Шляпа, лошадь и два кактуса. Игровая коллекция мирового вестерна на наидичайше Диком Западе

Шляпа, лошадь и два кактуса. Игровая коллекция мирового вестерна на наидичайше Диком Западе

Спецматериалы — Шляпа, лошадь и два кактуса. Игровая коллекция мирового вестерна на наидичайше Диком Западе
«…Какая первая ассоциация приходит в голову при упоминании слова «вестерн»? Клинт Иствуд с зажатой в зубах изрядно пожеванной сигарой и скептическим выражением на лице (на заднем плане играет бодрящая мелодия от Эннио Морриконе). Но на одном Клинте свет к
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Спецматериалы
Шляпа, лошадь и два кактуса. Игровая коллекция мирового вестерна на наидичайше Диком Западе

«В этом мире есть два типа людей, приятель, — те, у кого револьвер заряжен, и те, которые копают. Копай!»

х/ф «Хороший, плохой, злой»

Какая первая ассоциация приходит в голову при упоминании слова «вестерн»? Клинт Иствуд с зажатой в зубах изрядно пожеванной сигарой и скептическим выражением на лице (на заднем плане играет бодрящая мелодия от Эннио Морриконе). Но на одном Клинте свет клином не сошелся, — если в кино его творческий союз с Серджио Леоне одновременно и определил направление развития жанра, и на этом самом развитии поставил жирный крест, ибо все самое главное ими сказано было, то в случае с играми вестерн жив и продолжает радовать нас интересными новинками.

О том, с какой регулярностью это происходит, а заодно — как все началось и что стоит предвкушать в ближайшем будущем, читайте в нашем подробном исследовании о ковбоях, индейцах, кактусовой водке и верной спутнице любого одинокого и побитого жизнью искателя приключений с проржавевшей шпорой на сапоге... то есть лошади.

Мужчина, поспокойнее

Началось все несколько необычно, и право на существование одной из первых игр, где присутствуют Дикий Запад, ковбой и дама из коренных американцев, оспаривается до сих пор. Геймплей Custer’s Revenge, аркады 1982 года выпуска, действительно вызывает определенные вопросы к разработчикам из быстро развалившейся компании Mystique, которая попыталась использовать секс как двигающий элемент торговли. Не они первые, не они последние: после того как корабль Mystique потонул под кипой судебных повесток, тяжкий труд по растлению населения перешел к их же спин-офф-компании PlayAround.

• Уж чего-чего, а пуль у святого отца Рэя из Call of Juarez всегда было в достатке.

В интересующем нас «хите» подвластный игроку персонаж по имени Кастер, гордый ковбой, из одежды предпочитающий исключительно шляпу и ботинки (в прериях и так жарко — зачем что-то лишнее!), должен добраться до противоположной стороны экрана, увернувшись от энного количества стрел, дабы предаться страсти с привязанной к шесту обнаженной женщиной из, предположим, племени чероки. «И что тут такого?» — спросит искушенный в гораздо более откровенных материях игрок. «Да много чего!» — ответили бы ему в восьмидесятых как представители радикальных объединений вроде Women Against Pornography (WAP), так и более корректные защитники прав и наследия индейского народа.

• Единственный сохранившийся портрет Билли стал предметом бурных дискуссий между сторонниками версий о его леворукости или праворукости; к консенсусу они так и не пришли.

Шумиха поднялась порядочная: Mystique обвинили в разжигании национальной вражды и участившихся нападениях на индианок, на что компания ответила графству Саффолк, что в штате Нью-Йорк, иском весом 11 миллионов долларов за препятствование продажам и распространению игры на законодательном уровне (к распространению игра все-таки была запрещена властями штата Оклахома).

Ну а больше всего досталось бедолаге Кастеру! В 2008 году, то есть спустя 26 лет после выхода Custer’s Revenge, австралийский PC Magazine назвал ее самой худшей игрой за всю историю индустрии, при этом сайт machinima.com двумя годами позже признал Кастера одним из главных игровых извращенцев, UGO.com посчитал его главным среди расистов, а также самым отталкивающе асексуальным персонажем видеоигр всех времен и народов.

Однако легенда Кастера жива — в 15-м сезоне популярного сериала South Park встречается эпизод со старым игральным автоматом, где установлена одна лишь Custer’s Revenge. Желательно с отредактированной стараниями PlayAround версией игры, где цвет кожи жертвы ковбойской страсти потемнее и она игриво манит героя к себе помахиванием руки (хотя, учитывая местные шутки, в автомате мог быть установлен только оригинал).

Стреляй, покуда жив

Если в подозрительных творениях вроде Custer’s Revenge на первый план выходят побочные цели игрового персонажа, то в классических аркадах наподобие Cheyenne от Exidy акценты расставлены правильно: есть хороший парень, а хорошему парню на Диком Западе без пары пистолетов делать нечего, иначе прибьют плохие, коих в прериях в изобилии.

В случае с упомянутой Cheyenne в роли хорошего парня выступает некто Buster Badshot, в погоне за преступниками тренирующийся в меткости на падающих булыжниках, летящих в него бомбах, многочисленной живности (медведи, койоты, бизоны, крысы, летучие мыши и даже еноты испытывают неконтролируемую потребность цапануть героя за пятку) и даже привидениях. За каждого отстрелянного негодяя положена награда в долларовом эквиваленте: за первого дают сотню, все последующие идут по цене $250 за штуку. Жаль, что из автомата их было никак не выпотрошить.

• В 2008 году губернатор штата Нью-Мексико организовал «охоту на Билли» для увеличения туристического потока. Сработало.

Тема охотников за головами была подробно освещена и в Sunset Riders, аркаде от Konami, выпущенной в 1991 году для автоматов. Тут все максимально просто: четыре персонажа на выбор (Стив и Билли вооружены револьверами, Боб и Кормано — дробовиками) и возможность поохотиться на самых опасных и отвязных парней Дикого Запада в компании друзей от двух до четырех человек. В начале каждого уровня демонстрируется плакат с фотографией нашалившего преступника и знаменитой надписью «Wanted Dead or Alive».

В свое время эта незатейливая аркада была настоящим хитом, а все благодаря всевозможным бонусам, привносящим в игровой процесс необходимое разнообразие. Например, можно собирать шерифские значки: серебряный дает игроку второе оружие, а золотой — возможность постоянно стрелять, просто зажав кнопку стрельбы, а не постоянно нажимая на нее перед каждым выстрелом. Еще сбору подлежат маленькие радости вроде горсток золотой пыли, тушек жареных цыплят и пачек динамита, которые дают дополнительные очки или преимущества перед противником.

Основной же сложностью Sunset Riders стали быстро гибнущие персонажи, — достаточно одной пули, чтобы уложить Стива или Боба на лопатки. Зато если ни одной пули не словить, то игрока ожидает удовольствие длиной в восемь уровней с аналогичным количеством боссов.

• Несмотря на год выпуска, Call of Juarez до сих пор выглядит вполне актуально — повод ознакомиться с хитросплетениями ее сюжета, если в свое время пропустили.

У каждого хита есть идейный вдохновитель, и в случае Sunset Riders это был Gun.Smoke, вертикальный скролл-шутер от Capcom 1985 года выпуска. Тут охотник за головами один, в версии для NES имя ему Билли Боб (но не Торнтон). Точка в названии появилась из-за телевизионного шоу с таким же названием — Gunsmoke, а по судам лишний раз ходить никто не любит.

Gun.Smoke считается одной из самых сложных игр Capcom, выпущенных для аркадных автоматов. В результате в 1988 году, в NES-переиздании, геймплей упростили как могли, даже сократили число игровых боссов — теперь городок Хиксвиль, затерянный среди койотов и кактусов, терроризировали шесть, а не десять, бандитов.

Но не всегда на Диком Западе все так серьезно. В 1992 году Konami захотелось расслабиться, и на свет появился забавный аркадный шутер, где в ковбойских сапогах и с платками на пятнистых шеях расхаживают... бычки да коровы. Объясняется столь нетрадиционный подход к теме вестерна просто: Wild West C.O.W.-Boys of Moo Mesa основана на одноименном мультипликационном сериале канала ABC за авторством Райана Брауна (известного работой над Teenage Mutant Ninja Turtles).

• Плакат Cheyenne навевает воспоминания о старых добрых временах игровых автоматов.

Откуда же в прериях взялись говорящие коровы? Следуя модной в девяностые тенденции на различные мутации ключевых персонажей, C.O.W.-Boys стали жертвой упавшего в прерии метеорита, превратившего обитателей местных хлевов и загонов в шерифов, бандитов и, конечно, ковбоев. Так как падение метеорита случилось в начале XIX века, то и резко очеловечившиеся животные построили свое новое сообщество по образу и подобию мира, который они долгие годы молчаливо наблюдали. Вот только смысл происходящего в этом мире они понимали не до конца, отсюда курьезность ситуаций и легко вписывающееся в сюжет присутствие элементов стимпанка.

Впрочем, в качестве источников вдохновения для разработчиков видеоигр выступали не столько творения мультипликаторов, сколько шедевры мирового кинематографа, благо тут тема вестерна раскрылась во всей своей дикой красе. Ознакомимся вначале с теми из них, что с художественными фильмами связаны напрямую.

Ковбой и его лошадь

Вестерн - это не только жанровое направление в индустрии развлечений, но и популярный вид конного спорта. В Европу и Россию этот стиль верховой езды пришел, легко догадаться, из США. Здесь выделяют две основные традиции - калифорнийскую, с более утонченной выездкой лошади, и техасскую - менее красивую визуально, зато более практичную. Основное отличие этого стиля в том, что ковбойская лошадь обучена большей самостоятельности, чем, например, классическая английская, поэтому ковбой может легко ей управлять одной рукой (а значит, лошади поворачивают от одного приложения повода к шее).

Снаряжение и стиль езды во многом объясняются рабочим графиком ковбоев: в день они обычно проезжали большие расстояния и управляли полудиким стадом, маневрируя на высокой скорости по пересеченной местности. И если всаднику не посчастливится упасть со своего скакуна, он останется совсем один в сотне километров от дома. Отсюда главная особенность данного стиля - седло, массивное и широкое, распределяющее вес всадника по большей площади спины лошади.

Одинокий Люк

Как это часто бывает с «играми по...», качество всей этой продукции оставляет желать много лучшего, и случай с вестернами — не исключение. И не то чтобы совсем плохо, но ориентировано в первую, а иногда и последнюю очередь на фанатов.

Историей счастливчика Люка (Lucky Luke) увлеклись в Infogrames. Начиная с 1998 года они выпустили около десятка игр про приключения этого бравого ковбоя, получившего широкое признание благодаря бельгийским комиксам (откуда он и пришел в мир стараниями мультипликаторов Мориса де Бевера и Рене Госинни) и одноименным фильмам 1990-х с Теренсом Хиллом в главной роли. Впоследствии шляпу Люка примеривали Тиль Швайгер в фильме Les Dalton (2004) и Жан Дюжарден в европейском варианте Lucky Luke (2009).

• А почему бы и нет? Вампирам на Диком Западе самое место — столько бандитской кровушки можно высосать, ну или просто поиграть в Darkwatch.

Так кто же он, этот счастливчик? Описание его коротко, что дает сценаристам широкий простор для полета фантазии. Он ковбой, отличительная черта — стреляет так, что даже собственной тени за ним не угнаться. Его имя переделано из «Люциано Локарно» — так звали американского шерифа с итальянскими корнями, охотившегося на бандитов на рубеже XIX-XX вв.

Lucky Luke считается одним из самых успешных европейских комиксов (он был переведен на 23 языка мира), но поспорить с ним в культовости вполне может себе позволить The Lone Ranger — как и Люк, герой нескольких художественных фильмов, анимационных картин и комиксов, впервые появившийся в радиопостановке из Детройта, а совсем недавно вновь прогалопировавший по большим экранам благодаря творческому союзу Гора Вербинского и Джона Деппа (имеется в виду прошлогодний одноименный хит летнего проката).

Как и в окончательно «опопсившем» эту историю фильме с Деппом, Одинокий — бывший техасский рейнджер, который борется за справедливость в крайне неблагоприятный с этой точки зрения исторический период вместе со своим верным напарником — индейцем Тонто. Если в России о нем кто слышал, кто не очень, то в Америке рейнджера знают все с пеленок; отчаливая с очередного места бандитских разборок на своем скакуне по кличке Серебро, он выкрикивал «Hi-Yo, Silver! Away!» — фразу, у граждан США вызывающую скупую слезу ностальгии о черно-белых картинах с Клейтоном Муром в роли героя в маске (Зорро, хватит надрываться в кашле).

• Шляпа-сигара на месте, взгляд устрашающий — значит, ты готов к встрече с Диким, диким Западом.

Несмотря на столь богатое кинонаследие, самостоятельная игра про мстителя из прерий была одна, и то давно, в 1991 году, — экшен-адвенчура The Lone Ranger от Konami. Разработчики сделали все от них зависящее, чтобы поклонники франшизы были счастливы: на протяжении всей игры звучит музыка из фильма, антураж узнаваем, присутствуют несколько игровых режимов и даже голос рейнджера, выкрикивающего свое знаменитое «Hi-Yo, Silver!». К сюжету тоже подошли ответственно — получился небольшой микс из того, что было по радио, в комиксах и кино с сохранением основной линии повествования (рейнджер из Техаса после того, как с его товарищами жестоко расправился некто Бутч Кэссиди, объявляет всему преступному миру вечную вендетту, надевает маску и по ходу дела спасает от негодяя Бутча президента Америки и свою невесту Клару).

Геймплей построен следующим образом: игровое пространство разделяется на восемь зон, в каждой из которых игрок должен выполнить основное задание, после чего он сможет перейти к другой зоне. Каждая такая глава начинается с мини-введения, где напарник рейнджера, индеец Тонто, дает ему совет, как жить дальше, а также вручает пароль — по сути, точку сохранения. На глобальной карте игрок может выбирать, куда рейнджеру пойти творить добро (появление новой локации легко заметить по мерцанию шерифской звезды), по городам да селам, горам да пещерам, или, например, вступить ли ему в стычку с бандитской шайкой. Основной способ разборок с провинившимися — прицельный выстрел (в глаз) из шестизарядного револьвера, при этом пуля может быть стандартная или серебряная (которая хоть и стоит в разы дороже, но и урон наносит своей цене соответствующий).

• Неудивительно, что бедняга Кастер из Custer’s Revenge собрал столько нелестных отзывов: до своей подруги он по привлекательности явно не дотягивает.

 Но не всегда название, напоминающее о популярном фильме, имеет к нему даже отдаленное отношение. Взять, к примеру, стратегию с тактическим уклоном Desperados: Wanted Dead or Alive, к фильму Desperado Роберта Родригеса не имеющую ровным счетом никакого отношения. Здесь хороший парень Джон Купер берется за нелегкое дело по отлову грозы «денежных поездов» по прозвищу El Diablo. С командой из пяти помощников (любитель динамита, врач с петлей на шее, юная воровка, девушка со страстью к картам и испанец с криминальными наклонностями) Купер раскрывает тайну личности Эль Дьябло, в чем и заключается цель всего этого действа.

Игру в народе полюбили, что привело к появлению двух продолжений — Desperados 2: Cooper’s Revenge и Desperados 3: Helldorado (который изначально был объявлен как набор дополнений ко второй части, но впоследствии дорос до полноценной игры). В Desperados 2 вместо Эль Дьябло орудует Энджел Фейс, дерзнувший покуситься на брата Купера с летальным исходом для последнего.

Месть не заставила себя ждать. Со знакомой по первой части командой из разносторонне развитых личностей, которую разбавил сын вождя индейцев, Купер берется за идентификацию личности новой загадочной фигуры криминального мира. Ну а в Helldorado вдова познакомившегося поближе с револьвером Купера Энджела Фейса похитила Дока Маккоя и в обмен на его жизнь потребовала от команды героев выполнить ряд мелких поручений — что в конечном итоге привело к стычке с новым антагонистом, El Cortador, и, куда ж опять без этого, спасению жизни президента Америки.

Шерифы и одинокие рейнджеры vs. отъявленные негодяи со шпорой в пушку — классический сюжет любого вестерна. Вспомним же те игры, чья история вращается вокруг этой животрепещущей для Дикого, дикого Запада темы.

Гроза республики

Начнем краткий экскурс по бандитам из прерий с Джесси Джеймса — личностью он был активной, а потому по сей день широко известен. Родился Джесси 15 сентября 1847 года в штате Миссури, а прожил, как оно и положено истинному предводителю группы особо опасных преступников, ярко, да мало — всего 34 года.

Отец Джесси, Роберт С. Джеймс, был весьма успешным фермером и предпринимателем, но, к сожалению, охватившая Калифорнию «золотая лихорадка» оказалась для него фатальной, и Джесси остался без отца в трехлетнем возрасте. Возможно, отсутствие состоятельного родителя с крепкой рукой определило дальнейшую судьбу Джесси и его старшего брата Фрэнка, а может, криминальные наклонности уж если есть, то никуда от них не деться. Ибо как таковая фигура отца в жизни Джесси все-таки присутствовала: после смерти мужа мать будущей грозы поездов и банков дважды постаралась обеспечить будущее своим многочисленным отпрыскам, в конце концов остановив свой выбор на докторе Рубене Сэмюэле. И жили бы они тихо да мирно, не случись в 1861-м гражданской войны между северными и южными штатами (наряду с Перл-Харбором и уничтожением Нью-Йорка всеми доступными Вселенной способами — одна из самых заезженных голливудских тем).

• Без оккультизма не обошлось и в Desperados, хотя к жанру weird western эта игра прямого отношения не имеет.

 Жители Миссури, в их числе братья Джеймс, примкнули к армии Конфедерации, причем Фрэнк вступил в экстремистский отряд, члены которого жестоко расправлялись с мирным населением, исповедовавшим республиканские взгляды, казнили пленных и даже снимали с них скальпы. Такое поведение не могло остаться безнаказанным, и в мае 1863 года уже агрессивно настроенный республиканский отряд ворвался на ферму Джеймсов-Сэмюэлей, где попавших под горячую руку членов семьи подвергли пыткам, а главное, высекли юного Джесси. Если верить легенде, конечно.

А различить, где правда, где вымысел в биографии Джесси Джеймса, — задача не из простых. Например, есть версия, что после визита республиканцев он присоединился к Фрэнку и даже поучаствовал в резне в городе Лоуренс, когда было убито более двух сотен мужчин и мальчиков. Зато неоспоримый факт, что, когда война закончилась, атмосфера в Миссури менее напряженной не стала. До этого дважды раненный в грудь Джесси не перенес третьего выстрела, в самое сердце, и женился на своей кузине, которая лечила его от первых двух ран.

Семья, безденежье, дурная репутация и тяжелая ситуация в стране — достаточно, чтобы подтолкнуть многих к противоправным действиям. Первое организованное им на пару с братом ограбление банка произошло в местечке Либерти в 1866 году — во всяком случае, это самая распространенная версия начала их новой карьеры. Несмотря на десяток дерзких ограблений местных банков по всей стране, легенда Джесси Джеймса родилась лишь в декабре 1869 года, когда при ограблении банка в городке Галлатин он застрелили кассира и почти без всякой выручки героически скрылся от отряда полиции. Кассиру не повезло потому, что Джесси принял его за давнишнего врага со времен войны. Но информатор Джесси ошибся, и в результате пострадал ни в чем не повинный человек, зато история о смертельном риске из-за личной мести мгновенно вывела Джеймса на первые полосы газет.

• Desperados пришлась по душе всем, кто затер до дыр серию Commandos.

Убийство гражданских редко вызывает одобрение общественности, поэтому, дабы уменьшить потоки негатива, льющегося со страниц всех печатных изданий страны, Джесси заключил сделку с Джоном Ньюманом Эдвардсом, редактором Kansas City Times. Преданный идеям Конфедерации, Эдвардс с удовольствием печатал сначала оправдательные письма Джесси, в которых он высказывал свою позицию по совершенным противоправным действиям, а затем и просто его сочинения на политические темы. Вот такой вот разносторонне развитый бандит.

Ну а дальше, как говорится, понеслось: банда Джесси разрасталась, ограбления становились все наглее и хитроумнее, и в результате их поисками занялось Pinkerton National Detective Agency, чьей первой и основной задачей было остановить банду Джеймса и ликвидировать ее лидера. Алан Пинкертон, основатель и глава агентства, определил охоту на Джесси как личную вендетту, но поймать нового любимца Америки ему так и не удалось, ибо Джеймсу помогало все население страны, втайне мечтающее о возврате времен Конфедерации.

Все это плюс самопрезентация в прессе сделало из Джесси Джеймса этакого Робина Гуда Дикого Запада, хотя с бедными он ничем из нажитого преступным путем не делился, да и вообще никому, кроме себя, никогда не помогал. К 1881 году удача, как это обычно с бандитами случается, от него отвернулась, банда развалилась, а сам Джесси ушел в глубокое подполье, то есть на ферму к братьям Форд, последним людям, которым он еще доверял. И, как оказалось, зря — Боб Форд тайно вступил в сговор с губернатором Миссури, помешанном на поимке неуловимого преступника, и, руководствуясь принципом «цель оправдывает средства», подло уложил Джесси выстрелом в спину одним жарким апрельским деньком 1882 года.

Такая кончина только добавила ореола образу Джесси, вплоть до того, что в 1892-м некто Эдвард О’Келли зашел в салун, где в то время работал Боб Форд, и пристрелил предателя из дробовика (за что отправился в тюрьму на пожизненное). Хотя, откровенно говоря, Джесси Джеймс раз за разом обкрадывал население Америки исключительно ради собственной наживы, прикрываясь принципами Конфедерации, и мстить за него или возводить в ранг героя было абсолютно не за что, — но герои нужны во все времена.

• Как раз из-за таких сцен Gun подверглась бурной критике, но разве индейцы не промышляли снятием скальпов?

 В том числе и в 2001-м, когда о приключениях Джесси вспомнили ребята из Ubisoft и выпустили средненький, но все же успешный шутер Gunfighter: The Legend of Jesse James для PlayStation. Игра проста как два цента: игроку нужно отстрелить все, что движется на экране и, в свою очередь, хочет отстрелить его. От врагов можно прятаться, приседая и уклоняясь, но на завершение каждого уровня отводится определенное время. Не уложился — будь добр начать все заново.

Народу этот процесс пришелся по душе, и в 2003 году силами Ubisoft было выпущено, уже для PlayStation 2, продолжение — Gunfighter 2: Revenge of Jesse James, — идейно от первой части ничем не отличающееся. Зато картинка стала посочнее, а действие пободрее.

 Но гораздо чаще в качестве основного персонажа используется личность не историческая, а вымышленная, этакий симбиоз образов разных прославленных бандитов, правильнее даже сказать — стереотипизация этих образов. Как это было, например, с American Laser Games, предложившей игрокам разобраться с бандитом, скрывающимся под говорящим псевдонимом Mad Dog McRee.

Спагетти и бобы

Spaghetti western - широко известный субжанр фильмов, чье появление напрямую связано с именем Серджио Леоне, которому удалось вывести вестерны как направление в кино на новый уровень в середине шестидесятых годов прошлого столетия. Этот термин наиболее активно использовался американскими критиками и не раз упоминался журналистами других стран, в первую очередь из-за национальных корней этого киножанра (в качестве режиссеров и продюсеров «спагетти-вестернов» не всегда, но чаще всего выступали итальянцы), в Италии их называют просто western all’italiana. С 1960 по 1980 год было выпущено более шести сотен евровестернов (и так их тоже называют), а среди наиболее известных можно выделить хиты за авторством как раз Леоне: «За пригоршню долларов» (1964), «На несколько долларов больше» (1965), «Хороший, плохой, злой» (1966) и «Однажды на Диком Западе» (1968), выпущенные им совместно с, не побоимся этого слова, великим композитором Эннио Морриконе. Значительного успеха достигла и комедийная дилогия Энцо Барбони о ковбое по имени Троица с Теренсом Хиллом и Бадом Спенсером в главных ролях - «Меня зовут Троица» и «Меня все еще зовут Троица». Ну а закат жанра случился в середине семидесятых, когда ни Леоне, ни Барбони, ни их многочисленным подражателям ничего нового по теме вестерна сказать уже не было.

Осторожно, злая собака

Mad Dog McRee — наипростейшая аркада 1990 года выпуска, достойная упоминания в основном потому, что принадлежит к быстро вымершему жанру игр, полностью отснятых в формате кинофильма. Что в случае с Mad Dog ни в коей мере не умаляет радости от ее прохождения, зато просто противопоказано людям, страдающим болезненной привязанностью к качественной актерской игре, хорошей операторской работе и каким-либо спецэффектам.

История разбита на две части. В первой главный герой, именуемый Странником, забредает в мелкий безымянный городок, где узнает душещипательную историю о том, как дочь мэра за компанию с отцом была похищена шайкой отъявленных негодяев под предводительством вышеупомянутого Mad Dog, уже давно терроризирующего окрестности. Девица в беде — это святое, поэтому бесстрашный герой кидается в бой со всем, что препятствует его благородной миссии по спасению мэрской семьи, путем своевременного кликанья мышью по выскакивающим с разных сторон экрана противникам. Список отснятых локаций включает пыльные городские улицы, тюрьму, салун и ферму — все основные достопримечательности Дикого Запада.

• Шпоры — неотъемлемая часть гардероба настоящего ковбоя, даже если он фармацевт, как Freddy Pharkas.

И здесь было продолжение, Mad Dog 2: The Lost Gold, вызывающее к сценаристам пару вопросов наподобие тех, что решались в первой серии третьего сезона популярного сериала Sherlock (в этом оригинальном ремейке от канала BBC по-своему объяснили, как Шерлок Холмс остался жив после схватки с Мориарти), а именно: как Мэд Дог остался целехонек после финальной дуэли со Странником, когда последний всадил в него как минимум десять пуль?

Как бы злодею ни удалось выбраться из этой затруднительной ситуации, он вернулся на путь террора и даже обзавелся сундуком с золотишком, который очередной безымянный герой будет разыскивать по мере отстрела индейцев, членов шайки Мэда и просто бандитов с мексиканскими корнями. А в конце, согласно закону жанра, уже вторая дуэль с этим олицетворением преступности, на сей раз действительно финальная.

Помимо этой дилогии, American Laser Games еще трижды возвращались к теме Дикого Запада в 1994 году с The Last Bounty Hunter, Fast Draw Showdown и Shootout at Old Tucson. Все три игры кардинально ничем от разборок с Mad Dog не отличаются, но для желающих отключить мозг и просто пострелять по «живым» актерам, ужасно забавно исполняющим свои роли, подойдут идеально.

Если в творениях American Laser Games комизм был следствием бюджетных ограничений, то в классической адвенчуре 1993 года выпуска Freddy Pharkas: Frontier Pharmacist от Sierra On-Line юмор — главная и хорошо продуманная изюминка. Главный герой, как следует из названия, аптекарь, прежде известный на все прерии стрелок, который решил подобрать себе профессию поспокойнее, но не тут-то было. В городке Корсголд, что в штате Калифорния (именно в этом месте в 1993-м располагалась штаб-квартира Sierra), где он решил открыть свой магазин, не все чисто: мелкий бизнес зажимают, шериф явно не чист на руку, да и мэр что-то упорно скрывает. С шутками да прибаутками Фредди берется раскрыть все секреты этого подозрительного городишки, причем создатель игры Эл Лоу, наиболее известный по Leisure Suit Larry, еще одному юмористическому хиту-на-все-времена от Sierra, не раз называл Freddy Pharkas своей самой смешной игрой.

• Неплохо было бы провести тотальное обновление графики для всех хитов прошлого — Freddy Pharkas это точно не помешало бы.

Одна из отличительных черт Фредди — отсутствующее ухо, его отстрелил бандит по прозвищу Малыш Кенни, образ которого был списан с Билли Кида, еще одного знаменитого преступника из прерий. Его настоящее имя — Генри Маккарти, родился он в 1859 году, а прожил гораздо меньше Джесси Джеймса — всего 22 года. Опасная у них профессия.

Как и Джесси, в современной культуре Билли оказался очень популярен: ему посвящены аж 24 фильма, несколько песен (например, Pat Garret and Billy the Kid Боба Дилана или Billy Get Your Gun Джона Бон Джови) и даже балет Аарона Копленда с предсказуемым названием Billy the Kid. Отчего такой ажиотаж?

Сын ирландских иммигрантов, к четырнадцати годам Билли остался без матери (от отца заботы было мало) и устроился работать в отель, хозяин которого быстро приметил старательного мальчика, единственного из всего персонала, кто ни разу не пытался что-либо украсть. В школе к Билли претензий тоже не было — скромный, тихий, вежливый, из чего историки сделали вывод, что, окажись он в благополучной приемной семье, проблем с законом у парня бы не было.

Но ему не повезло. Приемные родители остались без денег, и однажды от отчаяния он украл в одной из лавок головку дорогого сыра, был пойман, отпущен, потом опять пойман за хранение оружия, которое его попросил спрятать у себя школьный товарищ. Тут уж тюрьмы было не избежать, но Билли удрал из исправительного учреждения по дымоходной трубе и с этого момента ступил на скользкую дорожку, которая вскоре и привела его к гибели.

• Gun.Smoke пусть и косвенным образом, но вдохновила Rockstar Games на создание Red Dead Revolver.

Через пару месяцев скитаний по стране он встретил Джона Р. Мэки, конокрада с шотландскими корнями, и на пару они своровали у местных солдат не один десяток скакунов. И тут опять невезение: в лавке кузнеца хозяин начал задирать юношу, завязалась потасовка, и щупленький Билли, прижатый к земле крупным противником, спустил курок, а выстрел оказался смертельным. Перепуганный содеянным парень сбежал из штата Аризона, но награда за его голову уже была выставлена, а значит, протекции можно было искать только у тех, кто сильнее. Так Билли вступил в одну из бандитских группировок помощнее и мало-помалу начал завоевывать себе соответствующую репутацию ловкого стрелка и профессионального убийцы, с первого выстрела уложившего около двадцати человек. Что, в свою очередь, привлекло внимание шерифа Пэта Гаррета, закоренелого борца с преступностью, который и вынес Билли смертный приговор.

При каких точно обстоятельствах юноша погиб — не известно, но верно то, что попался он в одну из ловушек Гаррета и был им застрелен. А популярным образ Билли стал потому, что, в отличие от большинства других преступников, он был юн, симпатичен, весел и любим испанскими девушками, а главное, по большому счету, все время был жертвой обстоятельств, и, повернись его жизнь иначе, скорее стал бы аптекарем, как Фредди Фаркас.

Ни стыда ни совести

Поучаствовать в эпическом противостоянии между хорошим парнем и целой группой плохих в 1997 году предложили разработчики из LucasArts в своем культовом шутере от первого лица Outlaws, одной из немногих игр в этом жанре, эксплуатирующих тематику вестерна.

• Карты, деньги, пара стволов… в Gunfighter: The Legend of Jesse James все как надо.

Джеймс Андерсон, шериф в отставке, в один не очень приятный день вернулся домой после визита в продуктовый магазин и обнаружил, что его дом подожжен, жена смертельно ранена, а дочь похищена негодяями из шайки грозы всех железных дорог Америки Боба Грэхема. Цели у Боба четкие — запугать всех обывателей и тем самым вынудить продать ему свои земли для очередных темных делишек. Но, к несчастью для Грэхема, его пособники слишком буквально поняли приказ, за что злодеи и нарвались на вендетту в лице мистера Андерсона. В процессе выполнения квеста по отстрелу Боба Грэхема и его бравой команды выясняется несколько любопытных деталей из прошлого отставного шерифа, события приобретают оттенок драмы плюс появляется возможность выполнить несколько дополнительных миссий по поимке преступников из времен начала карьеры Андерсона.

Outlaws не имела как такового коммерческого успеха, зато обзавелась верной, хоть и небольшой, группой поклонников, до сих пор ратующих за выпуск продолжения (на что надежды, впрочем, откровенно нет). Помимо интересной истории, качественного саундтрека и бодрого геймплея, Outlaws привнесла в игроиндустрию такое нововведение, как снайперский прицел, за что ей большой респект и вечная память (в частности, от Джона Ромеро, соучредителя id Software).

• Lucky Luke в кино и играх. Жан Дюжарден неожиданно суров.

Любого понравившегося плохиша можно выбрать в мультиплеерном шутере от третьего лица Lead and Gold: Gangs of the Wild West от Fatshark 2010 года выпуска — не все же с ними только бороться! На выбор даются семь режимов многопользовательской игры, включая оборону форта и налет на золотоносную шахту, и четыре класса персонажей — каждый со своими уникальными способностями, оружием и «синергиями» (усилители способностей всех членов команды). Классы персонажей были придуманы как комбинация всех существующих архетипов обитателей Дикого Запада. По словам Стефана Альстрема, одного из специалистов по визуальным эффектам, у каждого члена их команды были свои представления о том, как на самом деле могли выглядеть ковбои и их противники, и, чтобы никого не обидеть, сделали сборную солянку из всех мнений. А сценаристы сосредоточились на выборе вооружения, наиболее соответствующего каждому из четырех получившихся героев, чтобы и баланс соблюдался, и логика присутствовала.

Lead and Gold получила в основном позитивные отзывы, в первую очередь за антураж и дизайн персонажей, а также простоту исполнения при невысокой цене за коробку с приключением. Но далеко не всегда на Дикий Запад можно отправиться всего за пригоршню долларов — особенно если дело касается Больших Хитов.

Страннее некуда

Weird western - субжанр вестернов, где традиционный сюжет сочетается с элементами хоррора, оккультизма или фэнтези. Этот жанр появился в начале 1970-х и ушел на страницы альтернативной истории с такими фильмами и комиксами, как «Дикий, дикий Запад», «Джона Хекс», «Звезда отваги» и многими другими.

Красный партизан

Ориентируясь на свой успешный проект Gun.Smoke (о котором мы рассказали в первой части статьи), в Capcom взялись за производство нового вестерна, но в 2002-м бросили эту трудновыполнимую затею. Однако наработки остались, чем не преминули воспользоваться ребята из Rockstar Games и приобрели права на игру с многозначительным названием Red Dead Revolver. Поменяв стиль игры с weird west на spaghetti western, они заодно повысили игре рейтинг за счет потекших кровавых рек и усиления реалистичности происходящего на экране. Такой подход однозначно сработал, причем до такой степени, что в 2010 году RDR была внесена в оглавление книги «1001 видеоигра, которую вы обязаны попробовать перед смертью», а также принесла создателям сундук золота и любовь поклонников.

• Эрнан Кортес, гроза ацтеков.

Здесь тоже все вертится вокруг темы предательства и неизбежной мести: в 1880-м два приятеля, Нэйт и Гриф, находят в горах не абы что, а самый настоящий клад, делят его поровну и в честь удачной находки заказывают два револьвера, каждый — с клеймом скорпиона. Казалось бы, вот и хеппи-энд да бочка с виски, ан нет: Гриф попадает в плен к мексиканцам и, чтобы спасти свою жизнь, вступает в сговор с захватившим его капитаном Диего (другими словами, сдает Нэйта мексиканцам со всеми потрохами, а также женой и сыном). Подлые враги нападение на ферму совершили неожиданно, и на этом история точно бы закончилась, не окажись сын Нэйта, Рэд, парнишкой отчаянным и проворным. Сбежав от убийц, он прихватил с собой отцовский револьвер, а спустя годы встал на тернистую тропу охотника за головами (и легко догадаться, чья конкретно голова его на самом деле интересовала).

Начиная с 2005 года в прессе стали активно циркулировать слухи о том, что Rockstar Games готовятся вернуться к прославившей их теме Дикого Запада, а в 2009-м они полностью подтвердились, когда была анонсирована Red Dead Redemption (на стадии разработки проходившая под кодовым названием Old West Project).

Игра вышла в 2010 году, и на этот раз в роли охотника за головами выступал некто Джон Марстон, бывший преступник, работающий на правительство, так как это самое правительство взяло в заложники его жену и сына. Задача Марстона — найти трех бывших членов его собственной шайки и положить конец их кровожадным бесчинствам.

• На персонажей в Lead and Gold: Gangs of the Wild West смотреть очень даже приятно — дизайнеры постарались на славу.

В Red Dead Redemption, по-прежнему шутере от третьего лица, игрок перемещается по открытому миру со всеми вытекающими отсюда радостями — возможностью исследовать прерии, пока кактусы в глазах не начнут двоиться, пешком или на верном скакуне, отстреливать всех, кто косо на Джона посмотрит, но при этом отвечать за свои поступки (в игре есть система морали, все принятые решения влияют на уровень чести и славы, а также на то, кто и в каких количествах будет готов с Марстоном общаться).

На этапе разработки соучредитель Rockstar Дэн Хаузер много жаловался на то, что RDR для их команды оказалась настоящим кошмаром и сплошной головной болью с точки зрения технологии, по сравнению с работой над Grand Theft Auto 4, из которой в RDR перекочевала система «wanted», или «особо опасен», когда при совершении преступления рядом со свидетелями последние прямиком бегут к ближайшему полицейскому участку и трезвонят на всю округу об увиденном. В результате свидетеля можно убить или подкупить, а если дурная репутация Марстона будет зашкаливать, разобраться с ним пришлют маршала из США или капитана из Мексики, от которых можно убежать или, опять же, поговорить по-мужски. Еще один вариант развития событий — Джону могут повстречаться охотники за головами, и тут сценарий один — «убить или быть убитым», поэтому, чтобы не ходить с хвостом из желающих познакомиться с револьвером Марстона поближе, награду за свою голову можно оплатить самостоятельно на любом почтамте или хотя бы предоставить оправдательное письмо.

Для путешествий предоставляются два выдуманных американских штата и один мексиканский: Нью-Остин, Вест Элизабет и Нуэво Параисо. По времени события разворачиваются в 1911 году, когда эпоха фронтира (от англ. frontier — граница между освоенными и неосвоенными поселенцами землями; в истории и литературоведении — понятие, обозначающее эпоху освоения свободных земель на западе США) подошла к концу, ковбои и бандиты практически исчезли в пустошах на фоне заходящего солнца, стали появляться такие диковинки, как первые автомобили, пулеметы и нефтяные вышки (этим событиям посвящен роман Эптона Синклера «Нефть», также существует одноименная экранизация за авторством Пола Андерсона).

• Пускай жанр киноигр умер, но с Mad Dog McRee можно вновь ощутить все его прелести… и нелепости.

Эпоха фронтира ознаменовалась тем, что благодаря заключению сделок и договоров с иностранными государствами, политическим компромиссам на всех властных уровнях, военным достижениям, строительству больших и малых городов, ферм, ранчо и значительной миграции из Старого Света в Новый новоиспеченные граждане США смогли в рекордные сроки освоить целый континент. Как утверждал историк Фредерик Тернер в своем «тезисе о фронтире», этот процесс превратил типичного европейского жителя во что-то абсолютно новое, то есть в американца, чьи ценности сфокусировались на вопросах равенства, демократии, оптимистичного подхода к окружающей действительности (без оптимизма первооткрывателям никуда), а также индивидуализма, уверенности в себе, жестокости и бесцеремонности (и без этого пионерам новых земель не обойтись).

В этот период произошло много ключевых для дальнейшего развития страны событий, начиная с франко-индейских войн, или войн между Францией и Великобританией, когда французы пытались за счет индейцев укрепить свои колониальные позиции, но продули по полной и лишились всех канадских земель к западу от Миссисипи. На уроках истории также подробно освещаются покупка земель штата Луизиана за 15 миллионов в долларовом эквиваленте, продолжительный конфликт британцев со всеми, кто под горячую руку подвернется, культура трапперства (не менее подробно освещенная в Assassin’s Creed 3), охоты и скаутов, война с Мексикой, которая не захотела отпустить Техас в 1836 году, а пришлось, калифорнийская «золотая лихорадка», радикально повлиявшая на экономику штата, появление почты, железных дорог и, конечно, крайне популярный период ковбоев и бандитов, к которому мы плавно возвращаемся со следующим большим хитом — серией Call of Juarez.

Первый залп

Первым серьезным сражением между Севером и Югом стала битва при Уилсонс-Крик, случившаяся 10 августа 1861 года рядом с городом Спрингфилд, штат Миссури. Несмотря на то, что Миссури до последнего пытался держать нейтралитет, незадолго до битвы ситуация накалилась до предела, так что в начале августа 1861 года солдаты армии Конфедерации под командованием генерала Маккаллоха расположились лагерем рядом с республикански настроенным войском генерала Лайона. Генерала Лайона это, естественно, не устроило, и в пять утра десятого числа республиканцы нанесли удар по конфедератам, отбросив их кавалерию с холма, позже названного «кровавым». В течение дня армия Конфедерации трижды делала попытки нанести мощный ответный удар, и каждый раз неудачно, но перелом в ходе сражения все-таки случился, когда был убит генерал Лайон и республиканцы решили отступить. Преследования, однако, не произошло: солдаты Конфедерации были слишком плохо экипированы и организованы, чтобы его осуществить (что в дальнейшем и стало главной причиной их поражения в войне).

Кричи, да погромче

Знакомый не понаслышке многим шутер от первого лица, изначально носивший гордое название Lawman, вышел в 2006 году стараниями польских разработчиков из компании Techland и вплоть до 2013 года регулярно обзаводился сиквелами и приквелами (причем Call of Juarez: The Cartel, где место действия — современные Лос-Анджелес и Мексика, позорно провалился по всем пунктам, что наиболее точно отразило издание Edge: «Шутеры от первого лица, как и фильмы жанра экшен, могут быть либо безупречными, либо откровенно глупыми. Этот стремится к первому, но на деле оказывается вторым…»).

Помимо очевидной схемы работы шутера от первого лица, среди собратьев по цеху Call of Juarez выделился за счет наличия, по сути, двух игр под одной обложкой: сюжетные главы первой части делятся между Рэем Макколом и его племянником Билли Кенделом, и в то время, как уровни для Билли в основном нацелены на прохождение в стелс-режиме, то преподобный Рэй предпочитает причащать врагов на бегу свинцом и прямо в лоб. Для Билли предусмотрена возможность вооружиться луком и стрелами, чтобы нейтрализовывать всякую живность вроде волков и змей, а Маккол может выбирать между двумя револьверами либо вариантом, когда револьвер в одной руке, а в другой — Библия (плюс из Библии можно зачитывать вдохновляющие в бою пассажи).

• И даже коровам на Диком Западе нашлось применение: в Wild West C.O.W.-Boys of Moo Mesa они примерили шпоры и взяли в копыта по паре револьверов.

Сама история вращается вокруг семейных разборок на фоне поисков утраченного сокровища — золота, которое было собрано для уплаты выкупа за императора ацтеков Монтесуму, но конкистадорам так и не передано, впоследствии утеряно, ну и, как оно в таких случаях обычно бывает, в результате стало считаться проклятым.

Имя «Монтесума» наиболее точно переводится как «Тот, кто является владыкой гневным» — императору ацтеков по должности другим быть и не положено. Интересующий нас Монтесума II занял трон исключительно благодаря своим проворности и упорству, так как в очереди престолонаследников он стоял далеко не на первой ступеньке (всего лишь шестой или даже восьмой сын императора Ахаякатля и его двоюродной сестры, а у ацтеков было принято многоженство).

В результате, чтобы обратить на себя взор властвующих родственников, Монтесума с юных лет участвовал во множестве военных походов и отличился в каждом, за что был лично представлен императору Ахвицотлю, далее был выдвинут на пост в высшем государственном совете, пиком же его карьеры стала женитьба на дочери короля города Экатепека, чей престол ему в результате и достался. После ряда передвижек на государственных постах он добрался до титула императора и занялся активным реформированием ацтекского царства, но приход Кортеса в Теночтитлан, столицу империи, всем его начинаниям положил конец.

Монтесума попал в плен к испанцам, и тут храбрость почему-то не проявил — предложил индейцам покориться завоевателям без боя, чем разочаровал всех и каждого. Был убит своими же соплеменниками, или убили его все-таки испанцы, более не видевшие смысла держать Монтесуму в качестве заложника (его биография — сплошные загадки и противоречивые версии, поэтому, возможно, есть смысл прочитать роман Г.Р. Хаггарда «Дочь Монтесумы», хотя бы увлекательный взгляд на события тех времен).

• Oddworld: Stranger’s Wrath — прекрасный пример представителя редкого субжанра weird west.

Потерянными сокровищами Монтесумы рьяно интересовались многие кладоискатели на протяжении веков после ухода испанцев из Теночтитлана (а кто-то и до сих пор прикидывает, где император мог их спрятать), но было там золото или нет в таких количествах — вопрос спорный. Сценаристы Call of Juarez сочли, что было, чему и посвятили приключения героев как первой части, так и приквела к ней — Call of Juarez: Bound in Blood.

А вот решением вопросов реализма на почве вестерна увлеклись ребята из Neversoft, при содействии Activision выпустившие успешный как с точки зрения результатов продаж, так и с позиции наградособирательства экшен Gun.

Индейцам бой!

Из имеющегося в наличии временного отрезка Neversoft выбрали год 1880-й, а набор локаций представлен штатами Аризона, Колорадо, Канзас и Нью-Мексико. На озвучку набрали людей посерьезней (тут и Лэнс Хенриксен, и Крис Кристофферсон, и Рон Перлман, и Томас Джейн), а сценарий доверили Рэндаллу Джансону, маститому автору, чье перо вывело такие вещи, как, например, сценарии к фильмам The Doors, The Mask of Zorro, Sunset Strip и несколько эпизодов небезызвестных Tales from the Crypt.

• Плакат к Outlaws вызывает желание судорожно поискать револьвер на поясе или нажать в меню кнопку «Старт».

В Gun мир открыт для исследований и многочисленных боев от третьего лица, причем, помимо стандартных бандитов и индейцев, протагонист со звучным именем Колтон Уайт свободен охотиться также и на диких лошадей, быков, бродячих собак и — о ужас! — домашних зверушек с ферм. Но правозащитников взволновали отнюдь не их безвинно отнятые жизни, а сотни и тысячи индейцев, уложенные Уайтом на пыльных дорогах во время его кровожадных приключений.

Ассоциация, ратующая за права оставшихся в Америке индейцев, The Association for American Indian Development, даже объявила игре открытый бойкот, сообщив в своем заявлении, что Gun порочит их честный образ в глазах общественности и детей ничему хорошему не учит, а наоборот, создает превратное представление об исторических событиях. Ассоциация прибегла к вполне логическим доводам: почему нельзя и помыслить о том, чтобы в свет была выпущена игра, где в качестве основной цели прямо указывается истребление мексиканцев, ирландцев, афроамериканцев или евреев, зато с индейцами можно разбираться сколько и как душе угодно?

• Проблемы с игровыми автоматами — все время требуют монет, даже если ты один из Sunset Riders.

Вопрос риторический, но Activision нашла на него ответ. В официальном заявлении компании было сообщено следующее: «Activision не оправдывает и не осуждает ничто из происходившего на Американском Западе в 1800-х. Gun была создана, чтобы показать все тяготы жизни на фронтире в те времена. В намерения Activision не входило оскорбить какую-либо расу или этническую группу, и мы извиняемся перед всеми, кто мог быть оскорблен тем, как в игре были показаны эти исторические события, но обращаем ваше внимание на то, что это те же самые исторические события, которые подобным образом уже не раз были показаны в фильмах, других видеоиграх, книгах, телевизионных передачах и иных СМИ». Так что защитники прав индейцев оставили Gun в мире и покое, а GameSpy и ликующая толпа поклонников, чье число к 2008 году перевалило за 1,5 млн человек (судя по проданным только в США копиям), присудили игре главный приз за «Лучший экшен для Xbox 360».

В таких случаях обычно раздается закономерный вопрос: а что же продолжение? В течение 2006-2007 гг. такие слухи действительно упорно циркулировали, но штаб-квартира Neversoft упорно молчит, так что, как и в ситуации с Outlaws, надежду хранит лишь самый преданный фанат.

История историей, но и на Диком Западе случается своя экзотика. То зуб вампирский у ковбоя прорастет, то щупальце у коня вместо хвоста по земле нервно застучит, то самурай пожалует в прерии... Пора познакомиться с нетрадиционным подходом к вопросу шпоры и револьвера.

Проклятье в темноте

На дворе 1926 год, и популярность Эдварда Карнби, героя двух первых частей серии Alone in the Dark, растет как грибы под воздействием ультрафиолета. Где популярность, там и новые клиенты: частному детективу, специализирующемуся на проявлениях сверхъестественного посреди обыденности, поступает новый заказ — разведать детали исчезновения съемочной команды в городе-призраке, затерянном в пустыне Мохаве, что в южной Калифорнии. Приехав на место, Эдвард выясняет, что город проклят, а за исчезновение бедолаг, трудившихся на благо кинематографа, ответственен ковбой с непробиваемым именем Джед Стоун.

Таким необычным образом темой третьей части знаменитой хоррор-серии стал Дикий Запад, и по мере исследования города Карнби посредством ружья и револьвера вступает в контакт с заявившимися в наш мир ковбоями из мира потустороннего, а также зомби обыкновенными и агрессивными потерянными душами, а в самом конце действа пообщаться придется и с жертвами радиоактивных мутаций.

Пустыня Мохаве действительно знаменита городами-призраками, их немало осталось после пика «золотой лихорадки», когда поселения золотоискателей возникали так же быстро, как истощались рудники. Одно из самых крупных называется Калико, его жители работали на серебряных рудниках. Многие другие городки обезлюдели после того, как вместо дорог, рядом с которыми они были построены, возникли современные автомагистрали и жизнь утекла в другом направлении.

• Рэд из Red Dead Revolver и лошадью правит мастерски, и с монашкой договориться сумеет, и врага с одной пули подстрелит.

Зато в 1876 году жизнь била ключом — кровавым уж точно, а как иначе, если на тропу войны выходит разыскиваемый всеми преступник Джерико Кросс, по воле случая ставший вампиром, а затем насильно вовлеченный в борьбу между светом и тьмой тайной организацией, чья цель — срубить на корню всю сверхъестественную гиперактивность. В качестве последней выступает лорд-вампир Лазарус Малкот, с которым разговор у Кросса пойдет на личные темы — именно зубки Малкота стали причиной его вампиризма.

Darkwatch: Curse of the West, шутер от первого лица, выпущенный для PlayStation 2 и Xbox в 2005 году, и в народ пошел хорошо, и критикой был встречен благосклонно благодаря толковому экшену, оригинальному сюжету и способу его подачи в виде смеси из хоррора, стимпанка и, конечно, вестерна. Однако и тут сиквела не случилось: Darkwatch задумывался как серия игр, где местом действия должны были стать разные места в разные временные периоды (в списке фигурировали Древний Рим, эпоха крестовых походов и Вторая мировая война). Идея была не в том, чтобы рассказать историю Джерико Кросса, а чтобы показать развитие организации, в которую его угораздило вступить, со времени ее появления до наших дней.

Но наполеоновские планы High Moon Studios так и остались нереализованными: несмотря на то, что Darkwatch 2 находилась в разработке с 2005 по 2007 год для PlayStation 3 и Xbox 360, издатель поставил на ней крест, а High Moon сосредоточились на Transformers и Deadpool. В результате ряд игровых изданий, например GamesRadar, выразили сожаление, что франшизы не будет, в то время как десятки игр гораздо хуже и по качеству исполнения, и по идейной наполненности получают не то что одно, а парочку продолжений.

• Помимо детективной деятельности, Алан Пинкертон увлекался написанием романов.

Не у всех франшиз судьба столь печальна — Oddworld, вселенная, придуманная и регулярно расширяемая умельцами из Oddworld Inhabitants, затронула и тему вестерна в экшен-адвенчуре Oddworld: Stranger’s Wrath. История посвящена приключениям несущего ужас и разрушения охотника за головами с незамысловатым прозвищем Stranger. Задача у него тоже незамысловатая — на протяжении всей игры он ловит преступников, чтобы получить за них награду, а накопленное собирается потратить на некую загадочную миссию, от которой зависит его жизнь. Зато замысловата система поимки преступников: Стрейнджер использует «живую амуницию», то есть вооружен он насекомыми и маленькими млекопитающими (все, естественно, коренные обитатели Oddworld или существа сугубо вымышленные).

Если уж странные мохнатые существа надевают шляпы и ковбойские ботинки, то чем хуже самураи? В Samurai Western, эксклюзиве для PlayStation 2 от Acquire, вооруженный соответственно своему званию самурай Годзиро Кирю отправляется на Дикий Запад с целью нахождения своего брата Рэндо.

Игра — стопроцентный экшен. Рубим, деремся, прыгаем, бегаем, опять рубим. Этот бойкий процесс разборок с населением Америки поделен на несколько стадий, задача каждой — порубить на куски всех, кто попадает в поле зрения Годзиро (а таковых, прямо скажем, немало). Мечей на выбор несколько дюжин, а стилей их использования — пять, плюс у каждого стиля есть свои уникальные особенности, так что тут все предусмотрено для нескучного времяпрепровождения: наш герой крут настолько, что может отбивать мечом пули или уворачиваться от них не хуже Нео из «Матрицы». К тому же, если в одиночку играть надоедает, можно позвать товарища. Ему достанется роль Ральфа, загадочного стрелка, который быстро становится союзником Годзиро.

Несмотря на кажущуюся простоту и тематическую однонаправленность (ковбои да индейцы, шерифы да бандиты — развернуться негде), история Дикого Запада охватывает промежуток более ста лет, а значит, при творческом подходе к проблеме и здесь всегда есть что сказать. И хотя большинство посвященных этому историческому периоду игр так или иначе экшены, если не полениться, то можно и RPG неплохую заделать, и для квеста места немерено, и стратегии есть где развернуться. Одно точно: на протяжении последних аж тридцати лет к теме вестерна разработчики обращались с завидной регулярностью, и почти всегда выходило это у них успешно. Так что если в кинематографе ковбои и бандиты задумчиво смотрят на проходящий мимо денежный поезд, то в игроиндустрии они скачут за ним на полной скорости, погоняя верных скакунов. Ждем новинок и отчаянных приключений, пожевывая неизменную сигару и натянув шляпу поглубже, — вдруг шериф заглянет на огонек!

Пить или не пить

Что же пили настоящие ковбои? Разъясняем — пульке. Это мексиканская водка, изготавливаемая никак не из кактуса, а из агавы, крепостью 5-6 градусов. Древние ацтеки потребляли ее исключительно в связи с религиозными обрядами (ну и дома по-тихому). Не путать с текилой, которую также часто называют водкой из кактуса, хотя это в корне неверно. Текилу тоже делают из агавы (которая вовсе не кактус, а растение из семейства лилейных, хотя внешне на него отдаленно похожа), причем из трех сотен видов агавы для производства текилы подходит лишь голубая, которую выращивают как минимум восемь лет (а лучше десять, чтобы сердцевина успела дозреть). Одно взрослое растение может дать до ста литров сока, из которого и делают пульке, похожую на пенистое молоко. А вот если пульке переработать, то получается мескаль — плохо очищенная водка, которая вызывает сильное опьянение и головную боль. Текила, в свою очередь, разновидность мескаля, так сказать, его облагороженная вариация.

Комментарии
Загрузка комментариев