Broken Age

Broken Age

Рецензии — Broken Age
Новое творение Double Fine дает квестам хороший разгон, которого этот жанр ждёт уже давно.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Broken AgeBroken Age
Broken Age

В Double Fine работают весьма прогрессивные люди. Слава выходцев из LucasArts позволяла бы промышлять переизданиями, продолжениями, ремейками... Что же делали Тим Шафер и его студия? Они с головой окунулись в эксперименты: Psychonauts, Brutal Legend, Stacking. Короче, пытались не топтаться на месте, а найти свой путь, хотя и отклонились от классических приключенческих игр. Собирались с мыслями, видимо. И теперь, когда на сцену выходит Broken Age, становится ясно — путь найден.

Параллельные прямые пересекаются

В Broken Age параллельно развиваются две истории — и обе оборвутся в кульминационный момент, потому что вторая половина игры еще не готова. Но точки пересечения не видно почти до самой фразы «To be continued», потому что главные герои, Шэй и Вэлла, — обитатели двух разных миров.

Шэй — пилот исследовательского звездолета, жертва гиперопеки корабельного ИИ, который прикидывается его мамой и папой. GlaDOS наоборот, если грубо. Шэй, как и всякий уважающий себя подросток старшего школьного возраста, отчаянно стремится сбросить гнет заботы: ему надоел парад надуманных карамельных приключений (и — откроем секрет — он с лихвой хлебнет полноценных).

Broken Age
► Каждая кнопка на приборной панели корабля пищит и скрипит, как резиновая игрушка. «И как я мог верить, что все это — настоящее?»

Вэлла — тоже жертва, но в буквальном смысле. Ее должны скормить местному чудищу Мог-Чотре, приземленной версии Йог-Сотота с недюжинным аппетитом. У Вэллы свой бунт: она не желает мириться с устоявшейся традицией ежегодно угощать монстра свежими девственницами и искренне радоваться этому. Ясное дело, Вэлла соскочит с вилки жадного бесформенного душегуба и умчится строить план мести.

Слезы клоуна

Broken Age простодушен, что совсем не характерно для Тима Шафера, чьи игры, как правило, удивительно циничны. Нет, без юмора здесь обойтись не смогли, и он почти того же качества, что и в лучшие годы. Однако теперь в шутках нет ядовитой сатиры, как, например, в Full Throttle. В Broken Age не высмеивают, а по-доброму хихикают. Даже обманщик-сектант не нарисован злодеем, он всего лишь плут. Смысловая разница невелика, а вот эмоциональная — огромна.

Broken Age
► В перерыве между кукольными приключениями рыхлые пиньяты режутся в карты и посмеиваются над наивностью Шэя. В гостях у сказки!

Что гораздо важнее, это не шутки ради шутки. Уже в The Cave виртуозы бинарного пера научились маскировать слезы за смехом, и Broken Age с успехом продолжает это делать. Ха-ха! Доходягу Шэя снова задушили в объятьях плюшевые недоумки! А Шэй между тем готов рискнуть миссией и собственной жизнью, лишь бы выбраться из замкнутого круга. Это не трагедия личности в полной мере, а скорее внутренняя грусть, без которой клоун — не клоун. Внешняя трогательность от этого только делается ярче и избавляется от слащавости, неизбежно преследующей игры подобной стилистики.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: свойственна игре и некая неопределенность бытия. Затисканный космонавт однажды дорвется до настоящего дела и будет чертовски этому рад, но зрителя-игрока не может не смущать то, сколь игрушечным выглядит это «настоящее дело». Проверить бы с помощью волчка, но это совсем другое сновидение.

Broken Age словно нарисовали цветными карандашами, а персонажи напоминают героев из детских книжек-сказок с выдвижными картинками. И анимированы славно. Вэлла вышагивает деловито, словно пестрая птичка (ее наряд и перышки на голове не оставляют места для других аналогий), усы ее дедушки-бунтаря словно живут своей жизнью — тоже, наверное, бунтуют. Кое-кто, однако, не дозвонился до доброй феи и шевелится не так ловко — например, волк-подпольщик Марек. Ему мы простим неуклюжесть: в ростовом костюме не очень-то удобно.

Broken Age
► Клетчатая рубашка, бесформенная шапка, борода, угги и непонятные ерундовины на стене: «Это же искусство!» Да, вы правильно подумали, это самый настоящий хипстер, хотя и промышляет заготовкой древесины.

Но все же стиль и сценарий прочно припаяны друг к другу, условности не вызывают вопросов, а мотивы персонажей предельно ясны. Единственная уязвимость, которая могла бы раздуться до зияющей пробоины, — это геймплей.

Каждый винтик, каждый ноготок

Здесь положено устроить истерику и, задыхаясь от слез, жаловаться на «оказуаливание». Прикинуться косным ретроградом и жалеть о былых временах, когда головоломки решали всем подъездом...

Но стоит отринуть агрессивно-наступательную ностальгию по зеленой траве, как Broken Age кажется именно таким квестом, которого хочет коллективное бессознательное. Осторожный компромисс между сложностью эпохи VHS и современным феноменом интерактивного кино.

Broken Age
► Самый тяжкий момент в игре — битва с Мог-Чотрой, где нелегко понять, что вообще делать с этой образиной.

В Broken Age есть и проблемы, и головоломки, и инвентарь, который время от времени даже забивается хламом. Среди задач есть и такие, которые могут ненадолго поставить в тупик. Препятствием для игрока вместо странной и неочевидной логики становится большой размер и запутанность уровней, обилие персонажей и предметов в инвентаре. В остальном сложность прохождения минимальна и не требует экстраординарных умственных усилий. Подумать придется, но без отчаянного перебора предметов и поиска решений в интернете обойдемся. Во второй половине Broken Age, кстати, обещают более мудреные загадки, но насколько они действительно будут сложнее?

В любом случае, подход Double Fine не рубит повествование на короткие фрагменты между «затыками» — с одной стороны, и не превращает геймплей в череду QTE, которые иногда и провалить-то нельзя, — с другой. В Broken Age сохраняются и целостность повествования, и ценность геймплея.

Broken Age
► В небесном поселении кишмя кишат птицы. Такие милые, что слишком серьезных людей начинает подташнивать.

Несомненно, этот расклад многих не устроит. Например, игроков старой закалки, которых разгадка особенно упорной головоломки где-нибудь в The Secret of Monkey Island приводила в феноменальный восторг. Но когда ты два часа кряду соображаешь, что сделать с самым большим в мире мотком шпагата в Sam & Max: Hit the Road, забываешь, какого черта Сэм и Макс вообще потеряли в этом месте и что их волнует в долгосрочном порядке. Потому щадящая сложность в Broken Age — не столько «оказуаливание» и катастрофа вселенского масштаба, сколько жертва сценарию. Вполне сносная жертва, если посмотреть на некоторых.

Broken Age
► Шэй сможет ненадолго выбраться в открытый космос и полетать в свое удовольствие. Ничем хорошим это не кончится.

* * *

Broken Age — это комплекс удачных сочетаний и компромиссов. Только так и можно было избавиться от долгоживущего штампа «юморной квест как у Lucas Arts». Трава зеленее и все такое. Broken Age — произведение другого рода, близкое к классике Lucas Arts, но — с другими ценностями.

Порадовало
Огорчило
Broken Age
  • Double Fine взяли новую высоту;
  • блестящий и узнаваемый визуальный стиль;
  • компромисс между геймплеем и сюжетом.
Broken Age
  • только половина игры;
  • кому-то легкость прохождения покажется минусом.
Главные рейтинги
9/10
Геймплей
10/10
Визуальный ряд
8/10
Интерфейс и управление
9/10
Звук и музыка
«Ачивка» редакции
Broken Age
Где я?
Запутаться в реальностях
Особые рейтинги
9/10
50/50
Это уже второй квест за последние пару месяцев, который рубят на две части. Что забавно, названия обеих этих игр содержат слово broken: Broken Age и Broken Sword. Обе получили финансирование на Kickstarter, обе «не успели» выйти в готовом виде целиком, и их половинки отложили на некоторое время. Будем надеяться, что это исключение, а не правило для проектов, прошедших через краудфандинг.
Вердикт
ОЦЕНКА САЙТА
9,0
ПРЕВОСХОДНО
Double Fine сделали наконец-то игру не ради шуток и пародии или театра абсурда — история в Broken Age, конечно, с юмором, но он — не единственная ее ценность. Здесь хотят сказать нечто очень важное и достойное, возможно, целого фильма, но нам придется дождаться завершения, чтобы узнать наверняка.
Комментарии
Загрузка комментариев  
Об авторe
Евгений Баранов
Евгений Баранов
Автор «Игромании.ру» и гуманитарий просто-таки до мозга костей. Однажды был укушен вторым Warcraft, с тех пор болеет стратегиями, хоть в целом и всеяден. Газетчик, радийщик, верный супруг, любит жаловаться на жизнь за рюмкой коньяка.