«Вперед в прошлое»: Grim Fandango

«Вперед в прошлое»: Grim Fandango

Спец — «Вперед в прошлое»: Grim Fandango
Ретроспективный обзор квеста Grim Fandango прямиком из 1998-го, а заодно — дебют рубрики «Вперед в прошлое».
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Спец
«Вперед в прошлое»: Grim Fandango

На дворе 30 октября 1998 года. Вчера в космос на челноке «Дискавери» улетел 77-летний Джон Гленн, старейший астронавт в истории. На днях вышли новые игры в сериях Heretic и Age of Empires, которые мы с нетерпением ждали последние месяцы. По 2х2 показывают четвертый сезон всенародно любимого аниме «Сейлор Мун», приятелю привезли мешок пиратских картриджей для Mega Drive, а я ставлю новую игру от компании Джорджа Лукаса.

Через месяц во всем мире начнется новая волна провалов — в Японии выйдет консоль Sega Dreamcast, которая поставит компанию Sega на колени. Но это будет позже, а сейчас процветающая амбициозная студия LucasArts выпускает Grim Fandango, ту самую сказку о судьбах скелетов в мире мертвых, которые хоть и умерли, но не смогли отделаться от своих человеческих привычек.

► «Самое время поиграть в Grim Fandango, пока ты еще живой! Вернее, не окончательно мертвый».

Таланты вечны

Талант Тима Шафера мир заметил еще три года назад — после выхода в 1995-м приключенческой игры Full Throttle. Как помнят многие читатели, Шафер и его коллеги из вечно здравствующей LucasArts замечательным образом объединили в Full Throttle байкерскую романтику, остросюжетные эпизоды в стиле «Безумного Макса» и головоломки, которые удивляли своей оригинальностью и фантазийностью. Долгое время от перспективного разработчика не было новостей, и все потому, что Шафер трудился над, наверное, самым амбициозным проектом в своей биографии.

► В клубе Blue Casket собираются скелеты-битники, хипстеры, стиляги и поэты. У Мэнни, главного героя этой истории, тоже будет возможность блеснуть своими стихотворными талантами, прочитав с рифмами и без рассуждения о смерти и любви.

Так долго над одной игрой Шафер еще не работал никогда. Зато сейчас, после релиза, Grim Fandango выглядит и ощущается как настоящий хит. По нашим прогнозам, игра в состоянии выдержать любое испытание временем и обязательно станет по-настоящему культовой. В ней есть все составляющие успешного сериала: герои, диалоги, отличные головоломки, динамичное действие, сюжет, музыка и великолепная графика. А главное — бессмертная история о любви, предательстве, подвигах и революции в стране мертвецов! Что-то вроде «Секретной жизни Уолтера Митти», фильма 1947 года. Мы уже прожили эту длинную, как сама жизнь, историю вместе с героями Мэнни К. и Мече К., а теперь расскажем о ней и вам.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: один из главных источников вдохновения Grim Fandango — культовый фильм «Касабланка» режиссера Майкла Кертиса. У фильма позаимствовали черты образа главного злодея, Гектора Лемана, и роли двух актеров, для которых сделали виртуальных двойников в виде пары второстепенных персонажей (посетителей казино) из второго акта.

Эти мертвецы живее всех живых

Центральной темой новой игры команда LucasArts сделала мексиканский День Мертвых, который уходит корнями к древнему ацтекскому празднеству. Однако никакой богини Миктлансиуатль в игре нет в помине. Шафер мог бы использовать существующие в Мексике и других странах символы Дня Мертвых, но не стал этого делать. Поэтому в игре нет ни скелета Катрины, ни намеков на культ Санта-Муэрте с ее обожествлением Смерти-женщины. Это было бы для Шафера слишком просто, поэтому он сам придумал для мертвецов суеверия, привычки и традиции, позаимствовав у реального праздника только карнавальные маски и костюмы. Тем самым геймдизайнер смешал вымысел и правду, буквально вдохнув жизнь в свою версию загробного мира, который служит для мертвых душ чем-то вроде «перевалочного пункта».

► Мэнни встречается с Мерседес после долгой разлуки.

Сюжет Grim Fandango прописан хорошим сказочником-фантазером, и в его деталях сразу угадывается талант Тима Шафера. Итак, тут существует так называемая Земля мертвых (Land of the Dead), загробный мир для тех, кто умер в царстве живых. Главный герой Мануэль Калавера работает туристическим агентом в Департаменте смерти и отправляет проснувшихся в загробном мире мертвецов на законный отдых. Праведные души получают билеты на скорый поезд до Девятого загробного мира, места финального отдыха всех душ Земли мертвых. Злодеи и неудачники топают до этого мира пешком, на своих костлявых двоих, в надежде спасти свои душонки.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: в The Curse of Monkey Island от LucasArts, вышедшей годом ранее, есть прямая отсылка к Grim Fandango — скелет, как две капли похожий на Мэнни, в пиратской одежде, со значком «Спроси меня про Grim Fandango» и ножом в спине. Гайбраш Трипвуд долго рассуждает над останками и даже отказывается брать значок в руки, мол, ему не очень-то хочется слышать вопросы об игре-долгострое, которая была в разработке с 1995 года и на тот момент еще не вышла.

Вскоре выясняется, что Департамент смерти насквозь коррумпирован: организация устроила из раздачи билетов праведникам теневой бизнес, и билеты продаются толстосумам и их родственникам за серьезные деньги. С согласия начальника Калаверы («череп» в переводе с испанского) Дона Копала и его лучшего агента Домино Херли поезд №9 отвозит в Девятый мир грешников и злодеев по чужим билетам! Мягко говоря, Мэнни в шоке! Что хуже, вину за украденный билет его единственного клиента, Мерседес Коломар, взваливают на Мануэля. А ведь Мерседес была при жизни святой и даже не платила налоги, поскольку у нее никогда не было доходов, из которых эти налоги должны были удерживаться!

► Общение со шпионкой Евой, которую завербовал Сальвадор Лимонес. В свободное от деятельности в революционной группе LSA (Альянс потерянных душ) время работает секретаршей босса Мэнни, Дона Копала. В Grim Fandango многие красотки ведут двойную жизнь...

Прогулка не из легких

Бедная Мече, не дождавшись своей «путевки» в санаторий для мертвецов, отправляется в Девятый мир пешком — по пути всех неудачников. Мануэль идет по следам Мерседес и постепенно влюбляется в девушку. Но он обречен терять ее вновь и вновь. Ради любви герой бросает работу жнеца душ и отвергает карьеру дельца, так что бывший коллега Домино объявляет на Калаверу охоту.

В созданном Шафером мире мертвецы тоже смертны, и на этот раз — без второго шанса. Для обитателей Grim Fandango опасны цветы, символ смерти в веровании Санта-Муэрте. Злодеи используют пистолеты с пулями, набитыми семенами, — такие цветочные пули, попав в кости мертвецов, быстро пускают корни и убивают их окончательно. Главный злодей даже изобретает патроны с замедленным ростом корней, чтобы жертва вволю помучилась перед тем, как сгинуть.

► Мэнни и Домино в кабинете Дона Копала. Еще чуть-чуть, и Мануэля Калаверу выпрут с работы! Дон Копал в ярости, кричит на героя из-за всей этой истории с Мерседес.

Скитания протагониста по Земле мертвых позволят ему сменить такое количество профессий, которому позавидовали бы и Чарльз Буковски, и Гайбраш Трипвуд. Мэнни побывает мойщиком полов, руководителем ресторана, поэтом, грузчиком, капитаном корабля, гладиатором, шулером и ассистентом гонщика. Даже роль революционера разрешат примерить — в начале игры Калаверу примут в подпольное движение «Альянс потерянных душ», и он будет выполнять задания для местного «Че Гевары» по имени Сальвадор Лимонес. Игра разбита на четыре акта, каждый акт — год жизни героя. Понятно, что такой предприимчивый товарищ, как Мэнни, запросто заведет себе множество друзей и врагов за такой долгий срок.

Двум смертям бывать!

С 1996 по 1998 годы интерес к жанру приключенческих игр заметно снизился. LucasArts была главным, наряду со Sierra, производителем квестов (так в России привыкли называть приключенческие игры с элементами головоломок). С помощью Grim Fandango студия LucasArts рассчитывает возродить интерес к жанру adventure. Сейчас игра выглядит как самый солидный релиз этой осени, а ведь с ней конкурируют такие тяжеловесы, как Star Wars: Rogue Squadron 3D и Star Wars: Behind the Magic, не говоря уже о Fallout 2, получившей статус шедевра еще до выхода.

Студия решила отойти от канонов приключений в стиле «point-and-click» и создала с нуля проект без привязки к компьютерной мыши. Для игры достаточно клавиатуры или джойстика, хотя последний поддерживается не совсем корректно. А значит, даже если вы раздобудете где-нибудь SideWinder Force Feedback Pro, играть все равно придется на авиационном джойстике.

► Этот демон по имени Глоттис — наркоман, и главный наркотик для него — скорость. Ближе к концу игры Глоттис начинает умирать от передвижения пешком, и Мэнни должен найти способ «разогнать» его в пространстве и вывести бедолагу из коматозного состояния.

Раньше представить игру этого жанра без мышки было невозможно, но Калавера привык развенчивать мифы. Мышка не нужна! Даже фирменный «инвентарь от Лукаса» в игре не используется, а его место занял пиджак Мэнни, из которого предметы выуживаются методом перебора. Второй культурный шок вызывает игровой движок GrimE. Иначе как инновационным его не назовешь: он использует статичные трехмерные фоны и декорации, по которым передвигаются 3D-персонажи, обрабатываемые в реальном времени! Особую красоту добавляет поддержка 3Dfx-видеокарт, которые улучшают качество текстур героев и делают игру визуально приятнее.

Назад в будущее

Культурное влияние Grim Fandango в будущем окажется более чем значительным. Вот три проекта, которые появятся намного позже Grim Fandango, но при этом тесно связаны с выбранной Шафером тематикой Дня Мертвых и похождениями Калаверы. И, пожалуйста, не спрашивайте, откуда мы про них знаем, учитывая, что сейчас на дворе 1998-й!

В 2014 году в игре Call of Duty: Ghosts будет карта Departed для сетевых сражений. В центре карты — алтарь со скелетом, очень похожим на Мэнни Калаверу, а уникальная награда карты позволит любому игроку перевоплотиться в «мертвого марьячи» (Dead Mariachi) с двумя револьверами и способностью превращать других игроков в оживших скелетов, просто застрелив их.

Боевик-платформер Guacamelee! выйдет в 2013 году. На одном из постеров, расклеенных по загробной Мексике, изображен наш Калавера с подписью «Пропал без вести!».

Известный покровитель и поклонник видеоигр Гильермо дель Торо продюсирует анимационный фильм The Book of Life. Выход намечен на октябрь 2014 года, а история посвящена любви Маноло (Мэнни?) и Марии (Мече?). Укус волшебной змеи, подосланной злым магом в лице Рона Перлмана, превращает Маноло в такого же мертвеца, как Мэнни, которому предстоит пройти три загробных мира и искупить грехи, прежде чем он сможет вернуться в мир живых к Марии.

Саундтрек от Питера Макконнелла, бессменного композитора LucasArts, чудесным образом объединил этнические мотивы разных стран и культур. В точности как кубинский ансамбль Buena Vista Social Club, музыка которого охватила все инструменты Карибского бассейна.

Этот саундтрек уже издали на дисках: за смешные деньги игроки получат тридцать два трека, в числе которых есть мелодия Bone Wagon, посвященная модернизированному катафалку Глоттиса, и Los Angelitos, обыгрывающая песню El Condor Pasa, широко известную благодаря Саймону и Гарфанкелу. Мелодии в игре объединяют такие жанры, как фолк, бибоп, джаз и свинг, с уклоном в мотивы Южной Америки и добавочными элементами из национальной музыки Индии, Испании, Мексики, России и кельтов.

► Мэнни общается с Глоттисом в собственном ресторане «Кафе Калавера». В одной из комнат расположено полулегальное казино с блэкджеком и рулеткой, которую Мануэль может регулировать дистанционно, управляя выигрышами и проигрышами. Чтобы продвинуться по сюжету, хозяину заведения придется немного смухлевать.

* * *

Сложно давать однозначные оценки сразу после релиза, но понятно одно: Grim Fandango — настоящее произведение искусства, которое появилось вопреки достаточно консервативному подходу LucasArts к экспериментальным проектам (студия часто отменяет неоднозначные видеоигры). Как и Full Throttle, игра выходит за рамки жанра и совмещает в себе элементы боевика, приключения и даже файтинга. При этом история, рассказанная Шафером в Grim Fandango, несмотря на общую простоту, увлекает, заставляя то плакать, то смеяться, совсем как сама жизнь. Не пропустите!

...И кто знает, вдруг в каком-нибудь 2014 году на какой-нибудь крупной выставке, скажем, в Лос-Анджелесе какая-нибудь крупная компания вроде Sony неожиданно анонсирует ремейк Grim Fandango? И вот если это случится, то произведение Тима Шафера действительно можно будет назвать культовым.

Комментарии
Загрузка комментариев