```
```
 
Bravely Default: Where The Fairy Flies

Bravely Default: Where The Fairy Flies

Рецензии — Bravely Default: Where The Fairy Flies
Творческая шизофрения у Square Enix: сначала неудачная Final Fantasy XIII, а потом неожиданно — Bravely Default, сказочная во всех смыслах.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Bravely Default: Where The Fairy FliesBravely Default: Where The Fairy Flies
Bravely Default: Where The Fairy Flies

В последние годы Final Fantasy все дальше и дальше уносит от канонов JRPG (пятнадцатая часть — и вовсе, ни дать ни взять, слэшер), но вместо того, чтобы поворачивать назад, Square Enix поручила Silicon Studios строить на «старой школе» новую серию. Bravely Default — это ходячий трибьют всем классическим Final Fantasy; сказ о том, как отважные Воины Света насаждают добро и справедливость даже там, где их об этом не просят.

А люди-то какие хорошие!

Карта мира, случайные стычки, строго пошаговые сражения — все это давно перестало быть стандартом для JRPG, но Silicon Studios возвращает нас к истокам. «Возврат к истокам» — или, вернее говоря, к основам — это ключевой мотив всей первой половины Bravely Default. Она простая и совершенно предсказуемая. Характеры героев тривиальны (иванушка, самоуверенный ловелас, боевитая «почти цундэрэкко» и духовно богатая рохля), цели понятны (спасти мир), ситуации привычны. Ничего, что выходило бы за рамки, — просто милая и хорошо написанная геройская сказка. Но!

...Но это — только экспозиция, пусть и основательная, растянутая на добрых двадцать часов. В ней мы знакомимся со всеми и всем, проникаемся окружающим миром и начинаем любить его всей душой. Этот мир, Люксендарк, необычайно красив: Ёсида Акихико, на чьем счету совершенно роскошные визуальные образы Final Fantasy Tactics, Vagrant Story и Ogre Battle, и в этот раз не подвел. Вы можете не любить физиономии героев-чибиков, но панорамы городов, они... в общем, их надо видеть. Они волшебные.

Bravely Default: Where The Fairy Flies Bravely Default: Where The Fairy Flies
► Эти рисованные фоны умудряются еще похорошеть в стереоскопическом 3D благодаря грамотному применению parallax scrolling.

Чтобы спасти мир, четверка героев должна отыскать и очистить от тьмы четыре огромных стихийных кристалла, и под этим предлогом мы успеваем побывать в самых разных местах и повидать самых разных людей. Люксендарк — по большей части приятное место, и люди в нем живут хорошие. Разумеется, есть исключения, однако они редки, и в конце концов эти исключения все равно получают по заслугам...

Bravely Default: Where The Fairy Flies
• Как только выдается свободная минутка, герои не упускают возможности поболтать о жизни, и эти забавные побочные диалоги сделаны в духе серии Tales.

Но после долгой экспозиции Bravely Default начинает открывать свое настоящее лицо. Вторая половина игры мрачна. Она угнетает — постепенно, шаг за шагом, круг за кругом, — чтобы прийти к закономерному катарсису в добытой потом и кровью «истинной концовке». Знакомый почерк? Сценарист Bravely Default Хаяси Наотака раньше работал с компанией Nitroplus над нашумевшей visual novel Steins;Gate (она наконец-то выходит на английском в конце марта!), и это в общем-то заметно.

Хотя куда больше вторая половина Bravely Default напоминает грандиозную работу его коллеги Гэна Уробути — сюрреалистичный аниме-триллер про девочек-волшебниц Puella Magi Madoka Magica. Уробути увлекся деконструкцией «розового» жанра махо-сёдзё, а Наотака то же самое проделал с JRPG-похождениями Воинов Света. Это производит сильное впечатление — и не в последнюю очередь из-за того, что нам предстоит испытать на пути к финалу.

Плохой ниндзя — хороший певец

Взяв за основу механику классических JRPG, Silicon Studios, к счастью, потрудились воспроизвести ее по-людски. Какими бы теплыми ни были ваши воспоминания об одной из древних Final Fantasy, в перепрохождении финального подземелья из-за отсутствия сохранений перед боссом не было ничего веселого — и ровно поэтому в Bravely Default точки для сохранения есть перед каждым крупным боем. Случайные встречи с монстрами тоже вызывали смешанные чувства — и на такой случай тут есть отдельный ползунок, регулирующий частоту таких столкновений. Можете хоть в нуль его загнать: развивать героев будет сложно, зато побережете нервы. Это, конечно, тот еще костыль (в JRPG давно придумали хорошую замену случайным стычкам), но с ним лучше, чем совсем без него.

Bravely Default: Where The Fairy Flies
► Подземелья, увы, не так хороши, как города, — там правит бал сухая функциональность.

При желании тот же ползунок можно поднять до предела, удваивая количество стычек, — так удобнее гриндить. Но особой в этом надобности нет, если вы играете не на максимальном уровне сложности — Bravely Default достаточно демократична в вопросах развития персонажей. Основательного подхода потребует только пара последних боссов, но для них нужна не столько прокачанная, сколько продуманная и сбалансированная команда.

Ролевая система позаимствована из Final Fantasy: The 4 Heroes of Light, духовным наследником которой считается Bravely Default. The 4 Heroes of Light, в свою очередь, многое почерпнула из Final Fantasy Tactics и «финалок» эпохи SNES. Каждый из четырех героев начинает игру с умеренно бестолковым классом (или «профессией» в местной терминологии) Freelancer, но, побеждая боссов, мы отбираем у них новые профессии. Выбор богатейший: около трех десятков специальностей, включая ниндзя, барда, несколько видов лечащих и защищающих магов, вампира (который на самом деле классический «финалочный» голубой волшебник, ворующий заклинания у боссов), темного рыцаря (беспроигрышный вариант) и всего такого в том же духе.

Bravely Default: Where The Fairy Flies
• Когда мы делаем несколько действий за ход — это называется Brave. Когда выжидаем и защищаемся — Default.

Поменять класс героя можно в любой момент, но каждый из них придется развивать с нуля — иначе доступ к новым навыкам не открыть. Каждый герой при этом одновременно владеет умениями двух профессий — своей текущей и выбранной побочной. В результате получаются крайне ценные гибриды, вроде валькирии-аптекарши, которая может взмыть в небо, избежав атаки, убившей всю команду, а затем вернуться и вылечить товарищей.

В классические пошаговые сражения добавили всего одну переменную, благодаря которой драться стало на порядок интереснее. Теперь вместо того чтобы сделать ход, мы можем уйти в оборону и получить «талон» на лишнее действие в следующей фазе. Всего за ход разрешено спустить до четырех таких «талонов», причем счетчик запросто может уйти в минус, вынуждая нас стоять без дела, пока показатель не восстановится. Выбор перед нами такой: бросаться в бой напропалую, нанося максимум урона за кратчайший срок, либо выжидать и атаковать, когда настанет подходящий момент. Первый вариант годится для схваток с мелкими монстрами, но к боссам нужен более тонкий подход.

Герои должны превозмогать

Bravely Default: Where The Fairy Flies
• Родную деревню «иванушки» Тиза разрушили в самом начале, и теперь он считает своим долгом отстроить ее заново. Это небольшая игра в игре, по механике напоминающая градостроительные браузерки. Вы строите дома и получаете за это приятности вроде ценных предметов в продаже.

У Bravely Default есть одна существенная проблема.

Путь к «истинной концовке» лежит через повторение. Освоив начальный контент, вам придется пять раз подряд убить четверку одних и тех же боссов, пять раз подряд продравшись сквозь одни и те же подземелья и слушая одни и те же диалоги. «Ох, какая здоровенная дура! — Давайте ее убьем!» — и так все двадцать раз. Мир при этом почти не меняется, разве что появляются опциональные схватки, в которых другие пройденные боссы атакуют вас хором. Радуйтесь, в первоначальной версии Bravely Default, вышедшей только в Японии, и такого не было! На этом этапе уже доступны сверхсложные эндгейм-подземелья, но до них еще нужно дорасти. А до тех пор повторенье — ваш удел.

Bravely Default: Where The Fairy Flies
• Bravely Default как может использует возможности StreetPass. Поймав друга с игрой на улице (или загрузив пачку незнакомцев из интернета), вы можете ускорить с его помощью восстановление деревни или воспользоваться в бою одним из его умений. Последнее чаще всего бесполезно, но бывает, что попадаются перекачанные звери, заламывающие всех и вся.

Из порочного круга можно вырваться в любой момент и сразу отправиться на схватку с финальным боссом, но тогда вы не получите впечатляющей «истинной концовки» и обойдетесь аморфным «и жили они долго и счастливо». Вероятно, таков хитрый замысел Наотаки — повторением пройденного погрузить вас в кромешное отчаяние... что ж, если так, то все работает как надо. Каждый повтор все больше и больше отдаляет от мира. Вы перестаете его чувствовать — как и ваши герои. Все вместе вы будто попадаете во временную петлю, в которую однажды попали герои аниме «Меланхолия Харухи Судзумии», чтобы затем вырваться и почувствовать свободу, ощутить катарсис, глотнуть воздуха.

Но, черт побери, как же это занудно! Вместо того чтобы и дальше удерживать ваше внимание, игра уходит далеко на задний план. В отношении эмоционального вовлечения (вывлечения?) она, вероятно, добивается цели, но с точки зрения механики эти переходные акты оборачиваются тем самым мерзким гриндом, который никто не любит. И это чертовски обидно, потому что в остальное время ругать Bravely Default почти не за что.

Порадовало
Огорчило
Bravely Default: Where The Fairy Flies
  • великолепный арт Ёсиды Акихико, который ни с чем не спутаешь;
  • компактная, но жутко интересная боевая система;
  • эксперименты с классами приносят огромное удовольствие.
Bravely Default: Where The Fairy Flies
  • муторная вторая половина;
  • осмысленного контента могло бы быть больше.
Главные рейтинги
8/10
Геймплей
10/10
Визуальный ряд
9/10
Интерфейс и управление
9/10
Звук и музыка
«Ачивка» редакции
Bravely Default: Where The Fairy Flies
Тяжело быть волшебницей
Делать что делается и будь что будет.
Особые рейтинги
3/10
Free-to-pay
В том издании Bravely Default, которое дошло до нас, появились микротранзакции. Ну как... скорее нанотранзакции. Нанотранзакция. Одна. И та бестолковая — возможность купить пару ходов вне очереди пригодится, только если вы совсем не умеете играть в игры. А коль скоро вы настолько не умеете, то... может, лучше в «Косынку»?
9/10
Звучание
Лидер Sound Horizon, человек-оркестр Revo (он помимо прочего сочинил песню из опенинга Shingeki no Kyojin), написал для Bravely Default больше двух часов приятной и запоминающейся музыки — от сказочных оркестровок до легкого эльф-металла. Живьем они, кстати, тоже ничего. Бонус — помимо английской озвучки на картридже с игрой есть исходная японская. Не факт, что она вам пригодится, потому что англоязычные актеры тут в кои-то веки постарались. Но если тянет к первозданному — пользуйтесь.
Вердикт
ОЦЕНКА САЙТА
8,5
ОТЛИЧНО
Если бы не чересчур «экспериментальные» предфинальные акты, Bravely Default можно было бы смело назвать лучшей Final Fantasy со времен Final Fantasy VI.
Комментарии
Загрузка комментариев  
Об авторe
Артемий Козлов
Артемий Козлов
Уверен, что надо чаще играть в плохие игры, чтобы понимать свое счастье. Любит, когда шумно. Фетишизирует абстрактные игровые механики и хороший мультиплеер. На сегодняшний день в Игромании не работает.
Игра в материале
Bravely Default: Where the Fairy Flies
8,5Рейтинг
Игромании
9,6Рейтинг
игроков
3DS
Жанр: Ролевая игра
Серия: Final Fantasy
Разработчик: Silicon Studio
Издатель: Square Enix
Дата выхода: 11 октября 2012