стать игре — неоновый угар и кислотные оттенки на экране подаются под тягучий и мрачный синти-поп, сменяющийся заводными мотивами с нотками нью-вейва. Музыкой занималась австралийская команда Power Glove , и, как они уверяли в одном из интервью, им была дана полная свобода действий. Получилось знатно.

Отдельно обратимся к российским локализаторам. Ну почему, почему вы не пригласили на озвучку игры Володарского или Гаврилова? Если уж ностальгировать, так по полной программе!

Культурный контекст

The Last of Us тоже может похвастаться выразительным саундтреком. Ответственным за музыкальное сопровождение стал аргентинский композитор Густав Сантаолалья , успевший прославиться в кинематографе. За свои работы для «Горбатой горы» и «Вавилона» он получил два «Оскара», в 2005 и 2006 году. Музыка к The Last of Us стала его дебютом в мире видеоигр, но Сантаолалья и здесь проявил себя прекрасно: лаконичный, но безумно атмосферный гитарный саундтрек идеально вписывается в картину конца света, придуманную разработчиками из Naughty Dog.

► Главная тема The Last of Us

► О том, как делали саундтрек The Last of Us

Еще один кинокомпозитор, Дзё Хисаиси , известен прежде всего по блестящим саундтрекам к фильмам Такэси Китано и анимации Хаяо Миядзаки. В этом году его музыкой щеголяла сказочная ролевка Ni no Kuni. Артом и анимационными вставками для игры занималась студия Хаяо Миядзаки Ghibli, а где Ghibli, там, как известно, и Хисаиси. Эпическая оркестровая музыка помогает сделать приключение юного волшебника Оливера бесконечно светлым, добрым и запоминающимся.

Пираты тоже не дураки спеть. В любую погоду море вокруг брига «Галка» из Assassin’s Creed IV оглашается дружным моряцким хором, который выводит a capella какую-нибудь старинную матросскую песню. А на берегу, в многочисленных тавернах, пляшут под народные баллады. И пусть некоторые песни на самом деле были сложены сильно позже похождений Эдварда Кенуэя — кого волнует сотня-другая лет туда-сюда? Главное, что по звучанию подходит идеально.

Отдельно порадовала Rayman Legends. Тут музыка не только сама по себе хороша, она еще и служит основой для череды совершенно сумасшедших музыкальных уровней. Этапы, на которых герой бежит через череду препятствий под ремиксы знаменитых композиций вроде Eye of the Tiger (Survivor) или Antisocial (Anthrax), — самые искрометные и запоминающиеся в игре. Идея не нова, но реализована на отлично, особенно в сочетании с общим жизнерадостным стилем проекта. Но почему всего по одному музыкальному уровню на мир да горстка ремиксов? Хотим больше!.. В продолжении?..

[[VIDEOID_11585]]NO_DESC[[/VIDEOID_11585]]

В Gone Home большую часть времени играет мягкий эмбиент от странствующего композитора и геймдизайнера Криса Ремо. Приятная музыка, но вполовину не настолько интересная, как записи с кассет, которые можно найти в доме. Разработчики лицензировали несколько песен классических американских riot-grrrl-групп вроде Bratmobile и Heavens to Betsy , чтобы упрочнить ощущение времени и места. И это работает: пусть даже вы никогда не увлекались подобной музыкой — если вы жили в девяностых, то почти наверняка угадаете, откуда она.

<a href="http://music.chrisremo.com/album/gone-home-original-soundtrack" __bxhref="http://music.chrisremo.com/album/gone-home-original-soundtrack">Gone Home: Original Soundtrack by Chris Remo</a>

<a href="http://killrockstars.bandcamp.com/album/pottymouth" __bxhref="http://killrockstars.bandcamp.com/album/pottymouth">Pottymouth by Bratmobile</a>

Ну а самый проработанный, самый всеобъемлющий и разнообразный саундтрек в 2013 году сопровождал наши поездки по Лос-Сантосу. Бесподобная Grand Theft Auto V, кажется, в каждом аспекте демонстрирует чудеса кропотливости, и музыкальная составляющая не исключение. Впервые в истории серии трек-лист щеголяет не только лицензированными песнями, но и, как говорят, аж двадцатью часами музыки, написанной композитором Red Dead Redemption Вуди Джексоном , хип-хоп-продюсерами Oh No и Alchemist и группой Tangerine Dream.

У руля последней, кстати, уже сорок пять лет стоит один из пионеров немецкой электронной музыки Эдгар Фрезе. И это не единственная легендарная персона, которую Rockstar привлекли к работе над звуком: например, на радиостанции The Blue Ark ди-джеем работает сам Ли Перри ( Скрэтч) — ямайский музыкант, экспериментатор и одна из величайших фигур в истории регги. Недавно ему стукнуло семьдесят семь.

Музыка в мире GTA V играет беспрестанно и в любое время суток, на любой миссии и в любом виде транспорта (кроме, кажется, велосипедов). Пятнадцать радиостанций предлагают выбор на любой вкус: от классики кантри и хард-рока до хипстерского synthpop и абстрактного хип-хопа. А если уши устали от здешнего музыкального изобилия — можно переключиться на искрометные ток-шоу.

И напоследок главная тема этого года. Слава Арстоцке!

* * *

Хорошей музыки в 2013 году было много, даже слишком много, чтобы охватить ее всю в рамках одного материала. Мы рассказали о крупнейших, на наш взгляд, событиях в мире игровых саундтреков — теперь ваша очередь. Поведайте в комментариях, какая игровая музыка запала вам в душу больше всего. Может, это был печальный космический эмбиент из The Swapper? Или авантюрный свинг Monaco от Остина Винтори? Героический jRPG-эпик из Fire Emblem: Awakening и Bravely Default? А как насчет классической God Only Knows в исполнении квартета из Bioshock Infinite?

Словом, выбрать есть из чего. Выбирайте!

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь