Игра в материале
Мор. Утопия
8.5Рейтинг
Игромании
8.3Рейтинг
игроков
PC
Жанр: Ролевая игра
Мультиплеер:  Нет
Разработчик: Ice-pick Lodge
Издатель: GMX Media
Издатель в России: Бука
Дата выхода: 18 августа 2006
Дата выхода в России: 9 июня 2005
Что такое «Мор.Утопия»

Что такое «Мор.Утопия»

Прямым текстом — Что такое «Мор.Утопия»
Редактор Олег Чимде рассказывает, как «Мор. Утопия» перевернула его жизнь и почему эта игра — действительно произведение искусства.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Прямым текстом
Что такое «Мор.Утопия»

Сегодня Ice-Pick Lodge официально подтвердили, что ремейку «Мор.Утопия» — быть. Ориентировочно в сентябре независимая студия Николая Дыбовского планирует выйти с предложением для всего мира на Kickstarter. По крайней мере, именно этот месяц выбрали сами поклонники игры в официальном паблике студии «ВКонтакте».

Мы внимательно следили за развитием событий: последние месяцы с помощью своего паблика Ice-Pick Lodge создавала из поклонников (а сообщество у игры очень крепкое) настоящих актеров и ремесленников. Бок о бок с ними Николай Дыбовский снимал видео для Kickstarter, и, судя по всему, вышло нечто действительно волшебное.

► «В общем, все получилось». Фотографии с официальной странички Ice-Pick Lodge.

Сегодня же нам прислали и первый скриншот из грядущего ремейка. Не известно, какую сумму попросят разработчики на Kickstarter, но мы почти уверены — они ее соберут, как собрали и на прошлогодний «Тук-тук-тук». Что это значит? Это значит, что совсем скоро мы вновь отправимся в Город, судьба жителей которого напрямую будет зависеть от наших действий. А может быть, и нет...

В честь всего этого мы вновь публикуем эссе, подготовленное к «Концу света — 2012». Редактор Олег Чимде рассказывает, как «Мор. Утопия» перевернула его жизнь и почему игра вольнодумцев из Ice-Pick Lodge — в самом деле произведение искусства.

► Первый скриншот из ремейка, на котором, конечно же, изображен мим, символ игры.

Два дня до конца света

Иной раз, брат, прекрасные творения более привлекательны, когда они несовершенны, чем когда слишком законченны.

Петр Стаматин, «Мор.Утопия»

Игры дают выход избыточной жизненной силе и волю инстинктам, удовлетворяют нужду в отдыхе, реализовывает стремление к главенству, компенсируют вредные побуждения... Так определяют функции игры (в широком смысле этого слова) психологи. Можно ли назвать «Мор.Утопия» игрой? Нет.

Искусство вызывает отклик, доставляет эстетическое удовольствие, учит чувству прекрасного, выражает внутренний мир творца, развязывает воображение, вдохновляет, наконец... По крайней мере, так пишут искусствоведы. Можно ли назвать «Мор.Утопия» искусством? Наверное, да.

► Лучшие работы архитектора Петра Стаматина. Многогранник, в котором поселились дети (слева), и одна из лестниц в небо (справа), потрясающая арт-инсталляция, в которой каждый найдет свой смысл.

Тогда, в 2005-м, многие приняли «Мор» за survival horror — город поразила эпидемия, которая захватывает квартал за кварталом, по улицам в тряпье бродят зараженные... да, при других обстоятельствах это мог бы быть хоррор. Но игра не пугает и не пытается пугать. Вернее, не пугает, как это обычно делают игры. Да, выживать придется — если не есть, можно умереть с голоду, если не спать — от усталости... Единожды заразившись песчаной язвой, болезнью, которая окутала Город покрывалом боли, заставила его стонать и покрываться маслянистыми волдырями, вы можете легко и просто умереть, так и не увидев концовку.

► Город — живой. Болезнь поражает орган за органом, район за районом. Дома покрываются жировыми пятнами, земля вспучивается и стонет от боли.

Творение последних в России свободомыслящих художников от мира игр — Ice-Pick Lodge — заставляет в первую очередь чувствовать себя человеком. В роли скептика Бакалавра, который везде ищет рациональное зерно и противится всему нереальному, в роли Гаруспика, чья история окутана флером мистики и древних обычаев, в роли Самозванки, девочки, что одновременно становится для города чудом и проклятием, — вам придется пережить двенадцать дней самопознания. Каждый день — что-то новое, каждый день приближает Город, выдернутый из времени и пространства, к гибели.

Почти каждый минус игры по истечении двенадцати дней (если вы, конечно, будете проходить все квесты и спасать своих приближенных) станет плюсом. Станет понятно, что все это нарочно. Город — не более чем ограниченная тремя стенами сцена; NPC — не более чем театральные герои; пьянчуги, дети и другие одинаковые люди на улицах города — не более чем статисты, а вся игра — театральная постановка, в которой вы — главный герой.

► Вечно похмельные гуляки за воду отдадут вам бинты и жгуты, а у детей можно обменять всякие шпильки и прочие бесполезные вещи на патроны и таблетки. Дети играют в «Море» совершенно недетские роли.

Чтобы понять и принять игру, нужно временно отказаться от всего, за что обычно любят видеоигры. От условностей, присущих этому виду искусства, забыть весь опыт, который у вас наверняка накопился, очиститься до состояния «чистого листа», замазать черной краской призму, сквозь которую вы смотрите на игры. Мы, игровые критики, и вы, читатели-игроки, привыкли судить о видеоиграх, руководствуясь шаблонами и условностями (по-другому и никак): графика, сюжет, геймплей, интерфейс и управление... Нет. Все это — в болото! Не сегодня, не в случае с «Мор.Утопия»!

Если бы я писал рецензию на эту игру, я не стал бы выносить ей вердикт и уж тем более — ставить оценку. Я написал бы эссе. Мысли, облаченные в свободную форму, размышления о том, что я понял, извлек из этого произведения. Может быть, это даже был бы поток сознания без знаков препинания, как последние страницы «Улисса» Джойса.

► Не каждый поймет и примет персонажей такими, какие они есть. Все без исключения склонны говорить загадками и очень витиеватым, книжным, языком.

Она не идеальна и не стремится быть таковой. Как не стремится быть беззубым массовым искусством или арт-хаусом, создающегося назло мейнстриму, как не стремится быть и собственно настоящим искусством. Вынесенная в эпиграф фраза Петра Стаматина, вечно пьяного создателя Многогранника и Лестниц в небо, который цитирует Ларошфуко, правдива — несовершенность порой впечатляет гораздо сильней, чем избыточная законченность.

«Мор.Утопия» не требует по-особенному к ней относиться, не предлагает ее любить, не пытается быть чем-то. Она нарочито искусственна, но благодаря ей ты чувствуешь себя живым. В этом ее прелесть. Как знать, может быть, после «Мор.Утопия» вы станете иначе относиться к жизни?

► Высококлассный фан-арт по игре.
Комментарии
Загрузка комментариев