Русские в Сети

Русские в Сети

Территория разлома — Русские в Сети
всюду встречаю печальные, недоуменные, а то и гневные тирады о том, что в сетевых играх не любят русских. Не то чтобы ненавидели... недолюбливают. И не уважают. Услышать подобные сетования, конечно же, можно в первую очередь от самих русских. Дальше звуча
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Территория разлома
Русские в Сети

Иллюстрации — Геннадий Григорьев

   “Мы велики! Мы свободны! Мы достойны восхищения! Достойны восхищения, как ни один народ в джунглях! Мы все так говорим — значит, это правда! — кричали бандар-логи.”
   Киплинг “Книга Джунглей”


   Листая журнал, входя в сетевую конференцию или на игровой сайт, всюду встречаю печальные, недоуменные, а то и гневные тирады о том, что в сетевых играх не любят русских. Не то чтобы ненавидели... недолюбливают. И не уважают. Услышать подобные сетования, конечно же, можно в первую очередь от самих русских. Т.е. нас с вами.
   Дальше звучат высказывания о том, что с этим надо что-то делать. Например, собрать русский клан, самый крутой, и всем-всем показать, кто в этой жизни хозяин и где обитает кузькина мать.
   К сожалению, русских в Сети действительно не любят. И даже имеют на это основания.
   Я не хочу сказать, будто мои соотечественники чем-то хуже всего остального мира. Но, к сожалению, у нас успела сложиться определенная культура сетевого общения. И она плохо совместима с общепринятой.

   I.

   Зачем человек входит в сетевую игру, а не развлекается с компьютером в режиме offline? Две причины: живое общение и возможность сразиться против реального противника. У нас вторая причина имеет гораздо большее распространение.
   Разумеется, для того, чтобы поболтать, есть chat-серверы, есть пейджеры навроде ICQ, и вовсе ни к чему пользоваться дорогостоящей Ultima Online или неудобным текстовым MUD. Поэтому в игре общаются либо те, кому хочется побыть в роли, либо те, кто ищет командной игры.
   У нас нередко даже опытнейшие “зубры” сетевых игр совершенно серьезно утверждают, будто отыгрыша роли в Сети... нет. Или даже так: “ролевой отыгрыш вредит сути игры”. Суть, по их мнению, — это рост собственной крутости путем избиения монстров и накопления всевозможных предметов и способностей.
   Понять эту точку зрения можно. В самом деле, сплошь и рядом авторы “ролевой” игры заставляют новорожденного “героя” тренироваться на зайчиках, кошечках, мальчиках и девочках, чтобы набрать драгоценный боевой опыт. Какой уж там после этого “отыгрыш”! Но вовсе не все игры таковы. Например, в текстовом MUD по книге Джордана “Колесо Времен” на улице чаще всего можно услышать не “Где бы найти такой-то меч?”, а что-нибудь вроде “Правда ли, что в Амадиции появились друзья Темного?”.
   Увы, авторам игры не всегда удается добиться таких результатов. Говорят, Гэрриот в проекте Ultima Online стремился к тому же. У него получилось в меньшей степени. Но...
   Но там, где авторы предоставили хоть малейшую возможность играть в ролевку, а не в монстрорубилку, всегда находятся игроки, которым именно эта возможность интересна. И чем лучше такие возможности — тем больше таких игроков.
   Разумеется, никто не ждет, что окружающие будут устраивать целый театр. Игрокам, ищущим роли, от партнеров надо всего лишь, чтобы те не мешали этому. Носили не режущее глаз имя, не раздражали речью и так далее. Это ведь и впрямь не слишком сложно...
   Сетевые ролевки — целый мир. В них есть все — художники и бандиты, рыцари и воры. Увы, многие наши соотечественники почему-то ограничивают для себя эти возможности. И впоследствии пытаются доказывать, что все остальные действуют аналогичным образом. Да нет... просто, что посеешь, то и пожнешь. Круг общения игрок себе выбирает сам.

   II.

   Интересный вопрос. Откуда те, кто обидел наших игроков, узнали, что они — русские? У паладина в блистающих латах пятый пункт смотреть негде. Выходцам из СНГ клеймо “русский” на лбу не ставят. Тогда — откуда?
   Я на своем веку поиграл во много сетевых игр. От архаичных MUD’ов до Ultima Online и EverQuest, от VGA Planets до Evernight, не обошел вниманием и сервера игр “классического типа” — Diablo, Starcraft и так далее. За это время мне запомнилось немало игроков, кто с хорошей стороны, кто — не очень. Но, странствуя бок о бок с каким-нибудь Vellan the Druid по соламнийским степям, я очень редко знал, дух какой национальности его оживляет. Разве что если на долгом привале заходил разговор “за жизнь”...
    Но если игрок русский — дело совсем другое. Почему-то наши игроки (конечно, не все, но многие) считают своим долгом довести до сведения всего мира: пришел русский.
   Как вы думаете, на каком языке говорят в большинстве сетевых игр? Правильно, на английском. Будь ты испанец, немец или китаец — все равно язык в Сети один. Если ты точно знаешь, что имеешь дело с соотечественником, тогда в приватной беседе можно перейти и на родной язык, но — в приватной!
   А вот для русских не кажется зазорным голосить на родном языке на всю округу. В играх класса MUD, например, есть команда “крикнуть”: тогда сказанные слова услышат все, кто находится в игре. За все свои скитания я раза два или три слышал крик на непонятном мне языке. Зато на русском... в общем, вы поняли.
   Мне порой даже любопытно становилось: что, по мнению соотечественников, игра сильно обогатится, если все подряд будут изъясняться на родном языке? Эксперимента ради попробовал среди таких крикунов заговорить на немецком. Выручил меня только заранее подготовленный свиток телепортации.
   То же самое и с именами. Да, наверное, для американца какой-нибудь Porosenok звучит достаточно экзотично, чтобы соответствовать фэнтези-миру. А может, и нет. Но для своих, знающих язык, как правило, ничего приятного в таких именах нет. Так что же это за страсть такая — во что бы то ни стало поведать миру о своей национальной принадлежности, назло и своим, и чужим?
    Но Porosenok — это, так сказать, еще цветочки. Самые продвинутые эстеты берут русское слово и записывают его не в транслитерации, а латинскими буквами, похожими на русские. Да еще, как правило, большими (в прописных буквах сходства между алфавитами, как известно, больше, чем в строчных), а то и смесью больших и маленьких. Например, так: “MUTbKA”. И не задумываются ни на миг, каково этого “Мутбку” воспринимать чужестранцам. Наоборот — считают поводом для гордости! Самовыразились!
   Далеко не в каждой игре найдется испанский клан, хотя игроков из Испании и Латинской Америки — пруд пруди. А заповедные края, где нет русских кланов, сохранились разве что в самых сложных или дорогих играх. Что, испанцы или аргентинцы лишены патриотизма? Спросите об этом футбольных судей... Просто они хорошо понимают: в игровом мире нет ни испанцев, ни русских, ни американцев. Есть эльфы, гномы и прочие протоссы.
   Да — не все игроки играют в ролевую игру, многие просто режут монстров. Но ведь зачем-то дизайнеры стараются расписывать игровой мир, и кому-то это нужно! Так зачем же ломиться в игру в грязных сапогах, если соблюдать условности совсем несложно?

   III.

   Кое-кто считает, что наших сограждан в Сети воспринимают как нечто новое и редкое. Помилуйте! В Arctic MUD игроков со всего света тошнило от нас еще в те седые времена, когда графическая онлайновая игра относилась к разряду научной фантастики. Какими были наиболее заметные русские игроки тогда — такие они и сейчас.
   Повторюсь: наиболее заметные. В Сети хватает уважаемых игроков из России и сопредельных стран. Только вот в русские кланы они обычно не объединяются.
   Ну, а обиженные косыми взглядами русские, между тем, стараются поправить дело. А лекарство у них всегда одно: собраться всем вместе и ка-ак показать этим буржуйским гадам!
   Собраться вместе у них получается. И дислокация кузькиной матери очень быстро перестает быть для окружающих тайной. Вот только с уважением уже, увы, не получается. Их опасаются. Примерно как бешеной собаки или пьяницы за рулем.
   “Крутизной” почему-то никто не восхищается. Не в последнюю очередь — из-за того, что ею русский игрок непрерывно хвастается. А еще — потому, что для доказательства своей силы наши герои то и дело прибегают к “неспортивным” приемам. Да, на это у русских монополии нет, но, опять-таки, от наших этого постоянно ожидают. В силу горького опыта.
   Война кланов — дело вполне достойное, многим в Сети интересное. Однако воевать лучше красиво. Ведь не корову проигрываете.
   Среди наших игроков одно время была очень популярна фраза из Роджера Желязны: “Это не Олимпийские игры”. В смысле — для победы все средства хороши. Так вот фразу-то стоило бы, мне кажется, вывернуть наизнанку. Игра — не война, здесь можно себе позволить некоторую спортивность...
   Честность и стиль в игре, как и в жизни, окупаются. Вот этим самым уважением. За военную хитрость, интересную ловушку и так далее вас никто не осудит. А вот “неспортивное поведение” лишит вас уважения, даже если вы окажетесь сильнее всех на свете...
   В стратегической онлайновой игре Evernight (evernight.vr1.com) во время партии каждый игрок волен оценить своих партнеров и противников, написав о них несколько строчек. Теперь там очень хорошо видно, насколько невыгодны обман и коварство. Хитрому игроку никто не запретит предать союзников, нанести удар в последний момент, отказаться помочь. Но после серии отзывов “Не верьте ему, он нарушает договоры” в новой партии первое, что делают соседи, — объединяются против нашего умника, и живет он ходов десять...

   IV.

   Рецепт “как перестать быть парией” несложен. Хотя и требует некоторых усилий.
   Для начала — выучить, черт возьми, английский. Необязательно на уровне выпускника Итонского колледжа, хотя бы просто уметь связать на нем пару фраз грамотно. Вы пришли в Мировую Сеть — так потрудитесь говорить на том же языке, что и остальные!
   Запомнить, — как бы это ни было удивительно, — что до вашей национальности никому нет дела. Не рассказывать о ней всем и каждому. Не позволять себе реплик на родном языке, которые может услышать хоть кто-нибудь, кроме ваших хороших знакомых из России. Не стараться собирать компанию из соотечественников. И ни под каким видом не вступать в русские кланы!
   И, наконец, соблюдать приличия. Следовать тому, что называют “британским спортивным духом”. В ролевке стараться говорить от лица персонажа, но не раздражать окружающих потоком словоблудия. Не хвалиться напропалую своей “крутизной”. В общем — делать так, чтобы окружающим играть с вами было приятно.
   Если этот подход приобретет хоть какую-нибудь популярность — глядишь, и окружающие перестанут считать, что мы только третий день как слезли с пальмы.

   * * *

   Говорят, некогда в Спарту прибыло несколько богатых юношей из Клазомена. Они вели себя вызывающе и старались всем показать свое презрение к местным обычаям. Эфоры тогда издали указ:
   “Клазоменцам разрешается вести себя неприлично.”
   Им — хватило. А нам?
Комментарии
Загрузка комментариев