Экономические стратегии. То, о чем раньше можно было только мечтать.

Экономические стратегии. То, о чем раньше можно было только мечтать.

Вне компьютера — Экономические стратегии. То, о чем раньше можно было только мечтать.
"...почему-то считается, что настольные игры в стиле Civilization не найдут спроса в нашей стране. Однако иностранные производители думают иначе. Уже в этом году нам предстоит увидеть на прилавках магазинов русскоязычные (!) версии известнейших настольных
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Вне компьютера
Экономические стратегии. То, о чем раньше можно было только мечтать.
   В статье "Загадка НПИ, или Несколько непечатных слов о настольно-печатных играх" ("Игромания" №9 за 2001) я писал о самой популярной западной настольно-печатной игре. Старой, как мир, "Монополии" (Monopoly), которую придумал Чарльз Дэрроу в период депрессии (и поначалу реализовывал среди друзей малым тиражом,
122 Kb
изготовленным у себя в гараже).
   То, что на вершине настольно-игровых хит-парадов до сих пор стоят экономические стратегии, — факт знаменательный. Ведь в отличие от варгеймов и карточных игр эти игры — не деструктивные, а креативные. Проще
говоря, в них реализуется принцип "ребята, давайте жить дружно", давайте друг друга не переубиваем, а "перестроим"! Станем не воинами, а ремесленниками, не генералами, но зодчими. Особенно преуспели в продвижении этой идеи немцы. Развивая и усложняя идеи, заложенные еще в "Монополии", они нарядили их в эффектные средневековые костюмы, ухитрившись при этом сохранить игровой пацифизм. Присутствие в их играх всяческих "набегов" и "турниров" — чистая условность. Боевки как таковой просто нет (иногда даже и хочется добавить, но — поневоле сдерживаешь в себе агрессию).
   Игры фирм Kosmos, Ravensburger, Hans-im-Glueck, Goldsieber"Мешок перца", "Князья Средиземноморья", "Ренессанс", "Состязание зодчих". За такой игрой вы сидите — а денежки идут. И просыпается в вас наследственная память о благословенных временах, когда ваш дальний предок по теткиной линии собирал оброк, возводил башни и расплачивался звонкой монетой, предварительно попробовав ее на зубок.
   
Пока в России подобные продукты практически не известны: почему-то считается, что настольные игры в стиле Civilization не найдут спроса в нашей стране. Однако иностранные производители думают иначе. Уже в этом году нам предстоит увидеть на прилавках магазинов русскоязычные (!) версии известнейших настольных шедевров. То, о чем раньше можно было только мечтать. Цена на них колеблется в пределах 20-40 у.е. Дорого? Да нет — дешево, на самом деле. Одна подобная игра способна с головой увлечь вас на год и много больше. Годы тестинга позволяют создать игровой шедевр, за кажущейся простотой которого скрывается напряженный труд разработчиков. Качество картона, фишек, карточек — на максимальной высоте. А поскольку играть лучше всего втроем-вчетвером, то сумму при совсем уж малых финансах можно дробить на компанию. Но, впрочем, что мы все о материальном — давайте ближе к делу!

   Катанские поселенцы (The Settlers)

   ...На пустынный берег накатывались волны. Остров Катан... Наша новая родина. Нам будет трудно поначалу,
но мы будем работать, строить дома и растить хлеб, копать руду и стричь овец...
78 Kb
И мы создадим свою цивилизацию. И о нас заговорят во всем мире. Мы — Катанские Поселенцы!
   Несомненно, все любители стратегий играли в компьютерных The Settlers. Однако не все знают ее происхождение. Она основана на суперпопулярной немецкой игре Die Siedler von Catan. Эта экономическая стратегия на тему средневековья была создана в 1994 году для фирмы Kosmos знаменитым геймдизайнером Клаусом Тойбером, на чьем счету более 25 игр.
   Главное достоинство игры — ее многовариантность (вполне сопоставимая с компьютерными играми), которая обеспечивается нестационарным игровым полем. Перед каждой игрой из отдельных гексагонов (шестиугольных карточек) собирается
карта острова Катан, затем сверху накладываются жетоны, определяющие уровень полезных ресурсов. Как итог, возможна уйма вариантов игровых полей.
   Игрок начинает уже не в качестве бедного землевладельца.
86 Kb

   Представьте себе, что вам достался в наследство свой участок Катана. Ваша недвижимость — поселение и дорога (их роль в игре исполняют простые, но стильные деревянные фишки). К ним примыкают гексагоны местностей, с которых вы можете получать ресурсы. Их всего 5 типов: хлебные поля; горы с рудными шахтами; стада овец, дающих шерсть; леса, производящие древесину; и холмы с разработкой глины.
   В течение вашего хода вы можете получать ресурсы, меняться ими с другими игроками, строить дороги, поселения и города. Количество ресурсов определяет бросок двух кубиков. Причем выпавшее число обозначает не сумму, а номера гексов, которые работают на этом ходу. Если ваше поселение, дорога или город граничат с этим гексом — получите карточки древесины,
127 Kb
шерсти, хлеба, кирпичей или руды. Торгуясь ресурсами с другими, вы устанавливаете любую цену (хоть спекулятивную!). А вот с "заморскими купцами" не поторгуешься — это значит, что в каждой вашей гавани вы меняете только те ресурсы и в тех пропорциях, что там написаны. Наконец, вы можете строить дорогу (цена: кирпичи + древесина), поселения (кирпичи + древесина + шерсть + хлеб) или города (3 руды + 2 хлеба), которые являются "апгрейдом" поселений.
   За ресурсы приобретаются и карты развития. Их три типа: "прогресс" (например, Монополия или Год изобилия), "солдат" (позволяет вам "блокировать" гексы и отнимать чужие ресурсы) и "победные пункты", которые дают различные постройки.
   Выигрывает игрок, набравший 10 или более "победных пунктов". Их определяет количество ваших поселений, карты развития и бонусы за самую большую армию и самую длинную дорогу.
66 Kb

   Die Siedler von Catan получила 1-й приз на конкурсе Deutscher Spiele Preis в 1995. Игра быстро стала культовой, появились турниры,
теоретическая литература и общества, посвященные "Сеттлерам". В игровых клубах и просто дома на столе люди осваивали территории и разрабатывали ресурсы.
    Успех породил игровые расширения. Появились сеты Staedte & Ritter ("Города и рыцари"), Seefahrer ("Мореход"), затем исторические варианты — Alexander der Grosse (об Александре Македонском), Cheops (о Древнем Египте) и т.д. Для фанатов начали издавать специальную газету, посвященную любимой игре, — с новостями о турнирах и собственными фэнскими сценариями. Появилась компьютерная версия — та самая The Settlers, прославившая игру за пределами Германии. А англоязычная настольная версия в США стала лучшей игрой 1996 года (американцы адаптировали абстрактный сюжет под свои исторические реалии — завоевание Нового Света). Она производится фирмой Mayfair под названием Settlers of Catan.

   Карты для поселенцев

   Когда же на игровой рынок ворвался новый фаворит
— MTG,
6 Kb
и игровые фирмы начали срочно осваивать карточный жанр, компания Kosmos не осталась в стороне. Тем более что ничего не нужно было придумывать на голом месте. Система Siedler как никакая другая подходила для переложения на карты.
    Однако вышедшее в 1996 году под скромным названием Die Siedler von Catan: Das Kartenspiel новое творение Тойбера стало совершенно самостоятельным игровым продуктом. Здесь игрок действует не на всем Катане, а в определенном его участке, и может более детально обустраивать свои города и поселения: строить кузни и мукомольни, монастыри и библиотеки, спускать на
воду торговый флот и проводить водопровод. А также предпринимать иные действия: скажем, придворный алхимик нахимичит гору золота, а хитрый торговец уболтает противника поменяться сырьем в вашу пользу. Можно даже, как радикальное средство, заразить города моровой язвой.
    И все это делается с помощью карточных колод необычной, квадратной формы (реклама не врет — "Quadratisch, praktisch, gut!").
Тойбер не скрывал влияния Гарфильда — карты угодий Катана тоже можно "тапать", как в MTG, но не в одну, а во все четыре стороны! На сторонах карты изображены символы сырья данного угодия: 3, 2, 1 и 0 (пусто). На карте леса — это поленницы дров, на карте холмов с глиной — кирпичи, и т.п. Какой стороной карта повернута к игроку — столько он и получает на этом ходу.

19 Kb 16 Kb

    Успех карточной версии был не меньший, чем у настольного первоисточника. После базового набора для двух игроков вышел Turnier-Set, затем пошли бустера (да-да!), из которых в Катан потянулись гурьбой авантюристы с интригами и маги со спеллбуками. Началось турнирное движение (вполне сопоставимое с MTG), наконец, появилась компьютерная версия Catan: das Kartenspiel, еще раз подтвердившая абсолютную самобытность карточных "Сеттлеров".

82 Kb 128 Kb


   Замок Каркассон, или Строительное домино

   Дорога из монастыря Святой
Каталины шла полем и обрывалась на повороте.
93 Kb
Я выставил на ней Жана, верного человека (я знал, что он нечист на руку, но только не со мной — своим патроном). Теперь главное — провести дорогу хотя бы до перекрестка — и она будет моя! Тут мой соперник — местный барон — решил основать город, но, как всегда, средств хватило только на один квартал. Если удастся, город дострою я и посажу туда Этьена де Буа, своего рыцаря. Правда, долгострой на нашей "каркассонщине" — не редкость, особенно когда какой-нибудь нерадивый зодчий потянет крепостную стену в бездорожье или, наоборот, дорогу упрет в пустоту...
118 Kb

   Каркассон — это небольшой город на юге Франции, известный своими
виноградниками, а главное — архитектурными памятниками Верхнего города (времен Древнего Рима) и Нижнего (XIII века). Его величественный замок прославился во времена Крестового похода против альбигойской ереси.
    Очарованный красотой местных фортификаций,
начинающий разработчик игр Клаус-Юрген Вреде посвятил этому городу игру Carcassonne и издал ее в фирме Hans-im-Glueck. С "Сеттлерами" у нее есть две общие черты: и та, и другая — средневековые стратегии; и у той, и у другой — модифицируемое игровое поле. Но на этом сходство заканчивается. "Каркассон" проще, но не менее азартен. Это самое складное поле — основа игрового движка. Игру можно определить как помесь паззла с двухмерным домино. Каждый квадратный элемент прикладывается к другому только определенной стороной — либо зеленым полем, либо дорогой, либо городской стеной. Таким образом, на столе складывается карта каркассонского административного округа. Каждый игрок может попытаться выложить определенный законченный участок карты, будь то город (ограниченный крепостной стеной), дорога (ведущая по возможности не в никуда), монастырь (желательно с угодьями не менее 9 квадратов) или же просто зеленое
47 Kb
поле. И тогда его вассалы могут контролировать эти области. Города подчиняются рыцарям, монастыри — монахам, поля — крестьянам (почти как в ленинском Декрете), а дороги — угадайте, кому? Особенно если дорога большая? Ну естественно — разбойникам! Впрочем, эти названия условны, и все ваши приверженцы — всего лишь одинаковые фишки вашего цвета. Но когда на столе из ничего постепенно вырастает целый ландшафт, вы начинаете испытывать собственнические инстинкты...
    "Каркассон" удачно соединяет в себе чисто логическую игру-головоломку с элементами экономической стратегии в обаятельном средневековом антураже. Не зря он стал "Лучшей игрой 2001 года".

   Испанский гранд, или Люди-кубики

   Подобно тому, как Вреде увлекся Францией, другие известные геймдизайнеры, Вольфганг Крамер и Рихард Ульрих, — явные испанофилы. Средневековой Испании посвящена не одна их
136 Kb
игра ("Кабальеро", "Великий Инквизитор", "Король и интриган"). Но самая знаменитая — "Гранд” (El Grande), выпущенная той же фирмой Hans-im-Glueck. Она получила премию "Игра года-96".
   Испания, XV век. Страна раздроблена на удельные графства и княжества: Арагон, Галисия, Севилья, Валенсия, Каталония, Старая и Новая Кастилии, Страна басков и, наконец, Гранада. Народ горбится под гнетом аристократии, особенно верхушки родовой знати (грандов), и их вассалов, знати средней руки (кабальеро). И каждый стремится возвыситься над соседями, достичь могущества и власти. А для этого нужно влияние при королевском дворе.

   ...И вот дон Диего Дель Верде начал действовать. Сначала он призвал одного своего кабальеро из глубинки, затем, воспользовавшись сильным авторитетом при дворе, уговорил короля Фердинанда переехать в Валенсию.
145 Kb
При оказии Дель Верде послал своих людей в Галисию, Арагон и Старую Кастилию. Дон Бенисио Д’Оро также не остался в стороне от политических игр. Заручившись поддержкой трех своих провинций, он объявил сбор податей. В Галисии Дель Верде получил немало золота, зато Д’Оро нажился в Каталонии. А дон Хорхе Д’Азоро из Севильи собрал больше всех — что ж, дома и стены помогают. Но тут коварный дон Альфредо Де Россо интригами и клеветой уронил авторитет своих соперников в глазах королевы Изабеллы, и девятерых их кабальеро выслали в глушь...
   Примерно так и проходит El Grande, "игра для искусных стратегов", как определили ее жанр авторы. На стилизованном под древнюю карту игровом поле группируются гранды (деревянные кубики разных цветов), их кабальеро (кубики поменьше —
их целых 155), король (большая деревянная фигура) и кастильо.
   Последнее — необычная вещь. Высокая башня из толстого картона, выполняющая функцию "черного ящика": никто не видит, сколько и чьих кабальеро можно в нее положить за игру. В игре вообще много оригинального инструментария. Например, "секретные диски" со стрелками (нужные для того, чтобы игроки делали закрытые "ставки" на тот или иной регион) или "дорожка успеха", бордюром идущая по краю поля.
   Оригинальны также карты — власти и действия. Они двухфункциональны — с одной стороны, обладают чисто арифметическим значением (число символов кабальеро на них означает число возможных передвижений маленьких кубиков: из запаса — в руку, из руки — на стол, из одной части поля — в другую). Помимо этого, карты власти определяют право выбора карт действия (по старшинству). Это очень удобно — игрок может из 5 открытых карт действия выбрать одну с наиболее выгодным для него эффектом. А эффекты таковы: "интрига", "упадок авторитета",
"изгнание" (все в основном — для передвижения своих и чужих кабальеро по карте), "особое начисление" (свободный выбор выгодного региона для подсчета очков), наконец, "вето" (отмена эффекта другой карты).
   Игра ведется в 6 или 9 раундов, после каждого третьего — подсчет очков. При этом учитывается и количество кабальеро в областях и внутри кастильо (а за игру каждый может насыпать их туда сколько захочет), и линии начисления очков каждого региона, и ставки игроков на "секретных дисках" (правильно ли он угадал область, наиболее подходящую для перевода своих кабальеро). Наконец, добавляются бонусы: за Родину, за Ста... то есть за короля! Выигрывает тот, кто продвинул свою фишку дальше других по "дорожке успеха".
   "Гранд" — наиболее навороченная игра из перечисленных. Но тем она и хороша — знание правил не освобождает от стратегии. А вот выработка наиболее выгодного стиля игры — дело сугубо индивидуальное. И если
117 Kb
настольная игра (то есть игра, в отличие от коллекционной, состоящая из ограниченного числа атрибутов) дает такую возможность, значит, она — супер.

   * * *

   Я привел примеры только четырех
игр из огромного числа западных экономических настолок, посвященных средневековью. Подобных им отечественных игр днем с огнем не сыщешь. Что ж, есть куда расти. Особенно если на нашем игровом рынке начнется конкуренция со стороны не только MTG, но и таких шедевров, как Die Siedler von Catan и El Grande.
   Москвичи уже имеют шанс поиграть в них в новом клубе "Лабиринт" (его координаты постоянно публикуются на нашем компакте, и, как видите, есть отчего). Пока они распространяются только в английском варианте, но правила на русском прилагаются. Мы же с нетерпением ждем полноценных русских локализаций. Следите за новостями — объявим как только, так сразу!
Комментарии
Загрузка комментариев