Хочу в игровые сценаристы! Как быть?

Хочу в игровые сценаристы! Как быть?

Спец — Хочу в игровые сценаристы! Как быть?
Что делать тем, кто хочет участвовать в разработке игр, умеет придумывать классные истории и хорошо владеет словом, но не знаком с кодом? Становиться сценаристом!
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Спец
Хочу в игровые сценаристы! Как быть?

Каждый, кто хотя бы однажды искал работу сценариста в игровом проекте, знает, что это совсем не тот случай, когда можно зайти на популярный сайт с объявлениями, выбрать интересную вакансию, откликнуться на нее, прекрасно проявить себя на собеседовании и оперативно приступить к работе. Тут все сильно иначе.

Начнем с того, что вакансия сценариста игр в открытом доступе — большая редкость. Специалистов в этой узкой сфере совсем мало, и студии хорошо с ними знакомы. Брать человека со стороны всегда более рискованно, чем поручить дополнительную работу внутреннему сотруднику (геймдизайнеру, к примеру). Игровые студии иногда вообще не понимают, зачем им сценарист, или вспоминают о нем, когда игра почти готова и надо прикрутить к ней какой-нибудь сюжет. Претенденты тоже бывают разными: кто-то не понимает, в чем суть сценарного мастерства, а кто-то вообще не играет в видеоигры.

Как и во многих других сферах, проблему можно решить, оказавшись в правильном месте в правильное время и с правильными людьми. Найти ответ на вопрос, как стать игровым сценаристом, нам помогли люди, которым удалось достичь определенных успехов в отечественной игровой сценаристике, в нарративном и геймдизайне.

Инструкцию по применению подготовили Сергей Волков и Дарья Бурашникова из рекрутингового агенства Spice Recruitment.

Участники дискуссии:

Мария Кочакова — сценарист Social Quantum, работала над Skyforge, Tanat online, социальными и мобильными играми Mail.ru.

Алина Браздейкене — нарративный дизайнер в Signus Labs, Rhapsody Games, «Новые медиа».

Дмитрий Тихонов — сценарист в Panzar Studio.

Сергей Чекмаев — писатель-фантаст, участвовал в создании S.T.A.L.K.E.R., World of Tanks и Prime World.

Богдан Середа — блогер, нарративный дизайнер Empathy Box.

Ярослав Сингаевский — гейм- и нарративный дизайнер Red Beat.

Антон Михайлов — ведущий геймдизайнер Tortuga Team.

C чего начать?

Прежде чем идти к цели, нужно понять, к той ли цели ты идешь, то есть разобраться, чем на самом деле занимаются игровые сценаристы. Начать можно с терминологии. В интернете масса полезной информации в формате подкастов и записей докладов с профильных конференций — познакомиться с ними не только полезно, но и интересно. У всех состоявшихся сценаристов истории разные: кому-то повезло найти вакансию, кто-то пришел с телевидения, кто-то — из литературы. Всех объединял интерес к индустрии.

Мария:


«Начать стоит с изучения индустрии. Если вы систематически не играете в игры, но игровым сценаристом быть хочется, немедленно начинайте играть, читать Gamasutra, «Хабр», DTF, слушать подкасты «Как делают игры» и RadioFlazm. Вам надо знать, как все это работает. Какими средствами игры рассказывают истории, как разработчики эти средства создают. Если же вы давно в теме, играете в разное, читаете-слушаете и грезите о том, как попасть в индустрию именно в роли сценариста, — ищите вакансии и устраивайтесь. Вот прямо сразу! На досуге можно поделать модификации или инди, поводить ролевые игры. И — оп! — вы уже игровой сценарист».

Дмитрий:


«Я попал в сценаристику самым обычным путем — увидел на одном из профильных сайтов (вроде бы gamedev.ru, хотя могу ошибаться) объявление о том, что требуется сценарист компьютерных игр. Составил резюме и отправил, после чего выполнил тестовое задание и был благополучно принят. Никаких приключений, никакой мистики».

Ярослав:


«Я участвовал в самом первом литературном конкурсе рассказов по мотивам S.T.A.L.K.E.R. Лучшие конкурсные работы издали отдельным настоящим бумажным томиком. Мой рассказ в него не включили, зато он попался на глаза руководителю только появившейся студии, который как раз искал сценариста и игрового дизайнера. Вот так я стал сценаристом».

► #GamesNightSPB: открытие и круглый стол «Сценарии MMO-игр».

Какими талантами нужно обладать изначально, а чему следует научиться дополнительно?

Умение складно писать и чувство текста играют очень важную роль. Как правило, наличие или отсутствие таланта облекать мысли в слова можно выявить еще на стадии школьных сочинений, но развивать его нужно постоянно. Придется много учиться, без самодисциплины тут не обойтись.

Сценаристика всегда подразумевает работу в команде, нужно быть гибким и адекватно воспринимать критику — если эти навыки в зачаточном состоянии, придется их развивать. Умение писать качественные тексты тоже нуждается в тренировке: читайте много хороших книг и хорошую периодику — на русском и английском.

Мария:


«Сценаристом быть трудно, это — фронтир. Никто ничего не сделает за вас, и вам самим придется осваивать приемы, вырабатывать техники. Причем для каждого проекта — свои. Эта профессия не для ленивых. От игры к игре все будет меняться, даже форма записи, — здесь нет сценарного формата. Вам придется осваивать навыки, очень далекие от «писательских», — разбираться в игровых механиках и хотя бы в теории знать, как они создаются программистами, осваивать физику и математику, познавать тонкости работы художников и композиторов, нюансы озвучки, анимирования, локализации. Вам нужно будет тестировать игры самим и дружить с тестировщиками, проверяющими вашу работу на прочность. Нужно и маркетинг понимать, не только психологию персонажей, но и психологию аудитории, законы рынка. И это не считая знания истории, естественных наук, искусства, которые нужны вам как сценаристу. Эта профессия, как, впрочем, и остальные профессии геймдева, — синтетическая. Здесь сложно быть узким специалистом, надо быть немного «энциклопедистом».

Антон:


«Сначала нужно понять, что это за проект, какую роль в нем играют сюжет, персонажи, общее окружение. Ведь сценарист может не только написать захватывающую историю, но и помочь придумать необычные сцены или ярких персонажей. Определив роль сценаристской работы в проекте, стоит подумать над тем, как улучшить игру с точки зрения повествования. Изложить свое видение в документе и предоставить команде или руководителю проекта. Любую игру можно обогатить не только сюжетом, но и интересными подходами к подаче игрового процесса. Если реализация подобных идей укладывается в бюджет, руководитель проекта не станет вам отказывать. И вот здесь вы получите в свои руки безграничную власть! (зловеще смеется)».

Где получить профильное образование и где пройти стажировку?

Чаще всего игровые сценаристы — талантливые самоучки. Вузы их не готовят и едва ли скоро начнут. Однако некоторые учебные центры — например, школа компьютерной графики Scream School — организуют мастер-классы профессионалов этой области. Существуют и зарубежные программы подготовки, а тем, кто не готов себе это позволить, поможет «Нарраторика» — экспериментальная школа игровых сценаристов. Базируется она пока в Калининграде, но большинство активностей — онлайновые, и участвовать в них может любой желающий.

Стажировка — хорошая возможность получить полезные навыки на практике, но попасть на нее — нелегкая задача. Запросы на стажеров от компаний поступают довольно редко, и нужно внимательно следить за новостями индустрии и пабликами компаний, чтобы не упустить момент.

Алина:


«Я закончила факультет международных отношений — мне очень нравилась история. Пока училась, мы с мужем начали снимать короткометражное кино своими силами. «Стажировалась» я, вкалывая по двенадцать часов на телевидении, параллельно дома писала сценарий полнометражного фильма. После этого меня взяли на мою первую большую работу в геймдеве. Сейчас все проще — у молодых сценаристов есть возможность стажироваться в игровых компаниях, не имеющих бюджета на ставку сценариста».

► #GamesNightSPB, круглый стол «Инструментарий: библии, редакторы диалогов, вики».

Есть ли шанс делать игры у чистых гуманитариев, умеющих хорошо писать?

Важно перестать мечтать и начать трудиться. Тут все решает портфолио: некоммерческие проекты тоже могут эффективно работать на ваш имидж, если они выполнены качественно.

В портфолио могут быть не только сценарии, но и модификации к играм, примеры работ в качестве геймдизайнера. Ну и конечно же — ваши литературные труды. Главное — брать тексты покороче, в разных жанрах и формах.

Сергей:


«Я был одним из первых фантастов, кто начал работать с игровой индустрией. Меня пригласили в один проект (TimeZero), который к тому моменту уже три года нарабатывал рабочий контент. Мне пришлось переписать большую часть готовых материалов, создавать биографии персонажей, новые территории и т.д. А закончилось все полномасштабной новеллизацией».

Богдан:


«Разработка игр подразумевает множество занятий, и шанс есть у всех. «Чистые» гуманитарии перестают быть таковыми после столкновения с процессом разработки. Именно потому вам нужно столкнуться с ним побыстрее.

Пишете отличные истории? Найдите команду энтузиастов и проверьте это. Сделайте маленький проект, а еще лучше — модификацию к любимой игре. Умение работать в команде очень важно. Не получится — сочиняйте новости для игровых сообществ. Новости — это тоже маленькие истории. Немного умеете рисовать? Займитесь 3D-моделированием.

Параллельно читайте профильные статьи, пока буквы изо рта не полезут. Попробуйте себя в деле со всех сторон. Через несколько лет вы поймете, что вам хорошо удается и куда двигаться дальше. За реальными примерами стоит сходить в подкаст Сергея Галёнкина. Там их рассказывают в каждом выпуске».

Какие читать книги, отслеживать ресурсы, посещать тусовки?

Чем больше информации вы получите, чем больше людей узнаете, тем лучше. Как только встречаете интересный паблик по теме — подписывайтесь; как только появляется возможность посетить или выступить волонтером на конференции — вперед!

Мария:


«Gamasutra, DTF, Хабрахабр, блоги Дэвида Гейдера, Алины Браздейкене, мой, много интересных и полезных материалов публикуется в группе «Нарраторики» во «Вконтакте».

Тусовки — да хоть на все! Знакомьтесь где только можете. Из конкретных мероприятий могу назвать конференции DevGAMM и КРИ, Devmeet и PiterArtDays в Питере, открытые лекции ScreamSchool в Москве, GamesNight и DevNight, которые проводятся в разных городах. О ближайших мероприятиях теперь очень удобно узнавать здесь».

Алина:


Читать можно книги по драматургии, киносценариям (например, «Спасаем кошку») и по геймдизайну. Матчасть с разными рекомендациями появилась и в сообществе сценаристов «Нарраторика». Сам мир российских сценаристов очень недружелюбен, но, когда одолеешь трудный порог входа, оказывается, что ребята на самом деле милые и душевные.

Насколько высок спрос на сценаристов? Есть ли вообще у студий понимание того, насколько важен сценарист?

Спрос на функционал высок, но редко выходит за пределы самой студии и ее ближайшего круга контактов. Не все студии осознают необходимость привлечь сценариста к проекту, а некоторые команды не могут себе позволить нанять для этих задач отдельного сотрудника.

В последние годы, правда, ситуация меняется к лучшему, многие перенимают западный опыт и уделяют сценариям и сценаристам больше внимания. На отечественном ТВ, например, статус сценариста очень высок. Там сценаристика развивалась долгие годы, и накопился хороший опыт — осталось взять и применить.

Мария:


«Спрос, к сожалению, низок, но и качество предложения настолько низко, что я даже не знаю. Обычно вакансия бывает раз в пару месяцев, на нее тут же падает ворох ответов, из которых 99% жуткий шлак. Так что, если у вас есть голова на плечах, вы пробьетесь.

Не у всех студий есть понимание, насколько важен сценарист. Но и не у всех сценаристов есть понимание, насколько сценарист-узкопрофильник не важен. У каких-то студий и сценаристов такое понимание есть — постарайтесь попасть в эту команду».

► #GamesNightSPB, круглый стол «Сценарии single-player игр».

Каких ошибок на пути в сценаристы следует избежать?

Как бы сложен и тернист ни был «путь самурая», пройти его можно, особенно если удастся заручиться поддержкой «взрослого» сценариста, который поделится опытом и поможет оценить портфолио и тестовое задание, подскажет, как избежать очевидных ошибок.

Алина:


«Основная моя ошибка — поддаваться на уговоры, перекраивая сюжет под геймплей, и переписывать сюжет больше трех раз».

Мария:


«Я думала, что можно работать сценаристом и не играть в игры. Вылечили на первой же работе в студии. Это даже не вопрос вкуса или там убеждений. Вы просто не сможете писать для игр, не играя в них. У меня, во всяком случае, не получается.

Думала, что можно работать сценаристом и не знать индустрии. Вылечилась, когда захотела сделать собственную игру.

Думала, что могу потянуть любой жанр и спектр работ, если вот чуть-чуть еще больше сил приложить. Выяснила, что не могу. ММО — не мое. Не идите в жанры, которые вам не нравятся, которых вы не понимаете.

Думала, что достаточно теории, чтобы успешно перейти к практике. Обломалась на том, что потерпела фиаско с практикой, даже прекрасно понимая теорию. Это как понимать принцип игры на пианино, но сесть за него и не сыграть ни одной мелодии, хотя слышал их сотни раз».

* * *

Конечно, в отечественном геймдеве очень сложно быть исключительно сценаристом. Разве что вы состоявшийся писатель со множеством публикаций. Так что очень желательно уметь что-нибудь еще.

Впрочем, тенденции постоянно меняются: рынок растет, индустрия — тоже, и все скоро может измениться. Ну а пока просто придерживайтесь правил, изложенных нами в статье, и ваш путь к славе станет немножечко легче.

Комментарии
Загрузка комментариев